Авторы: Шерстобитова Татьяна Александровна, Шерстобитова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Новые аспекты в экологическом воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Доклад по теме «Новые аспекты в экологическом воспитании дошкольников»
Может быть, дети еще не могут осмыслить природу как всенародное достояние,
пусть они понимают ее как сучок, на котором находится гнездо, где живем мы,
птенцы природы. В.А. Сухомлинский
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом
с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе
правильных форм взаимодействия с ним. Осознанно-правильное отношение
вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия
ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского
сада и в доме ребенка.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического
воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры —
осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка
может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия
человека с природой. Человек как живое существо, нуждается во вполне определенных
жизненных условиях; человек, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли,
охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в
окружении и в практике жизни каждого ребенка.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая
разработанность определили выбор нами темы исследования: «Проблемы
экологического образования дошкольников в теории и практике ДОО».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, так
как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что
является частью духовной культуры.
Экологическая культура личности дошкольника – это знания о природе и их
экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в
поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Цель экологического воспитания дошкольников: формирование в ребенке гуманного
отношения к живому
Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе
возможно при решении следующих задач:
1. Формировать у детей элементы экологического сознания. Это должны быть знания
экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
2. Формировать у детей практических навыков и умений в разнообразной
деятельности в природе.
3. Воспитывать гуманное отношение к природе.
Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех
перечисленных задач в единстве.
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического
процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в
различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр.
Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание
позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость
за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников,
взрослых в процессе общения с природой.
Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии
экологической культуры педагога. Основу экологической культуры составляет
понимание детьми идеи единства и взаимосвязи живой и неживой природы.
К живым существам отнесены растения, животные и человек. Живые существа
двигаются, дышат, питаются, чувствуют, размножаются.
В процессе освоения содержания экологических знаний дети овладевают и
элементарными (предметными) понятиями: «растения», «животные», «человек»,
«живой организм», «неживая природа», «среда», «сезон как время года», «природа» и
др.
Экологические знания, освоенные детьми в ДОО, являются основой для
последующего экологического образования в школе.
Важный принцип, лежащий в основе отбора содержания экологического образования,
— это принцип доступности. Согласно данному принципу, в программы для
дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с
особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Действие
этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для
определенной возрастной группы. Так, в младшем дошкольном возрасте дети
способны к освоению общих представлений об объектах природы. Они видят лишь
некоторые наиболее яркие особенности растений, животных. Поэтому рекомендуется
знакомить детей с объектами природы, часто встречающимися в их ближайшем
окружении, а при наблюдении за этими объектами показывать небольшое количество
признаков.
Дети средней группы могут освоить конкретные представления об объектах, поэтому
программа содержит более расчлененные знания об объекте, с множеством признаков;
более точные сведения об образе жизни животных и растений, уходе за ними.
Пятилетние дети осваивают и разнообразные по содержанию связи:
морфофункциональные, временные, причинно-следственные.
Программы для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с возросшими
познавательными возможностями детей, содержит знания на уровне обобщенных
представлений или предметных понятий.
Дети старшего дошкольного возраста осваивают более сложные (общие) связи, и не
только единичные, но и целые цепочки, разные по содержанию (причинно-
следственные, генетические, пространственно-временные и др.). Это позволяет
включить в программу сведения об экосистемах, об их структуре, взаимосвязях
растений, животных, человека в них.
Принцип доступности, реализуемый в современных программах экологического
воспитания детей дошкольного возраста, прослеживается при определении системы
познавательных умений, осваиваемых детьми. Среди них особое значение имеют
такие, как: умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления
живых объектов; умение видеть, оценивать состояние живых организмов и среды;
умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи;
умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия;
умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов; умение прогнозировать
результаты воздействия на объекты и среду.
Еще один принцип, реализуемый в современном экологическом образовании, — это
принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с
данным принципом в программы отобрано содержание, позволяющее поступательно
развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную.
Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды,
снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой деятельности.
Знания о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды, о
способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным,
стимулируют активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от
правильно выполненных действий. Экологические знания, используемые детьми в
практической деятельности, определяют их отношение к окружающему.
Большое значение экологические знания имеют и для развития познавательной
деятельности детей.
