Напоминание

Развитие связной речи с учащимися ЗПР. Текст-модель и работа с ним на уроках развития речи.


Автор: Щербий Елена Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш 18
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие связной речи с учащимися ЗПР. Текст-модель и работа с ним на уроках развития речи.
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие связной речи с учащимися ЗПР.

Текст-модель и работа с ним на уроках развития речи.

ЯНАО Новый Уренгой

МБОУС(К)Ш 18

Учитель-логопед

Щербий Е.Ю.

Развитие связной речи с учащимися ЗПР.

Текст-модель и работа с ним на уроках развития речи.

При разработке системы развития речи в школе вида принято следующее

определение связной речи: «Под связной речью в широком смысле слова понимается

любая единица речи, в которой все её составные языковые компоненты представляют

собой организованное по законам логики и грамматического строя языка единое

целое. В нём обязательно заключается какая-либо мысль говорящего» (А.В. Текучев)

А.Г. Зикеев рассматривает связную речь в системе обучения слабослышащих в

широком плане. Под связной речью понимается как любое единичное предложение,

выражающее

законченную

мысль,

так

и

диалог

(единство

нескольких

взаимосвязанных по смыслу и грамматическому оформлению реплик), и монолог

(устное

или

письменное

высказывание

одного

человека,

представляющее

собой

единое смысловое и структурное целое).

Задача

данного

направления

работы

по

развитию

речи

научить

слабослышащих

школьников

правилам

логического

построения

высказывания,

умениям

располагать

предложения

(или

реплики

диалога)

в

определённой

последовательности,

правильно

использовать

синтаксические

и

грамматические

средства.

В развитии связной речи можно выделить два аспекта: работу над диалогом и

работу над монологом. Основной путь обучения диалогу – обеспечение речевой

практики школьников в условиях, близких к естественным. Один из важнейших

аспектов развития связной речи – обучение монологу. Обучение монологической речи

слабослышащих осуществляется в двух формах – устной и письменной. В учебных

целях

в

школе

слабослышащих

выделяется

четыре

вида

монологических

высказываний: сообщение, повествование, описание, рассуждение. Рассуждение в

начальной школе используется только как элемент в других видах устного монолога.

«Чистым» видом устного монолога является только сообщение. Повествование же и

описание,

как

правило,

сначала

составляются

устно,

а

затем

закрепляются

в

письменной речи.

В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между

собой, имеет сюжет. Повествование – самый живой и наиболее доступный детям

1

жанр связных высказываний, поэтому методисты (Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов, М.А.

Рыбникова и др.) рекомендуют начинать работу над самостоятельными письменными

сочинениями с повествования.

Описание – это определённый тип текста, в котором раскрываются признаки

предмета.

Основные

трудности

в

описании

слабослышащие

испытывают

при

составлении плана изложения, а также при выборе языковых средств. В начальных

классах

необходимо

развить

интерес

ребёнка

к

живому

слову

и

научить

слабослышащих

детей

устанавливать

связь

между

окружающими

их

явлениями.

Словарный запас школьников не очень велик. Но в процессе систематической работы

слабослышащие учащиеся усваивают новые языковые и речевые единицы. По мере

овладения навыками описания одного предмета или объекта вводятся описания –

сравнения

двух

предметов,

имеющих

общие

признаки

(фруктов

или

овощей,

школьных вещей, предметов посуды, животных и т. д.)

Формирование умений описывать предмет начинается с работы по готовым

текстам описаниям или по текстам-моделям.

Текст-модель

это

образец,

используя

который,

можно

построить

аналогичное высказывание. Он строго выдержан в рамках определённого типа текста

(описание, повествование, рассуждение).

Работа над текстом-моделью может вестись в нескольких направлениях:

составление подобных текстов по предложенной модели (чётко следуя

структуре и нитям связи предложений внутри модели);

продолжение (самостоятельное) текста-модели по данному началу;

конструирование текста-модели путём расширения (обогащения)

содержания входящих в его состав предложений.

Примером могут служить материалы из учебного пособия для младших классов

специальных школ Развитие речи (автор К.В. Комаров, книга I, часть II.)

