Напоминание

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников


Автор: Куклина Анжела Зиновьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Рябинка"
Населённый пункт: гп. Куминский, Кондинский район, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственно -

патриотическое

воспитание дошкольников

Патриотическое

воспитание

подрастающего

поколения

одна

из

самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в

нашей

стране

за

последние

годы.

Это

касается

нравственных

ценностей,

отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о

патриотизме,

доброте,

великодушии.

Изменилось

и

отношение

людей

к

Родине.

Если

раньше

мы

постоянно

слышали

и

сами

пели

гимны

своей

страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные

ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода

не

должны

стать

причиной

приостановки

патриотического

воспитания.

Возрождение

духовно-нравственного

воспитания

это

шаг

к

возрождению

России.

Именно

нравственно-патриотическое

воспитание

является

одним

из

важнейших

элементов

общественного

сознания,

именно

в

этом основа

жизнеспособности

любого

общества

и

государства,

преемственности

п о к о л е н и й . Формирование

личности

старшего

дошкольника

невозможно

без

воспитания

с

детских

лет

уважения

к

духовным

ценностям.

Нравственно-патриотическое

воспитание

можно

назвать

одним

из

самых

сложных направлений по ряду причин:

* особенности дошкольного возраста,

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

*

отсутствие

концепции,

теоретических

и

методических

разработок

(характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к

отдельным аспектам проблемы).

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста

-

одна

из

задач

нравственного

воспитания,

включающая

в

себя

воспитание

любви

к

близким

людям,

к

детскому

саду,

к

родному

поселку

и

к

родной

стране. Патриотические

чувства

закладываются в

процессе

жизни

и

бытия

человека,

находящегося

в

рамках

конкретной

социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно

и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей

страны, к быту своего народа.

Следует

учитывать,

что

дошкольник

воспринимает

окружающую

его

действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному

поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим

поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких

занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного

воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на

занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким

образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского

сада.

Любовь

маленького

ребенка-дошкольника

к

Родине

начинается

с

отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви

к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное

открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России,

граждан правового демократического, социального государства, уважающих

права

и

свободы

личности,

обладающих

высокой

нравственностью

и

проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой

системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда

закладываются

предпосылки

гражданских

качеств,

развиваются

представления

детей

о

человеке,

обществе

и

культуре.

Базовым

этапом

формирования

у

детей

любви

к

Родине является

накопление

ими

социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм

поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в

букваре,

песни

мамы,

того

уголка,

где

дети

живут.

В.

А.

Сухомлинский

говорит: «Нельзя

пробудить

чувство

Родины

без

восприятия

и

переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь

останутся

воспоминания

о

маленьком

уголке

далекого

детства.

Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Как приобщить детей к нравственно-

патриотическому воспитанию?

1.

Приучайте

ребенка

бережно

относиться

к

вещам,

игрушкам,

книгам. Объясните

ему,

что

в

каждую

вещь

вложен

труд

многих

людей.

Бережному

отношению

к

книгам,

способствуйте

развитию

интереса

к

содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят

книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к

бережному отношению к книге.

2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории

страны, края.Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и

расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей

стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по

глобусу, картам и фотографиям.

3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить

ему

поострить

дом. Когда

дом

построен,

поиграйте

с

ребенком

в

«новоселье»,

помогите

разместить

кукол,

зайчиков,

мишек.

Посмотрите,

прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4.

Воспитывайте

у

ребенка

уважительно-бережное

отношение

к

хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как

выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите

остатки хлеба, сделайте сухарики.

5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу

приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем

труде.

6.

Возвращаясь

с

ребенком

из

детского

сада,

предложите

ему

поиграть

в

игру

«Кто

больше

заметить

интересного?»,

«Давай

рассказывать

друг

другу,

кто

больше

заметить

интересного

по

нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра

учит

наблюдательности,

помогает

формировать

представления

об

окружающем.

Дома

предложите

ребенку

нарисовать,

что

больше

всего

понравилось.

7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с

природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом

на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы

полюбоваться

его

красотой,

журчанием

ручья,

пением

птиц.

Воспитывая

любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Как воспитать маленького патриота?

Содержание

патриотического

воспитания дошкольников:

*

приобщение

детей

к

культурному

наследию,

праздникам,

традициям,

народно-прикладному

искусству,

устному

народному

творчеству,

музыкальному фольклору, народным играм.

* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям,

составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми,

игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями,

выдающимися

горожанами,

селянами

прошлого

и

настоящего

времени,

достопримечательностями;

* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны

года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов,

овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

*

организация

творческой,

продуктивной,

игровой

деятельности

детей,

в

которой

ребенок

проявляет

сочувствие,

заботу

о

человеке,

растениях,

животных

в

разные

сезоны

года

в

связи

с

приспособлением

к

новым

жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников

необходимы следующиепедагогические условия:

- эвристическая среда в детском саду и в семье,

- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,

- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания

патриотизма детей.

Эвристическая

среда характеризуется

насыщенностью

положительными

эмоциями

и

является

для

ребенка

полем

для

проявления

творчества,

инициативы, самостоятельности.

Тесное

сотрудничество

воспитателей

детского

сада

с

членами

семьи выражается

в

установлении

доверительных

деловых

контактов

с

семьями

воспитанников;

обеспечении

родителей

минимумом

психолого-

педагогической

информации,

обучении

их

способам

общения

с

ребенком;

обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;

вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду

и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность

педагогов

к

осуществлению

процесса

формирования

патриотизма п р е д п о л а г а е т

н а л и ч и е

у

н и х

соответствующего

уровня

профессиональной

к о м п ет е н т н о с т и ,

профессионального

мастерства,

а

также

способности

к

саморегуляции,

самонастрою на решение поставленных задач.

Все

вышеизложенные

педагогические

условия

взаимосвязаны

и

взаимообусловлены.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку,

радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от

соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем

самым

будут

построены

пути

для

ассоциаций

эмоционального

характера,

а

это

является

основой,

фундаментом

более

глубоких

чувств,

условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для

него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о

значении каждого объекта.

*

Дайте

представление

о

работе

общественных

учреждений:

почты,

магазина,

библиотеки

и

т.д.

Понаблюдайте

за

работой

сотрудников

этих

учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и

озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор

*

Учите

ребенка

правильно

оценивать

свои

поступки

и

поступки

других

людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего

народа

*

Поощряйте

ребенка

за

стремление

поддерживать

порядок,

примерное

поведение в общественных местах.



В раздел образования