Главным результатом освоения детьми экологических знаний становится развитие
экологического (гуманного, природоохранного) отношения к природе,
проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствии,
сострадании и стремлении оказать помощь.
Естественно-научные предпосылки экологического воспитания детей.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую
очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными
взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений
человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле.
Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной
деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства,
использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических
закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые
пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход
к новому типу связи общества и природы - научно обоснованному и гуманистически
ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной
среды, естественной для его обитания и выживания.
Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической
направленности отношения человека к природе. Сохранение природной среды, таким
образом, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью
гуманно относиться к природе.
При формировании системы непрерывного экологического образования необходимо
четко определить прежде всего - какую именно экологию будет изучать ребенок
определенного возраста, исходя не только из его возрастных возможностей и
подготовленности, но и из той значимости, которую имеют для него отдельные
объекты и явления окружающего мира - именно в этом возрасте и именно в тех
реальных условиях, которые определяются местом проживания ребенка и
особенностями своего региона.
Осознание человеком своего места в природе, взаимоотношений с ней - явление
многофакторное, проявляющееся в широком спектре аспектов, обусловленных не
только хозяйственными, экономическими и социальными потребностями общества, но
также познавательными, эстетическими, воспитательными, культурными запросами
как отдельного человека, так и общества в целом - в связи с уровнем социального,
экономического, правового, нравственного, гуманистического и в целом культурного
развития самого общества, цивилизации.
Научные и прикладные знания о взаимоотношении человека с природой не могут не
учитывать основных тенденций исторического развития этих взаимоотношений, на
основе которых только и возможна экстраполяция их на будущее, объективно
ориентированное на все большее антропогенное давление на природу Земли.
Современные проблемы взаимоотношений человека с природой (экологические,
природопользовательные) возникли не в нынешнем веке, технический прогресс только
усугубил их, доведя до бедствий и катастроф, пусть пока локальных относительно
всей планеты. Эти проблемы формировались на протяжении всего процесса
социально-биологического развития человечества, и поэтому их изучение (научное и
образовательное — и особенно при воспитании подрастающих поколений) возможно
через осознание экологии как понятия не только биологического, но исторического,
социального, экономического, гуманистического, общечеловеческого и нравственного,
ибо отношения человека с природой находят свое выражение не только в
материальной жизни общества, но в не меньшей степени и в сфере духовной. Впрочем,
материальное начало в жизни общества всегда обусловлено его культурным, духовным
богатством, как и наоборот, духовное на каждом этапе развития общества формируется
на базе материальных и духовных ценностей предшествующих поколений.
В раннем возрасте образ мира ребенка эффективен, наполнен эмоциями, отношениями,
тесно связан с оценками взрослого. Разделение эффективного и когнитивного знания
как отношения к миру и информации о нем происходит на основе развития речи,
мышления, сознания, Основные рефлексивные образования строятся уже к концу
дошкольного возраста, а вот базовые структуры мотивационных основ образа мира
уже полностью сформированы. С точки зрения психологии любая осознанная
деятельность человека направляется и регулируется имеющимися у него
мотивационными основами, которые определяют постановку цели деятельности и
выбор способа достижения. Знания входят в средства осуществления деятельности.
Мотивация влияет и на получение этих знаний, если они необходимы для
осуществления деятельности (30, С. 75).
Выходит, при организации экологического воспитания педагогический процесс
движется в направлении, противоположном логике развития структуры деятельности
ребенка и его образа мира, когда взрослый пытается с помощью знаний выстроить в
ребенке отношение определенного содержания – гуманное (30, С. 74).
Цель экологического воспитания - именно формирование в ребенке отношения к
живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно-эмоциональном
опыте, имеющем биологические и социокультурные источники. Знания при этом
отнюдь не умаляются, но им придается другой статус (статус средства осуществления
деятельности, которую необходимо освоить), и, соответственно, меняется методика
включения этих знаний в воспитательный процесс:
Содержание формируемых мотивационных основ: положительно-эмоциональное
отношение к живому (проще говоря — любовь), понимание его самоценности,
признание его права на существование, принятие на себя ответственности за него по
праву более умного и сильного, стремление защитить (потому что «люблю и
сопереживаю»). Что касается детей младшего дошкольного возраста, в этом контексте
речь идет именно о развитии положительно-эмоционального отношения к живому.