Например,

составление

рассказов-описаний

по

темам:

«Весна»,

«Птицы»,

«Животные», «Насекомые»;

- «Ранняя весна» и «Поздняя весна»

- «Белый аист» и «Серый журавль»

- «Бабочка- крапивница и Бабочка-лимонница»

- «Белка» и «Заяц».

Учащимся легче построить по образцу текст описательного характера.

Так, во втором классе школы II вида II отделения III варианта после изучения темы

«Что мы знаем о животных?» может быть проведён урок с речевой темой «Белка» и

«Заяц». В качестве текста-модели может быть предложен текст «Белка».

Белка.

Белка – маленькое дикое животное. У белки маленькие ушки с кисточками,

короткие лапки и большой пушистый хвост. Живёт белка в лесу, в дупле, на ели.

Мех у белки зимой - серый, а летом – рыжий. Летом у белки появляются бельчата.

Белка хорошо готовится к зиме. Ест она орешки, грибы, ягоды, семечки липы, почки

ели. Белка быстро бегает и прыгает по веткам деревьев. Из шкурок белки делают

шапки, шубы, варежки.

2

Над

этим

текстом

ребята

работали

на

предыдущем

уроке,

текст

анализировался:

определена

тема,

основная

мысль,

количество

предложений,

средства связи предложений в тексте.

Связь предложений в тексте может быть представлена графически. На доске

вывешивается таблица. Она позволяет увидеть, с помощью каких средств связи

объединяются

предложения

в

тексте

(слева

на

таблице

указывается

номер

предложения).

Затем по этому тексту, изменив тему, предлагается составить текст-описание

пол теме «Заяц». В новом тексте должно быть столько же предложений, как в

тексте-модели, необходимо сохранить те же средства связи, тот же грамматический

строй предложений. Сначала составляется устный текст-описание.

Текст-модель должен быть всё время на доске, перед глазами учащихся. Он

является для них опорным, причём 1-е предложение можно оставить без изменений.

(ниже представлен план-конспект урока, на котором используется текст-модель.)

Тема: «Белка и заяц»

Цель:

Составить рассказ описательного характера с опорой на текст-модель.

Задачи:

1. Учить слабослышащих учащихся строить связное высказывание

на основе заданной модели.

2. Закреплять и расширять знания учащихся по теме «Животные»

3. Реализовать принцип коммуникации путём организации речевой

практики в условиях, близких к естественным: общение учащихся

с учителем и друг с другом..

4. Воспитание любви к животным.

Оснащение урока:

1.

Наглядный материал по теме: «Животные».

2.

Загадки о животных.

3.

Мягкие игрушки или чучела белки и зайца.

4.

Текст-модель «Белка».

5.

Речевой материал на табличках для составления нового рассказа.

План урока

I.

Фонетическая ритмика.

1.

Произносить внятно звуки, слоги и слова.

2.

Составлять предложения.

3

II.

Речевая зарядка.

1.

Отвечать на вопросы «маленького учителя».

2.

Угадать тему урока.

III.

Картинный диктант.

1.

Составить предложения с помощью картинок.

2.

Выставить оценки в парах.

IV. Составить рассказ о зайце по образцу.

Ход урока.

4

1. Организация класса.

-- Здравствуйте, ребята!

-- Какой сейчас урок?

-- Как думаете, что будем делать?

-- Вы правильно сказали, но чтобы узнать

точнее, прочитаем план. (учитель читает пункты

I, II, III, IV, а учащиеся 1.2.)

I.

Фонетическая зарядка.

Тема: Дифференциация звуков Ж-Ш.

-- Слушайте и повторяйте.

ЖА-ША_____жарко, лошадь

ЖО-ШО_____Жора, шорты

ЖУ-ШУ_____жук, шум

ЖЕ-ШЕ______жеребёнок, шесть

ЖИ-ШИ -------жираф, шить

-- Дополнить и составить предложения.

Домашние животные: ..., ..., ..., ..., ...,

Дикие животные: ..., ..., ..., ..., ..., ...,

У лошади

медвежонок

У кошки

ежата

У медведя

жеребёнок

У ежа

котёнок

II. Речевая зарядка.

-- Скажите, кто сегодня будет мне помогать?

-- Верно, слушайте его внимательно.

Учащиеся воспринимают речь

«маленького учителя» слухо-зрительно.

