Напоминание

Организация игр – драматизаций в группах младшего дошкольного возраста и руководство ими


Автор: Герасимова Татьяна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Волошка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: мастер - класс
Тема: Организация игр – драматизаций в группах младшего дошкольного возраста и руководство ими
Раздел: дошкольное образование





Назад




Теоретическая часть:

Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях

ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств

выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные

действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой –

либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким

каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация.

Виды игр – драматизаций:

1.Игры – драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он

«играет» за персонажа, изображение которого находится на руке.

2. Игры – драматизации с куклами бибабо. Они обычно действуют на ширме, за

которой стоит водящий.

3. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Раскроем особенности содержания работы по развитию театрально – игровой

деятельности.

Занятия организуются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить

текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше

2-3 раза. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои

возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для

себя. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых

животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить

некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает

воспитатель.

Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная

форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности

ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа

превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как правило,

дети великолепно включаются в игру, «входят в образ», переносят элементы

музыкального спектакля в самостоятельную игровую деятельность, продолжая

«жить в образе». Музыкальные игры – драматизации объединяют в себе

музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомиму,

подчиняя их главной задаче – созданию художественного образа. Важно, что это –

коллективное и совместное со взрослыми действие и здесь возможна большая

свобода для проявления индивидуальности и творчества. В игре – драматизации

тоже происходит опосредованное музыкой общение детей между собой и со

взрослыми, но в новом качестве – через роль. Музыкальные игры – драматизации

должны быть доступны детям по образам и содержанию деятельности. Для

младших дошкольников важно действовать вместе, в этом возрасте малыши не

любят действовать в одиночку.

Практическая часть: А сейчас мы, уважаемые коллеги, инсценируем сказку К.И.

Чуковского «Цыпленок». Эта сказка, музыкальный спектакль – наиболее трудная

для педагога, но чрезвычайно радостная для детей деятельность.

(Далее путем жеребьевки распределяются роли главных персонажей между

педагогами).

Итак, сказка начинается.

Музыкальная сказка «Цыпленок»

К.И.Чуковского

Действующие лица: ведущий, цыпленок, курочка (его мама), черный

кот, красивый петух, лягушка.

Ведущий: Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой…

( звучит быстрая музыка), (легким мелким шагом выходит Цыпленок.

Поворот головки вправо, поворот влево. На месте «пружинка», и

Цыпленок садится на корточки около забора.)

Ведущий: Но цыпленок думал, что он очень большой и важно

задирал голову. Вот так:

(цыпленок, сидя на корточках, принимает важную осанку.)

Ведущий: И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была

вот такая

(звучит музыка в умеренном темпе) (Входит Курочка. Она подходит к

Цыпленку, гладит его по головке. Поправляет юбочку, ласкает)

Ведущий: Как – то раз налетел на маму Черный кот и погнал ее прочь

со двора. И был Черный Кот вот такой!

(звучит быстрая музыка).( Стремительно выбегает Черный Кот и гонится

за Курочкой. Оба убегают.)

Ведущий: (печально). Цыпленок остался у забора один. Вдруг он

видит (таинственно): взлетел на забор красивый большой Петух.

Вытянул шею и во все горло закричал.

(Петух появляется после слов «большой Петух». Он становится на

стул за забором и, подняв голову, громко кричит:

Петух: Ку-ка –ре-ку! Я молодец! Я удалец! (звучит быстрая музыка, но

не слишком

(Удаляется под музыку. (Цыпленок все время на него

удивленно и восхищенно смотрит, провожая взглядом).

Ведущий: Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и

что было силы завопил.

Цыпленок: Пи-пи-пи-пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец!

Ведущий: Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так!

(Цыпленок шлепается, как будто попадает в лужу.)

(Звучит довольно спокойная музыка).

Ведущий: В луже сидела Лягушка.

(Лягушка выглядывает из – за забора.) Она увидела его и засмеялась.

Лягушка: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!Далеко тебе до петуха. (Прячется за забор.

Цыпленок плачет.)

Ведущий: Тут к Цыпленку подбежала мама. Она пожалела и

приласкала его. Вот так!

(Звучит сначала быстрая, затем спокойная музыка.)

(Мама ласкает своего Цыпленка и уводит осторожно за руку.)

Все участники цепочкой выбегают на середину комнаты. Начинается

заключительная полька.

(Звучит быстрая музыка.)

Сказка «Ненастоящая девочка» автор Н.Тернет.

Участвуют: Старичок, Зайчик, Волк.

Старичок: (идет с палочкой и корзинкой – как будто по лесу).

Я иду из города, а сам живу в лесу.

Подарочки хорошие для внучки я несу.

А кто это?

(Тут к нему выбегает Зайчик. Он очень испугался, бежит и прячется за

Старичка.)

Зайчик: Спрячь меня, дедушка, за мной волк гонится.

Старичок: Не бойся, мы его обманем. Вот возьми внучкину шубку

(достает из корзины шубку) и надень. Волк тебя и не узнает.

Зайчик: Узнает! У меня ушки торчат!

Старичок: А вот возьми этот платочек и завяжи ушки. Тогда никак не

узнает.

Зайчик: Ой, узнает! У меня ножки лохматые!

Старичок: А вот надень валенки. Вот теперь нипочем не узнает!

Зайчик: А у меня лапки лохматые!

Старичок: А это ничего – это как-будто рукавички. Ну вот, ты теперь не

зайчик, а девочка Катюша. Увидишь волка – хлопай руками, топай

ногами и ничего не говори. Идем.

(Вдали воет волк: «У-у-у-у!»)

Зайчик: Ой, это волк! Я боюсь!

Старичок: Не бойся. Ты же теперь не зайчик,а девочка Катюша.

(Навстречу бежит волк.)

Волк: У-у-у-у! Эй, старик, не видел тут зайца?

Старичок: Нет, не видел.

Волк: А это кто?

Старичок: А это моя внучка - девочка Катюша.

Волк: А почему она ногами топает?

Старичок: Сердится. Она волков не любит!

Волк: А почему она руками хлопает?

Старичок: Драться хочет.

Волк: Ну, я тогда лучше дальше побегу. (Убегает.)

Старичок и зайчик: (обрадовались, что волк убежал, запрыгали и

запели). Обманули волка! Обманули волка!

Зайчик: Спасибо тебе, дедушка, что ты меня спас. Вот тебе твой

платочек, вот твоя шубка, вот твои валенки. А рукавички не отдам –

они не снимаются!

Старичок: Прощай, зайчик!

Зайчик: Прощай, дедушка!

(Расходятся каждый своей дорогой и машут друг другу на

прощанье, пока не уйдут.)

Правила драматизации.

Правило индивидуальности:

Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченной роли с

заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуя от его

имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный

одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком.

Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт

характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой

подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по – своему.

Правило всеобщего участия:

В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения

людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты,

ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут

передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора:

Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый

раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор. Пока каждый

ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов:

Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и

перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В

этом помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что

поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что

он хочет сказать?

Правило обратной связи:

После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: какие чувства ты испытывал

во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто

тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика к драматизациям:

Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогают детям погрузиться в

сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она

создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к

восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не

должна быть сложной, дети изготавливают ее сами.

Правило мудрого руководителя:

Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил

драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

«ВОЛОШКА»

муниципального образования город Ноябрьск

Мастер – класс

«Организация игр – драматизаций в группах младшего

дошкольного возраста и руководство ими».

Музыкальный руководитель:

Герасимова Т.А.



В раздел образования