Напоминание

"Воспитание экологической культуры дошкольников, как необходимое условие формирования нравственности и гуманности человека в современном обществе"


Авторы: Вахрушева Марина Евгеньевна, Халиуллина Ирина Сайфулловна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Д/с № 1 "Журавушка"
Населённый пункт: город Чайковский, Пермская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание экологической культуры дошкольников, как необходимое условие формирования нравственности и гуманности человека в современном обществе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 «Журавушка».

Методическая разработка

«Воспитание экологической культуры

дошкольников, как необходимое условие

формирования нравственности и гуманности

человека в современном обществе»

Авторы работы: Вахрушева Марина Евгеньевна воспитатель I

квалификационной категории МАДОУ Д/с № 1 «Журавушка»

Халиуллина Ирина Сайфулловна муз. руководитель

высшей квал. категории МАДОУ Д/с № 1 «Журавушка»

г. Чайковский 2017

Аннотация.

Основополагающей концепцией для создания методической разработки

стала

проблема,

наиболее

актуальная

во

всем

мире

воспитание

экологической культуры общества. В своей работе, прежде всего, большое

внимание уделяем воспитанию экологического сознания у дошкольников,

экологически ориентированного поведения и деятельности в природе.

Результат воспитания экологической культура личности заключается в

наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в

реальной

практике

поведения,

в

гуманном,

экологически

правильным

отношении к природе, реализуя требование бережного отношения к ней.

Началом

формирования

экологической

направленности

личности

можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается

фундамент

осознанного

отношения

к

окружающей

действительности,

накапливаются

яркие,

эмоциональные

впечатления,

которые

надолго

остаются в памяти человека.

На

этапе

дошкольного

детства

ребенок

получает

эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит

это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами

обладают

экологической

культурой:

понимают

общие

для

всех

людей

проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку

прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности,

ценностных ориентиров, нравственно - эстетических и гуманных отношений.

Поэтому рекомендуем обратить самое пристальное внимание к этой теме

педагогов

не

только

ДОУ,

но

и

других

институциональных

учреждений

(школ, клубов).

2

Введение

Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью

в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому

экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии

познания окружающего мира.

Цель:

формирование

знаний

о

природе,

природных

явлениях,

растительном и животном мире.

Развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения

по отношению к миру природы.

Задачи:

- формировать элементарные экологические представления о природе;

- побуждать в детях желание ухаживать за природой и животными;

-

совершенствовать

экологическое

сознание

педагогов

и

всех

сотрудников дошкольного учреждения;

-

формировать

познавательные,

практические

и

творческие

умения

экологического характера, навыки природоохранной деятельности;

- пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к

вопросам экологического воспитания детей в семье.

Работа

по

достижению

поставленной

цели,

осуществляется

в

нескольких направлениях:

- работа с детьми

- работа с педагогами

- работа с родителями

- работа с социумом.

Актуальность экологического воспитания

Основная

задача

экологического

воспитания,

которая

реализуется

путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем

живым

существам

на

планете

-

формирование

гуманного

отношения

к

природе.

Человек

часть

природы,

но

зачастую

именно

он

оказывает

пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции

«защитника

и

друга»

мира

природы

является

основой

в

воспитании

экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и

отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех,

кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более

сильную

позицию

по

отношению

к

миру

природы

(например,

растения

завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода, если их не покормить).

Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле

развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном

3

будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует

тех, кто его поливал).

Полученные

знания

об

окружающем

мире

должны

подкрепляться

практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети

видели

положительный

результат

своей

деятельности

и

имели

желание

совершенствовать свои достижения.

Интеграция

непосредственно

образовательных

областей,

является

одной из форм образования дошкольников, что позволяет соединить всю

работу в одно целое. Каждая тема по экологии подкрепляется продуктивной

деятельностью

(музыка,

аппликация,

рисование,

конструирование,

лепка,

изготовление поделок из природного материала и т. д.)

Особо

обращаем

внимание

на

совместную

деятельность

детей

и

родителей,

так

как

именно

через

деятельность

человек

воздействует

на

окружающий мир.

Согласно Указу президента РФ от 1 августа 2015 года под № 392 «О

проведении в РФ года, особо охраняемых природных территорий» 2017 год в

России объявлен годом экологии.

Мы

требуем

от

детей

порядочности,

доброты,

любви,

душевного

понимания,

но

согласитесь,

мы

очень

мало

занимаемся

воспитанием

экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за

экологию, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы,

педагоги.

Как

же

приучить

детей

беречь

и

охранять

природу,

все

живое,

окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша

в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то

новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был

путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял

волю.

Необходимость

интенсивной

просветительской

работы

по

фо рмир о ва нию

у

д е т е й

э коло гич е с ко го

с о зна ния ,

к ул ьт у р ы

природопользования диктует обострение экологической проблемы в стране

и в мире.

4

Список

литературы

1.

Бобровская, Н. В., Лампман, В. Е., Битютская, Н. П., Сысоева, В. В.,

Губко,

Е.

В.,

Желтикова,

И.

А.,

Тырышкина,

О.

В.

Планирование

воспитательной работы с детьми 2-7 лет в летний период. Комплексный

проект «Весёлый летний марафон» [Текст] / Н. В. Бобровская» [и др.] – Изд.

