Авторы: Дудник Оксана Ивановна, Исаева Ирина Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1208 им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитательная система класса "Пчелиный город"
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1208
с углубленным изучением английского языка
города Москвы
Социальный проект "Мы играем вместе"
Воспитательная система:
Составители, учителя начальных классов:
Дудник О.И.
Исаева И.В.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка:
В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило,
дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно,
вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой
вопрос: "А кто самый главный человек в школе?" "Однозначно, директор", -
ответило бы большинство из нас. Но все ли так однозначно, если поиском
ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и
другой ответ: "Для меня самый главный человек в школе - это классный
руководитель," - скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов.
И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений
"ребенок - школа" или "семья - школа" нет более ' важной персоны, чем
классный руководитель.
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при
первой и последующих встречах с тобой скажет: " А вы знаете, какие
замечательные дети в нашем классе!" "А у этих замечательных детей,
вероятно, и замечательные родители," - моментально рождается в
родительском сознании продолжение произнесенной учителем фразы.
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу
может рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в
школьной жизни!
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет
увидеть, понять и принять особенности твоего ребенка, помочь ему стать
самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним "я" и с окружающими
его людьми! Однако следует заметить, что классному руководителю сейчас
приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и
социально-экономических преобразований в Российском государстве и
обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную
воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно
занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно
определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической
деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и
способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и
классном сообществе.
Только системный подход может стать эффективным средством обновления
и повышения результативности воспитательной деятельности классного
руководителя.
В нашем учебном учреждении уже построена и успешно функционирует
воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в
классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной
необходимостью.
Уже известно, что на определенном этапе становления общешкольной
воспитательной системы темп системообразования существенно замедляется,
если не уделяется достаточного внимания формированию классных
коллективов, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию
и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых.
Но проблема в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы
для осуществления системного образования и воспитания в начальном классе.
Для решения этой проблемы педагог поставил цель воспитательной системы -
поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом
возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь
на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную,
творческую, коммуникативную, досуговую.
Нельзя также и забывать об актуальной для современной школы проблеме
взаимодействия семьи и школы. Чтобы повысить уровень воспитанности
младших школьников, сформировать положительную мотивацию к учению,
необходимо не только хорошо знать наших воспитанников, но и договориться о
содержании требований, разделить между семьей и школой "сферы влияния".
Очень важно при этом помнить об этике поведения учителя: эта работа требует
осторожности, деликатности и учета особенностей каждой конкретной семьи.
Построение воспитательной системы в начальных классах позволяет не
только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии
педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и
завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и
воспитания школьников.
В то же время вся деятельность по моделированию, построению и развитию
воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы
учащийся в течении четырех лет мог развить личностные качества,
соответствующие сформированному педагогом, учениками и родителями
образу выпускника начальной школы.
Понятие и сущность воспитательной системы.
Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и
компонентов она состоит?
Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-
педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить
в виде таблицы.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса.
Компоненты воспитательной
системы
Составные части (элементы
компонентов)
I. Индивидно-групповой компонент
1. Классный руководитель.
2. Учащиеся класса.
3. Родители учащихся.
4. Педагоги и другие взрослые,
участвующие в воспитательном
процессе и жизнедеятельности
классного коллектива.
II. Ценностно-ориентационный
компонент
1. Цели и задачи воспитания.
2. Перспективы жизнедеятельности
классного сообщества.
3. Принципы построения
воспитательной системы и
жизнедеятельности класса.
Воспитательная
система
класса
-
это
спо соб
организации жизнедеятельности и воспитания членов
классного
сообщества,
представляющий
собой
цело ст ную
и
упоря д оч енную
с о в о к у п н о с т ь
взаимодействующих компонентов между собой с целью
III. Функционально-деятельностный
компонент
1. Системообразующий вид
деятельности, формы и методы
организации совместной деятельности
и общения.
2. Основные функции
воспитательной системы.
3. Педагогическое обеспечение и
самоуправление жизнедеятельностью
классного сообщества.
IV. Пространственно-
временной компонент
1. Эмоционально-психологическая,
духовно-нравственная и предметно-
материальная среда.
2. Связь и отношения классного
сообщества с другими общностями
детей и взрослых.
3. Место и роль класса в
воспитательном пространстве
образовательного учреждения.
4. Этапы становления и развития
воспитательной системы.
V. Диагностико-аналитический
компонент
1. Критерии эффективности
воспитательной системы.
2. Методы и приемы изучения
результативности воспитательной
системы.
3. Формы и способы анализа, оценки
и интерпретации полученных
результатов.
Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах
воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и
результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение
системы воспитания учащихся в классном коллективе.
Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть
представлена в следующем виде:
Тема: Воспитание личности
Цель: Создание и поддержание положительной "Я - концепции" у
детей младшего школьного возраста.