-- Ребята, назовите тему урока.

-- Давайте, угадаем вместе! Назовите буквы и

составьте из них слово. Это и есть тема урока.

Т Ы Н Ж О В И Е

-- Молодцы, вы угадали!

-- А кто сегодня дежурный в классе?

-- Молодец, сядь на место.

-- Е.В., Все ребята готовы к уроку.

Учитель благодарит «маленького учителя» за помощь.

Основная часть урока.

-- Здравствуйте!

-- Сейчас урок развития речи.

-- говорить, слушать, писать,

отвечать на вопросы, думать...

Дети воспринимают материал с

помощью индивидуальных

слуховых аппаратов, в процессе

зарядки используются элементы

фонетической ритмики. Речевой

материал- на доске. Слоги и слова

произносятся учителем за

экраном до 2-х раз. Ученики

воспринимают материал на слух,

повторяют хором сначала с

движениями фонетической

ритмики, потом без движений,

затем один из учеников повторяет

самостоятельно. Если ученики не

восприняли материал на слух,

учитель предъявляет его для

слухо-зрительного восприятия.

-- «Маленький учитель».

-- Мы не знаем.

-- Животные.

-- Сегодня дежурный ...

(отчёт дежурного)

-- Меня зовут ...

-- Я учусь во втором классе.

-- В классе 5 учеников.

-- Сегодня все в классе.

-- В классе чистота и порядок.

-- Погода морозная, ясная.

5

III. Картинный диктант.

1.Составить предложения с помощью картинок.

Это

и

зайки. (голова и хвост)

Это и белки. (лапка и хвост)

Это и

лисы. (уши и хвост)

Ребята

самостоятельно

пишут

диктант;

изображения

головы,

хвоста,

ушей

и

лапок

животных

расположены

в

пустых

клеточках.

Затем учащиеся обмениваются работами в парах

и

осуществляют

взаимопроверку

письменных

работ, с последующим отчётом.

-- А сейчас, будем играть, «маленький учитель»

предложит

вам

карточки.

Вам

даётся

минута,

чтобы записать названия домашних или диких

животных.

Таким

образом,

мы

узнаем,

кто

назовёт больше животных?

-- Я знаю, что вы все очень любите животных, на

прошлом

уроке

вы

получили

на

дом

задание

приготовить

сюрпризы.

Выходите

к

доске

и

показывайте свои сюрпризы.

-- Молодцы, вы приготовили очень интересные

сюрпризы,

а

я

для

вас

приготовила

загадки,

послушайте и отгадайте их.

1.

Маленькое

животное,

летом

шерсть

рыжая,

длинный пушистый хвост, любит орехи и грибы.

Кто это?

2. Живёт в лесу, быстро бегает, уши длинные,

хвост короткий. Кто это?

-- Молодцы, вы правильно отгадали загадки.

-- Сейчас мы с вами прочитаем по плану, что

делать дальше.

-- Ребята, о ком мы составляли рассказ на

прошлом уроке?

-- Кто может рассказать о белке.

Ученик идёт к доске, берёт мягкую игрушку-белку или

чучело белки и с помощью текста-модели рассказывает о

белке. (Дома дети готовили пересказ)

Слева на доске текст-модель о белке.

-- У Владика верно.

-- У Альберта ошибка.

-- У Саши «5»

-- У Никиты «4».

-- У Матвея - 3 ошибки. И т.д.

«Маленький учитель» собирает

карточки с выполненными

заданиями и подводит итог.

Таблички с готовыми фразами на

столе «м.у.» выбирает нужную и

оценивает работу учащихся.

Учащиеся изображают на пальцах

животных и задают классу

вопрос: -- «Кто это? Угадайте!»

-- Это собака, это заяц и т. д.

-- Я думаю, это ...

-- А я думаю, что это белка.

-- Это заяц.

-- Составлять рассказ по образцу.

-- О белке.

Справа на доске текст-модель о

6

Текст-модель.

1. Белка –

2. У белки ... ушки с ...,

... лапки, ... и ... хвост.

3. Живёт белка

4. Мех у белки

5. Бельчата у белки

6. Белка готовится

7. Ест она

8. Белка бегает

9. Из шкурок белки делают

..., ..., ... .