Знания в этом возрасте ребенок получает при эмоциональном общении с животным,
тактильном контакте, прямом взаимодействии. Их содержание: информация о
внешнем виде, особенности строения и поведения, переживания и возможность (как
партнера) для общения и игр (30, С. 76).
Специфические качества животных (теплота, мягкость, упругость, пушистость,
определенного тембра и ритма звуки, наличие «лица» и др.) вызывают положительно-
эмоциональную реакцию у детей; способность к общению создает оптимальные
условия для удержания внимания. Животные - прекрасные «тренажеры» для развития
восприятия и моторики, партнеры для игр. Кроме того, они активно принимают и
отдают любовь и ласку, не судят и не оценивают действий ребенка, что определяет их
«психотерапевтические» свойства.
На основе такого подхода можно в общем виде сформулировать принципы
экологического воспитания: необходимо рассматривать знания средства, вводимые в
деятельность, направляемые уже сложившейся мотивацией определенного
содержания; необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности
развития деятельности и сознания ребенка: ведущую деятельность, содержание
мотивационных основ экологического сознания, структуру совместной деятельности
со взрослым и др.
Для наилучшего усвоения закономерностей жизни природы психологи, занимающиеся
проблемами экологического воспитания дошкольников предлагают следующие
средства и приемы
Общение с животными. Основные средства формирования мотивационных основ
экологического сознания - непосредственное общение с живой природой, в первую
очередь с животными. Чем младше ребенок, тем больше доля его прямого контакта с
ними и включенность животного в непосредственную деятельность детей. Поэтому в
зооуголках желательно содержать таких животных и птиц, которые подходят для этих
целей: хомячка, морскую свинку, кролика; различных видов попугаев (их можно брать
в руки, общаться с ними), кур, цесарок, куропаток: некоторые виды земноводных и
пресмыкающихся, которых можно кормить из рук или даже брать в руки: лягушки,
ящерицы, черепахи (30, С. 76).
Животное - принципиально новый для малышей объект, обладающий неизвестными
свойствами, неожиданными и непредсказуемыми реакциями, а значит - потенциально
путающий. Поэтому задача педагога - заранее подготовить детей к встрече, создать
положительно-эмоциональный фон с акцентом на возможность получить приятное
переживание: мягкая шерстка, теплое тельце, удовольствие от общения.
Первое знакомство - наблюдение ребенка за тем, как обращаются с животным
взрослый, другие дети. Это «деловое» общение: его цель, действия и результаты
должны быть хорошо понятны. В этом случае ребенок имеет возможность рассмотреть
животное, его реакцию, понять свои действия, а главное — воспринять
эмоциональный и смысловой фон взаимодействия окружающих его людей с этим
животным. В контакт с животным ребенок вступает только по своей инициативе. Это
уже показатель «переключения» с ориентировочной реакции на ориентировочно-
исследовательскую деятельность, когда полученная информация позволяет оценить
ситуацию как «хорошую». Задача взрослого - следить за животным, дабы избежать его
активной реакции на ребенка. Тогда первые контакты позволят малышу
сосредоточиться на тех простых, в основном тактильных и зрительных, ощущениях,
которые сами по себе вызовут в нем положительные эмоции. (Исходя из первых
реакций и опыта будет зависеть дальнейшее отношение ребенка к животному.)
Эти правила в общем виде действуют для детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Разумеется, содержание предварительной информации и общение с
животным всегда адекватны возрастным особенностям развития мышления и действий
ребенка.
Но тут встает вопрос: как и когда включать эти знания в деятельность ребенка?
Психологи дают ответ - оптимально - по ходу целенаправленной деятельности. В этом
случае наиболее рациональная методика проблемного построение занятий, особенно
если педагогу удается адаптировать этот принцип применительно к возрасту. Легче и
естественней в процессе ухода за животными. Перегружать детей конкретными
знаниями нет смысла. Порой усвоению материала отводится так много внимания, что
не остается времени на обучение сопереживанию, на эмоциональное включение, на
рефлексию своих впечатлении и переживание животного, на эстетическое восприятие
и т. д. Наверное, важнее создать предпосылки, которые в дальнейшем будут
стимулировать детей на самостоятельное желание освоить эти знания (30, С. 76).
