Авторы: Пастухова Светлана Борисовна, Таджиева Елена Николаевна
Должность: педагоги дошкольного образования
Учебное заведение: МАДОУ ДС №4 "Сказка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Проект
Тема: "Люблю березку русскую"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Люблю березку русскую»
Белоствольная березка –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Н. Меркушова
Подготовили: Пастухова С.Б., Таджиева Е.Н.. Шрамко В.Н.
Береза
-одно из самых
необыкновенных
деревьев.
Радостное, нарядное
дерево.
Само название произошло
от старославянского
«брезньнь», что означало
«апрель».
Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России, она
прекрасно в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее
хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники
изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие
песни.
Тип проекта: творческий, познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Ожидаемые результаты:
дети понимают, что они часть русского
народа; родная культура становится неотъемлемой частью души ребенка,
у него появляется желание быть участником духовных, народных праздников,
традиций, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, проявить творчество,
знать свою культуру.
Место проведения: МАДОУ «Детский сад «Сказка» №4».
Сроки проведения: 2016-2017 учебный год.
Участники проекта:
- Родители, дети старшего возраста .
Актуальность:
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам
обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой
ориентации и развития жизненной компетенции.. у детей совершенствуются познавательные процессы,
обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное
внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и
позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Основная проблема: многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре
своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на
которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые
помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически
развитой личностью.
Гипотеза – формирование основ народных традиций должно носить комплексный характер, пронизывать
все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально
организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Цель: формирование познавательного интереса, представления
о традициях и символах русского народа.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с деревом, ставшим символом России;
расширить представления детей об образе березы в фольклоре, поэзии, искусстве
Развивающие:
развивать эстетический вкус умение видеть, ценить и беречь красоту
Воспитательные:
воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине.
Методы и приемы
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование пословиц, загадок, поговорок.
Чтение художественной литературы.
Использование русских народных песен и
танцев.
Проведение русских народных игр.
Применение игрушек и изделий народных
промыслов.
Представление кукольного театра.
Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
Рассказ о народных обычаях и
традициях.
Рассматривание иллюстраций о русском быте.
Беседы, вопросы.
Формы образовательной работы с
детьми
Организованные занятия.
Совместная деятельность.
Праздники и развлечения.
Наблюдения в быту и природе.
Организация конкурсов рисунков и
поделок
Посещение тематических выставок
Просмотр видеофильмов, слушание
музыки.
Этапы реализации проекта:
•
Концептуальный (с 01 по 15 сентября 2016г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее
выбора. Формулирование задач и цели проекта.
•
- Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции и символы русского народа».
•
- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.
•
- Первичный мониторинг.
•
- Анкетирование родителей.
•
- Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.
1
этап
•
Формирующий (с 16 сентября по 20 ноября 2016 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным
содержанием плана проекта
•
- Занятия в соответствии с планом.
•
- Беседы.
•
- Чтение познавательной и художественной литературы.
•
- Слушание русских народных песен.
•
- Просмотр видеосюжетов, презентаций.
•
- Экскурсия в городской парк.
•
- Выставка рисунков, поделок «Русская березка», конкурс на лучший рецепт моей бабушки.
2
этап
•
Рефлексионный (с 20 по 31 ноября 2016 г.) – обобщение и систематизация полученных
знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.
•
- Мониторинг.
•
- Оформление альбома «Традиции и символы русского народа» совместно с детьми,
родителями.
•
- Открытое занятие «Люблю березку Русскую»
•
- Выпуск информации на сайт
3 этап
Формы и методы работы
Сроки
выполнения
Непосредственная образовательная деятельность
1.
Прослушивание сказки «Про березку».
Сентябрь
2. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы,
знакомство с народными приметами, пословицами,
поговорками.
Сентябрь
3.Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи.
Сентябрь
4. Чтение «Березовый лес» И.Бунин.
Сентябрь
5. Рисование акварелью «Золотая березка».
