Автор: Куклина Анжела Зиновьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Рябинка"
Населённый пункт: гп. Куминский, Кондинский район, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Нравственно -
патриотическое
воспитание дошкольников
Патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения –
одна
из
самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в
нашей
стране
за
последние
годы.
Это
касается
нравственных
ценностей,
отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о
патриотизме,
доброте,
великодушии.
Изменилось
и
отношение
людей
к
Родине.
Если
раньше
мы
постоянно
слышали
и
сами
пели
гимны
своей
страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные
ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода
не
должны
стать
причиной
приостановки
патриотического
воспитания.
Возрождение
духовно-нравственного
воспитания
это
шаг
к
возрождению
России.
Именно
нравственно-патриотическое
воспитание
является
одним
из
важнейших
элементов
общественного
сознания,
именно
в
этом основа
жизнеспособности
любого
общества
и
государства,
преемственности
п о к о л е н и й . Формирование
личности
старшего
дошкольника
невозможно
без
воспитания
с
детских
лет
уважения
к
духовным
ценностям.
Нравственно-патриотическое
воспитание
можно
назвать
одним
из
самых
сложных направлений по ряду причин:
* особенности дошкольного возраста,
* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
*
отсутствие
концепции,
теоретических
и
методических
разработок
(характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к
отдельным аспектам проблемы).
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
-
одна
из
задач
нравственного
воспитания,
включающая
в
себя
воспитание
любви
к
близким
людям,
к
детскому
саду,
к
родному
поселку
и
к
родной
стране. Патриотические
чувства
закладываются в
процессе
жизни
и
бытия
человека,
находящегося
в
рамках
конкретной
социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно
и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей
страны, к быту своего народа.
Следует
учитывать,
что
дошкольник
воспринимает
окружающую
его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному
поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим
поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких
занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного
воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на
занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким
образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского
сада.
Любовь
маленького
ребенка-дошкольника
к
Родине
начинается
с
отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви
к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное
открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,
прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России,
граждан правового демократического, социального государства, уважающих
права
и
свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью
и
проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой
системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда
закладываются
предпосылки
гражданских
качеств,
развиваются
представления
детей
о
человеке,
обществе
и
культуре.
Базовым
этапом
формирования
у
детей
любви
к
Родине является
накопление
ими
социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм
поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в
букваре,
песни
мамы,
того
уголка,
где
дети
живут.
В.
А.
Сухомлинский
говорит: «Нельзя
пробудить
чувство
Родины
без
восприятия
и
переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся
воспоминания
о
маленьком
уголке
далекого
детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Как приобщить детей к нравственно-
патриотическому воспитанию?
1.
Приучайте
ребенка
бережно
относиться
к
вещам,
игрушкам,
книгам. Объясните
ему,
что
в
каждую
вещь
вложен
труд
многих
людей.
Бережному
отношению
к
книгам,
способствуйте
развитию
интереса
к
содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят
книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к
бережному отношению к книге.
2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории
страны, края.Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и
расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей
стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по
глобусу, картам и фотографиям.
3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить
ему
поострить
дом. Когда
дом
построен,
поиграйте
с
ребенком
в
«новоселье»,
помогите
разместить
кукол,
зайчиков,
мишек.
Посмотрите,
прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
4.
Воспитывайте
у
ребенка
уважительно-бережное
отношение
к
хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как
выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите
остатки хлеба, сделайте сухарики.
5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу
приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем
труде.
6.
Возвращаясь
с
ребенком
из
детского
сада,
предложите
ему
поиграть
в
игру
«Кто
больше
заметить
интересного?»,
«Давай
рассказывать
друг
другу,
кто
больше
заметить
интересного
по
нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра
учит
наблюдательности,
помогает
формировать
представления
об
окружающем.
Дома
предложите
ребенку
нарисовать,
что
больше
всего
понравилось.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с
природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом
на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы
полюбоваться
его
красотой,
журчанием
ручья,
пением
птиц.
Воспитывая
любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Как воспитать маленького патриота?
Содержание
патриотического
воспитания дошкольников:
*
приобщение
детей
к
культурному
наследию,
праздникам,
традициям,
народно-прикладному
искусству,
устному
народному
творчеству,
музыкальному фольклору, народным играм.
* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям,
составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми,
игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями,
выдающимися
горожанами,
селянами
прошлого
и
настоящего
времени,
достопримечательностями;
* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны
года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов,
овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
*
организация
творческой,
продуктивной,
игровой
деятельности
детей,
в
которой
ребенок
проявляет
сочувствие,
заботу
о
человеке,
растениях,
животных
в
разные
сезоны
года
в
связи
с
приспособлением
к
новым
жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников
необходимы следующиепедагогические условия:
- эвристическая среда в детском саду и в семье,
- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,
- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания
патриотизма детей.
Эвристическая
среда характеризуется
насыщенностью
положительными
эмоциями
и
является
для
ребенка
полем
для
проявления
творчества,
инициативы, самостоятельности.
Тесное
сотрудничество
воспитателей
детского
сада
с
членами
семьи выражается
в
установлении
доверительных
деловых
контактов
с
семьями
воспитанников;
обеспечении
родителей
минимумом
психолого-
педагогической
информации,
обучении
их
способам
общения
с
ребенком;
обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;
вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду
и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность
педагогов
к
осуществлению
процесса
формирования
патриотизма п р е д п о л а г а е т
н а л и ч и е
у
н и х
соответствующего
уровня
профессиональной
к о м п ет е н т н о с т и ,
профессионального
мастерства,
а
также
способности
к
саморегуляции,
самонастрою на решение поставленных задач.
Все
вышеизложенные
педагогические
условия
взаимосвязаны
и
взаимообусловлены.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку,
радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от
соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем
самым
будут
построены
пути
для
ассоциаций
эмоционального
характера,
а
это
является
основой,
фундаментом
более
глубоких
чувств,
условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для
него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о
значении каждого объекта.
*
Дайте
представление
о
работе
общественных
учреждений:
почты,
магазина,
библиотеки
и
т.д.
Понаблюдайте
за
работой
сотрудников
этих
учреждений, отметьте ценность их труда.
* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора.
* Расширяйте собственный кругозор
*
Учите
ребенка
правильно
оценивать
свои
поступки
и
поступки
других
людей.
* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего
народа
*
Поощряйте
ребенка
за
стремление
поддерживать
порядок,
примерное
поведение в общественных местах.