Одними наблюдениями и объяснениями педагог не ограничивается. Полезны
имитации движений, звуков, издаваемых животными, с включением в сюжетно-
ролевую игру (с соответствующей атрибутикой), в музыкальные, физкультурные
занятия, занятия по изобразительной деятельности. Атрибуты дети изготавливают под
руководством педагога.
Уход за животными и другие формы практической деятельности в уголке природы и на
участке. Осуществляются они поэтапно под руководством взрослого. Компоненты —
ориентировочно-исследовательские, эмоциональные, игровые — своей новизной как
способ самоутверждения («Я сам"), несомненно, привлекают детей. Однако через
какое-то время эта деятельность становится обузой. Не отрицая того, что детей
необходимо приучать к труду, развивать чувство ответственности, воспитатель,
учитывая их возраст, старается показать тесную связь деятельности с результатом. Чем
младше дети, тем быстрее должен быть достигнут результат труда (31, С. 11).
Дети младшего дошкольного возраста должны видеть связь действий педагога с
потребностями животного — имеются в виду кормление, покой, ласка. На фоне такой
простой деятельности дети адекватно воспринимают и оценивают состояние, эмоции
животного, Тогда они сами (или с кормушки) кормят животных, держат их на руках
при уборке клетки и т. п.; ухаживают за теми, кто активно общается и ярко выражает
свои эмоции. Дети постарше могут выполнять некоторые самостоятельные действия,
но включенные в деятельность, общую со взрослым: раскладывают корм, кормят,
убирают клетки, расчесывают, чистят животных и т.д.
Постоянные обязанности, но все еще совместно со взрослым, закрепляются уже за
детьми среднего дошкольного возраста; более того, они могут носить постоянный
характер для тех, у кого наблюдаются склонности к этой деятельности. Но контроль за
выполнением поручений и общая организация по-прежнему сохраняются за взрослым.
Отношение взрослого — модель построения отношения ребенка к миру животных. Его
увлеченность, яркие эмоции заражают детей, привлекает их внимание и направляют
действия. Кроме того, совместная деятельность открывает детям новые мотивационно
значимые впечатления и переживания, что часто невозможно донести до них при
обычном объяснении.
Экологическая тематика в других видах деятельности детей. В игре используются
полученные знания о животных; изготавливаются для игр (театрализованных и
сюжетно-ролевых) детали костюмов. Такая методика помогает детям легче входить в
знакомый образ, учит сопереживанию. Что касается художественной деятельности:
помимо перечисленных способов идентификации с состоянием животного, полезны
занятия рисованием и лепкой с натуры; не забудем и о комплексном приеме: детей
разбивают на группы, один изображает знакомое всем животное, остальные рисуют
или лепят его. Эту же методику можно использовать в ходе игр, когда разыгрываются
шарады, загадки.
И последнее. Экологическая тематика должна звучать в трудовой, декоративно-
прикладной деятельности детей, когда, например, обустраивают, декорируют уголок
природы, интерьеры группы.
Влияние животных на детей в плане коррекции, профилактики нарушений в развитии.
Не затрагивая общих принципов (речь идет о развитии внимания, восприятия,
моторики, усвоения знаний), коснемся специфических.
Общение с животными влияет на развитие эмоциональной сферы, формирует
общегуманистическуто ориентацию личности. Общение с животными — это ко всему
еще психотерапевтический прием при некоторых формах расстройства здоровья детей,
известный в практической психологии как «анималотерапия». Иными словами,
общение и игры с животными полезны для детей с повышенной возбудимостью,
тревожностью, замкнутостью, аутичных, испытывающих трудности в общении, с
нарушением эмоционального контакта со взрослыми.
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в до-школьной
педагогике, которое в последнее время стало одним из приори-тетных
в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений. Это не
просто дань «модному» направлению, а необходимость, диктуемая временем. Причина
тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на
планете, повлекшие за собой многочисленные социально-экологические проблемы,
одна из которых – воспитание экологически грамотного человека.
Это сложная, но решаемая задача. Ведь экологическое образование, начальной
ступенью которого является дошкольное детство, предполагает непрерывный процесс
обучения, воспитания, развития личности на протяжении всей жизни.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического
воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-
правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые
составляют их непосредственное окружение в этот период жизни, а также позитивное
отношение к себе и другим людям.
