Напоминание

"Дети младшего школьного возраста, какие они?"


Автор: Киселева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №260 Адмиралтейского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Дети младшего школьного возраста, какие они?"
Раздел: начальное образование





Назад




Дети младшего школьного возраста, какие они?

(психологические особенности)

С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология.

Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-

логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто играли, то

теперь от них требуется внимание, родители и учителя хотят, чтобы они получали и могли применить

знания, оценивают их. Дети учатся контролировать свое внимание, волю, поведение.

Это довольно трудный период в жизни ребенка, светлое ожидание какого-то чуда от прихода в школу рушится

практически в первые дни, ведь вместо чудес дети получают трудности, им нужно работать: слушать и

запоминать, читать, писать, выполнять задания, да еще и строить новые отношения — с учителем и

одноклассниками. Особенно трудно «домашним» детям, тем, которые не ходили в детский сад.

Кризис 7 лет

В 7 лет у ребенка происходит внутренний перелом. Он пытается понять, кто он и чего от него хотят. Прежде

чем что-то совершить, ребенок уже задумывается, чем это чревато для него. Многие дети начинают «что-то из

себя изображать», то есть ищут свою роль.

Характер

В возрасте 6-8 лет дети еще довольно импульсивны, действуют под влиянием сиюминутных эмоций, у них

пока недостаточно воли, они могут опустить руки при неудаче и перестать двигаться к цели. Кроме того, могут

отмечаться упрямство и капризность.

Приблизительно с 9 лет дети уже начинают контролировать свои эмоции и поведение. Ребенок учится

выражать

свои

чувства,

гнев

словесно

(раньше

он

делал

это

с

помощью

плача

или

кулаков),

может

иронизировать, обсуждать что-то или кого-то.

Формируются моральные качества:

совесть;

чувство ответственности за себя, друзей, класс;

сочувствие чужой беде;

протест против несправедливости.

Младший школьный возраст очень важен для закладки основных качеств характера, психологии человека,

именно в этом возрасте дети начинают разграничивать добро и зло, хорошее и плохое, оценивать поступки

свои и другого, усваивают правила и нормы общения. У ребенка начинает формироваться внутренняя

позиция (собственное мнение, самооценка, отношение к людям и событиям).

Формирование личности

Дети младшего школьного возраста начинают осознавать себя как личность, у них формируется самооценка,

и важно помочь им в ее формировании. Ребенок, которому постоянно делают замечания и указывают на

неудачи, становится неуверенным в себе, формируется низкая самооценка. А тот, кого поддерживают,

поощряют и помогают, приобретает адекватную самооценку, он уверен в себе, но не самоуверен. Если же

восхищаться ребенком по поводу и без, не делая никаких замечаний и позволяя все, то это чревато

завышенной самооценкой и рождением эгоцентризма, что не менее плохо, чем низкая самооценка.

Этот период важен для закладки трудолюбия и самостоятельности. Ребенку в этом возрасте хочется походить

на взрослого, стать самостоятельным. Он стремится все делать сам, учится принимать решения и отвечать за

них. Необходимо доверять ребенку домашние дела, давать выполнимые поручения в школе, предоставлять

право выбора. Если решать все за него и ограждать от любых трудностей, он вырастет инфантильным. Но и

навязывать большое количество заданий и требовать их безупречного исполнения нельзя, это может вызвать

отторжение и сопротивление.

Авторитеты

У детей в этом возрасте — безграничное доверие и подчинение взрослому (учителю или родителям),

особенно в 1-2 классах. Слова взрослого, его оценка очень важны для ребенка. Даже сами себя дети тоже

оценивают

пока

словами

взрослого,

поэтому

важно

не

критиковать

и

не

ругать,

а

мягко

направлять,

поддерживать веру ребенка в себя.

После третьего класса авторитет учителя уменьшается, важнее становится одобрение сверстников. Важно

быть принятым коллективом. В этот период ребята создают неформальные группы со своими правилами

поведения и нормами, но пока они еще нестабильны. Тем не менее уже появляются лидеры. Ребенку важно

публичное одобрение и его социальный престиж. Он ищет свое место в группе, и кроме отношений с

родителями и учителем на его психоэмоциональном состоянии сказываются отношения со сверстниками, с

товарищами.

Мотивация

Мотивация

может

быть

двух

видов:

достижения

цели

или

избегания

неудач.

Когда

ребенка

хвалят

и

поддерживают, ставят ему цели, за которые поощряют, он приобретает мотив достижения цели. Если же его

чаще ругают за то, чего он не сделал или сделал недостаточно хорошо, а победы игнорируют, то у ребенка

возникает мотив избегания неудач, «лишь бы не ругали». Он губителен для детской психики, для самооценки.

В дальнейшем ребенок всю жизнь будет существовать с такой мотивацией и, весьма вероятно, высот не

достигнет. Вот почему крайне важно правильно мотивировать и стимулировать ребенка в этом возрасте.

В педагогических работах Амонашвили Ш. А. рекомендует не использовать в начальной школе оценки,

особенно низкие, чтобы избежать формирования у детей мотива избегания неудач.

Учеба

Сначала все дети стремятся хорошо учиться, чтобы получить одобрение взрослых, и расстраиваются от

неудач и, тем более, критики. В такой ситуации у них могут формироваться отклонения в поведении, как,

например,

напускное

равнодушие,

паясничанье,

постоянная

взвинченность,

нервозность,

страх

перед

наказанием. Со стороны учителя и родителя крайне важно правильно себя повести и направить ребенка на

получение

знаний

без

каких-либо

личностных

оценок

и

характеристики

умственных

способностей,

заинтересовать его учебой, не делая акцент на хороших или плохих отметках.

К 11 годам дети начинают понимать, что недостаток способностей можно компенсировать прикладыванием

больших усилий. Если ребенок хочет учиться, он может контролировать свою волю и сидеть над учебником до

тех пор, пока не поймет материал.

В этом возрасте уже четко видны разграничения в способностях детей: у кого-то математический склад ума, у

— кого-то гуманитарный, творческий.

Особенностью младшего школьного возраста лет является то, что этот возраст — фундамент всей будущей

жизни ребенка. Что будет заложено в возрасте 6-11 лет, то и станет его характером. Поэтому и от учителя, и от

родителей требуется терпение и умение ненавязчиво направить и подсказать, научить различать добро и зло

и отвечать за свои поступки, привить умение думать и давать адекватную оценку действиям и событиям, и,

самое главное, помочь поверить в себя.



В раздел образования