Напоминание

"Луковая история"


Автор: Полетавкина Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия № 3
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Учебно-исследовательский проект
Тема: "Луковая история"
Раздел: начальное образование





Назад




1

СЛАЙД 1

На уроках литературного чтения первого класса, изучая раздел устного

народного

творчества,

наше

внимание

привлекло

огромное

количество

загадок, пословиц и поговорок о самом вроде бы простом и всем известном

растении – о луке.

И сразу возникли вопросы:

Когда люди узнали о таком растении как лук?

Как лук появился на Руси?

Почему лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща?

Какие свойства лука описываются в русском фольклоре?

Действительно ли лук так полезен как о нём говорится?

Мы решили заняться данной проблемой и изучить растение лук.

Свой исследовательский проект мы назвали – «Луковая история».

СЛАЙД 2 (читаем по слайду)

Желание

исследовать

растение

появилось

не

случайно.

Проблема

исследования обусловлена существующим для нас противоречием:

с одной стороны, все ребята знакомы с таким растением как лук,

а с другой стороны, оказывается, мы

абсолютно не знаем о его

огромных полезных свойствах.

СЛАЙД 3 (читаем по слайду)

Поэтому, объектом

исследования

для

нас

стало

растение

лук.

Предметом исследования – обеззараживающее действие фитонцидов.

СЛАЙД 4 (читаем по слайду)

Цель нашего исследования – выяснить некоторые полезные свойства

лука и опытным путём доказать их влияние на живые организмы.

Для

реализации

поставленной

цели,

мы

составили

план

работы

и

определили Основные задачи:

СЛАЙД 5 (вы видите на экране не называть их)

Ознакомиться с литературой, как источника информации об историческом

прошлом растения.

2

Познакомиться

с

произведениями

устного

народного

творчества,

посвящёнными луку.

Познакомиться с биологическими особенностями репчатого лука, пользы

и применения в жизни человека.

Разработать и провести анкету по теме исследования.

Провести

эксперименты,

выявляющие

биологические

особенности

растения.

СЛАЙД 6

Чтобы правильно понять объект нашего исследования, мы вначале решили

познакомиться с историческими данными о нём.

Вот, что мы узнали.

Уже первобытные люди обращали внимание на дикий лук. Выращивать

его начали за 4000 лет до нашей эры. Предполагают, что его родина - Юго-

Западная Азия, откуда лук

распространился в соседние страны: Индию,

Китай, Грецию. Уже древние греки почитали лук как растение, приносящее

здоровье.

В древней Индии лук не ели, хотя знали о его свойствах и пользовались

им как лекарством.

В

Европе

лук

первоначально

был

только

приправой,

затем

стал

незаменимым для ежедневного питания.

Луку воздавали почести как божеству.

В Египте лук был символом энергии и бессмертия, поэтому его ели в

большом количестве. В давние времена он был талисманом жизни, доблести и

силы. Древние египтяне носили луковицу на груди как талисман, надежно

предохраняющий

от

злого

глаза,

колдовских

чар,

ранения

в

бою,

они

изображали его на своих памятниках.

Затем

стали

известны

целебные

свойства

лука.

Знаменитый

древнегреческий врач Гиппократ готовил из лука (в сочетании с мёдом)

разнообразные лекарства.

В России эту культуру возделывают с 19 века. На Руси был даже

такой праздник День Луки. В этот день лук высаживали на грядки.

В Киевской и Московской Руси лук выращивали повсеместно. Особенно

много лука потребляли на Руси во время эпидемий чумы, холеры, тифа.

3

Но одних исторических сведений для исследования мало. Так же мы

выяснили биологические особенности этого растения.

СЛАЙД 7 ДИАГРАММА.

После знакомства с литературой, мы вместе с нашим руководителем

составили

вопросы

анкеты

и

попросили

ответить

на

вопросы

наших

одноклассников. Всего приняли участие в анкетировании 32 человека.

В анкету мы включили следующие вопросы:

1.