принципы
самооценки
индивидуализации
человечности
средства
сказкотерапия
пятиминутки
рефлексии
система классных
часов
эмоциональный заряд
доброты
Результат:
-система нравственных ценностей (личность,
семья, коллектив, дружба);
-активное участие в жизни класса, школы, села;
-обогащение словарного запаса.
личный пример
учителя
помощь родителей
совместная
деятельность учителя
и родителей
материально-
техническая база
условия
Наша школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно
ориентированного образования и воспитания, которая направлена на
выращивание в каждом ученике развитой самостоятельной личности, при
этом важным средством личностного развития ребенка является у него
самодеятельности, т.е. способности к деятельности, совершаемой по
внутреннему побуждению.
По нашему мнению, именно самоуправление в детском коллективе
позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей
активности.
За последние годы произошли существенные изменения в процессе
воспитания учащихся. Заметные коррективы внесены в систему управления и
самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания
в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов обусловил
возникновение новых ситуаций в организации самоуправления в классном
коллективе.
Цели и задачи:
Настоящий проект разработан учителями начальной школы №1208 с целью
создания модели самоуправления через формирование желания и
способности активно преобразовывать действительность на основе
общечеловеческих ценностей.
Достижение этой цели предполагает решение задач:
1.
Содействие личностному развитию ребенка в детском коллективе,
через участие школьников в работе самоуправления.
2.
Создание условий для успешного решения общественно-значимых
проблем в атмосфере ответственности, доверия, взаимопомощи,
взаимопонимания.
3.
Подготовка и развитие способностей школьников выполнять систему
социальных ролей в будущем.
Общий замысел
Создание системы детского самоуправления является коллективной работой
педагога и учащихся по планированию, организации и анализу
жизнедеятельности как класса так и школы, направленной на создание
благоприятных условий для общения и развития детей и решение других
социально ценных задач.
Организационную структуру ученического самоуправления в
начальной школе можно представить в виде схемы.
Собрание “Пчелиного города” является высшим органом
самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в
подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам
жизнедеятельности класса, а в дальнейшем и школы.
Мэрия города – главный исполнительный орган, избираемый на
классных собраниях на один год. Его члены, как правило, руководят работой
микрогрупп (“соты” или «ульев»), создаваемых для организации
познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной,
трудовой и других видов деятельности.
Микрогруппы объединяют в своем составе учеников на основе общих
интересов и существующих между ними дружеских отношений.
Наряду с постоянными, в классах могут действовать и временные
органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы и т.п.).
Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей
в классе и школе.
Педагогическое обеспечение деятельности
самоуправления и его развития.
Академик Л.И. Новикова советовала педагогам не становиться (в
большинстве случаев) организаторами коллективной деятельности учащихся.
Придумывать дело, и проводить его, и подводить итоги должны сами дети.
Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем
работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности,
подсказывая при необходимости правильное решение.
В работе с детьми наш коллектив придерживаться следующего:
1. Наш девиз: Мы вместе с вами!
2. Наши функции:
помощник;
консультант;
организатор сотрудничества.
3
. Ведущий принцип
:
“Выращивать” личность как заботливый пчеловод,
ухаживающий за редкостными “пчелками” в своем улье.
Такие принципы, функции помогают занять педагогически целесообразно
позицию в работе с детским коллективом, его членами и органами
самоуправления, а следовательно, внести более весомый вклад в
формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально
благоприятной среды развития в жизни детей в классном сообществе.
Формы и механизмы реализации проекта.
1 этап. Подготовка учащихся к работе над проектом.
Осознание учащимися, что органы самоуправления это:
управление жизнью каждого класса и всей начальной школой;
организация дел для каждого класса и общешкольных;
решение задач, самостоятельно поставленных перед классным
коллективом;
учитель и родители – первые помощники во всех начинаниях;
дружба, ответственность, взаимопомощь – главные условия подготовки
и проведения любого дела.
2 этап. Выбор проблемы.
Анализ спектра вопросов, которые значимы для формирования коллектива.
При выборе проблемы использовалась следующая форма: подготовка
различных общественных и внутри классных мероприятий совместно
(учителя, детей и родителей).
В процессе подготовки различных мероприятий дети поняли, что
необходимы:
создание микрогрупп как в одном классе , так и в параллелях, и
общешкольных мероприятиях для выполнения творческих заданий;
поддержка учителя, как консультанта;
участие родителей как активных партнеров в создании атмосферы
радости, неожиданных театральных действ и хорошего настроения в
общении друг с другом.
