Автор: Герасимова Татьяна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Волошка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: мастер - класс
Тема: Организация игр – драматизаций в группах младшего дошкольного возраста и руководство ими
Раздел: дошкольное образование
Теоретическая часть:
Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях
ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств
выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные
действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой –
либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким
каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация.
Виды игр – драматизаций:
1.Игры – драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он
«играет» за персонажа, изображение которого находится на руке.
2. Игры – драматизации с куклами бибабо. Они обычно действуют на ширме, за
которой стоит водящий.
3. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Раскроем особенности содержания работы по развитию театрально – игровой
деятельности.
Занятия организуются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить
текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше
2-3 раза. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои
возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для
себя. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых
животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить
некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает
воспитатель.
Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная
форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности
ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа
превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как правило,
дети великолепно включаются в игру, «входят в образ», переносят элементы
музыкального спектакля в самостоятельную игровую деятельность, продолжая
«жить в образе». Музыкальные игры – драматизации объединяют в себе
музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомиму,
подчиняя их главной задаче – созданию художественного образа. Важно, что это –
коллективное и совместное со взрослыми действие и здесь возможна большая
свобода для проявления индивидуальности и творчества. В игре – драматизации
тоже происходит опосредованное музыкой общение детей между собой и со
взрослыми, но в новом качестве – через роль. Музыкальные игры – драматизации
должны быть доступны детям по образам и содержанию деятельности. Для
младших дошкольников важно действовать вместе, в этом возрасте малыши не
любят действовать в одиночку.
Практическая часть: А сейчас мы, уважаемые коллеги, инсценируем сказку К.И.
Чуковского «Цыпленок». Эта сказка, музыкальный спектакль – наиболее трудная
для педагога, но чрезвычайно радостная для детей деятельность.
(Далее путем жеребьевки распределяются роли главных персонажей между
педагогами).
Итак, сказка начинается.
Музыкальная сказка «Цыпленок»
К.И.Чуковского
Действующие лица: ведущий, цыпленок, курочка (его мама), черный
кот, красивый петух, лягушка.
Ведущий: Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой…
( звучит быстрая музыка), (легким мелким шагом выходит Цыпленок.
Поворот головки вправо, поворот влево. На месте «пружинка», и
Цыпленок садится на корточки около забора.)
Ведущий: Но цыпленок думал, что он очень большой и важно
задирал голову. Вот так:
(цыпленок, сидя на корточках, принимает важную осанку.)
Ведущий: И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была
вот такая
(звучит музыка в умеренном темпе) (Входит Курочка. Она подходит к
Цыпленку, гладит его по головке. Поправляет юбочку, ласкает)
Ведущий: Как – то раз налетел на маму Черный кот и погнал ее прочь
со двора. И был Черный Кот вот такой!
(звучит быстрая музыка).( Стремительно выбегает Черный Кот и гонится
за Курочкой. Оба убегают.)
Ведущий: (печально). Цыпленок остался у забора один. Вдруг он
видит (таинственно): взлетел на забор красивый большой Петух.
Вытянул шею и во все горло закричал.
(Петух появляется после слов «большой Петух». Он становится на
стул за забором и, подняв голову, громко кричит:
Петух: Ку-ка –ре-ку! Я молодец! Я удалец! (звучит быстрая музыка, но
не слишком
(Удаляется под музыку. (Цыпленок все время на него
удивленно и восхищенно смотрит, провожая взглядом).
Ведущий: Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и
что было силы завопил.
Цыпленок: Пи-пи-пи-пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец!
Ведущий: Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так!
(Цыпленок шлепается, как будто попадает в лужу.)
(Звучит довольно спокойная музыка).
Ведущий: В луже сидела Лягушка.
(Лягушка выглядывает из – за забора.) Она увидела его и засмеялась.
Лягушка: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!Далеко тебе до петуха. (Прячется за забор.
Цыпленок плачет.)
Ведущий: Тут к Цыпленку подбежала мама. Она пожалела и
приласкала его. Вот так!
(Звучит сначала быстрая, затем спокойная музыка.)
(Мама ласкает своего Цыпленка и уводит осторожно за руку.)
Все участники цепочкой выбегают на середину комнаты. Начинается
заключительная полька.
(Звучит быстрая музыка.)
Сказка «Ненастоящая девочка» автор Н.Тернет.
Участвуют: Старичок, Зайчик, Волк.
Старичок: (идет с палочкой и корзинкой – как будто по лесу).
Я иду из города, а сам живу в лесу.
Подарочки хорошие для внучки я несу.
А кто это?
(Тут к нему выбегает Зайчик. Он очень испугался, бежит и прячется за
Старичка.)
Зайчик: Спрячь меня, дедушка, за мной волк гонится.
Старичок: Не бойся, мы его обманем. Вот возьми внучкину шубку
(достает из корзины шубку) и надень. Волк тебя и не узнает.
Зайчик: Узнает! У меня ушки торчат!
Старичок: А вот возьми этот платочек и завяжи ушки. Тогда никак не
узнает.
Зайчик: Ой, узнает! У меня ножки лохматые!
Старичок: А вот надень валенки. Вот теперь нипочем не узнает!
Зайчик: А у меня лапки лохматые!
Старичок: А это ничего – это как-будто рукавички. Ну вот, ты теперь не
зайчик, а девочка Катюша. Увидишь волка – хлопай руками, топай
ногами и ничего не говори. Идем.
(Вдали воет волк: «У-у-у-у!»)
Зайчик: Ой, это волк! Я боюсь!
Старичок: Не бойся. Ты же теперь не зайчик,а девочка Катюша.
(Навстречу бежит волк.)
Волк: У-у-у-у! Эй, старик, не видел тут зайца?
Старичок: Нет, не видел.
Волк: А это кто?
Старичок: А это моя внучка - девочка Катюша.
Волк: А почему она ногами топает?
Старичок: Сердится. Она волков не любит!
Волк: А почему она руками хлопает?
Старичок: Драться хочет.
Волк: Ну, я тогда лучше дальше побегу. (Убегает.)
Старичок и зайчик: (обрадовались, что волк убежал, запрыгали и
запели). Обманули волка! Обманули волка!
Зайчик: Спасибо тебе, дедушка, что ты меня спас. Вот тебе твой
платочек, вот твоя шубка, вот твои валенки. А рукавички не отдам –
они не снимаются!
Старичок: Прощай, зайчик!
Зайчик: Прощай, дедушка!
(Расходятся каждый своей дорогой и машут друг другу на
прощанье, пока не уйдут.)
Правила драматизации.
Правило индивидуальности:
Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченной роли с
заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуя от его
имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный
одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком.
Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт
характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой
подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по – своему.
Правило всеобщего участия:
В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения
людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты,
ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут
передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора:
Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый
раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор. Пока каждый
ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов:
Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и
перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В
этом помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что
поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что
он хочет сказать?
Правило обратной связи:
После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: какие чувства ты испытывал
во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто
тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Атрибутика к драматизациям:
Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогают детям погрузиться в
сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она
создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к
восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не
должна быть сложной, дети изготавливают ее сами.
Правило мудрого руководителя:
Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил
драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«ВОЛОШКА»
муниципального образования город Ноябрьск
Мастер – класс
«Организация игр – драматизаций в группах младшего
дошкольного возраста и руководство ими».
Музыкальный руководитель:
Герасимова Т.А.