Автор: Полетавкина Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия № 3
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Учебно-исследовательский проект
Тема: "Луковая история"
Раздел: начальное образование
1
СЛАЙД 1
На уроках литературного чтения первого класса, изучая раздел устного
народного
творчества,
наше
внимание
привлекло
огромное
количество
загадок, пословиц и поговорок о самом вроде бы простом и всем известном
растении – о луке.
И сразу возникли вопросы:
Когда люди узнали о таком растении как лук?
Как лук появился на Руси?
Почему лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща?
Какие свойства лука описываются в русском фольклоре?
Действительно ли лук так полезен как о нём говорится?
Мы решили заняться данной проблемой и изучить растение лук.
Свой исследовательский проект мы назвали – «Луковая история».
СЛАЙД 2 (читаем по слайду)
Желание
исследовать
растение
появилось
не
случайно.
Проблема
исследования обусловлена существующим для нас противоречием:
с одной стороны, все ребята знакомы с таким растением как лук,
а с другой стороны, оказывается, мы
абсолютно не знаем о его
огромных полезных свойствах.
СЛАЙД 3 (читаем по слайду)
Поэтому, объектом
исследования
для
нас
стало
растение
–
лук.
Предметом исследования – обеззараживающее действие фитонцидов.
СЛАЙД 4 (читаем по слайду)
Цель нашего исследования – выяснить некоторые полезные свойства
лука и опытным путём доказать их влияние на живые организмы.
Для
реализации
поставленной
цели,
мы
составили
план
работы
и
определили Основные задачи:
СЛАЙД 5 (вы видите на экране не называть их)
Ознакомиться с литературой, как источника информации об историческом
прошлом растения.
2
Познакомиться
с
произведениями
устного
народного
творчества,
посвящёнными луку.
Познакомиться с биологическими особенностями репчатого лука, пользы
и применения в жизни человека.
Разработать и провести анкету по теме исследования.
Провести
эксперименты,
выявляющие
биологические
особенности
растения.
СЛАЙД 6
Чтобы правильно понять объект нашего исследования, мы вначале решили
познакомиться с историческими данными о нём.
Вот, что мы узнали.
Уже первобытные люди обращали внимание на дикий лук. Выращивать
его начали за 4000 лет до нашей эры. Предполагают, что его родина - Юго-
Западная Азия, откуда лук
распространился в соседние страны: Индию,
Китай, Грецию. Уже древние греки почитали лук как растение, приносящее
здоровье.
В древней Индии лук не ели, хотя знали о его свойствах и пользовались
им как лекарством.
В
Европе
лук
первоначально
был
только
приправой,
затем
стал
незаменимым для ежедневного питания.
Луку воздавали почести как божеству.
В Египте лук был символом энергии и бессмертия, поэтому его ели в
большом количестве. В давние времена он был талисманом жизни, доблести и
силы. Древние египтяне носили луковицу на груди как талисман, надежно
предохраняющий
от
злого
глаза,
колдовских
чар,
ранения
в
бою,
они
изображали его на своих памятниках.
Затем
стали
известны
целебные
свойства
лука.
Знаменитый
древнегреческий врач Гиппократ готовил из лука (в сочетании с мёдом)
разнообразные лекарства.
В России эту культуру возделывают с 19 века. На Руси был даже
такой праздник День Луки. В этот день лук высаживали на грядки.
В Киевской и Московской Руси лук выращивали повсеместно. Особенно
много лука потребляли на Руси во время эпидемий чумы, холеры, тифа.
3
Но одних исторических сведений для исследования мало. Так же мы
выяснили биологические особенности этого растения.
СЛАЙД 7 ДИАГРАММА.
После знакомства с литературой, мы вместе с нашим руководителем
составили
вопросы
анкеты
и
попросили
ответить
на
вопросы
наших
одноклассников. Всего приняли участие в анкетировании 32 человека.
В анкету мы включили следующие вопросы:
1.