Результатом работы по организации самоуправления в каждом классе стало
осознание детьми необходимости сотрудничества детей и взрослых для
удачного выполнения задуманных планов и принципов организации
школьного самоуправлении:
придумай интересную идею и предложи всем ученикам и учителям
начальной школы;
оцени реальность выполнения своей идеи;
проанализируй результат совместной деятельности;
помни: вместе мы – сила.
3 этап. Сбор и анализ информации.
Для выявления и анализа вопросов, связанных с созданием атмосферы
сотрудничества и взаимопомощи в школе и каждом классе дети отбирали из
большого потока различной информации то, что помогло бы им в устройстве
жизни коллектива:
научно-популярная, художественная литература;
мультипликационные, научно-популярные фильмы о природе и т.д.
4 этап. Разработка собственного варианта решения проблемы.
На этом этапе произошел осознанный выбор героя игры:
“ Мы – жители “Пчелиного города” - “пчелки”, которые
путешествуют, познают мир, учатся быть: усердными в
труде, общительными, чистоплотными, скромными,
мудрыми, храбрыми, сдержанными, самоотверженными,
творческими.
При проведении акции “Найди себя”, дети определили для себя роли –
профессии в будущем сообществе “пчелок” (мэр, судья, врач, библиотекарь,
учитель, банкир, журналист и т.д.).( Приложении 1).
Дети пришли к идее о строительстве своего “Пчелиного города”.
5 этап. Реализация плана действий по строительству города.
1. Разработка проекта города через “мозговой штурм”.
2. Создание “карты” города с обозначением зданий (микрогруппы – “соты”
или «ульи»), создаваемых в соответствии с общими интересами, личными
симпатиями, творческими замыслами ребят.
( Приложении 2).
3. Формирование пакета документов, обеспечивающих жизнедеятельность
города.
а) Декларация прав и обязанностей жителей “Пчелиного” города.
(См. Декларация прав жителей “Пчелиного” города в Приложении 3).
б) Жители города обсудили и приняли на общем собрании Закона.
(См. Законы в Приложении 4).
в) Разработка “Положения “Пчелиного” города”, обсуждение его на общем
собрании и принятии окончательного варианта.
Подготовка и защита проекта
После первого года работы по предложенным направлениям, рекомендуется на
всеобщем школьном собрании провести презентацию-отчет о проделанной работе и
результатам.
Демонстрационные материалы: (фото, схема).
Документальные материалы: деятельность органов самоуправления жителей
города.
(См. материалы в Приложении 5).
Презентация проекта
Слайдовая презентация Power Point..
Перспектива реализации проекта.
Продолжить усовершенствование воспитательной системы в начальной
школе, представить наш проект на конкурс портала МИНОБР
Примечание
Данный проект является экспериментальным и названия групп,
обязанностей могут меняться в зависимости от развивающих и
воспитывающих целей работы.
Список литературы:
1. Лаврентьева Л.И. и др. "Нравственное воспитание в начальной школе" // Завуч
начальной школы, №№ 3,4,5, 2004 г.
2. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного
учреждения, Псков, 1998 г.
3. Степанов Е.Н., Классному руководителю о воспитательной системе класса, Москва,
2001 г.
4. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного
процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель,
2005 г.
5. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.,
1998 г.
6. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Л., 1991 г.
Приложение.
Приложение 1
Представление мэра города
Хожу я в школу первый год,
Здесь все должна узнать, изведать.
И вот пчелиный наш народ,
Я о себе хочу поведать.
Всего лишь восемь лет назад,
В холодном феврале,
Когда был сильный снегопад,
Я появилась на земле.
Вот минул год, за ним - другой
Пошла я в детский сад.
И там с веселой детворой
Прошло пять лет подряд.
Нашла я множество друзей:
Мария, Витя, Майя.
Узнала много новостей,
Училась подрастая.
________________________________________
В шесть лет пошла я в школу,
Хочу стать сильной, ловкой.
Там новых я друзей нашла,
Люблю ходить на тренировки.
Есть папа, мама у меня
И младшая сестренка.
Мы вместе дружная семья,
А я еще хочу котенка.
Мне очень нравится учиться,
Хочу я многое узнать:
Как живет зверек и птица,
Хорошо писать, читать.
Еще мечтаю я найти
Здесь множество друзей.
И вместе с вами путь пройти
До окончанья школьных дней.
________________________________________________
Я хочу, чтобы в моем городе был всегда порядок, ребята жили дружно и весело. У нас не
должно быть неуспевающих! Мы будем помогать друг другу во всем. Наш город будет чистым
и красивым.
Поэтому я клянусь выполнить все обещания, быть честным и справедливым мэром.
Приложение 3
Талисман.
Проектная деятельность.
Приложение 4
1.
Мы все – работники в нашем городе.
2.
Мы все ценим свою работу и наше рабочее место.
3.
Мы едины: и радость, и беда на всех одна!
4.
Мы допускаем ошибки, но не смеемся ни над своими, ни
над чужими.
