Автор: Щербий Елена Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш 18
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие связной речи с учащимися ЗПР. Текст-модель и работа с ним на уроках развития речи.
Раздел: начальное образование
Развитие связной речи с учащимися ЗПР.
Текст-модель и работа с ним на уроках развития речи.
ЯНАО Новый Уренгой
МБОУС(К)Ш 18
Учитель-логопед
Щербий Е.Ю.
Развитие связной речи с учащимися ЗПР.
Текст-модель и работа с ним на уроках развития речи.
При разработке системы развития речи в школе вида принято следующее
определение связной речи: «Под связной речью в широком смысле слова понимается
любая единица речи, в которой все её составные языковые компоненты представляют
собой организованное по законам логики и грамматического строя языка единое
целое. В нём обязательно заключается какая-либо мысль говорящего» (А.В. Текучев)
А.Г. Зикеев рассматривает связную речь в системе обучения слабослышащих в
широком плане. Под связной речью понимается как любое единичное предложение,
выражающее
законченную
мысль,
так
и
диалог
–
(единство
нескольких
взаимосвязанных по смыслу и грамматическому оформлению реплик), и монолог
(устное
или
письменное
высказывание
одного
человека,
представляющее
собой
единое смысловое и структурное целое).
Задача
данного
направления
работы
по
развитию
речи
–
научить
слабослышащих
школьников
правилам
логического
построения
высказывания,
умениям
располагать
предложения
(или
реплики
диалога)
в
определённой
последовательности,
правильно
использовать
синтаксические
и
грамматические
средства.
В развитии связной речи можно выделить два аспекта: работу над диалогом и
работу над монологом. Основной путь обучения диалогу – обеспечение речевой
практики школьников в условиях, близких к естественным. Один из важнейших
аспектов развития связной речи – обучение монологу. Обучение монологической речи
слабослышащих осуществляется в двух формах – устной и письменной. В учебных
целях
в
школе
слабослышащих
выделяется
четыре
вида
монологических
высказываний: сообщение, повествование, описание, рассуждение. Рассуждение в
начальной школе используется только как элемент в других видах устного монолога.
«Чистым» видом устного монолога является только сообщение. Повествование же и
описание,
как
правило,
сначала
составляются
устно,
а
затем
закрепляются
в
письменной речи.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между
собой, имеет сюжет. Повествование – самый живой и наиболее доступный детям
1
жанр связных высказываний, поэтому методисты (Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов, М.А.
Рыбникова и др.) рекомендуют начинать работу над самостоятельными письменными
сочинениями с повествования.
Описание – это определённый тип текста, в котором раскрываются признаки
предмета.
Основные
трудности
в
описании
слабослышащие
испытывают
при
составлении плана изложения, а также при выборе языковых средств. В начальных
классах
необходимо
развить
интерес
ребёнка
к
живому
слову
и
научить
слабослышащих
детей
устанавливать
связь
между
окружающими
их
явлениями.
Словарный запас школьников не очень велик. Но в процессе систематической работы
слабослышащие учащиеся усваивают новые языковые и речевые единицы. По мере
овладения навыками описания одного предмета или объекта вводятся описания –
сравнения
двух
предметов,
имеющих
общие
признаки
(фруктов
или
овощей,
школьных вещей, предметов посуды, животных и т. д.)
Формирование умений описывать предмет начинается с работы по готовым
текстам описаниям или по текстам-моделям.
Текст-модель
–
это
образец,
используя
который,
можно
построить
аналогичное высказывание. Он строго выдержан в рамках определённого типа текста
(описание, повествование, рассуждение).
Работа над текстом-моделью может вестись в нескольких направлениях:
составление подобных текстов по предложенной модели (чётко следуя
структуре и нитям связи предложений внутри модели);
продолжение (самостоятельное) текста-модели по данному началу;
конструирование текста-модели путём расширения (обогащения)
содержания входящих в его состав предложений.
Примером могут служить материалы из учебного пособия для младших классов
специальных школ Развитие речи (автор К.В. Комаров, книга I, часть II.)
