Авторы: Зудова Зоя Петровна, Лобосова Елена Александровна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ№221
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Лес-наше богатство"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждении №221
«Детский сад комбинированного вида»
«Лес-наше богатство»
экологический проект по формированию
познавательной деятельности детей
старшего дошкольного возраста
Авторы проекта:
Зудова Зоя Петровна,
Лобосова Елена Александровна
учителя-дефектологи
Бондаренко Оксана Вадимовна,
Григорьева Лариса Ивановна,
воспитатели
Кемерово
2017
Много леса-не губи,
Мало леса-береги,
Нет леса-посади.
Актуальность
проекта: Самая
актуальная
проблема
нашего
времени
–
проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают
лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало,
кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что
вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей
в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная
позиция
взрослых
отражается
на
дошкольниках,
так
как
дети
в
первую
очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что
из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число
лесных
пожаров.
Современные
дети
мало
общаются
с
природой,
редко
бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не
говоря уже о знаниях о том, какую пользу приносит лес и почему его нужно
беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам
кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам
необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего
возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять
своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический
проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить
представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно
заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на
природе.
Считаем,
что
данный проект
своевременный,
так
как
2017год
объявлен - годом экологии. Выявленные проблемы позволили определить
цель и поставить задачи.
Цель: формирование у детей основы культуры поведения, направленные на
сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его
значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Задачи:
1.
Сформировать
и
обобщить
у
детей
элементарные
экологические
представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию
того,
что
в
природе
все
взаимосвязано.
Формировать
понимание
последствий
экологически
неграмотного
поведения
(разведение
костров,
уничтожение
деревьев,
животных,
сбора
растений)
через
ознакомление с правилами поведения на природе.
2.
Развивать
познавательный
интерес
и
любознательность
в
процессе
наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую
деятельность
детей,
способность
к
определению
задач
на
основе
поставленной проблемы.
3.
Воспитывать экологическую культуру, эмоциональную отзывчивость,
умение
видеть
и
понимать
красоту
растительного
мира
природы,
бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
4.
Формировать
понимание
последствий экологически неграмотного
поведения (разведение
костров,
уничтожение
деревьев,
сбора
растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
5.
Обеспечивать участие родителей в реализации проекта, озеленении
детского сада, микрорайона.
Время и реализация проекта: краткосрочный (март 2017)
Участники:
воспитатели,
учителя-дефектологи,
дети
старшей
группы,
родители.
Методы проекта:
Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
Беседы;
Опытно-экспериментальная деятельность;
Игровая деятельность;
Практическая (продуктивная) деятельность
Ожидаемые результаты:
Наблюдая
за
явлениями
и
объектами
окружающей
природы,
у
детей
формируется
эмоциональное
восприятие
к
миру
природы.
Мир
природы
станет
неотъемлемой
частью
мира
каждого
ребенка.
Реализация
проекта
поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ
охраны природы (леса); повысить уровень знаний по охране окружающей
среды;
Дети
приобретут
практические
навыки
по
уходу
за
живыми
объектами,
научатся
анализировать,
обобщать,
делать
выводы,
отражать
свои
впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную,
игровую),
контролировать
свои
поступки,
поведение
при
общении
с
природой, чтобы не причинить ей вреда.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап
Мероприятия
Срок
Ответственны
й
I
Подготовительный
1.Определение целей и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий для реализации
проекта в группе.
3.Со ставление
плана
взаимодействия
с
родителями, специалистами.
4.Рекомендации и беседы с родителями о
значимости экологического воспитания и пользе
совместной работы с детьми.
01.03
02.03
03.03
01.03-
17.03
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Учитель-дефектолог
II
5.Создание условий для реализации проекта:
( разработка перспективного плана по
образовательным областям, цикла
непосредственно образовательной деятельности,
бесед, наблюдений, изготовление дидактических
игр для использования в ходе режимных
моментов).
