Автор: Киселева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №260 Адмиралтейского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Дети младшего школьного возраста, какие они?"
Раздел: начальное образование
Дети младшего школьного возраста, какие они?
(психологические особенности)
С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология.
Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-
логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто играли, то
теперь от них требуется внимание, родители и учителя хотят, чтобы они получали и могли применить
знания, оценивают их. Дети учатся контролировать свое внимание, волю, поведение.
Это довольно трудный период в жизни ребенка, светлое ожидание какого-то чуда от прихода в школу рушится
практически в первые дни, ведь вместо чудес дети получают трудности, им нужно работать: слушать и
запоминать, читать, писать, выполнять задания, да еще и строить новые отношения — с учителем и
одноклассниками. Особенно трудно «домашним» детям, тем, которые не ходили в детский сад.
Кризис 7 лет
В 7 лет у ребенка происходит внутренний перелом. Он пытается понять, кто он и чего от него хотят. Прежде
чем что-то совершить, ребенок уже задумывается, чем это чревато для него. Многие дети начинают «что-то из
себя изображать», то есть ищут свою роль.
Характер
В возрасте 6-8 лет дети еще довольно импульсивны, действуют под влиянием сиюминутных эмоций, у них
пока недостаточно воли, они могут опустить руки при неудаче и перестать двигаться к цели. Кроме того, могут
отмечаться упрямство и капризность.
Приблизительно с 9 лет дети уже начинают контролировать свои эмоции и поведение. Ребенок учится
выражать
свои
чувства,
гнев
словесно
(раньше
он
делал
это
с
помощью
плача
или
кулаков),
может
иронизировать, обсуждать что-то или кого-то.
Формируются моральные качества:
совесть;
чувство ответственности за себя, друзей, класс;
сочувствие чужой беде;
протест против несправедливости.
Младший школьный возраст очень важен для закладки основных качеств характера, психологии человека,
именно в этом возрасте дети начинают разграничивать добро и зло, хорошее и плохое, оценивать поступки
свои и другого, усваивают правила и нормы общения. У ребенка начинает формироваться внутренняя
позиция (собственное мнение, самооценка, отношение к людям и событиям).
Формирование личности
Дети младшего школьного возраста начинают осознавать себя как личность, у них формируется самооценка,
и важно помочь им в ее формировании. Ребенок, которому постоянно делают замечания и указывают на
неудачи, становится неуверенным в себе, формируется низкая самооценка. А тот, кого поддерживают,
поощряют и помогают, приобретает адекватную самооценку, он уверен в себе, но не самоуверен. Если же
восхищаться ребенком по поводу и без, не делая никаких замечаний и позволяя все, то это чревато
завышенной самооценкой и рождением эгоцентризма, что не менее плохо, чем низкая самооценка.
Этот период важен для закладки трудолюбия и самостоятельности. Ребенку в этом возрасте хочется походить
на взрослого, стать самостоятельным. Он стремится все делать сам, учится принимать решения и отвечать за
них. Необходимо доверять ребенку домашние дела, давать выполнимые поручения в школе, предоставлять
право выбора. Если решать все за него и ограждать от любых трудностей, он вырастет инфантильным. Но и
навязывать большое количество заданий и требовать их безупречного исполнения нельзя, это может вызвать
отторжение и сопротивление.
Авторитеты
У детей в этом возрасте — безграничное доверие и подчинение взрослому (учителю или родителям),
особенно в 1-2 классах. Слова взрослого, его оценка очень важны для ребенка. Даже сами себя дети тоже
оценивают
пока
словами
взрослого,
поэтому
важно
не
критиковать
и
не
ругать,
а
мягко
направлять,
поддерживать веру ребенка в себя.
После третьего класса авторитет учителя уменьшается, важнее становится одобрение сверстников. Важно
быть принятым коллективом. В этот период ребята создают неформальные группы со своими правилами
поведения и нормами, но пока они еще нестабильны. Тем не менее уже появляются лидеры. Ребенку важно
публичное одобрение и его социальный престиж. Он ищет свое место в группе, и кроме отношений с
родителями и учителем на его психоэмоциональном состоянии сказываются отношения со сверстниками, с
товарищами.
Мотивация
Мотивация
может
быть
двух
видов:
достижения
цели
или
избегания
неудач.
Когда
ребенка
хвалят
и
поддерживают, ставят ему цели, за которые поощряют, он приобретает мотив достижения цели. Если же его
чаще ругают за то, чего он не сделал или сделал недостаточно хорошо, а победы игнорируют, то у ребенка
возникает мотив избегания неудач, «лишь бы не ругали». Он губителен для детской психики, для самооценки.
В дальнейшем ребенок всю жизнь будет существовать с такой мотивацией и, весьма вероятно, высот не
достигнет. Вот почему крайне важно правильно мотивировать и стимулировать ребенка в этом возрасте.
В педагогических работах Амонашвили Ш. А. рекомендует не использовать в начальной школе оценки,
особенно низкие, чтобы избежать формирования у детей мотива избегания неудач.
Учеба
Сначала все дети стремятся хорошо учиться, чтобы получить одобрение взрослых, и расстраиваются от
неудач и, тем более, критики. В такой ситуации у них могут формироваться отклонения в поведении, как,
например,
напускное
равнодушие,
паясничанье,
постоянная
взвинченность,
нервозность,
страх
перед
наказанием. Со стороны учителя и родителя крайне важно правильно себя повести и направить ребенка на
получение
знаний
без
каких-либо
личностных
оценок
и
характеристики
умственных
способностей,
заинтересовать его учебой, не делая акцент на хороших или плохих отметках.
К 11 годам дети начинают понимать, что недостаток способностей можно компенсировать прикладыванием
больших усилий. Если ребенок хочет учиться, он может контролировать свою волю и сидеть над учебником до
тех пор, пока не поймет материал.
В этом возрасте уже четко видны разграничения в способностях детей: у кого-то математический склад ума, у
— кого-то гуманитарный, творческий.
Особенностью младшего школьного возраста лет является то, что этот возраст — фундамент всей будущей
жизни ребенка. Что будет заложено в возрасте 6-11 лет, то и станет его характером. Поэтому и от учителя, и от
родителей требуется терпение и умение ненавязчиво направить и подсказать, научить различать добро и зло
и отвечать за свои поступки, привить умение думать и давать адекватную оценку действиям и событиям, и,
самое главное, помочь поверить в себя.