Цель нашей деятельности заключается в становлении у детей научно-
познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к
окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи, стоящие перед воспитателями, имеют несколько направлений:
оздоровительные:
– охранять и укреплять здоровье детей;
– учить их правильно взаимодействовать с природой;
– формировать умение рационально использовать природные ресурсы для
гармоничного развития личности.
образовательные:
– формировать и развивать элементарные экологические знания;
– систематизировать знания о живой и неживой природе;
– учить понимать причинно-следственные связи внутри природного ком-плекса;
– формировать умение решать экологические задачи;
– развивать воображение.
воспитательные:
– формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе;
– воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа;
– формировать представление об экологических проблемах своего края;
– формировать представление о себе, как жителе Земли.
развивающие:
– развитие трудовых умений и навыков;
– развитие эстетических представлений.
Работа коллектива ДОУ по экологическому воспитанию включает в себя:
профессиональная подготовка педагогов;
создание экологической развивающей среды в ДОУ;
экологическое просвещение родителей;
экологизация различных видов деятельности дошкольников.
Основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются:
• познавательно-развлекательное;
• практическое;
• исследовательское;
• природоохранное.
Основополагающими принципами работы воспитателей нашего детского сада
по экологическому воспитанию являются:
Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на
занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы.
Принцип наглядности. На занятиях используется наглядный и раздаточный материал –
как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку.
Принцип регионального компонента – изучение природы родного края.
Принцип научности и доступности понятий – естественно-научные знания
оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая после-
довательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их со-держаний.
Принцип «спирали» – дети возвращаются из года в год к одним и тем же темам
по восходящей: от простого к сложному, т. е углубляя и расширяя свои представления
об окружающем мире.
Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе - отбор знаний о
природе производиться с учетом цели и задач экологического образования
дошкольников, их возрастных возможностей.
Принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивидуальные
занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.
Принцип систематизации и последовательности – занятия проводятся систематически
по разработанному плану, с использованием всех видов деятельности, в конце года
проводится итоговое занятие.
Принцип безопасности – формирование знаний, умений и навыков, связанных с
жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей поведения в той или иной
ситуации, формирование активной жизненной позиции, ориентирующей детей на
самостоятельное принятие решений.
Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды
деятельности.
Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения
природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного
результата.
Поэтому мы используем принцип интеграции, который позволяет соединить
всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
Таким образом, крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное
отношение к природе.
Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического воспитания создает
условия для:
- познавательного развития ребенка;
- эколого-эстетического развития;
- оздоровления;
- формирования нравственных качеств;
- формирования экологически-грамотного поведения;
- экологизации различных видов деятельности.
- экологического просвещения родителей
Формы работы по экологическому воспитанию:
НОД;
игра;
прогулки;
наблюдения;
опыты и эксперименты;
чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы, рассказы -
описание и т. п. ;
практическая деятельность в природе (труд, экологические акции, игровые методы и
игра);
практическая работа и поисковая деятельность;
экскурсии;
проектная деятельность;
изобразительная деятельность с отображением природы;
развлечения, вечера досугов;
театрализация (экологические сказки и т. д.);
выставки (детское творчество).
Содержание экологического воспитания в нашем детском саду включают в себя три
блока.
1 блок – работа с детьми.
Задача: повышение познавательной активности дошкольников через экологическое
воспитание.
В каждой группе нашего детского сада оборудован уголок природы, развивающая
среда которого соответствует возрастным особенностям детей от ясельной до
подготовительной групп. В этих уголках дети рассматривают комнатные растения,
знакомятся с их строением и условиями, необходимыми для их роста и развития.
Учатся ухаживать за ними: рыхлят землю в горшках, поливают цветы, протирают
листья.
В соответствии с санитарными правилами и нормами, не допускаю-щими размещение
в детском саду аквариумов, животных и птиц, вместо представителей животного мира
в качестве наглядного материала в групповых комнатах представлены пластмассовые и
резиновые фигурки животных, которые дошкольники могу брать в руки без
причинения вреда своему здоровью.
В доступном для детей месте в уголках природы размещены детские книги о природе,
обучающие карточки, на которых изображен мир флоры и фауны, а в старшей и
подготовительной группах – гербарии, коллекции камней, семян.
