"Рабочая программа учителя - логопеда для детей с нарушениями ОДА"
Автор: Касьяненко Светлана Владимировна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МОУ д/с № 35 Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: Рабочая программа Тема: "Рабочая программа учителя - логопеда для детей с нарушениями ОДА" Раздел: дошкольное образование
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА
Учитель-логопед: Касьяненко Светлана Владимировна
Волгоград
2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным
государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный
акт образовательного учреждения, разработанный на основе Программы обучения и
воспитания детей с церебральным параличом дошкольного возраста, разработанной
старшим научным сотрудником НИИ дефектологии АНН СССР, кандидатом
педагогических наук Симоновой Н.В., Примерной программы коррекционно-развивающей
работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи (автор Нищева Н.В.).
Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1
июля.
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-
развивающей работы в группе для детей с ДЦП с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) в возрасте 3 и 4 лет, предусматривающей полную интеграцию
действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и
общего развития детей с ДЦП с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием
речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого
и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного
развития.
Одной из основной задач рабочей программы является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными
навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных
задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и
психофизического развития детей с ДЦП с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей с ДЦП с тяжелой речевой патологией, обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать
оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и
развиваться, обеспечивает позитивное эмоциональное и социально-коммуникативное
развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации
дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая
деятельность . Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей
программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими
игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является
приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического
развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки,
сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством
учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в
исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой,
педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:
• охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников,
формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом
развитии воспитанников;
• создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и
саморазвития;
• обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно
эстетического и физического развития детей;
• воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье;
• взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения
полноценного развития воспитанников;
• воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к
проявлению гуманного отношения;
• развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
• пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания
включаться в творческую деятельность.
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
• учет государственной политики;
• особенности контингента детей и кадрового состава группы
• учет запроса родителей;
•особенности региона.
Группу посещают дети 3-4 года жизни с ДЦП с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи Ι, II и ΙΙΙ уровней речевого развития).
Характеристика детей с I уровнем развития речи
Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной
речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по
времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для
него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой
речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о
полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них
являются отдельные звуки и их сочетания — звуко-комплексы и звукоподражания,
обрывки лепетных слов («кóка» — петушок, «кóй» — открой, «дóба» — добрый, «дáда» —
дай, «пи» — пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как
правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При
воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо
нарушая их звуко-слоговую структуру.
Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка
является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова
могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия,
совершаемые с этими предметами. Например, слово «кóка», произносимое с разными
интонацией и жестами обозначает «петушок», «кукарекает», «клюет», что указывает на
ограниченность словарного запаса. Поэтому ребенок вынужден активно использовать
паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.
При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию,
интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное
развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается
неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить
в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются
сокращениям («пáка ди» — собака сидит, «атó» — молоток, «тя макó» — чай с молоком).
Наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова
в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение
детям еще не доступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных
правильно произносимых двух-, трехсложных слов, включающих звуки раннего и
среднего онтогенеза («дять» — дать, взять; «ки́
ка» — книга; «пáка» — палка);
«контурных» слов из двух-трех слогов («атóта» — морковка, «тяпáт» — кровать,
«тя́
ти» — мячик); фрагментов слов-существительных и глаголов («ко» — корова, «Бéя» —
Белоснежка, «пи» — пить, «па» — спать); фрагментов слов-прилагательных и других
частей речи («босё» — большой, «пакá» — плохой); звукоподражаний и звукокомплексов
(«ко-ко», «бах», «му», «ав») и т. п.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
Необходимость раннего комплексного систематического коррекционного воздействия
определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном
этапе.
Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта детей данной категории, режим
дня и расписание занятий в младшей группе детского сада составлены таким образом,
чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осуществлять коррекционную работу, а
с другой — создавать оптимальные условия для сохранения и развития здоровья
дошкольников.
Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально
или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют
пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также
наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому
первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных
персонажей.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
• развитие понимания речи;
• развитие активной подражательной речевой деятельности;
• развитие внимания, памяти, мышления детей.
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный
запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас
тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи
затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные
предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических
конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости
слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое
количество несформированных звуков).
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи
представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами
лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре
представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые
навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков,
причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов
сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
Режим работы группы – пятидневный с 7.00 до 19.00 с 12-часовым пребыванием детей в
учреждении, выходные дни – суббота, воскресенье.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового
помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех
образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного
отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям
Программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного
возраста (автор Симонова Н.В.) и Примерной адаптированной программы коррекционно-
развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
(ОНР) (автор Нищева Н.В.). Группа имеет прогулочный участок с игровым
оборудованием.
Группа воспитанников третьего и четвертого года жизни с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным
планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, невропатолога, массажный,
медицинский кабинеты, процедурный кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал. В
групповом помещении представлены следующие развивающие центры , имеющие
необходимое оснащение:
• «Наша библиотека»;
• науки и природы;
• конструктивно-модельной деятельности;
• художественного творчества;
• музыкальный;
• «Играем в театр»;
• физкультурный.
