Автор: Виноградова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 49 "Загадка"
Населённый пункт: г. Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: Буклет для родителей
Тема: "Тревожный ребёнок"
Раздел: дошкольное образование
Подготовил:
воспитатель
Виноградова Е.П.
Тревожный
ребёнок
Памятка для родителей
Несколько советов родителям:
* Принимайте ребенка таким, какой он есть,
давая ему возможность измениться.
* Ваш ребенок должен чувствовать стабиль-
ность, спокойствие, доброжелательность.
* Насыщайте ребенка позитивными эмоциями:
чаще смотрите «добрыми глазами», осуществ-
ляйте тактильный контакт в соответствии с
возрастом ребенка, оказывайте пристальное
внимание ему и его проблемам, слушайте ре-
бенка «активно».
* Относитесь к страхам и тревогам ребенка с
пониманием: не смейтесь, не пытайтесь
насильно преодолеть страх.
* Не рассказывайте ребенку страшные истории
не только на ночь, но и днем. Не смотрите
страшные кинофильмы.
* Занимайте ребенка какой-либо деятельно-
стью в течение дня. Если ему нечем заняться,
он может вновь возвращаться к своим пере-
живаниям.
* Запаситесь терпением, т.к. мгновенных ре-
зультатов добиться трудно.
Критерии определения страха разлуки:
1. Повторяющееся чрезмерное расстройство,
печаль при расставании.
2. Постоянное чрезмерное беспокойство о по-
тере, о том, что взрослому может быть плохо.
3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что
какое-либо событие приведет его к разлуке с
семьей.
4. Постоянный отказ идти в детский сад.
5. Постоянный страх остаться одному.
6. Постоянный страх засыпать одному.
7. Постоянные ночные кошмары, в которых
ребенок с кем-то разлучается.
8. Постоянные жалобы на недомогание: голов-
ную боль, боль в животе и др. (Дети, страдаю-
щие страхом расставания, и в самом деле мо-
гут заболеть, если много думают о том, что их
тревожит.)
МБДОУ № 49 «Загадка»
г. Майкоп, Республика Адыгея
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 49
«Загадка»
Адрес: г. Майкоп, Республика Адыгея
ул. ххххххххх, д. ххх
Номер телефона: 8(хххх)хххххх
Тревожность - это индивидуальная психо-
логическая особенность, заключающаяся в по-
вышенной
склонности
испытывать
беспокой-
ство в самых различных жизненных ситуациях,
в том числе и в таких, которые к этому не
предрасполагают
Без
сомнения,
каждый
здоровый
ребёнок
подвержен
изрядному
количеству
страхов,
в
том числе и скрытых, которые редко выража-
ются открыто. Важно заметить, что по своей
сути страх не является однозначно опасным и
«вредным» для ребёнка. Очень часто страх за-
щищает ребёнка от излишнего риска, уводит от
опасностей, регулирует и выстраивает поведе-
ние.
Детская тревожность - это сигнал, что в жиз-
ни малыша что-то идет не так и как бы себя
взрослые не утешали и не оправдывали данное
состояние без внимания оставлять нельзя. При-
чем совсем не важно, относится это к дочери
или сыну, поскольку в дошкольном возрасте
тревожность может возникнуть в независимо-
сти от пола малыша. Тревога является комби-
нацией нескольких эмоций, а одной из эмоций
выступает страх. У малышей от 1 года до 3 лет
зачастую
имеются
ночные
страхи,
наиболее
часто проявляются страхи неожиданных зву-
ков, а также страх одиночества и страх боли,
связанный с боязнью медицинских работников.
От 3 до 5 лет у малышей отмечают массово
страхи темноты, одиночества, замкнутого про-
странства. Страх смерти становится основным,
обычно, переживанием в 5-7 лет.
Критерии определения тревожности у ре-
бенка:
* Постоянное беспокойство.
* Трудность, иногда невозможность сконцен-
трироваться на чем-либо.
* Мышечное напряжение (например, в области
лица, шеи)
* Раздражительность.
* Нарушения сна.
Причины тревожности у детей:
1. Нарушения в отношениях между малышами
и взрослыми.
2. Неправильное воспитание малышей (роди-
тели часто желают и требуют от чада того, что
ему не под силу)
3. Негативные требования, которые унижают
ребенка, ставят его в зависимое положение.
4. Авторитарный стиль родительского воспи-
тания в семье тоже не способствует внутрен-
нему спокойствию ребенка.
5.
Тревожность
может
быть
сопряжена
с
неврозом или с другими психическими рас-
стройствами. В этих случаях необходима по-
мощь медицинских специалистов.
Снятие тревожности у детей:
*Необходимо завести домашнее животное: ко-
тенка, щенка, хомячка и доверить его ребенку,
однако следует помогать малышу в уходе за
питомцем. Совместный уход за животным по-
может создать доверительные и партнерские
отношения между малышом и родителями, что
поспособствует
снижению
уровня
тревожно-
сти.
*Полезными будут релаксационные упражне-
ния на дыхание для снятия тревожности.
Игра «Воздушный шарик»
Данная игра поможет научиться расслаблять
мышцы живота. Пусть ребенок представит се-
бя воздушным шаром. Нужно сделать очень
глубокий вдох и затаить дыхание. Попросите
ребёнка положить руку на живот и почувство-
вать, стал ли он круглым и напряженным. Если
стал, то можно выдохнуть и ощутить, как при-
ятно, когда живот расслаблен. Повторите игру
3-5 раз: напряжение на вдохе, задержка на
несколько секунд, выдох и расслабление. Обра-
тите внимание на то, чтобы напрягался именно
живот, проследите за плечами ребенка - они не
должны подниматься. Второй важный момент -
выдох должен быть сделан без усилия, воздух
сам выйдет, если перестать напрягать живот.
*Если все же тревожность устойчива и сохраня-
ется без видимых причин, то следует обратить-
ся за помощью к детскому психологу, посколь-
ку даже незначительная детская тревога в по-
следствии
может
быть
причиной
серьезных
психических заболеваний.
Рисунки тревожных детей:
1.
Имеют
много
зачернённых
«пятен»
или,
напротив - слишком «прозрачны» и почти неза-
метны.
2. Люди часто имеют большие тёмные (заштри-
хованные) глаза.
3. Тревожные дети, которые имеют низкую са-
мооценку, изображают себя маленькими, почти
невидимыми, обычно в нижней части листа.
4. Создавая свои «шедевры», они любят обво-
дить и исправлять только что проведённые ли-
нии - их неуверенность во всем и боязнь сде-
лать
что-то
не
так
проявляется
и
в
художе-
ственном творчестве.
5. Позы людей в рисунках старших дошкольни-
ков, как правило, статичны и однотипны: все
замерли, все ждут, все как будто прислушива-
ются и присматриваются, а нет ли сигналов о
надвигающейся опасности.