Автор: Данилова Наталья Вячеславовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 430
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС»
Уважаемые родители!
Я хочу познакомить вас с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (сокращенно ФГОС ДО, касающегося раздела «музыка».)
Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным
стандартом дошкольного образования:
- воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме)
произведения искусства: словесного, изобразительного и, в нашем случае, музыкального.
Мы работаем над развитием у детей восприятия музыки, способности сопереживать
персонажам музыкальных произведений, развиваем музыкальную эрудицию и культуру, а
также, предоставляем возможность для реализации самостоятельной музыкальной
творческой деятельности.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
- вхождение ребенка в мир музыки;
- развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;
- ценностное отношение к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и
праздникам;
- развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным
образам, настроениям, чувствам;
- развитие звукового сенсорного и интонационного опыта детей, где музыка выступает как
один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов
и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Задачи являются главным путем к достижению цели.
Виды музыкальной деятельности
«В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное
общение со взрослым, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная
активность и тактильно-двигательные игры.
В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая
сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста,
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально
ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребёнка.
Программы и технологии
В соответствии со Стандартом музыкальное воспитание дошкольников осуществляется на
основе программы, разработанной музыкальным руководителем, включает в себя
помимо основной общеобразовательной программы и авторские технологии: «Ладушки»
И. М Каплуновой,
И. А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры»
О. П. Радыновой. «Ритмическая мозаика» Л. М. Бурениной и др.
Программа музыкального образования и воспитания сориентирована на воспитанников
детского сада, их потребности, интересы, а также возможности ДОУ.
В соответствии со стандартом время на часть,формируемую участниками
образовательных отношений составляет 40% от времени пребывания ребенка в детском
саду, что предоставляет возможности для творчества музыкального руководителя.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостную, системно
организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические
и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического
развития каждого ребенка в школьной среде в дальнейшем.
Психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм,
которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение
родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в
обучении, в критической ситуации и т. д.) ; сопровождение педагога в процессе учебно-
воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т. д.
Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия
развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в
условиях детского сада, являются: рекомендательный характер советов
сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»,
непрерывность сопровождения, комплексный подход, стремление к автономизации.
Психолого-педагогическим сопровождением на музыкальных занятиях является:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) .
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития.
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности.
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения.
Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
Главная цель - создание благоприятных условий для полноценного «проживания»
ребёнком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических его
качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к
жизни в социуме и к обучению в школе.
«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их
стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов.
Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом
глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей.
Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и
технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по
стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной
инновационной экономики» (Владимир Путин из выступления на расширенном
заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8
февраля 2008 г.) .
Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-
нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также
системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня
дошкольного образовании в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо
ответственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника
конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения
результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры являются ориентирами:
• для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей
дошкольного образования;
• для решения задач формирования образовательной программы дошкольного
образования;
• для анализа профессиональной деятельности педагогов ДОО;
• для взаимодействия с семьями и информировании родителей (законных
представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих
для всего образовательного пространства Российской Федерации;
Музыкальное содержание и музыкальная деятельность помогают ребенку освоить
заданные целевые ориентиры, которые на этапе завершения дошкольного образования
включают в себя следующие характеристики:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
• обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому
себе;
• обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
• достаточно хорошо владеет устной речью;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
• способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности;
• проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями;
• способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Целевые ориентиры не могут служить основанием:
• для аттестации педагогических кадров
• для оценки качества образования
• для оценки уровня развития
• в т. ч. в рамках мониторинга
• распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО.
В заключение хотелось бы подвести итог – для чего разработан ФГОС ДО и какие цели
преследует:
• Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования
• Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе
единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и
результатам их освоения
• Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
относительно уровня дошкольного образования
Источник:
Справочник музыкального руководителя
Автор статьи: В. А. Деркунская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического
университета им. Л И. Герцена, г. Санкт-Петербург