Напоминание

Методические основы современного урока с разноуровневым дифференцированным обучением


Автор: Драй Галина Григорьевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГБПОУ "Михайловский техникум"
Населённый пункт: город Михайлов
Наименование материала: статья
Тема: Методические основы современного урока с разноуровневым дифференцированным обучением
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методические основы современного

урока с разноуровневым

дифференцированным обучением

Автор: Драй Г. Г.,

преподаватель русского языка

и литературы

ОГБПОУ «Михайловский

техникум»

1.

Методы обучения

Это основные виды деятельности учителя и ученика,

обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно

воспитательных задач.

2.

Приём

Это деталь метода, отделённые его операции (практические и

мыслительные),

моменты

в

процессе

усвоения

ЗУН.

Он

не

имеет

своей

самостоятельной задачи.

3.

Система методов

Это не простой набор методов и приёмов, а такая их

совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами,

обусловленные результативностью конкретных методов (приёмов). В

совокупности они представляют систему управления разными методами

(приёмами) познания учащимися учебного материала, начиная с

приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных

задач.

4.

Сущность метода

Заключается в организуемом способе познавательной

деятельности ученика, его активности, развитии познавательных сил и

способностей.

5.

Классификационные признаки группировки методов:

источник знания;

характер познавательной деятельности ученика;

руководящая роль учителя;

степень активности ученика;

возможность стимулирования и самостимулирования учебной

деятельности ученика;

условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-

познавательной деятельности.

6.

Методы как способы учебной работы

догматический – приобретение знаний в готовом виде.

эвристический – усвоение знаний и умений путём рассуждений,

требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть

предусмотрено в вопросе (задании).

исследовательский – добывание знаний и умений путём проведения

наблюдений, постановки опытов, измерения, путём самостоятельного

нахождения сходных данных, прогнозирования результатов работы.

Последние два подхода свойственны развивающему типу обучения.

7.

Характеристика отдельных групп методов

Объяснительно-иллюстрированные отражают деятельность учителя и

ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию

разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся

воспринимают, осмысливают и запоминают её. При необходимости

воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе

заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом

управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых

инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное

воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения:

проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в

познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда

учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а

учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют,

переживают вместе с ними и тем самым включаются в атмосферу

научно-доказательного поискового решения;

частично-поисковые, или эвристические методы, используются для

подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных

проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и

этапов исследования;

исследовательские методы – способы организации поисковой,

творческой деятельности учащихся по решению новых для них

познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся

при обучении.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

словесные, наглядные, практические;

аналитические, синтетические, аналитико-синтетические,

индуктивные, дедуктивные;

репродуктивные, проблемно-поисковые;

методы самостоятельной работы и работы под руководством.

Методы стимулирования и мотивации:

методы стимулирования интереса к обучению (познавательные игры,

учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

метод стимулирования долга и ответственности (убеждения,

предъявления требований, поощрения, порицания).

Методы контроля и самоконтроля:

устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная

проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы,

письменные зачёты, программированный контроль, письменный

самоконтроль);

методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля

(контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения

практических работ, программированный контроль лабораторной

работы, лабораторно-практический самоконтроль).

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся

к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний,

закрепление и совершенствование усвоенных навыков); определение

самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение,

проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);

различение самостоятельных работ по характеру

познавательной деятельности (по заданному образцу, по

правилу или системе правил, конструктивные, требующие

творческого подхода);

деление самостоятельных работ по способу организации

(общественная, групповая, индивидуальная).

Методы программированного обучения

особый вид

самостоятельной работы учащихся над специально переработанным

материалом, сущность которой является жестокое управление умственной

деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим

средством.

8.

Многообразие методов

Словесные методы:

объяснение – это вид устного изложения, в котором раскрываются

новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные

связи зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая

природа того или иного события или явления (прямое, непрямое,

инструктивное);

рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит

преимущественно описательный характер (сюжетный,

иллюстрированный, информационный);

работа с печатным словом (с книгой) – это метод, позволяющий

ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно

организовывать процесс познания;

изложение – это монологическая форма учебной работы,

дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого

метода учащимися передаются научные знания, добытые

человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики

должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

повествование – это вид изложения, в котором связанно

рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах,

протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме

интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

описание – вид изложения, в котором даётся последовательное

перечисление признаков особенностей, свойств, качеств предметов и

явлений окружающей действительности;

рассуждение – вид изложения, в котором даётся последовательное

развитие положений, доказательств. подводящих учащихся к выводам;

проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с

самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной),

которая состоит в решении вопросов и проблем, представленных

учителем;

беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-

ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы:

катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную

деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную,

творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным

условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Её

основные признаки – учащиеся осознают цель бесед; в беседе все

вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться

или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены

простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а

в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого

вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящий итоги

работы.

Наблюдение – это непосредственное целенаправленное восприятие

предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования

правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты – это самостоятельно выполняемая учащимися работа по

изучению нового материала, требующая практических исследовательских

умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это

важный, но очень сложный метод учения.

Практические методы учения – это такой вид деятельности

ученика, при котором происходит формирование и совершенствование

практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий

(письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы,

некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения – это планомерно организованное повторное

выполнение каких-либо действий с целью их освоения или

совершенствования.

9.

Уровни принятия решения о выборе

методов обучения

1-й – стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу

применения методов обучения независимо от содержания материала,

образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.

2-й – решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор

методов обучения с учётом конкретных условий, учебного материала, но

делает он это стихийно, допуская просчёты и ошибки, избирает новый

вариант и вновь без научного обоснования выбора.

3-й – рациональный, оптимальные решения: учитель научно

обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с

учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учётом их

подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определёнными

трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных

результатов обучения, воспитания и развития школьников.

10.

Методы обучения являются

инструментом развития учащихся, если:

способствует приобретению школьниками прочных ЗУН, а также

умений переносить их в новые ситуации;

формируют у учащихся потребность в новом знании;

направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;

ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач

см целью творческой переработки учебной информации;

обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных

сведений с новыми идеями, законами, теориями для формирования

системы знаний и способов деятельности;

содействуют овладению учащимися учебными умениями как

инструментом познания;

создают оптимальные условия для активной мыслительной

деятельности каждого ученика.

11.

Методы обучения на уроке должны

соответствовать:

задачам урока;

характеру и содержанию учебного материала;

уровню ЗУН учащихся;

материальному обеспечению урока;

личным качеством учителя, его подготовленности к уровню

методического мастерства;

индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности

учащихся;

бюджету времени.



В раздел образования