В уголках природы на подоконниках расположились мини-огороды. Зимой здесь
растет зеленый лук, а весной – цветочная и огородная рассада, за которым
ухаживают дошкольники старшей и подготовительной групп и воспитатели. В течении
лета дети всех возрастных групп имеют возможность наблюдать за развитием и ростом
этих растений.
Благодаря природному уголку в детском саду дети получают базовое представление о
мире растений, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически, заботиться,
сопереживать.
Большую роль в экологическом воспитании детей нашего дошкольного учреждения
играют наблюдения за природой. Это сложная познавательная
деятельность дошкольника, с помощью которой у ребенка развиваются: восприятие,
мышление, речь, устойчивое внимание, умение видеть и понимать природные явления
и связь между ними, а также вырабатываются навыки сравнения и сопоставления
увиденного, воспитывается стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть
и ценить его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и
поведении. Наблюдения осуществляются во время прогулок, на которых
у дошкольников формируются представления о сезонных изменениях в природе
(продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд
людей, о свойствах воды, снега, песка, льда, земли. В осенний период на участке дети
собирают листья рябины, клена, дуба, каштана, березы, сравнивают их по форме и
цвету, составляют гербарий, который оказывает большую помощью в распознавании
пород деревьев. С наступлением холодов дошкольники совместно с
воспитателями подкармливают оставшихся на зимовку птиц, насыпая корм в
кормушки, развешенные по всей территории детского сада, наблюдают за повадками
пернатых, учатся распознавать птиц, сравнивать их.
В нашем детском саду в образовательной деятельности по экологическому
воспитанию регулярно используется художественная литература о животных и
растениях, которая расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для
получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для
детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о
жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Чтение этих
произведений сопровождается просмотром иллюстраций, которые помогают детям
лучше понять и представить то, о чем повествуется в рассказе, сказке, стихотворении.
Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после про-
чтения воспитателем художественной литературы, проведённых на участке и в уголке
природы наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство,
стремление узнать как можно больше. Дети просят воспитателей ответить на
волнующие вопросы. Всё это делает работу с книгой более эффективной, более
значимой и целенаправленной.
Огромный интерес в нашем детском саду дошкольники проявляют к
исследовательской работе, поэтому в образовательном процессе большое место
отведено опытам и экспериментам, которые осуществляются в рамках проектной
деятельности и строятся на основе имеющихся у детей представлений, полученных во
время наблюдений и труда.
Опыты проводятся в старших группах, а в младшей и средней используются
отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого
явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям.
Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега,
воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у
детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность,
мыслительную деятельность.
В ознакомлении с природой особое место в нашем детском саду занимают
соответствующие возрасту дидактические игры, такие как "Пищевые цепочки
водоёма", "С чем нельзя в лес ходить?" и другие. Решая задачи, поставленные в
дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов,
явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим
признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется
их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто
нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей.
Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях,
активизируют разнообразные умственные процессы,
способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям
оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения
отдельных внешних признаков.
Для накопления эмоционально-положительного опыта общения с
природой воспитатели проводят экологические праздники и развлечения, ставят сказки
на экологическую тему. Роль этих мероприятий заключается в осознании ребенком
доступных его пониманию экологических проблем, в сочувствии и желании помочь
героям решить возникшую проблемную ситуацию.
Воспитатели обращаются к экологической теме и во время проведения комплексных
занятий по рисованию, аппликации, лепке. Такие занятия учат дошкольников видеть и
понимать прекрасное в окружающем мире, побуждают к нравственно-эстетическим
переживаниям, развивают воображение, формируют навыки, помогающие передавать
в работах свое видение красоты природы.
В нашем детском саду на протяжении нескольких лет работают экологический
кружок «Друзья природы», который с большим интересом посещают дошкольники.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием при-родных
объектов. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую,
эстетическую и оздоровительную функцию.
2 блок – работа с родителями.
Задача: повышение культуры и уровня экологического воспитания родителей.
Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача
– воспитание человека, экологически грамотного. Для этого в детском
саду воспитатели проводят с родителями беседы, консультации, оформляют
тематические выставки, проводят природоохранные акции, направленные на
сохранение объектов природы, экологические конкурсы, родительские
собрания, экологические праздники.
