Авторы: Шерстобитова Валентина Николаевна, Шерстобитова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД
«Лэпбук, как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного
возраста».
Жизнь
в
XXI
веке
ставит
перед
нами
множество
проблем,
среди
которых
наиболее актуальными
именно экологического характера проблема. Мы являемся
свидетелями современно жизни экологических бедствий .
Причины экологических катастроф идет именно от человеке, его деятельности и
отношении к окружающему миру. Такие проблемы порождает наносить сильнейший
вред, разрушая природу и используя ее ресурсы.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее
время одним из приоритетных направлений в ДОО. Чем раньше начинается
формирование и познания основы экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее
уровень. Научить видеть, осознавать, ценить и понимать красоту родной природы,
бережно относиться ко всему живому, растущему, передать определенные знания в
области экологии — главные задачи в образовании экологической работы в ДОО.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет
новые подходы, идеи, материалы, формы и методы в своей педагогической
деятельности, которые бы заинтересовали дошкольников и соответствовали бы их
возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и
воспитательные задачи в данной сфере.
1) расширять представления о растительном и животном мире;
2) формировать представления взаимосвязи детей с окружающим миром;
3) развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять характерные,
существенные признаки внешней природы;
4) воспитывать любовь к окружающему миру и умению вести себя на природе;
5) формировать систему экологических знаний и представлений ;
6) развивать эстетические чувства (уметь увидеть и почувствовать красоту природы,
восхититься ею, желания сохранить ее );
7) формировать умения воспитанников в уходе за растениями, животными,птицами по
охране и защите природы.
Исходя из требований сегодняшнего времени, учитывая актуальность экологического
просвещения воспитанников, в нашей группе «Сказка» был проведен мастер-класс на
тему: «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Лэпбук (lapbook) – книга на коленях, или как его еще называют тематическая или
интерактивная папка для развития ребенка. Это самодельная бумажная книжечка с
кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, крючками, прищепками
которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Чтобы заполнить эту
папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, задачи, провести
наблюдения, изучить представленный материал.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката,
книги и раздаточного материла, дидактических игр, который направлен на развитие
творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и
формируя навыки и умения.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1.
Разработка лэпбука (составление плана)
2.
Подведение итогов Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода
обучения.
3.
Целеполагание (выбор темы)
4.
Выполнение (практическая часть)
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей и их детей к
сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
Организационную (экскурсии, походы)
Мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Техническую (фото, видео)
Информационную (сбор информации для лэпбука)
Для создания лэпбука понадобятся: картонная папка-основа, бумага,
главное, чтобы
по размеру лэпбук умещался на коленях воспитанника или на столе. Дополнительно
используется цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, степлер, скотч, разные
решения для кармашков и прочие.
Родители и дети определили тему для своего исследования.
За создание лэпбуков принялись с большим интересом, звонили, узнавали, смотрели,
присылали фотографии с процессом изготовления интерактивных папок. Каждая семья
проявила творческий подход, в каждой папке поселился маленький секретик, в виде
игры, раскрасок, загадок, стихов и кармашек-копилок, карточек, иллюстраций.
Получившиеся лэпбуки дети представляли в группе, рассказывали о появлении в их
папках маленьких секретов. В каких кармашках что размещается. Теперь путешествие
на участок не обходится без лэпбука, потому что в каждой папке остались запасные
кармашки, в которые можно добавить интересную находку: в гербарий – березовый
листочек, одуванчик, тополиный пух.
Лэппбук – мобильная папка, её всегда можно взять на прогулку, что сравнить форму
листьев на картинке и на реальном дереве, поиграть в одну из дидактических игр,
отыскать неизвестное насекомое на картинке и узнать его название.
Чем для нас стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?
1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по
интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное
время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное,
рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
4. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками
или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие
умение писать и т.д.)
Организация такой работы способствует формированию у детей позитивно-
деятельного отношения к природе, развитию собственного познавательного
опыта, расширению перспектив развития поисково-познавательной
деятельности.
Когда перед ребенком в доступной форме поставлена проблемная ситуация, когда он
увлечен событиями, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте
общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов
своей семьи и товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный
продукт своей деятельности и срывает свою «долю аплодисментов» во время
презентации этого продукта, тогда можно сказать, что мы действительно организовали
увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада и школы, а ребенок выбирает
для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице
достижений.
В результате реализации проекта подтвердилось, что лэпбук – это отличный способ
получения, расширения и закрепления знаний по определенной теме. У детей
расширился кругозор, совершенствовалась мыслительная деятельность.
Сам процесс исследования, а результат доставил детям радость, родителям –
удовлетворение. При создании лэпбуков семьи проявили творчество, фантазию,
заинтересованность.
Литература
1. Лучич М.В. Детям о природе. - Москва, 1989.
2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред.
П.Г. Саморуковой. - Москва, 1992.
3. Наблюдения и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина. Москва, 1976.
4. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. - Москва, 2002.
5. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. -
Москва, 2001.
6. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. - Москва, 2003.