5.
Мы следим, чтобы наши обещания были выполнены.
6.
Мы выслушиваем мнение каждого и признаем спор, т.к. в
нем рождается истина.
7.
Мы стремимся быть: - полезными;
- точными;
-
чистоплотными.
Приложение 5
Варианты научно – исследовательской работы
Тема проекта: Наш «Пчелиный» город в спектре разных наук.
Это
информационно
–
творческий
проект,
направленный
на
сбор
информации о жизни пчел, этимологии слова «пчела». Участники проекта
знакомятся информацией, анализируют ее и обобщают факты. Конечным
результатом
работы
являются
субъективно
–
новые
знания.
Созданы
активные
команды
участников
проекта,
которые
работают
в
разных
направлениях:
- русский язык (этимология слова, значение, фразеологизмы и т.д.);
- литература (стихи, скороговорки, пословицы, рассказы, сказки, загадки);
- математика (составление задач, головоломок, ребусов);
- геометрия (форма соты);
- история (пчеловодство);
- биология (строение пчелы);
- ботаника (растение, медоносы).
Ведется поисковая работа о пчеловодческой продукции в г.Москве; сбор
информации
о
лечебных
свойствах
меда
и
применении
в
медицине;
использовании в кулинарии.
Готовится к созданию фильм «На пасеке» о жизни пчел.
Представление проекта – творческий отчет.
Деятельность органов самоуправления
1.Мэрия.
Претенденты в мэры выдвигает свою программу. На
собрании жители
изучают ее, обсуждают и выбирают лучшую. В ходе тайного голосования
выбирают мэра города. Команда мэра руководит работой микрогрупп.
2.Суд.
Избираемый
детьми
судья
должен
объективно
оценивать
действия
и
поступки жителей города. Принимать меры поощрения и наказания.
3. Школа.
В
данном
здании
дети
работают
в
разных
направлениях:
есть
физрук,
который организовывает спортивную деятельность, проводит зарядку. Здесь
же и находится команда газеты «Пчелиные будни», которая выпускает газеты,
проводит интервью с жителями города и родителями.
4. Больница.
В
нашей
больнице
врачи
и
медицинские
сестры
должны
быть
очень
внимательны, добры и заботливы. Дети следят не только за чистотой в
классах и школы (организовывают дежурство), но и могут дать необычные
рекомендации,вам могут дать рецепт для ябеды, приготовить лекарство от
лени, хвастовства, зазнайства.
5. Банк.
Банк
организовал
конкурс
на
лучшей
наградной
сертификат,
принимал
предложение по этому поводу. Эти сертификаты будут выдаваться в качестве
поощрения, но не ученику, а писателю, врачу, библиотекарю и т.д. Данный
сертификат можно обменять у родителей на сладости или приобрести билеты
на праздник для друзей и т.д.
Приложение 2
Пчелки очень дружны, они живут одной семьей. Каждая семья в
своем улье. В нашем «Дружном улье» живут:
маленькие пчелки – мои ребята, их
братишки и сестрички;
большие пчелки – родители;
мудрые пчелы – бабушки и дедушки;
Пчелы-наставники – учителя;
и я – пчелка-Мамка.
Приноси себе и
другим пользу
Стремись
стать
«мудрейшим»
Наполняй соты
капельками
«мёда знаний и
правил
общений»
Правила
жизни:
Пчёлки
Пчёлки
Девиз: Мы пчёлки, лёгок наш полёт,
Жужжим мы без умолку.
Но, собирая знаний мёд,
Мы трудимся, как пчёлки
Дерево ценят по плодам, а человека по делам
Рамка для фото лучших
учеников, на Доску Почета.
Красота спасет Мир!
П —
ПЕРЕДОВЫЕ, ПОЛЕЗНЫЕ
Ч —
ЧЕСТНЫЕ, ЧЕЛОВЕЧНЫЕ
Ё —
ЁМКИЕ
Л —
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ
К —
КУЛЬТУРНЫЕ,
КРЕАТИВНЫЕ
И —
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
Ячейки городка пчёлок:
Ячейка труда и
порядка
Организует дежурство
в классе и в столовой
Проводит рейды
порядка и чистоты
Следит за качеством
дежурства
Ячейка досуга
Помогает организовывать
праздники, выставки,
классные часы,игры на перемене
Следит за творческими
достижениями
Ведет учет посещения
кружков.
Ячейка физкультуры
и спорта
Помогает организовать
спортивную деятельность
Ведет учет спортивных
достижений. Готовит команду
к спортивным мероприятиям.
Ячейка здоровья
Помогает организовывать
мероприятия, связанные
с формированием здорового
образа жизни
Проверяет чистоту рук,
ногтей, наличие носового
Подарок каждому жителю города!!!
Вырежи и склей.