Совместно с родителями мы часто проводим такие мероприятия:
1) конкурс «Осенние фантазии» (изготовление поделок из природного материала);
2) «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);
3) «Чистое утро» (уборка территории).
Такие мероприятия способствуют эмоциональному, психологическому сближению
родителей и детей, дают им уникальную возможность проявить себя, сформировать
положительное отношение к природе.
3 блок – работа с социальным окружением.
Задачи: расширение кругозора дошкольников; обогащение представления детей о
разнообразии природного мира; развитие любознательности; формировать
представление об экологических проблемах своего края; учить детей правильно
взаимодействовать с природой.
Дошкольники старших и подготовительных групп нашего детского сада совместно
с воспитателями регулярно посещают краеведческий музей, благодаря этим
экскурсиям дети расширяют представления о флоре и фауне нашего края,
рассматривают животных и растения, занесенных в Красную книгу Мордовии. Такие
посещения краеведческого музея развивают интерес к природе, формируют
положительное отношение к ней, желание заботиться и оберегать ее, заставляют
задуматься о том, какой вред окружающей среде может причинить человек своими
необдуманными поступками.
Результат проделанной воспитателями работы по экологическому воспитанию
дошкольников нашего детского сада таков:
• сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям
природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении
экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через
различные виды деятельности.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только
в младшем дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить
представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно
поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к
миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества
ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Целью нашей работы по самообразованию стало экологическое воспитание детей
второй младшей группы №4 и формирование у них начал экологической культуры.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в
рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает
решение таких задач как:
— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого
отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
В процессе ознакомления детей с природой нами были использованы разные методы:
1) наглядные (наблюдение на прогулке и в уголке природы, рассматривание картин);
2) практические (игровой метод, труд, элементарный опыт,
3) словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседа).
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего
окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Во время прогулки мы
находили интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых,
птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей 3-4 лет играет практическая,
исследовательская, экспериментальная деятельность. Поэтому в процессе
образовательной деятельности, предусмотренной программой, нами проводились
элементарные опыты с водой (замерзание, таяние, наблюдения и опыты в уголке
природы (выращивание лука, фасоли, цветов). Ведь в процессе детского исследования
ребенок данного возраста получает конкретные познавательные навыки: учится
наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, делать простейшие выводы -
развивает познавательные способности.
Помимо непосредственной образовательной деятельности, в октябре 2015 года в
группе был реализован проект «Овощи и фрукты – полезные продукты», по итогам
которого дети группы стали лучше различать овощи и фрукты, запомнили их названия.
В рамках проекта была проведена выставка-конкурс поделок из природного материала.
Лучшие работы были отправлены на международный интернет-конкурс «Чем
запомнится эта осень», на котором заняли 1 и 2 места (Илюхина Маша и Курганов
Влад).
Воспитанники группы Каребо Дима и Уфимцев Ваня в ноябре 2015 года заняли 1-е
место во всероссийском конкурсе «Вопросита» (блиц – олимпиада «Вершки и
корешки», область знаний – окружающий мир).
В ноябре 2015 года воспитатели и дети группы участвовали во всероссийском
конкурсе рисунков «Коты для доброты». Скадин Степа, Харина Маша, Илюхина
Маша, Москвина Саша получили дипломы участников, воспитатели Гайдина Е. Н. и
Позднякова О. Ю. – дипломы победителей 2-ой и 3-ей степени.
Родители также были вовлечены в совместную деятельность по экологическому
воспитанию детей. В результате появились кормушки для птиц, а фото лучших из них
мы отправили на всероссийский творческий конкурс «Синичкин день». Результат –
Мелехин Ваня – 2-е место, Ломовцева Лиза – 1-е место в номинации «Домик для птиц
своими руками».
В рамках работы с родителями по теме самообразования была составлена
консультация для родителей, посвященная различным формам деятельности
по экологическому воспитанию в семье, которые помогут формировать у
детей экологические нормы поведения в окружающей среде.
29.03.2016 года в группе было проведено родительское собрание на
тему «Экологическое воспитание ребенка в семье», в ходе которого состоялось
обсуждение проблемы формирования экологической культуры ребенка.
Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• сформировано осознанное правильное отношение к объектам и явлениям
природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении
экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через
различные виды деятельности.