Напоминание

"Тревожный ребёнок"


Автор: Виноградова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 49 "Загадка"
Населённый пункт: г. Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: Буклет для родителей
Тема: "Тревожный ребёнок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовил:

воспитатель

Виноградова Е.П.

Тревожный

ребёнок

Памятка для родителей

Несколько советов родителям:

* Принимайте ребенка таким, какой он есть,

давая ему возможность измениться.

* Ваш ребенок должен чувствовать стабиль-

ность, спокойствие, доброжелательность.

* Насыщайте ребенка позитивными эмоциями:

чаще смотрите «добрыми глазами», осуществ-

ляйте тактильный контакт в соответствии с

возрастом ребенка, оказывайте пристальное

внимание ему и его проблемам, слушайте ре-

бенка «активно».

* Относитесь к страхам и тревогам ребенка с

пониманием: не смейтесь, не пытайтесь

насильно преодолеть страх.

* Не рассказывайте ребенку страшные истории

не только на ночь, но и днем. Не смотрите

страшные кинофильмы.

* Занимайте ребенка какой-либо деятельно-

стью в течение дня. Если ему нечем заняться,

он может вновь возвращаться к своим пере-

живаниям.

* Запаситесь терпением, т.к. мгновенных ре-

зультатов добиться трудно.

Критерии определения страха разлуки:

1. Повторяющееся чрезмерное расстройство,

печаль при расставании.

2. Постоянное чрезмерное беспокойство о по-

тере, о том, что взрослому может быть плохо.

3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что

какое-либо событие приведет его к разлуке с

семьей.

4. Постоянный отказ идти в детский сад.

5. Постоянный страх остаться одному.

6. Постоянный страх засыпать одному.

7. Постоянные ночные кошмары, в которых

ребенок с кем-то разлучается.

8. Постоянные жалобы на недомогание: голов-

ную боль, боль в животе и др. (Дети, страдаю-

щие страхом расставания, и в самом деле мо-

гут заболеть, если много думают о том, что их

тревожит.)

МБДОУ № 49 «Загадка»

г. Майкоп, Республика Адыгея

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение № 49

«Загадка»

Адрес: г. Майкоп, Республика Адыгея

ул. ххххххххх, д. ххх

Номер телефона: 8(хххх)хххххх

Тревожность - это индивидуальная психо-

логическая особенность, заключающаяся в по-

вышенной

склонности

испытывать

беспокой-

ство в самых различных жизненных ситуациях,

в том числе и в таких, которые к этому не

предрасполагают

Без

сомнения,

каждый

здоровый

ребёнок

подвержен

изрядному

количеству

страхов,

в

том числе и скрытых, которые редко выража-

ются открыто. Важно заметить, что по своей

сути страх не является однозначно опасным и

«вредным» для ребёнка. Очень часто страх за-

щищает ребёнка от излишнего риска, уводит от

опасностей, регулирует и выстраивает поведе-

ние.

Детская тревожность - это сигнал, что в жиз-

ни малыша что-то идет не так и как бы себя

взрослые не утешали и не оправдывали данное

состояние без внимания оставлять нельзя. При-

чем совсем не важно, относится это к дочери

или сыну, поскольку в дошкольном возрасте

тревожность может возникнуть в независимо-

сти от пола малыша. Тревога является комби-

нацией нескольких эмоций, а одной из эмоций

выступает страх. У малышей от 1 года до 3 лет

зачастую

имеются

ночные

страхи,

наиболее

часто проявляются страхи неожиданных зву-

ков, а также страх одиночества и страх боли,

связанный с боязнью медицинских работников.

От 3 до 5 лет у малышей отмечают массово

страхи темноты, одиночества, замкнутого про-

странства. Страх смерти становится основным,

обычно, переживанием в 5-7 лет.

Критерии определения тревожности у ре-

бенка:

* Постоянное беспокойство.

* Трудность, иногда невозможность сконцен-

трироваться на чем-либо.

* Мышечное напряжение (например, в области

лица, шеи)

* Раздражительность.

* Нарушения сна.

Причины тревожности у детей:

1. Нарушения в отношениях между малышами

и взрослыми.

2. Неправильное воспитание малышей (роди-

тели часто желают и требуют от чада того, что

ему не под силу)

3. Негативные требования, которые унижают

ребенка, ставят его в зависимое положение.

4. Авторитарный стиль родительского воспи-

тания в семье тоже не способствует внутрен-

нему спокойствию ребенка.

5.

Тревожность

может

быть

сопряжена

с

неврозом или с другими психическими рас-

стройствами. В этих случаях необходима по-

мощь медицинских специалистов.

Снятие тревожности у детей:

*Необходимо завести домашнее животное: ко-

тенка, щенка, хомячка и доверить его ребенку,

однако следует помогать малышу в уходе за

питомцем. Совместный уход за животным по-

может создать доверительные и партнерские

отношения между малышом и родителями, что

поспособствует

снижению

уровня

тревожно-

сти.

*Полезными будут релаксационные упражне-

ния на дыхание для снятия тревожности.

Игра «Воздушный шарик»

Данная игра поможет научиться расслаблять

мышцы живота. Пусть ребенок представит се-

бя воздушным шаром. Нужно сделать очень

глубокий вдох и затаить дыхание. Попросите

ребёнка положить руку на живот и почувство-

вать, стал ли он круглым и напряженным. Если

стал, то можно выдохнуть и ощутить, как при-

ятно, когда живот расслаблен. Повторите игру

3-5 раз: напряжение на вдохе, задержка на

несколько секунд, выдох и расслабление. Обра-

тите внимание на то, чтобы напрягался именно

живот, проследите за плечами ребенка - они не

должны подниматься. Второй важный момент -

выдох должен быть сделан без усилия, воздух

сам выйдет, если перестать напрягать живот.

*Если все же тревожность устойчива и сохраня-

ется без видимых причин, то следует обратить-

ся за помощью к детскому психологу, посколь-

ку даже незначительная детская тревога в по-

следствии

может

быть

причиной

серьезных

психических заболеваний.

Рисунки тревожных детей:

1.

Имеют

много

зачернённых

«пятен»

или,

напротив - слишком «прозрачны» и почти неза-

метны.

2. Люди часто имеют большие тёмные (заштри-

хованные) глаза.

3. Тревожные дети, которые имеют низкую са-

мооценку, изображают себя маленькими, почти

невидимыми, обычно в нижней части листа.

4. Создавая свои «шедевры», они любят обво-

дить и исправлять только что проведённые ли-

нии - их неуверенность во всем и боязнь сде-

лать

что-то

не

так

проявляется

и

в

художе-

ственном творчестве.

5. Позы людей в рисунках старших дошкольни-

ков, как правило, статичны и однотипны: все

замерли, все ждут, все как будто прислушива-

ются и присматриваются, а нет ли сигналов о

надвигающейся опасности.



В раздел образования