Например,
составление
рассказов-описаний
по
темам:
«Весна»,
«Птицы»,
«Животные», «Насекомые»;
- «Ранняя весна» и «Поздняя весна»
- «Белый аист» и «Серый журавль»
- «Бабочка- крапивница и Бабочка-лимонница»
- «Белка» и «Заяц».
Учащимся легче построить по образцу текст описательного характера.
Так, во втором классе школы II вида II отделения III варианта после изучения темы
«Что мы знаем о животных?» может быть проведён урок с речевой темой «Белка» и
«Заяц». В качестве текста-модели может быть предложен текст «Белка».
Белка.
Белка – маленькое дикое животное. У белки маленькие ушки с кисточками,
короткие лапки и большой пушистый хвост. Живёт белка в лесу, в дупле, на ели.
Мех у белки зимой - серый, а летом – рыжий. Летом у белки появляются бельчата.
Белка хорошо готовится к зиме. Ест она орешки, грибы, ягоды, семечки липы, почки
ели. Белка быстро бегает и прыгает по веткам деревьев. Из шкурок белки делают
шапки, шубы, варежки.
2
Над
этим
текстом
ребята
работали
на
предыдущем
уроке,
текст
анализировался:
определена
тема,
основная
мысль,
количество
предложений,
средства связи предложений в тексте.
Связь предложений в тексте может быть представлена графически. На доске
вывешивается таблица. Она позволяет увидеть, с помощью каких средств связи
объединяются
предложения
в
тексте
(слева
на
таблице
указывается
номер
предложения).
Затем по этому тексту, изменив тему, предлагается составить текст-описание
пол теме «Заяц». В новом тексте должно быть столько же предложений, как в
тексте-модели, необходимо сохранить те же средства связи, тот же грамматический
строй предложений. Сначала составляется устный текст-описание.
Текст-модель должен быть всё время на доске, перед глазами учащихся. Он
является для них опорным, причём 1-е предложение можно оставить без изменений.
(ниже представлен план-конспект урока, на котором используется текст-модель.)
Тема: «Белка и заяц»
Цель:
Составить рассказ описательного характера с опорой на текст-модель.
Задачи:
1. Учить слабослышащих учащихся строить связное высказывание
на основе заданной модели.
2. Закреплять и расширять знания учащихся по теме «Животные»
3. Реализовать принцип коммуникации путём организации речевой
практики в условиях, близких к естественным: общение учащихся
с учителем и друг с другом..
4. Воспитание любви к животным.
Оснащение урока:
1.
Наглядный материал по теме: «Животные».
2.
Загадки о животных.
3.
Мягкие игрушки или чучела белки и зайца.
4.
Текст-модель «Белка».
5.
Речевой материал на табличках для составления нового рассказа.
План урока
I.
Фонетическая ритмика.
1.
Произносить внятно звуки, слоги и слова.
2.
Составлять предложения.
3
II.
Речевая зарядка.
1.
Отвечать на вопросы «маленького учителя».
2.
Угадать тему урока.
III.
Картинный диктант.
1.
Составить предложения с помощью картинок.
2.
Выставить оценки в парах.
IV. Составить рассказ о зайце по образцу.
Ход урока.
4
1. Организация класса.
-- Здравствуйте, ребята!
-- Какой сейчас урок?
-- Как думаете, что будем делать?
-- Вы правильно сказали, но чтобы узнать
точнее, прочитаем план. (учитель читает пункты
I, II, III, IV, а учащиеся 1.2.)
I.
Фонетическая зарядка.
Тема: Дифференциация звуков Ж-Ш.
-- Слушайте и повторяйте.
ЖА-ША_____жарко, лошадь
ЖО-ШО_____Жора, шорты
ЖУ-ШУ_____жук, шум
ЖЕ-ШЕ______жеребёнок, шесть
ЖИ-ШИ -------жираф, шить
-- Дополнить и составить предложения.
Домашние животные: ..., ..., ..., ..., ...,
Дикие животные: ..., ..., ..., ..., ..., ...,
У лошади
медвежонок
У кошки
ежата
У медведя
жеребёнок
У ежа
котёнок
II. Речевая зарядка.
-- Скажите, кто сегодня будет мне помогать?
-- Верно, слушайте его внимательно.
Учащиеся воспринимают речь
«маленького учителя» слухо-зрительно.
