Напоминание

"Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников"


Авторы: Шерстобитова Валентина Николаевна, Шерстобитова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОКЛАД

«Лэпбук, как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного

возраста».

Жизнь

в

XXI

веке

ставит

перед

нами

множество

проблем,

среди

которых

наиболее актуальными

именно экологического характера проблема. Мы являемся

свидетелями современно жизни экологических бедствий .

Причины экологических катастроф идет именно от человеке, его деятельности и

отношении к окружающему миру. Такие проблемы порождает наносить сильнейший

вред, разрушая природу и используя ее ресурсы.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее

время одним из приоритетных направлений в ДОО. Чем раньше начинается

формирование и познания основы экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее

уровень. Научить видеть, осознавать, ценить и понимать красоту родной природы,

бережно относиться ко всему живому, растущему, передать определенные знания в

области экологии — главные задачи в образовании экологической работы в ДОО.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет

новые подходы, идеи, материалы, формы и методы в своей педагогической

деятельности, которые бы заинтересовали дошкольников и соответствовали бы их

возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и

воспитательные задачи в данной сфере.

1) расширять представления о растительном и животном мире;

2) формировать представления взаимосвязи детей с окружающим миром;

3) развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять характерные,

существенные признаки внешней природы;

4) воспитывать любовь к окружающему миру и умению вести себя на природе;

5) формировать систему экологических знаний и представлений ;

6) развивать эстетические чувства (уметь увидеть и почувствовать красоту природы,

восхититься ею, желания сохранить ее );

7) формировать умения воспитанников в уходе за растениями, животными,птицами по

охране и защите природы.

Исходя из требований сегодняшнего времени, учитывая актуальность экологического

просвещения воспитанников, в нашей группе «Сказка» был проведен мастер-класс на

тему: «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Лэпбук (lapbook) – книга на коленях, или как его еще называют тематическая или

интерактивная папка для развития ребенка. Это самодельная бумажная книжечка с

кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, крючками, прищепками

которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Чтобы заполнить эту

папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, задачи, провести

наблюдения, изучить представленный материал.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката,

книги и раздаточного материла, дидактических игр, который направлен на развитие

творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и

формируя навыки и умения.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1.

Разработка лэпбука (составление плана)

2.

Подведение итогов Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода

обучения.

3.

Целеполагание (выбор темы)

4.

Выполнение (практическая часть)

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей и их детей к

сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

Организационную (экскурсии, походы)

Мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

Техническую (фото, видео)

Информационную (сбор информации для лэпбука)

Для создания лэпбука понадобятся: картонная папка-основа, бумага,

главное, чтобы

по размеру лэпбук умещался на коленях воспитанника или на столе. Дополнительно

используется цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, степлер, скотч, разные

решения для кармашков и прочие.

Родители и дети определили тему для своего исследования.

За создание лэпбуков принялись с большим интересом, звонили, узнавали, смотрели,

присылали фотографии с процессом изготовления интерактивных папок. Каждая семья

проявила творческий подход, в каждой папке поселился маленький секретик, в виде

игры, раскрасок, загадок, стихов и кармашек-копилок, карточек, иллюстраций.

Получившиеся лэпбуки дети представляли в группе, рассказывали о появлении в их

папках маленьких секретов. В каких кармашках что размещается. Теперь путешествие

на участок не обходится без лэпбука, потому что в каждой папке остались запасные

кармашки, в которые можно добавить интересную находку: в гербарий – березовый

листочек, одуванчик, тополиный пух.

Лэппбук – мобильная папка, её всегда можно взять на прогулку, что сравнить форму

листьев на картинке и на реальном дереве, поиграть в одну из дидактических игр,

отыскать неизвестное насекомое на картинке и узнать его название.

Чем для нас стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?

1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по

интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное

время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное,

рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.

4. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками

или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие

умение писать и т.д.)

Организация такой работы способствует формированию у детей позитивно-

деятельного отношения к природе, развитию собственного познавательного

опыта, расширению перспектив развития поисково-познавательной

деятельности.

Когда перед ребенком в доступной форме поставлена проблемная ситуация, когда он

увлечен событиями, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте

общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов

своей семьи и товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный

продукт своей деятельности и срывает свою «долю аплодисментов» во время

презентации этого продукта, тогда можно сказать, что мы действительно организовали

увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада и школы, а ребенок выбирает

для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице

достижений.

В результате реализации проекта подтвердилось, что лэпбук – это отличный способ

получения, расширения и закрепления знаний по определенной теме. У детей

расширился кругозор, совершенствовалась мыслительная деятельность.

Сам процесс исследования, а результат доставил детям радость, родителям –

удовлетворение. При создании лэпбуков семьи проявили творчество, фантазию,

заинтересованность.

Литература

1. Лучич М.В. Детям о природе. - Москва, 1989.

2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред.

П.Г. Саморуковой. - Москва, 1992.

3. Наблюдения и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина. Москва, 1976.

4. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. - Москва, 2002.

5. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. -

Москва, 2001.

6. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. - Москва, 2003.



В раздел образования