Основной
1.НОД «Этажи леса»
НОД «Применение древесины» (ознакомление с
окружающим миром)
2. Беседа «Не ломай деревья, и не разоряй
гнезда» (познакомить с запрещающими знаками)
Беседа «Деревья. Какие они?»
Беседа «Что такое лес»
3.Просмотр презентации «Жизнь в муравейнике»
4. Заучивание стихов и загадок о лесе.
5. НОД «Что я видел в лесу?» (развитие речи по
фотографиям)
НОД «Лес-Наше богатство» (развитие речи по
поделкам).
6.Продуктивная
деятельность
с
воспитателем:
Аппликация: Дерево (пособие для дидактической
игры);
Рисование: «Деревья леса»
7.
Продуктивная
деятельность
с
учителем-
дефектологом: Раскрашивание: «Дары леса»
8.
Дидактические
игры:
«От
какого
дерева
листок?», «Съедобное-несъедобное», « Кто нам
встретился в лесу?», «Подбери, чем потушить
пожар»,
«Части
и
целое»,
«Растительный
мир
планеты», «Что в корзину соберем», «Что растет
на
лесной
полянке?»,
«Найти
силуэт
дерева»,
«Кто где живет?»
9. Экспериментирование « Чем потушить огонь»
10. ОБЖ «Что случится в лесу, если произойдет
пожар?»
ОБЖ «Правила поведения при пожаре»
11.
Наблюдение
в
природе:
«Какие
деревья
растут на территории детского сада» (экскурсия)
Совместная
экскурсия
родителей
и
детей
01.03-
03.03
06.03
13.03
06.03
13.03
20.03
09.03
Ежеднев.
16.03
23.03
09.03
07.03
15.03
Два раза
в неделю
16.03
17.03
24.03
Ежеднев
но
Выходны
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Воспитатель
Родители
Воспитатель
III
«Прогулка в лес».
12. Чтение художественной литературы: «Чтение
рассказа
О.Скоролуповой
«Как
деревья
наряд
меняли»,
М.Пришвина
«Разговор
деревьев»,
Скребицкий
«Березовый
сок»,
М.Пришвин
«Цветут березки»
13.
Физминутки,
гимнастика
для
гл а з ,
пальчиковая гимнастика по теме лес
14. Выпуск буклетов «Лес-наше богатство», для
родителей
15.
Работа
с
родителями:
Изготовление
коллекций
и
гербариев;
выставка
детско-
родительского творчества «Лес-наше богатство!»
Заключительный
1.Оформление выставки «Дары леса»
2.
Презентация
о
выполненной
работе:
«Лес-
наше богатство!»
3.
Оформление
выставки
детско-родительского
творчества «Лес-наше богатство»
4. Фотовыставка «Прогулка в лес»
5.Итоговое занятие «Путешествие в лес».
6. Вручения благодарностей за активное участие
детей и родителей в рамках проекта.
е дни
Ежеднев.
Ежеднев.
24.03
20.03-
27.03
16.03
24.03,
27.03
15.03
27.03-
31.03
30.03
31.03
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Воспитатели
Родители
Учитель-дефектолог
Воспитатель
Воспитатель
Родители
Воспитатель
Родители
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Литература:
1.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:.
Издательский центр «Академия», 2001.
2.Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных
возрастных
группах
д/сада:
Учебно-методическое
пособие.
–
СПб.:
ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010. – 560 с.
3.Никонова
Н.О.,
Талызина
М.И.
Экологический
дневник
дошкольника
«Осень»,
«Зима»,
«Весна»,
«Лето»
Учебное
пособие
.
-
Издательство
«ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.
4.Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников
через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,
2013
5.Дыбина
О.В.
Неизведанное
рядом.
Опыты
и
эксперименты
для
дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое
пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.
7. Козлов А.М. Загадки-детям. Издательство «Летопись», Кемерово 2000.
Приложение