Октябрь
6. Заучивание наизусть стихотворений С.Есенина «Белая
береза»; «Люблю березку русскую» А. Прокофьева.
Ноябрь
7. Творческое рассказывание «Березка и ее друзья».
Ноябрь
8.Выставка рисунков детей «Ай, да березка!»
9.Просмотр презентации «Во поле березка стояла!»
Декабрь
Формы и методы работы
Сроки
выполнения
Игровая деятельность
1.Упражнения с березовыми чурочками.
2.Словесные игры «Составь предложение со словом «береза»,
«Подбери родное слово»
(подбор однокоренных слов).
3.Дидактические игры «Найди лишний предмет»,
«Подбери пару».
4.Хороводные игры «Во поле березка стояла».
5.Физминутки.
В течении проекта
Праздник «Святая Троица»:
хороводы
использование малых фольклорных форм
подвижные игры
чтение стихов
игра-драматизация
Июнь
Целевая прогулка:
1.Наблюдение за осенними березками на участке детского сада.
2.Наблюдение за зимней березкой.
Сентябрь
Декабрь
Экскурсия в городской парк: наблюдение за деревьями в парке,
сбор листьев для гербария.
Октябрь
Формы и методы работы
Сроки выполнения
Изготовление поделок из листьев березы и природного материала:
составление панно с различными узорами из листьев березы и природного
материала.
Сентябрь- Октябрь
Развлечение: вечер загадок о березе с использованием малых
фольклорных форм, хороводов, подвижных игр.
В течении года
Изготовление плакатов: рисование плаката «Сохраним русскую березку».
Май
Итоговое открытое мероприятие «Люблю березку русскую».
Май
Работа с родителями:
1.Папка-передвижка «Все о русской березе».
2.Родительское собрание.
3.Прогулки с детьми в природу.
4.Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России».
5.Подготовка праздника «Святая Троица».
В течении проекта
Сентябрь-Апрель
В течении года
В течении проекта
Май-Июнь
МОНИТОРИНГ.
На начальном этапе своей работы, мы выявили уровень знаний детей о традициях русского народа в
старшей группе.
Критерии к диагностической карте.
•
Высокий уровень
•
- использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные
выражения.
•
- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать
соответствующие умозаключения.
•
- знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и
художественного творчества
•
- знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
•
- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
•
- знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)
•
Средний уровень.
•
- знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи
•
- знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни
•
- знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них
•
- знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них
•
- знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы
•
Низкий уровень.
•
- знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи
•
- знает народные приметы
•
- знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие
•
- знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним
Результаты диагностики на окончание проекта
У детей:
•
дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
•
у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки
отдают предпочтение знакомым праздникам.
•
дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного
народа.
•
у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным
праздникам.
•
дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
•
могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть
могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
•
у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными
традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
•
Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания
о культурных традициях семьи.
У родителей:
•
Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы
взаимодействия педагога и детей.
•
Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье,
направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения
к культуре различных народов.
•
Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе,
родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
•
В детском саду совместно с родителями был создан музей народного быта и культуры, в котором дети имели
возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
•
Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.
•
Составлены сценарии праздников «Рождество», «Масленица», «Пасха» и «Троица».
•
Вывод:
в результате приобщения дошкольников к фольклору мы убедились, что
народное творчество для детей является богатейшим источником познавательного и
нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины:
дети выразительно читают стихи, знают песни, народные игры , символы; создание в
группе атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.
•
Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие
«Люблю березку русскую», на котором дети показали практически хорошие знания в
освоении фольклорного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания
о символах русского народа, создан мини-музей "Берёза-Берегиня" (созданный совместно
с родителями); альбом " Русская красавица"; вернисаж детских рисунков; выставка
детских поделок, аппликаций; фотоколлаж семейной экскурсии в березовую рощу;
библиотека художественной литературы о березе; костюмы для театрализованной
деятельности (изготовленные с помощью родителей); дидактические игры, пособия. Все
это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора
дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Спасибо за внимание!