В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры :
• речевого и креативного развития;
• сенсорного развития;
• моторного и конструктивного развития.
Работа всех специалистов скоординирована, осуществляется связь с детской
поликлиникой № 30 Дзержинского района Волгограда.
Таблица 1. Оценка здоровья детей группы № 3
(разновозрастная группа)
Общая численность детей – 10
Группа
(возраст)
Группа здоровья
Диагноз
I
ΙI
ΙIΙ
IV
ОНР
I
ОНР
II
ОНР
IIΙ
Моторная
алалия
Стертая
дизартрия
Другие
(ЗПР)
Младшая
( 3года)
6
1
1
Средняя
(4 года)
1
1
2
1
6
2
1
Таким образом, у детей отмечается тяжелое нарушение речи (общее недоразвитие речи I,
II и IIΙ уровни речевого развития), задержка психического развития. В группе 3 ребенка
инвалида.
Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные
приоритеты в реализации образовательной программы – коррекция речевых и неречевых
нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.
Таблица 2. Сведения о семьях воспитанников группы
Полная семья
9
Неполная семья
-
Проблемная семья
1
Семья с опекуном
-
Этническая семья
-
Младшая группа
Организация коррекционно-развивающей работы
В логопедической группе для детей младшего возраста проводится всего 14
коррекционно-развивающих подгрупповых и групповых занятий в неделю
продолжительностью 10 минут, что не превышает рекомендованную
СаНПиНом предельную недельную нагрузку. Лечебная физкультура
выносится за сетку занятий как лечебная процедура. В сетку не включаются и
индивидуальные занятия со специалистами.
Образовательная область. Направление
деятельности
Количество занятий в неделю
«Речевое развитие » и « Художественно-
эстетическое развитие» ( восприятие
художественной литературы).
1
«Познавательное развитие» (познавательно-
исследовательская, конструктивно-модельная
деятельность)
1
«Познавательное развитие» (развитие
математических представлений)
1
«Художественно эстетическое развитие»
(рисование)
1
«Художественно-эстетическое развитие»
(лепка/аппликация)
1
«Художественно-эстетическое развитие»
(музыкальное развитие)
2
«Физическое развитие» (физическая
культура)
3 (1 на свежем воздухе)
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом
4
Индивидуальные занятия с логопедом
3
Индивидуальное занятие с воспитателем
3
Лечебная физкультура
2
Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной
деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой
деятельности детей, в семье.
Занятия логопеда с подгруппами из 3—4 человек в младшей логопедической группе
проводятся по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. Продолжительность занятия
10—15 минут. Каждое занятие содержит 2—3 игровых задания или игры продолжительностью
4—5 минут.
Индивидуальная работа логопеда с детьми занимает все остальное время. Логопед проводит ее
с детьми и во время прогулки. Продолжительность индивидуального занятия не более 10
минут. Чтобы восполнить время утренней прогулки, ушедшее на индивидуальные занятия, в
логопедической группе выход на вечернюю прогулку происходит на 10 минут раньше, чем в
массовой младшей группе. Иногда по решению специалиста возможна замена
индивидуальных занятий во время прогулки живым общением с детьми, проведением
разученных ранее игр на свежем воздухе.
Присутствие логопеда в групповом помещении с 11.30 до 12.00 позволяет ему участвовать в
оречевлении режимных моментов, живом общении с малышами, что позволяет специалисту
быстрее вызвать каждого ребенка на контакт, построить с ним доверительные отношения.
По средам логопед проводит только индивидуальные занятия с детьми в утренние часы или
индивидуальные занятия с детьми с одновременным консультированием родителей в вечернее
время.
В младшей логопедической группе особое внимание должно быть уделено
сбалансированности занятий и свободного времени малышей. Дети должны получить
возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной
развивающей среде и в первой, и во второй половине дня. Для игр и отдыха в первой и второй
половинах дня выделяется по 40 минут. В это время воспитатель осуществляет наблюдения за
детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм, а во второй
половине дня еще и проводит индивидуальные занятия по заданию логопеда. В первой
половине дня в этой деятельности может принимать участие и логопед, если он решит
заменить индивидуальные занятия живым общением с детьми.
В июне логопедом проводится только индивидуальная работа с детьми — по возможности, на
свежем воздухе. Закрепляется и повторяется весь материал, пройденный за учебный год. В
конце июня логопедом даются на лето индивидуальные методические рекомендации
родителям каждого ребѐнка
Средняя группа
Организация коррекционно-развивающей работы
В средней логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно)
проводится в неделю 14 коррекционно-развивающих подгрупповых и групповых занятий,
2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры), и по 3
индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями с каждым ребенком, что
не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку. В сетку занятий не
включаются как лечебные процедуры занятия лечебной физкультурой и индивидуальные
занятия со специалистами
Образовательная область. Направление
деятельности
Количество занятий в неделю
«Речевое развитие » и «Художественно-
эстетическое развитие» (восприятие
художественной литературы)
1
«Познавательное развитие» (познавательно-
исследовательская, конструктивно-модельная
деятельность)
2
«Познавательное развитие» (развитие
математических представлений)
1
«Художественно эстетическое развитие»
(рисование)
1
«Художественно-эстетическое развитие»
(лепка/аппликация)
1
«Художественно-эстетическое развитие»
(музыкальное развитие)
2
«Физическое развитие» (физическая
культура)
3 (1 на свежем воздухе)
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом
4
Индивидуальные занятия с логопедом
3
Индивидуальное занятие с воспитателем
3
Лечебная физкультура
2
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной
деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей,
на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.