-- Ребята, назовите тему урока.
-- Давайте, угадаем вместе! Назовите буквы и
составьте из них слово. Это и есть тема урока.
Т Ы Н Ж О В И Е
-- Молодцы, вы угадали!
-- А кто сегодня дежурный в классе?
-- Молодец, сядь на место.
-- Е.В., Все ребята готовы к уроку.
Учитель благодарит «маленького учителя» за помощь.
Основная часть урока.
-- Здравствуйте!
-- Сейчас урок развития речи.
-- говорить, слушать, писать,
отвечать на вопросы, думать...
Дети воспринимают материал с
помощью индивидуальных
слуховых аппаратов, в процессе
зарядки используются элементы
фонетической ритмики. Речевой
материал- на доске. Слоги и слова
произносятся учителем за
экраном до 2-х раз. Ученики
воспринимают материал на слух,
повторяют хором сначала с
движениями фонетической
ритмики, потом без движений,
затем один из учеников повторяет
самостоятельно. Если ученики не
восприняли материал на слух,
учитель предъявляет его для
слухо-зрительного восприятия.
-- «Маленький учитель».
-- Мы не знаем.
-- Животные.
-- Сегодня дежурный ...
(отчёт дежурного)
-- Меня зовут ...
-- Я учусь во втором классе.
-- В классе 5 учеников.
-- Сегодня все в классе.
-- В классе чистота и порядок.
-- Погода морозная, ясная.
5
III. Картинный диктант.
1.Составить предложения с помощью картинок.
Это
и
зайки. (голова и хвост)
Это и белки. (лапка и хвост)
Это и
лисы. (уши и хвост)
Ребята
самостоятельно
пишут
диктант;
изображения
головы,
хвоста,
ушей
и
лапок
животных
расположены
в
пустых
клеточках.
Затем учащиеся обмениваются работами в парах
и
осуществляют
взаимопроверку
письменных
работ, с последующим отчётом.
-- А сейчас, будем играть, «маленький учитель»
предложит
вам
карточки.
Вам
даётся
минута,
чтобы записать названия домашних или диких
животных.
Таким
образом,
мы
узнаем,
кто
назовёт больше животных?
-- Я знаю, что вы все очень любите животных, на
прошлом
уроке
вы
получили
на
дом
задание
приготовить
сюрпризы.
Выходите
к
доске
и
показывайте свои сюрпризы.
-- Молодцы, вы приготовили очень интересные
сюрпризы,
а
я
для
вас
приготовила
загадки,
послушайте и отгадайте их.
1.
Маленькое
животное,
летом
шерсть
рыжая,
длинный пушистый хвост, любит орехи и грибы.
Кто это?
2. Живёт в лесу, быстро бегает, уши длинные,
хвост короткий. Кто это?
-- Молодцы, вы правильно отгадали загадки.
-- Сейчас мы с вами прочитаем по плану, что
делать дальше.
-- Ребята, о ком мы составляли рассказ на
прошлом уроке?
-- Кто может рассказать о белке.
Ученик идёт к доске, берёт мягкую игрушку-белку или
чучело белки и с помощью текста-модели рассказывает о
белке. (Дома дети готовили пересказ)
Слева на доске текст-модель о белке.
-- У Владика верно.
-- У Альберта ошибка.
-- У Саши «5»
-- У Никиты «4».
-- У Матвея - 3 ошибки. И т.д.
«Маленький учитель» собирает
карточки с выполненными
заданиями и подводит итог.
Таблички с готовыми фразами на
столе «м.у.» выбирает нужную и
оценивает работу учащихся.
Учащиеся изображают на пальцах
животных и задают классу
вопрос: -- «Кто это? Угадайте!»
-- Это собака, это заяц и т. д.
-- Я думаю, это ...
-- А я думаю, что это белка.
-- Это заяц.
-- Составлять рассказ по образцу.
-- О белке.
Справа на доске текст-модель о
6
Текст-модель.
1. Белка –
2. У белки ... ушки с ...,
... лапки, ... и ... хвост.
3. Живёт белка
4. Мех у белки
5. Бельчата у белки
6. Белка готовится
7. Ест она
8. Белка бегает
9. Из шкурок белки делают
..., ..., ... .
