"Формирование коммуникативной компетенции на уроках биологии путем применения УУД"
Автор: Сидягина Людмила Анатольевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ Пильнинская СОШ № 2 им. А.С. Пушкина Населённый пункт: р.п. Пильна, Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: "Формирование коммуникативной компетенции на уроках биологии путем применения УУД" Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пильнинская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С. Пушкина
«Формирование коммуникативной компетенции на
уроках биологии путем применения УУД.»
Сидягина Людмила Анатольевна
- учитель биологии
Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью
обучения,
так
как
даст
возможность
ученику
повысить
свои
учебные
достижения и решает вопросы снижения дефицита общения в обществе.
В
основу
формирования
коммуникативной
компетенции
положен
деятельностный
подход,
так
как
он
обеспечивает
самостоятельную
творческую деятельность каждого ученика.
В современном обществе особое значение приобретает субъект – субъектная
модель
коммуникации,
а
именно:
уметь
слышать
друг
друга,
владеть
способами общения, уметь представлять себя и результаты своей творческой
деятельности.
Разнообразие
объектов
и
процессов,
изучаемых
на
уроках
биологии,
обеспечивает
огромные
возможности
для
исследовательской
деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли,
работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и
обратную связь.
Например, в шестых и седьмых классах учащиеся писали проекты: «Вода –
основа жизни растений», «Химический состав клетки», «Условия появления
и развития плесени» и другие.
Также в своей работе использую приемы формирования коммуникативной
компетенции учащихся, такие так:
- умение воспринимать информацию на слух;
- работать в группах;
- отвечать и задавать вопрос;
-
умение
строить
эффективное
взаимодействие
с
одноклассниками
при
выполнении совместной работы;
- умение задавать вопросы и выслушивать ответы;
- овладение навыками выступления перед аудиторией (презентации, проекты,
участие в конференциях);
- аргументировать свою точку зрения.
По результатам рефлексии учащихся по видам деятельности можно сделать
вывод,
что
ребятам
нравиться
работать
в
парах
и
группах,
чем
индивидуально. Также нравиться работать над проектами, с микроскопами,
оценивать себя и других. (Приложение 1).
Все
эти
приемы
и
методы
помогают
формировать
коммуникативную
компетентность учащихся.
Приложение 1
Рефлексия деятельности учащихся.
0
2
4
6
8
10
12
14
16
низкая
средняя
высокая
О
ценка учащимися видов деятельности.
Литература
1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г.
Салмина, С. В. Молчанов «От действия к мысли» Москва 2008 год.
2. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках
биологии», М. 2006.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утверждён приказом Министра образования и науки РФ
от 17 декабря 2010 г. № 1897.
4.Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 8 ноября 2010 г.
5.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
6. III педагогический марафон «Новой школе – новое качество» часть 4
ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках
биологии. Пособие для учителя, 2012 г