Знаете ли вы, что лук является важным пищевым продуктом?

2.

Знаете ли вы, что лук растение лекарственное?

3.

Часто ли вы употребляете лук в пищу?

4.

Знаете ли вы, что лук может справиться с плесенью?

5.

Как вы думаете, полезна ли луковая шелуха?

В

результате

проведенного

опроса

удалось

установить

следующее:

практически все дети знают о ценных пищевых и лекарственных свойствах

лука.

Из 32 опрошенных школьников нашего класса на вопрос: Знаете ли вы, что

лук является важным пищевым продуктом?

Все ответили – Да.

На второй вопрос: Знаете ли вы, что лук растение лекарственное?

Также все ответили – Да.

На третий вопрос: Часто ли вы употребляете лук в пищу?

17 человек ответили – Нет,

13 человек дали ответ: Иногда,

2 человека – каждый день.

На четвёртый вопрос: Знаете ли вы, что лук может справиться с плесенью?

Все ученики ответили – Нет.

4

И на пятый вопрос: Как вы думаете, полезна ли луковая шелуха?

Все ученики ответили – Не знаю.

СЛАЙД 8 Эксперимент №1

Что бы проверить,

действительно ли луковая шелуха полезна для

растений мы провели опыты.

В два горшочка мы решили посадить одинаковое растение – хлорофитум.

Для посадки взяли землю с нашего двора. В один горшок (контрольное

растение) луковую шелуху не добавляем, а во второе (экспериментальное) –

немного

подсыпем

размолотой

щелухи.

Оба

растения

находятся

в

одинаковых условиях освещения, полива и температуры. Через 2 недели

делаем первое сравнение:

Экспериментальное растение чувствует себя лучше – листья упругие,

зелёные. Контрольное растение осталось без видимых изменений, но роста и

развития не наблюдается.

Через

2

недели

проводим

повторное

исследование:

экспериментальное

растение

развивается

очень

хорошо,

наблюдается

рост.

В

контрольном

горшке листья стали менее окрашенными, рост слабый.

Ещё

через

2

недели

делаем

последнее

наблюдение:

экспериментальное

растение

развивается

очень

хорошо,

а

контрольный

экземпляр

растёт

медленно, наблюдается пожелтение конца листьев.

Анализ

полученных

результатов:

эксперимент

доказал,

что

размолотая

луковая

шелуха

осуществила

обеззараживание

почвы,

взятой

с

улицы,

поэтому растение в горшке с добавлением шелухи развивается лучше.

СЛАЙД 9 Эксперимент №2

Возьмём кусок заплесневевшего хлеба, разделим его пополам. Один

оставим без изменения, поместим в пластиковый контейнер. Второй кусок

поместим, так же, в пластиковый контейнер и на плесень капнем отжатый

луковый

сок

и

ещё

туда

положим

разрезанные

луковицы.

Оставим

оба

контейнера на неделю в одинаковых условиях: поддержание влажности в

контейнере и температура.

Анализ

полученных

результатов: в

первом

контейнере,

где

лук

отсутствовал, плесень вся стала чёрной и её стало намного больше. Во

5

втором контейнере, где находился лук, мы увидели чёрные точки только в

одном месте, плесень почти не изменила своего цвета, но и не увеличилась в

размере.

Следовательно,

вещества,

содержащиеся

в

луке,

мешают

развиваться плесени.

СЛАЙД 10

Общий вывод по работе: репчатый лук является уникальным растением,

которое

человек

широко

использует

в

своей

жизни

в

качестве

продукта

питания и

лекарства. В составе сока растения содержатся специальные

вещества

фитонциды,

которые

способны

губительно

действовать

на

плесневые грибы и микроорганизмы. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Пока

шло

время

нашего

эксперимента,

мы

собрали

интересный

материал упоминания о луке в устном народном творчестве. Предлагаем

познакомиться с ним в приложении к нашей работе.

В перспективе исследования …….



В раздел образования