Знаете ли вы, что лук является важным пищевым продуктом?
2.
Знаете ли вы, что лук растение лекарственное?
3.
Часто ли вы употребляете лук в пищу?
4.
Знаете ли вы, что лук может справиться с плесенью?
5.
Как вы думаете, полезна ли луковая шелуха?
В
результате
проведенного
опроса
удалось
установить
следующее:
практически все дети знают о ценных пищевых и лекарственных свойствах
лука.
Из 32 опрошенных школьников нашего класса на вопрос: Знаете ли вы, что
лук является важным пищевым продуктом?
Все ответили – Да.
На второй вопрос: Знаете ли вы, что лук растение лекарственное?
Также все ответили – Да.
На третий вопрос: Часто ли вы употребляете лук в пищу?
17 человек ответили – Нет,
13 человек дали ответ: Иногда,
2 человека – каждый день.
На четвёртый вопрос: Знаете ли вы, что лук может справиться с плесенью?
Все ученики ответили – Нет.
4
И на пятый вопрос: Как вы думаете, полезна ли луковая шелуха?
Все ученики ответили – Не знаю.
СЛАЙД 8 Эксперимент №1
Что бы проверить,
действительно ли луковая шелуха полезна для
растений мы провели опыты.
В два горшочка мы решили посадить одинаковое растение – хлорофитум.
Для посадки взяли землю с нашего двора. В один горшок (контрольное
растение) луковую шелуху не добавляем, а во второе (экспериментальное) –
немного
подсыпем
размолотой
щелухи.
Оба
растения
находятся
в
одинаковых условиях освещения, полива и температуры. Через 2 недели
делаем первое сравнение:
Экспериментальное растение чувствует себя лучше – листья упругие,
зелёные. Контрольное растение осталось без видимых изменений, но роста и
развития не наблюдается.
Через
2
недели
проводим
повторное
исследование:
экспериментальное
растение
развивается
очень
хорошо,
наблюдается
рост.
В
контрольном
горшке листья стали менее окрашенными, рост слабый.
Ещё
через
2
недели
делаем
последнее
наблюдение:
экспериментальное
растение
развивается
очень
хорошо,
а
контрольный
экземпляр
растёт
медленно, наблюдается пожелтение конца листьев.
Анализ
полученных
результатов:
эксперимент
доказал,
что
размолотая
луковая
шелуха
осуществила
обеззараживание
почвы,
взятой
с
улицы,
поэтому растение в горшке с добавлением шелухи развивается лучше.
СЛАЙД 9 Эксперимент №2
Возьмём кусок заплесневевшего хлеба, разделим его пополам. Один
оставим без изменения, поместим в пластиковый контейнер. Второй кусок
поместим, так же, в пластиковый контейнер и на плесень капнем отжатый
луковый
сок
и
ещё
туда
положим
разрезанные
луковицы.
Оставим
оба
контейнера на неделю в одинаковых условиях: поддержание влажности в
контейнере и температура.
Анализ
полученных
результатов: в
первом
контейнере,
где
лук
отсутствовал, плесень вся стала чёрной и её стало намного больше. Во
5
втором контейнере, где находился лук, мы увидели чёрные точки только в
одном месте, плесень почти не изменила своего цвета, но и не увеличилась в
размере.
Следовательно,
вещества,
содержащиеся
в
луке,
мешают
развиваться плесени.
СЛАЙД 10
Общий вывод по работе: репчатый лук является уникальным растением,
которое
человек
широко
использует
в
своей
жизни
в
качестве
продукта
питания и
лекарства. В составе сока растения содержатся специальные
вещества
–
фитонциды,
которые
способны
губительно
действовать
на
плесневые грибы и микроорганизмы. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Пока
шло
время
нашего
эксперимента,
мы
собрали
интересный
материал упоминания о луке в устном народном творчестве. Предлагаем
познакомиться с ним в приложении к нашей работе.
В перспективе исследования …….