Напоминание

"Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников"


Автор: Фотина Елена Леонтьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Мурмашинская СОШ №1
Населённый пункт: гп Мурмаши Кольского района Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВЫПОЛНИЛА:

Фотина Елена Леонтьевна,

учитель начальных классов,

МОУ Мурмашинская СОШ № 1

г. п. Мурмаши

Кольского района

Мурманской области

Мурманск

2017

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников…….......4

1. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»……….……………4

2.

Направления и формы гражданско-патриотического воспитания ………....5

Заключение……………………………………………………………………...10

Литература………………………………………………………………………11

Введение

2

Проблема

патриотического

воспитания

и

гражданского

становления

подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и

общества. Как сказал наш Президент «У нас нет никакой и не может быть

никакой

другой

объединяющей

идеи,

кроме

патриотизма».

Патриотизм

представляет

собой

сложное

и

многогранное

явление.

Будучи

одной

из

наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании

социальные,

политические,

духовно-нравственные,

культурные,

исторические и другие компоненты.

Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви

к

Родине,

родному

краю,

чувства

гордости

за

свою

страну

трудно

переоценить,

поскольку

младший

школьный

возраст

характеризуется

повышенной

восприимчивостью

внешних

влияний,

верой

в

истинность

всего, чему учат, что говорят учителя. Именно в этом возрасте возникают

большие

возможности

для

систематического

и

последовательного

нравственного воспитания детей.

Ц е л ь

р а б о т ы : раскрыть

аспекты формирования

и

развития

гражданственности,

патриотизма

у

младших

школьников как

важнейших

духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи:

выявить

методы

и

приемы

патриотического

воспитания

младших школьников во внеурочной деятельности; показать эффективные

формы воспитания патриота в начальной школе.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников

1. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»

3

Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический

принцип,

социальное

чувство,

содержанием

которого

является

любовь

и

преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление

защищать интересы Родины. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за

достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к

историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной

памяти, национально-культурным традициям [2, с. 365].

ФГОС НОО определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся

позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм

включает

чувство

гордости

за

своё

Отечество,

малую

родину,

т.е.

край,

республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос,

включает активную позицию, готовность к служению Отечеству [3].

Период

младшего

школьного

возраста

по

своим

психологическим

характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию

патриотизма, так как ребенок отвечает доверием взрослому, ему присуща

подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность

чувств, вера в безусловность и необходимость соблюдения нравственных

норм. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления

детства остаются с человеком на всю жизнь. В младшем школьном возрасте

развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и

явления,

устанавливать

причины

и

следствия,

сравнивать

и

дифференцировать поведение, обобщать и делать соответствующие выводы,

выражать

собственное

отношение

к

происходящему,

что

служит

психологической основой реализации патриотического воспитания учащихся

начальной школы. В педагогической деятельности мы исходим из понимания

патриотического

воспитания

детей

младшего

школьного

возраста

как

целенаправленного

процесса

педагогического

воздействия

на

личность

ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, развития потребности в

принадлежности к малой родине, ее народу, взращивания патриотических

чувств,

формирования

умений

и

навыков

нравственного

поведения

и

4

деятельности на общую пользу. Чувство патриотизма выражается прежде

всего в привязанности к родным местам, т. е. малой родине, зарождается и

проходит

становление

еще

в

детские,

школьные

годы

в

семье

и

других

воспитательно-образовательных средах. Целью гражданско-патриотического

воспитания

является

создание

условий

для

формирования

гражданско-

патриотической культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную

деятельность.

Патриотизм

выступает

в

единстве

д у хо в н о с т и ,

гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою

неразрывность с Отечеством.

Исходя из этого, определяются задачи:

1.

Формирование представления об историческом прошлом России,

пробуждение интереса к малой родине.

2.

Формирование

у

подрастающего

поколения

верности

Родине,

готовности служить Отечеству.

3.

Воспитание уважения к национальным традициям своего народа,

толерантности,

культуры

общения,

бережного

отношения

к

духовным

богатствам родного края.

4.

Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления

физического и психического здоровья детей, формирование потребности в

здоровом образе жизни.

5.

Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

2. Направления и формы гражданско- патриотического воспитания

Ведущую

роль

в

процессе

гражданско-патриотического

воспитания

играл и продолжает играть урок. Именно на уроках должен закладываться

фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения

гражданина – строителя и защитника Отечества. Система нашей работы по

патриотическому воспитанию учащихся начальных классов включает в себя

три основных компонента:

1. Патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий:

Месячник

патриотического

воспитания

«Народ

и

армия

едины»,

включающий встречи с ветеранами, общешкольные классные часы: «Права и

5

долг – неотделимые понятия!», «Главная книга страны», направленный на

воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины,

своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за своё Отечество,

за символы государства, за свой народ; долга и ответственности за судьбу

Родины и своего народа, за ее будущее, способности проявлять гуманизм,

милосердие, общечеловеческие ценности, реализуемое также на материале

учебников

и

учебных

пособий,

литературных

произведений в

урочной

деятельности.

2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся

реализуется

через

организацию

различных

видов

деятельности

младших

школьников,

направленных

на

освоение

знаний

об

истории,

традициях,

культуре

народов

России,

своём

родном

крае,

месте

рождения;

содержательному

знакомству

с

историей

своей

семьи,

формирование

уважительного

отношения

к

труду

окружающих,

стремления

посильно

участвовать в нем, проявлять нравственное поведение.