Далее учащиеся, совместно с учителем
составляют рассказ о зайце, опираясь на текст-
модель, и подставляют нужные таблички, затем
слабые учащиеся читают новый рассказ, а в конце
урока один или два ученика пересказывают
текст о зайце самостоятельно.
-- Молодцы, вы все хорошо рассказали о зайце.
-- А теперь, запишите первые 3 предложения в
тетради, а остальные запишете после обеда.
Заключительная часть урока.
1. Итог работы.
-- Что мы сегодня делали на уроке?
2. Оценка деятельности учащихся.
-- Вы все сегодня работали очень хорошо.
-- Чему учились сегодня на уроке?
Учитель оценивает работу каждого ученика
на уроке.
3. Домашнее задание.
А. Дописать рассказ о зайце. (в школе)
Б. Дома подготовить пересказ текста о зайце.
Выводы:
Каково же назначение текста-модели?
-- Во-первых, возможность для учащихся усвоить
структуру текста;
-- Во-вторых, возможность построить самостоятельно
связное высказывание из 7-9 предложений;
-- В-третьих, возможность усвоить лексический материал
по теме.
зайце
Рассказ «Заяц»
1. Заяц –
2. У зайца уши и лапы ... ,
а хвост ... .
3. Живёт заяц ... и спит ... .
4. Мех у зайца летом ... ,
а зимой ... .
5. Зайчата появляются .... .
6. Заяц к зиме .... .
7. Ест заяц ..., ... , ... , ... .
8. Заяц бегае7т ... ... ... ... .
9 Из шкурок зайца делают ...,
... , ... .
Дежурный раздаёт тетради и
отчитывается о проделанном.
-- Читали, говорили, играли,
составляли рассказ.
-- Учились составлять рассказ
по образцу.
Запись домашнего задания в
дневники.
7
Список литературы.
1.Светлова И.Е. Домашний логопед. - М.: Издательство Эксмо, 2002.
2.Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольников. 100
логопедических игр. Для детей 4-6 лет. - СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.:
"ОЛМА-ПРЕСС Образование", 2003.
3.Сычёва Г.Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников.
- М.: Книголюб, 2004.
4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и
воспитателей. - М.: "Гном-Пресс", 1999.
5.Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспитателей. -
СПб.: КАРО, 2005.
6.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-
методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС",
7.Е. Косинова. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего
ребенка его возрасту. Издательство "Эксмо" 2006 г. 64 с.
8.Р. А. Кирьянова. Диагностический материал для психолого-логопедического
обследования детей 5-7 лет.Издательство "КАРО" 2007г. 136с.
9.А. В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском
возрасте. Издательство "Академия"- 2002 г.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь/Л.С.Выготский.- М.: Лабиринт, 1996.- С.
298-315.
16. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании
умственных действий/П.Я.Гальперин.- М.: 1965.
17. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения/Т.Г.Егоров.- М.: Изд-во АПН
РСФСР, 1953.- С. 6-41.
18. Егоров Т.Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения/Т.Г.
Егоров// Известия АПН РСФСР. 1945. – Вып. 1.- С. 89-124.
19. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на
школьном логопункте/Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко.- М.: Просвещение, 1991.-
С.42-45.
20.
Ефименкова
Л.Н.
Исправление
и
предупреждение
дисграфии
у
детей/Л.Н.Ефименкова, И.Н. Садовникова.- М.: Просвещение, 1972.- 205 с.
21. Жинкин Н.И. Механизмы речи/Н.И.Жинкин.- М., 1958 – 370 с.
22. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации/Н.И.Жинкин.- М.: Наука, 1982.-
156 с.
8
23.
Запорожец
А.В.
Избранные
психологические
труды/А.В.
Запорожец.-
М.:
Педагогика 1986.- С. 201-210.
24.
Иваненко
С.Ф.
Формирование
навыков
чтения
при
ТНР:
Книга
для
логопеда/С.Ф. Иваненко.- М.: Просвещение, 1987.- 237 с.
25.
Карпова
С.Н.
Особенности
ориентировки
на
слово
у
детей/С.Н.Карпова,
Н.М.Колобова.- М., 1978 – 166 с.
9
10