Напоминание

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.


Автор: Фахрисламова Ляйсан Рамилевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОБУ ДОД ДДТ "Дружный"
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Аспекты духовно-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Аспекты духовно-нравственного воспитания детей в

образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного

образования.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. И эти качества должны закладываться сегодня. В нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школах с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, предполагают встречи с интересными людьми. В школах проводятся праздники: сентябрь (День знаний); октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники); ноябрь (День Матери); январь (Рождество Христово); февраль (Неделя патриотической песни); март (Неделя малышей); апрель (Пасха).
Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я - дружная семья”. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Очень важным этапом внешкольной воспитательной работы является работа по краеведению. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я - мой город”), (“Я - мой город, мой край, мое Отечество»). Именно в школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Организация духовно-нравственного развития и во спит ания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям. - Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. - Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. - Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. - Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально- психологическое. - Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. - Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. Под механизмом реализации духовно-нравственного воспитания школьников мы понимаем те факторы, средства, которые создаются для достижения поставленной цели. К числу наиболее действенных механизмов мы относим: · разработку и реализацию программы воспитания у школьников почитания родителей и уважения к старшим людям; · изменение личностного понимания учащимися сущности милосердия; · моделирование специальных ситуаций; · стимулирование инициативы детей; · взаимодействие школы, родителей и общественности в нравственном воспитании учащихся; · активизация деятельности учащихся в рамках детских организаций дополнительного образования; · привлечение к реализации программы работников учреждений дополнительного образования.


В раздел образования