Напоминание

"Изменение подходов к построению учебного взаимодействия в рамках реализации новых ФГОС"


Автор: Артемьева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Кодинская средняя общеобразовательная школа №4"
Населённый пункт: город Кодинск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Изменение подходов к построению учебного взаимодействия в рамках реализации новых ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад





Изменение подходов к построению учебного взаимодействия в рамках реализации

новых ФГОС.
“Великая цель образования - это не знания, а действия”. (Герберт Спенсер) Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. (Приложение 1) Из таблицы видно, как меняются функции участников образовательного процесса на уроке: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Поэтому и появилась потребность введениядеятельностного метода обучения на уроке и во внеурочное время. Я работаю по программе «Школа 2100» уже 10 год, используя технологии проблемно-диалогического обучения, формирования типа правильной читательской деятельности, технологии проектной и исследовательской деятельности. Полученные на курсах знания по данным технологиям помогли мне легко перейти к реализации стандартов 2 поколения и в полном объеме использовать системно-деятельностный подход в работе с учащимися. Типы уроков системно-деятельностной технологии различаются по своей структуре, но в каждом типе урока есть обязательные этапы: мотивации (самоопределения) и целеполагания в начале урока и этап рефлексии в конце урока. Мы с ребятами очень любим этап мотивации (самоопределения) и целеполагания, так как каждый ребенок обязательно продумывает, что у него не получилось на прошлом уроке и над чем нужно поработать в данный момент. Имея перед собой определенную цель, ребенок будет работать более продуктивно. (Предлагаю просмотр видеозаписи данного этапа урока в 1 классе по обучению грамоте) В конце урока обязательный этап рефлексии. Что нового узнали? Что получилось, а что не получилось? Выслушиваю ответы всех желающих. На этом же этапе ставим для себя цели на следующий урок, цели на выполнение домашнего задания (на что необходимо больше обратить внимание). В первом классе при безотметочном обучении мы с помощью шкал учились оценивать каждый шаг выполнения работы. Это подготовило моих нынешних второклассников к пониманию той отметки, которую они видят в тетради, в контрольной и самостоятельной работах.
На уроках отработки умений и рефлексии ребятишки самостоятельно выполняют различные задания по изученной теме. Уже довольно внимательно сверяют свою работу с эталоном, корректируют ошибки зеленой пастой, называют свои ошибки, пытаются разобраться, почему ошибся и что нужно сделать, чтобы больше не ошибаться. С удовольствием оценивают свои умения с помощью цветных сигналов. (Предлагаю просмотр видеозаписи этапа урока самопроверки по эталону и самооценки во 2 классе по математике) Результативность обучения с использованием деятельностных методов выражается в том, что дети стали более инициативными, стремящимися свободно выражать свои мысли, умеющими слушать другого, распределять роли при работе в группах, способными рассуждать и обосновывать свои ответы, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Это видно на диаграмме по данным мониторинга метапредметных умений проведенного школьным психологом в 1 полугодии 2 класса. На основе этой диагностики были выявлены уровни сформированности универсальных учебных действий. (Приложение 2) Для детей с низким уровнем сформированности УУД проводятся индивидуальные корректирующие занятия с психологом школы. На уроке я так же предлагаю задания, позволяющие развивать данные УУД, чтобы в конце года выйти на планируемые результаты. Ведущими характеристиками будущего выпускника начальной школы должны стать его способности самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопро су. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не про сто «зритель», «слушатель», а «исследователь». Я уверена, что такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания, а использование
деятельностного

метода
позволит обеспечить системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания.


В раздел образования