Напоминание

Индивидуальное сопровождение детей "группы риска"


Автор: Сабирзянова Муслима Мингазовна
Должность: воспитатель школьного отделения
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом - школа №95"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальное сопровождение детей "группы риска"
Раздел: начальное образование





Назад




Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»

Сабирзянова Муслима Мингазовна., воспитатель школьного отделения

МКОУ «Детский дом-школа №95»

Кемеровская обл., г. Новокузнецк

Проблема «Индивидуальное сопровождение воспитанников», по нашему мнению,

является актуальной для любого учреждения нашего типа, тем более что эта ситуация

усугубляется биологическими социальными факторами воздействия. Данная проблема,

является

особенно

актуальной,

и

в

сети

современных

федеральных

государственных

образовательных стандартов образования, диктующих необходимость определения целей

и задач образовательной работы общеобразовательного учреждения с учетом психолого-

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

воспитанников,

специфики

их

образовательных потребностей.

На

сегодняшнем

этапе

приоритетным

является

личностно-ориентированное

образование, в воспитательной работе с детьми начальной школы опираемся на его

индивидуальные

особенности.

Задачей

индивидуального

подхода

является

наиболее

полное выявление индивидуальных способов развития и возможностей ребенка. Педагоги,

совместно с педагогами-психологами, выявляют предпосылки и признаки негативного

влияния

на

психику

воспитанника.

Говоря

о

проблемах

в

личностном

развитии,

выделяются несколько

категорий

детей: агрессивные,

гиперактивные,

тревожные,

с

низким

уровнем

интеллектуальных

способностей. Связующей

идеей

индивидуального

сопровождения является принятие педагогами каждого ребенка как самоценной личности,

имеющей значительный потенциал для роста и развития.

Дессиминируя

собственный

педагогический

опыт

работы,

мы

выработали

основные положения, на которых строится наша система индивидуального сопровождения

воспитанников.

Данные принципы, являются

основополагающими

для

системы

индивидуального сопровождения детей с особыми потребностями, практически каждый

воспитанник

является

таковым.

Работа

психолого-медико-педагогического

консилиума

детского дома-школы в основе, которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая

работа воспитателей и специалистов, является эффективной формой сопровождения детей

с

особыми

образовательными

потребностями

и

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными особенностями воспитанников.

Алгоритм

системного

сопровождения

ребенка

включает

следующую

поэтапную

стратегию: первый этап - диагностический - сбор информации о ребенке, определение

характера детских проблем и путей их решения.

второй

этап –

поисковый

-

выработка

рекомендаций

для

ребенка,

педагога,

специалистов, составление индивидуального коррекционно - развивающего маршрута для

каждого проблемного воспитанника.

третий этап - деятельностный - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций

каждым участником сопровождения.

четвертый

этап –

рефлексивный

-

анализ

выполненных

результатов

работы

(что

удалось? что не получилось? почему?). Корректировка дальнейшей траектории развития

воспитанника. На наш взгляд, именно комплексное включение в работу специалистов

является эффективной формой сопровождения воспитанников.

Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики,

которую

проводят

специалисты:

воспитатели,

педагог-психолог

и

медицинские

работники.

Причём

каждый

специалист

ставит

свой

собственный

диагноз,

иными

словами, он ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению

к каждому воспитаннику. Главное, что определяет успех в решении проблем ребенка, -

заинтересованность

и

высокая

мотивация

всех

участников

процесса

сопровождения:

1

ребенка, педагогов, специалистов. У всех участников индивидуального сопровождения

воспитанника обязательно должна присутствовать заинтересованность в судьбе ребенка,

желание

помочь.

Индивидуальный

подход

воспитания

и

обучения

к

каждому

воспитаннику с разными образовательными возможностями и потребностями помогает

создать

условия

для

развития

личности

и

основывается

на

знании

индивидуальных

особенностей

ребенка.

Материализацией

индивидуальной

программы

сопровождения

ребёнка

является

специальная

индивидуальная

карта

сопровождения,

в

которой

отражаются

все

этапы

педагогической

деятельности,

направленные

на

конкретного

ребёнка.

Согласно

данным,

собранным

в

результате

диагностики,

создается

папка

«Индивидуального сопровождения воспитанника», которая включает в себя следующие

разделы: сведения о ребенке, план работы, личные достижения, сведения о посещении

дополнительных

занятий,

мониторинговые

исследования

эмоционально-личностной

сферы, информация учебной деятельности, разработки бесед, тренингов, игр, упражнений

и другие методические материалы.

Предлагаем

широко

использовать

различные

методы арттерапии,

которые

по

нашему мнению наиболее эффективные в решении ряда проблем у воспитанников.

Игротерапия -

игра

и

игровые

формы

работы

это

наиболее

адекватные

средства

коррекции психического развития личности ребенка. В совместной игровой деятельности,

происходит

коллективная

взаимозависимость

и

расширение

личных

возможностей

каждого участника. Именно игра развивает важнейшие социальные навыки и умения,

способность к эмпатии, учит ребенка видеть ситуацию глазами другого. Игра вызывает у

воспитанников,

особенно

младшего

школьного

возраста

положительные

эмоции,

способствует

преодолению

апатии,

подавленности,

безынициативности,

помогает

формированию активной жизненной позиции. Кроме того, арттерапия дает возможность

социально приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств, позволяет

проанализировать мысли и чувства. Арттерапия является незаменимой в случаях тяжелых

эмоциональных

нарушений,

несформированности

у

ребенка

коммуникативной

компетентности. Изотерапия в отличие от рисования, она направлена на самовыражение

ребенка, на формирование абстрактного мышления, что наиболее актуально именно в

данный

возрастной

период. Музыкотерапия используется

с

целью

коррекции

эмоциональных

отклонений,

страхов,

двигательных

и

речевых

расстройств,

психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. Это обусловлено очищающим

в о з д е й с т в и е м

м у з ы к и

н а

п с и х и к у

д е т е й .

Г о в о р я

о б

эффективности фольклоротерапии, необходимо

подчеркнуть,

что

использование

различных его форм в работе с детьми помогает им в достижении внутренней гармонии,

психологической гибкости, делает процесс адаптации к окружающему миру более легким,

привлекательным и индивидуальным для каждого ребенка.

Сказкотерапия - обыгрывание

ситуаций с любимыми героями из сказок позволяет добиться положительных результатов

в

развития

и

во спитания

детей. Телесно–ориентированные

техники и техники

саморегуляции (психогимнастики,

образные

гимнастики,

элементы

массажа

и

самомассажа)

направлены

на

комплексное,

коррекционное

воздействие

на

ребенка,

с

целью

снижения

уровня

или

ликвидации

проблем,

нарушений,

отклонений

на

психическом

и

физическом

уровнях

одновременно. Анималотерапия -

вид

терапии,

использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. В

анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои,

игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. Проигрывая,

проживая,

проговаривая

от

имени

«Я»

разнообразные

состояния

животных,

мы

тем

самым, тонко – незаметно помогаем воспитанникам в изменении себя, в образе мыслей.

Таким

образом, вся наша

работа

направлена

на организацию

системной

индивидуально – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы личностного

2

развития, выявлению современных подходов к построению системы сопровождения

детей в условиях детского дома-школы.

3



В раздел образования