В качестве форм патриотического воспитания нами используются:

- классные часы: «Государственные символы России», «Моя семья в

военные годы», «Что значит, Родину любить?» и др.;

- встречи с ветеранами войны и труда,

- диспуты, беседы по темам: «Мир – наш дом», «О Родине, о доблести,

о славе», «Обычаи и традиции русского народа», «Слава хлебу на столе»,

«Чем дорога природа Кольского края», «Друзья познаются в беде или в

радости»,

«Что

для

меня

моя

семья?»,

«Люди,

которыми

гордится

наш

посёлок», «Не место красит человека, а человек место»;

- викторины: «Знаешь ли ты свой посёлок»,

-

коллективные

творческие

дела:

«Улица,

на

которой

я

живу»,

«Операция «Кормушка», «Мое семейное древо»,

- выставки (рисунков на тему «Мои Мурмаши»),

- конкурсы сочинений, рисунков на тему «Мои Мурмаши»

6

- экскурсии и другие формы работы.

3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию

младших школьников выступали:

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

-

помощь

родителей

в

организации

и

проведении

внеклассных

мероприятий;

-

привлечение

родителей

к

организации

экскурсий,

походов,

праздников.

Каждый

из

представленных

выше

компонентов

деятельности

по

гражданско-патриотическому

воспитанию

младших

школьников

включает

следующие направления: «Моя семья», целью которого является развитие у

детей

интереса

к

истории

своей

родословной,

бережного

отношения

к

семейным традициям, чувства гордости за своих предков; «Моё Заполярье»,

целью которого является изучение истории Кольского края, его настоящего и

будущего, культуры, быта, традиций. «Моя Родина – Россия», целью которого

является

изучение

истории,

культуры,

быта,

традиций

Отечества,

формирование у младших школьников уважительного отношения к своей

Родине, гордости за нее, сопричастности к истории государства.

Эффективная система гражданско-патриотического воспитания требует

от проводящих ее в жизнь конкретных дел, связанных с любовью к своему

государству и к его народу и Российское движение школьников должно

занимать лидирующее положение в этом благородном деле.

Одним

из

четырех

направлений

Российского

движения

школьников

является военно-патриотическое. Военно-патриотическое воспитание – это

составная

часть

патриотического

воспитания

учащихся,

представляющая

собой целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на

основе

боевых

традиций

своего

народа,

формирования

их

готовности

к

выполнению

задач

по

обеспечению

защиты

Отечества

и

овладению

необходимыми

для

этого

знаниями,

навыками

и

умениями.

В

своей

7

деятельности Российское движение школьников берет лучший накопленный

опыт и практики развития воспитания детей, рассматривает к реализации

инновационные

формы,

в

том

числе

по

военно-патриотиче ской

направленности.

Такие

формы

можно

разделить

на

две

категории:

личностные, массовые.

На Всероссийском семинаре-совещании руководителей патриотических

объединений, который проходил в Москве, в Кремле в октябре 2015 года

была

принята

за

основу

образовательная

программа

патриотического

воспитания

«Служу

Отечеству»,

которая

является

базовой

для

всех

патриотических клубов и комплексной по своему содержанию. Исторически

сложилось, что у нас в стране ребята занимаются в военно-патриотических

клубах по следующим направлениям: юные армейцы, юные пограничники,

юный

спецназ

Росгвардии,

юные

друзья

полиции,

юные

инспектора

движения, юные казаки, юные спасатели.

В рамках Программы «Служу Отечеству» по военно-патриотическому

направлению Российского движения школьников можно развивать военно-

патриотические игры «Орленок», «Зарница», «Юные защитники Отечества»,

«Наследники

Победы»,

дать

новое

развитие

движениям

«Юнармия»

и

«Пост№1».

Также

школьникам

будут

интересны

«Школа

разведчика-

следопыта»,

Уроки

мужества,

музей

боевой

славы,

конкурсы

(«Юный

стрелок», «Юный медик», «Строя и песни»), викторины («Моё Отечество»,

«Великие

полководцы»),

соревнования

«Школа

безопасности.

Также

необходимо развивать и другие формы военно-патриотического воспитания.

8

Заключение

Многовековая

история

наших

народов

свидетельствует,

что

без

патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое

воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего

общества,

является

источником

и

средством

духовного,

политического

и

экономического

возрождения

страны,

её

государственной

целостности

и

безопасности.

В настоящей работе изложены лишь основные направления, формы

работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

9

Безусловно, в каждой школе организовывать эту работу следует исходя

из места нахождения, специфики решаемых задач и потребности детей.

Важно

учитывать

гендерное

и

процентное

соотношение

детей,

их

возрастные группы. Организовывать и проводить работу по патриотическому

воспитанию

школьников

необходимо

в

тесном

взаимодействии

с

представителями органов государственной власти, местного самоуправления,

организациями культуры и общественных объединений. Воспитание граждан

и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя

настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу

за

4

года

обучения

в

начальной

школе

не

представляется

возможным.

Впереди ещё долгие годы школьной зрелости.

Литература

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые

понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. С.365.

2. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В. Г. Панова. В

2 т. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. -

Т.2. С.236.

3 .

Ф Г О С

о с н о в н о г о

о б щ е г о

о б р а з о в а н и я

U R L :

standart.educatalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 15.01.2013).

4.

Указ

Президента

Российской

Федерации

от

29.10.2015

536

«О

создании

Общероссийской

общественно-государственной

детско-

юношеской организации «Российское движение школьников».

10

5.

Указ

Президента

Российской

Федерации

от

19.12.2012

1666

«О

Стратегии

государственной

национальной

политики

Российской

Федерации на период до 2025 года».

6.

Указ

Президента

Российской

Федерации

от

01.06.2012

761

«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017

годы».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015

1493

«О

государственной

программе

«Патриотическое

воспитание

граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».

11



В раздел образования