Далее учащиеся, совместно с учителем

составляют рассказ о зайце, опираясь на текст-

модель, и подставляют нужные таблички, затем

слабые учащиеся читают новый рассказ, а в конце

урока один или два ученика пересказывают

текст о зайце самостоятельно.

-- Молодцы, вы все хорошо рассказали о зайце.

-- А теперь, запишите первые 3 предложения в

тетради, а остальные запишете после обеда.

Заключительная часть урока.

1. Итог работы.

-- Что мы сегодня делали на уроке?

2. Оценка деятельности учащихся.

-- Вы все сегодня работали очень хорошо.

-- Чему учились сегодня на уроке?

Учитель оценивает работу каждого ученика

на уроке.

3. Домашнее задание.

А. Дописать рассказ о зайце. (в школе)

Б. Дома подготовить пересказ текста о зайце.

Выводы:

Каково же назначение текста-модели?

-- Во-первых, возможность для учащихся усвоить

структуру текста;

-- Во-вторых, возможность построить самостоятельно

связное высказывание из 7-9 предложений;

-- В-третьих, возможность усвоить лексический материал

по теме.

зайце

Рассказ «Заяц»

1. Заяц –

2. У зайца уши и лапы ... ,

а хвост ... .

3. Живёт заяц ... и спит ... .

4. Мех у зайца летом ... ,

а зимой ... .

5. Зайчата появляются .... .

6. Заяц к зиме .... .

7. Ест заяц ..., ... , ... , ... .

8. Заяц бегае7т ... ... ... ... .

9 Из шкурок зайца делают ...,

... , ... .

Дежурный раздаёт тетради и

отчитывается о проделанном.

-- Читали, говорили, играли,

составляли рассказ.

-- Учились составлять рассказ

по образцу.

Запись домашнего задания в

дневники.

7

Список литературы.

1.Светлова И.Е. Домашний логопед. - М.: Издательство Эксмо, 2002.

2.Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольников. 100

логопедических игр. Для детей 4-6 лет. - СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.:

"ОЛМА-ПРЕСС Образование", 2003.

3.Сычёва Г.Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников.

- М.: Книголюб, 2004.

4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и

воспитателей. - М.: "Гном-Пресс", 1999.

5.Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспитателей. -

СПб.: КАРО, 2005.

6.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-

методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС",

7.Е. Косинова. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего

ребенка его возрасту. Издательство "Эксмо" 2006 г. 64 с.

8.Р. А. Кирьянова. Диагностический материал для психолого-логопедического

обследования детей 5-7 лет.Издательство "КАРО" 2007г. 136с.

9.А. В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском

возрасте. Издательство "Академия"- 2002 г.

15. Выготский Л.С. Мышление и речь/Л.С.Выготский.- М.: Лабиринт, 1996.- С.

298-315.

16. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании

умственных действий/П.Я.Гальперин.- М.: 1965.

17. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения/Т.Г.Егоров.- М.: Изд-во АПН

РСФСР, 1953.- С. 6-41.

18. Егоров Т.Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения/Т.Г.

Егоров// Известия АПН РСФСР. 1945. – Вып. 1.- С. 89-124.

19. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на

школьном логопункте/Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко.- М.: Просвещение, 1991.-

С.42-45.

20.

Ефименкова

Л.Н.

Исправление

и

предупреждение

дисграфии

у

детей/Л.Н.Ефименкова, И.Н. Садовникова.- М.: Просвещение, 1972.- 205 с.

21. Жинкин Н.И. Механизмы речи/Н.И.Жинкин.- М., 1958 – 370 с.

22. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации/Н.И.Жинкин.- М.: Наука, 1982.-

156 с.

8

23.

Запорожец

А.В.

Избранные

психологические

труды/А.В.

Запорожец.-

М.:

Педагогика 1986.- С. 201-210.

24.

Иваненко

С.Ф.

Формирование

навыков

чтения

при

ТНР:

Книга

для

логопеда/С.Ф. Иваненко.- М.: Просвещение, 1987.- 237 с.

25.

Карпова

С.Н.

Особенности

ориентировки

на

слово

у

детей/С.Н.Карпова,

Н.М.Колобова.- М., 1978 – 166 с.

9

10



В раздел образования