2-е – Волгоград : Учитель, 2012. – 57 с.

2.

Бондаренко, Т. М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое

пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров. -

[Текст]/ Т. М. Бондаренко - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 190 с.

3.

Веракса,

Н.

Е.,

Галимов,

О.

Р.

Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст]

/ Н. Е.

Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.

4.

Лыкова,

И.

А.,

Шипунова

В.

А.

Непоседа-ветерок.

Дидактическая

сказка о безопасности в природе. [Текст] / И. А. Лыкова, В. А. Шипунова -

ООО Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 18 с.

5.

Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду. [Текст]/

О. М.

Масленникова, А. А. Филиппенко.

– Волгоград : Учитель : ИП

Гринин Л. Е., 2008. – 232 с.

6.

Машкова, С. В., Суздалева, Г. Н., Егорова, Л. А., Березняк, Я. К.,

Макаренко,

Т.

А.,

Магомедова,

Л.

П.

Познавательно-исследовательские

занятия с детьми на экологической тропе [Текст]/ С. В. Машкова [и др.] –

Волгоград: Учитель, 2010. – 185 с.

7.

Николаева, С. Н. Система работы с детьми в средней группе детского

сада. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст]/ С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2010. – 152 с.

5

«Медвежий сон»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности.

Цель: Развитие познавательного интереса к жителям леса.

Задачи:

Закреплять и расширять представление детей об образе жизни

медведя.

Учить коммуникативным качествам в совместных играх.

Учить делать выводы и умозаключения;

Развивать эмоциональную сферу деятельности;

Развивать речь, творческие способности;

Воспитывать у детей музыкально-эстетические

представления;

Воспитывать интерес к аппликации.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» раздел «Ознакомление с природой», «Чтение

художественной литературы», «Художественное

творчество» раздел «Аппликация».

Предварительная работа: чтение художественной литературы о

животных, заучивание стихотворений, рассматривание

иллюстраций диких животных, беседы о жизни зверей зимой.

Предварительная работа. Прослушивание аудиосказки Сергея

Козлова «Зимняя сказка» (повторное чтение). Беседа.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

- Ребята, улыбнемся друг другу, чтобы у нас весь день было

хорошее настроение.

2. Основная часть.

1) Песенка-инсценировка «Почему медведь зимой спит?»

2) Сюрпризный момент. Медвежонок пришел в гости.

Медвежонок:

- Ничего не понимаю, почему медведи обязательно должны

спать зимой. Вот я, например, не сплю зимой!

6

Дети и воспитатель: Это потому, что ты игрушечный медвежонок и

живешь у нас в садике, а не в лесу, как настоящие медведи.

Медвежонок: Ах, как бы я хотел попасть в лес, в гости к

настоящему медведю.

Воспитатель: Для того, чтобы отправиться в лес, нужно хорошо

подготовиться. Давай мы тебя всему научим, расскажем о лесных

животных. Когда ты узнаешь все о жизни диких зверей, а главное, о

том, как живет настоящий медведь зимой в лесу, ты сможешь смело

отправляться в путешествие.

Медвежонок: Я очень хочу узнать все о жизни настоящего медведя.

3). Загадки о диких животных.

Воспитатель: 1.Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

2.Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает, а всех сам боится (заяц).

3.Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.. Кто это? (лиса)

4.На овчарку он похож. Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть. На овцу готов напасть (волк)

5.Летом бродит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос (медведь)

4). Просмотр презентации.

Беседа: Медведь относится к животным, которые усиленно

питаются летом и осенью, запасают жир, а осенью они готовят

себе берлогу – место, где медведь проводит зиму. Медведь зимой

впадает в спячку. Во время спячки температура тела медведя

снижается, дыхание замедляется, а сердце еле бьется. С

наступлением весны, погода изменяется, температура воздуха

становится выше, и медведи просыпаются, выползают из берлоги и

начинают снова нормально питаться.

5). Динамическая пауза «Я Мишка Гумибер»

6). Кто знает стихи про нашего медведя

(дети читают стихи наизусть подготовленные заранее).

Мишка, мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко.

Зиму целую проспал,

И на елку не попал.

И на санках не катался,

7

И снежками не кидался,

Все бы мишеньке храпеть,

Эх, ты, мишенька медведь!

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Пробуждается от сна.

7). Коммуникативная игра «Мишка»

(Дети выполняют движения по тексту).

На прогулку косолапый вышел Мишка погулять,

По тропинке громко топал, друга он пошел искать

(идут вперевалочку)

Где ты, где ты мой товарищ? Без тебя так трудно жить

(качают головой)

Встретил Мишка медвежонка и сказал «Давай дружить!»

(встают парами)

Мишка с другом подружился, он в лесу устроил бал

(кружатся парами)

А потом остановился, по головке гладить стал

(гладят по головке друг друга)

Спиночки друзья чесали вправо, влево, вверх и вниз

И немного потолкались крепко, крепко обнялись.

8) Аппликация «Мишка в берлоге». (Звучит спокойная музыка).

3. Заключительная часть.

Медвежонок:

- Спасибо вам, ребята, за то, что рассказали о том, как медведь

проводит зиму. Теперь можно мне отправляться в гости

к медведю?

Нет, лучше сделать это весной, потому, что медведь зимой спит!

Воспитатель:

- Ребята, а вам понравилось сегодня играть вместе с мишкой?

8



В раздел образования