"Изменение подходов к построению учебного взаимодействия в рамках реализации новых ФГОС"
Автор: Артемьева Наталья Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Кодинская средняя общеобразовательная школа №4" Населённый пункт: город Кодинск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: "Изменение подходов к построению учебного взаимодействия в рамках реализации новых ФГОС" Раздел: начальное образование
Изменение подходов к построению учебного взаимодействия в рамках реализации
новых ФГОС.
“Великая цель образования - это не знания, а действия”.
(Герберт Спенсер)
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые
требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа
должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы
действий,
обеспечивающие
возможность
продолжения
образования
в
основной
школе;
развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить
индивидуальный
прогресс
в
основных
сферах
личностного
развития,
а
для
этого
необходимо научиться определённым способам действий.
(Приложение 1)
Из таблицы видно, как меняются функции участников образовательного процесса на
уроке: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное
для учителя
в новой системе образования – это управлять процессом обучения,
а не
передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится
активной
Личностью,
умеющей
ставить
цели
и
достигать
их,
самостоятельно
перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии
обучения, но при всём многообразии – урок остаётся
главной формой организации
учебного
процесса.
Современный
урок
–
это,
прежде
всего
урок,
направленный
на
формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Поэтому и появилась
потребность введениядеятельностного метода обучения на уроке и во внеурочное время.
Я
работаю
по
программе
«Школа
2100»
уже
10
год,
используя
технологии
проблемно-диалогического
обучения,
формирования
типа
правильной
читательской
деятельности, технологии проектной и исследовательской деятельности. Полученные на
курсах знания по данным технологиям помогли мне легко перейти к реализации стандартов
2 поколения и в полном объеме использовать системно-деятельностный подход в работе с
учащимися.
Типы уроков системно-деятельностной технологии различаются по своей структуре,
но
в
каждом
типе
урока
есть
обязательные
этапы:
мотивации
(самоопределения)
и
целеполагания в начале урока и этап рефлексии в конце урока.
Мы с ребятами очень любим этап мотивации (самоопределения) и целеполагания,
так как каждый ребенок обязательно продумывает, что у него не получилось на прошлом
уроке и над чем нужно поработать в данный момент. Имея перед собой определенную цель,
ребенок будет работать более продуктивно. (Предлагаю просмотр видеозаписи данного
этапа урока в 1 классе по обучению грамоте)
В конце урока обязательный этап рефлексии. Что нового узнали? Что получилось, а
что не получилось? Выслушиваю ответы всех желающих. На этом же этапе ставим для себя
цели на следующий урок, цели на выполнение домашнего задания (на что необходимо
больше обратить внимание).
В
первом
классе
при
безотметочном
обучении
мы
с
помощью
шкал
учились
оценивать
каждый
шаг
выполнения
работы.
Это
подготовило
моих
нынешних
второклассников к пониманию той отметки, которую они видят в тетради, в контрольной и
самостоятельной работах.
На уроках отработки умений и рефлексии ребятишки самостоятельно выполняют
различные задания по изученной теме. Уже довольно внимательно сверяют свою работу с
эталоном,
корректируют
ошибки
зеленой
пастой,
называют
свои
ошибки,
пытаются
разобраться,
почему ошибся и что нужно сделать,
чтобы больше не ошибаться. С
удовольствием
оценивают
свои
умения
с
помощью
цветных
сигналов.
(Предлагаю
просмотр видеозаписи этапа урока самопроверки по эталону и самооценки во 2 классе по
математике)
Результативность обучения с использованием деятельностных методов выражается в
том, что дети стали более инициативными, стремящимися свободно выражать свои мысли,
умеющими
слушать
другого,
распределять
роли
при
работе
в
группах,
способными
рассуждать и обосновывать свои ответы, доказывать, аргументировать, обобщать, делать
выводы.
Это
видно
на
диаграмме
по
данным
мониторинга
метапредметных
умений
проведенного школьным психологом в 1 полугодии 2 класса. На основе этой диагностики
были
выявлены
уровни
сформированности
универсальных
учебных
действий.
(Приложение
2)
Для
детей
с
низким
уровнем
сформированности
УУД
проводятся
индивидуальные
корректирующие
занятия
с
психологом
школы.
На
уроке
я
так
же
предлагаю задания, позволяющие развивать данные УУД, чтобы в конце года выйти на
планируемые результаты.
Ведущими характеристиками будущего выпускника начальной школы должны стать
его способности самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания,
выдвигать
гипотезы,
отстаивать
выбранную
точку
зрения;
наличие
представлений
о
собственном
знании
и
незнании
по
обсуждаемому
вопро су. Обучающиеся
осваивают принципиально новые роли
-
не
про сто
«зритель»,
«слушатель»,
а
«исследователь». Я уверена, что такая позиция определяет заинтересованность младших
школьников
процессом
познания,
а
использование деятельностного
метода позволит
обеспечить системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им
нового знания.