Автор: Драй Галина Григорьевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГБПОУ "Михайловский техникум"
Населённый пункт: город Михайлов
Наименование материала: статья
Тема: Методические основы современного урока с разноуровневым дифференцированным обучением
Раздел: среднее профессиональное
Методические основы современного
урока с разноуровневым
дифференцированным обучением
Автор: Драй Г. Г.,
преподаватель русского языка
и литературы
ОГБПОУ «Михайловский
техникум»
1.
Методы обучения
Это основные виды деятельности учителя и ученика,
обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно
воспитательных задач.
2.
Приём
Это деталь метода, отделённые его операции (практические и
мыслительные),
моменты
в
процессе
усвоения
ЗУН.
Он
не
имеет
своей
самостоятельной задачи.
3.
Система методов
Это не простой набор методов и приёмов, а такая их
совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами,
обусловленные результативностью конкретных методов (приёмов). В
совокупности они представляют систему управления разными методами
(приёмами) познания учащимися учебного материала, начиная с
приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных
задач.
4.
Сущность метода
Заключается в организуемом способе познавательной
деятельности ученика, его активности, развитии познавательных сил и
способностей.
5.
Классификационные признаки группировки методов:
источник знания;
характер познавательной деятельности ученика;
руководящая роль учителя;
степень активности ученика;
возможность стимулирования и самостимулирования учебной
деятельности ученика;
условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-
познавательной деятельности.
6.
Методы как способы учебной работы
догматический – приобретение знаний в готовом виде.
эвристический – усвоение знаний и умений путём рассуждений,
требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть
предусмотрено в вопросе (задании).
исследовательский – добывание знаний и умений путём проведения
наблюдений, постановки опытов, измерения, путём самостоятельного
нахождения сходных данных, прогнозирования результатов работы.
Последние два подхода свойственны развивающему типу обучения.
7.
Характеристика отдельных групп методов
Объяснительно-иллюстрированные отражают деятельность учителя и
ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию
разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся
воспринимают, осмысливают и запоминают её. При необходимости
воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе
заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом
управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых
инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное
воспроизведение знаний и умений по образцу.
Методы проблемного обучения:
проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в
познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда
учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а
учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют,
переживают вместе с ними и тем самым включаются в атмосферу
научно-доказательного поискового решения;
частично-поисковые, или эвристические методы, используются для
подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных
проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и
этапов исследования;
исследовательские методы – способы организации поисковой,
творческой деятельности учащихся по решению новых для них
познавательных проблем.
Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся
при обучении.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
словесные, наглядные, практические;
аналитические, синтетические, аналитико-синтетические,
индуктивные, дедуктивные;
репродуктивные, проблемно-поисковые;
методы самостоятельной работы и работы под руководством.
Методы стимулирования и мотивации:
методы стимулирования интереса к обучению (познавательные игры,
учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
метод стимулирования долга и ответственности (убеждения,
предъявления требований, поощрения, порицания).
Методы контроля и самоконтроля:
устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная
проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы,
письменные зачёты, программированный контроль, письменный
самоконтроль);
методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
(контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения
практических работ, программированный контроль лабораторной
работы, лабораторно-практический самоконтроль).
Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся
к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний,
закрепление и совершенствование усвоенных навыков); определение
самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение,
проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);
различение самостоятельных работ по характеру
познавательной деятельности (по заданному образцу, по
правилу или системе правил, конструктивные, требующие
творческого подхода);
деление самостоятельных работ по способу организации
(общественная, групповая, индивидуальная).
Методы программированного обучения –
особый вид
самостоятельной работы учащихся над специально переработанным
материалом, сущность которой является жестокое управление умственной
деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим
средством.
8.
Многообразие методов
Словесные методы:
объяснение – это вид устного изложения, в котором раскрываются
новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные
связи зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая
природа того или иного события или явления (прямое, непрямое,
инструктивное);
рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит
преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстрированный, информационный);
работа с печатным словом (с книгой) – это метод, позволяющий
ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно
организовывать процесс познания;
изложение – это монологическая форма учебной работы,
дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого
метода учащимися передаются научные знания, добытые
человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики
должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;
повествование – это вид изложения, в котором связанно
рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах,
протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме
интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
описание – вид изложения, в котором даётся последовательное
перечисление признаков особенностей, свойств, качеств предметов и
явлений окружающей действительности;
рассуждение – вид изложения, в котором даётся последовательное
развитие положений, доказательств. подводящих учащихся к выводам;
проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с
самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной),
которая состоит в решении вопросов и проблем, представленных
учителем;
беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-
ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы:
катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную
деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную,
творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным
условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Её
основные признаки – учащиеся осознают цель бесед; в беседе все
вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться
или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены
простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а
в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого
вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящий итоги
работы.
Наблюдение – это непосредственное целенаправленное восприятие
предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования
правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Опыты – это самостоятельно выполняемая учащимися работа по
изучению нового материала, требующая практических исследовательских
умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это
важный, но очень сложный метод учения.
Практические методы учения – это такой вид деятельности
ученика, при котором происходит формирование и совершенствование
практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий
(письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы,
некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения – это планомерно организованное повторное
выполнение каких-либо действий с целью их освоения или
совершенствования.
9.
Уровни принятия решения о выборе
методов обучения
1-й – стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу
применения методов обучения независимо от содержания материала,
образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.
2-й – решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор
методов обучения с учётом конкретных условий, учебного материала, но
делает он это стихийно, допуская просчёты и ошибки, избирает новый
вариант и вновь без научного обоснования выбора.
3-й – рациональный, оптимальные решения: учитель научно
обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учётом их
подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определёнными
трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных
результатов обучения, воспитания и развития школьников.
10.
Методы обучения являются
инструментом развития учащихся, если:
способствует приобретению школьниками прочных ЗУН, а также
умений переносить их в новые ситуации;
формируют у учащихся потребность в новом знании;
направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;
ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач
см целью творческой переработки учебной информации;
обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных
сведений с новыми идеями, законами, теориями для формирования
системы знаний и способов деятельности;
содействуют овладению учащимися учебными умениями как
инструментом познания;
создают оптимальные условия для активной мыслительной
деятельности каждого ученика.
11.
Методы обучения на уроке должны
соответствовать:
задачам урока;
характеру и содержанию учебного материала;
уровню ЗУН учащихся;
материальному обеспечению урока;
личным качеством учителя, его подготовленности к уровню
методического мастерства;
индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности
учащихся;
бюджету времени.