Таблица 3. Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе
Совместная деятельность взрослого и
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Взаимодействие с семьями
воспитанников,
социальными партнерами
(детской поликлиникой,
детской библиотекой,
школой, кафедрой
специальной педагогики и
психологии)
Коррекционно-
развивающие
индивидуальные,
подгрупповые,
фронтальные,
интегрированные
с участием
разных
специалистов
занятия
Образовательная
деятельность в ходе
режимных
моментов
Таблица 4. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
Возраст
Продолжительность
коррекционно-развивающего занятия
Максимально допустимый объем
образовательной нагрузки
4 года
20 минут – фронтальное, подгрупповое
занятие
10 минут – индивидуальное занятие
30 минут – интегрированное занятие
В первой половине дня – 70 минут
(включая индивидуальное занятие с
логопедом).
Во второй половине дня – 30 минут
(включая индивидуальную работу по
заданию логопеда)
В сентябре проводится исследование индивидуального развития детей учителем-
логопедом и воспитателями. Заполняются карты психо-речевого развития детей.
Проводятся индивидуальные занятия учителя-логопеда.
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят
физкультминутку. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10
минут. В середине интегрированного занятия учитель-логопед проводит релаксационную
паузу.
В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются
недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только
эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.
В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается
спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на
свежем воздухе, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед
организует индивидуальные занятия с детьми.
Таблица 5. Модель ежедневного планирования подгрупповых занятий учителя-
логопеда
Октябрь , 1-я неделя
Понедельник
Вторник
Четверг
Пятница
Общие речевые навыки
Тренировка
плавного выдоха.
«Осенние листочки»
Развитие силы и
длительности
выдоха. Упражнение
с тренажером.
Дыхательные
упражнения
«Осенние листочки»
(повторение)
Общая моторика. Речь с движением.
«Листья»
«Дождик»
Листья»
(повторение)
«Дождик»
(повторение)
Мелкая моторика
Пальчиковая
гимнастика «Вышел
дождик»
Пальчиковая
гимнастика
«Осенние листья»
«Листья»
(повторение)
«Вышел дождик»
(повторение)
Зрительное и слуховое внимание
Зрительное
внимание. Игра
«Четвертый
лишний» (по теме
«Времена года»)
Зрительное
внимание. «Что
перепутал
художник?» (лето и
осень)
Слуховое внимание
«Лягушка»
Зрительное
внимание. Игра
«Разноцветные
круги»
Лексика. Связная речь. Грамматика
Активизация
словаря по теме.
Составление
предложение об
осени по картинке.
Распространение
предложений
прилагательными
Составление
рассказа из четырех
предложений об
осени по картинке
Активизация
словаря по теме
«Деревья».
Расширение словаря
прилагательных
(«Осенью на
деревьях листья
КАКИЕ?»)
Полные ответы на
вопросы по теме
«Осень»
Фонетика. Подготовка к обучению грамоте
Знакомство с
понятиями: звук,
речевые и неречевые
звуки
Знакомство со
звуком «а».
Характеристика
звука «а». Символ
звука «а»
Знакомство со
звуком «у».
Характеристика
звука «у».
Знакомство с
символом звука «у»
Звуки «а», «у».
«Чтение» звуков,
слияние звуков
«АУ», «УА»
Звукопроизношение
Общая артикуляционная гимнастика
Работа над слоговой структурой слова
Дидактическая игра «Что за стук?» (подготовка к работе над слоговой структурой слова)
Информационно-методическое обеспечение рабочей программы
Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и
дидактические материалы:
1. Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
2. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием
речи (с 4 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
3. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для
детей с ОНР. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. Спб: Акцидент, 1997.
6. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и
навыков звукового анализа». Спб: Детство-Пресс, 1998.
7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Совершенствование навыков звукового
анализа». М.:ЭГСИ, 1999
8. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению
Т48
грамоте:
Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. -- М.: «Издательство ГНОМ и Д»,
2000
.
Материально-технические средства
1. Магнитная доска и комплект материала к ней.
2. Музыкальны центр и подборка с записью музыкального сопровождения к занятиям.
3. Компьютер и авторские компьютерные игры.
4. Принтер, сканер.
5. Наборное полотно.
6. Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
7. Сухой бассейн.
8. Подвесные модули для развития физиологического дыхания.
9. Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа, шпатели и
зондозаменители.
10. Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной
воздушной струи.
11. Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
12. Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, мас-
сажные коврики.