Напоминание

"Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС"


Автор: Данилова Наталья Вячеславовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 430
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС»

Уважаемые родители!

Я хочу познакомить вас с федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования (сокращенно ФГОС ДО, касающегося раздела «музыка».)

Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным

стандартом дошкольного образования:

- воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме)

произведения искусства: словесного, изобразительного и, в нашем случае, музыкального.

Мы работаем над развитием у детей восприятия музыки, способности сопереживать

персонажам музыкальных произведений, развиваем музыкальную эрудицию и культуру, а

также, предоставляем возможность для реализации самостоятельной музыкальной

творческой деятельности.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

- вхождение ребенка в мир музыки;

- развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;

- ценностное отношение к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и

праздникам;

- развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным

образам, настроениям, чувствам;

- развитие звукового сенсорного и интонационного опыта детей, где музыка выступает как

один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов

и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Задачи являются главным путем к достижению цели.

Виды музыкальной деятельности

«В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное

общение со взрослым, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная

активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это восприятие смысла музыки, сказок, стихов,

рассматривание картинок, двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая

сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста,

(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально

ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная

(овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Программы и технологии

В соответствии со Стандартом музыкальное воспитание дошкольников осуществляется на

основе программы, разработанной музыкальным руководителем, включает в себя

помимо основной общеобразовательной программы и авторские технологии: «Ладушки»

И. М Каплуновой,

И. А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры»

О. П. Радыновой. «Ритмическая мозаика» Л. М. Бурениной и др.

Программа музыкального образования и воспитания сориентирована на воспитанников

детского сада, их потребности, интересы, а также возможности ДОУ.

В соответствии со стандартом время на часть,формируемую участниками

образовательных отношений составляет 40% от времени пребывания ребенка в детском

саду, что предоставляет возможности для творчества музыкального руководителя.

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостную, системно

организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические

и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического

развития каждого ребенка в школьной среде в дальнейшем.

Психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм,

которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение

родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в

обучении, в критической ситуации и т. д.) ; сопровождение педагога в процессе учебно-

воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т. д.

Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия

развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в

условиях детского сада, являются: рекомендательный характер советов

сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»,

непрерывность сопровождения, комплексный подход, стремление к автономизации.

Психолого-педагогическим сопровождением на музыкальных занятиях является:

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их

положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,

соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как

искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) .

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,

ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего

социальную ситуацию его развития.

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к

другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах

деятельности.

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной

деятельности и общения.

Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и

укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную

деятельность.

Главная цель - создание благоприятных условий для полноценного «проживания»

ребёнком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических его

качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к

жизни в социуме и к обучению в школе.

«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их

стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов.

Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом

глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей.

Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и

технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по

стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной

инновационной экономики» (Владимир Путин из выступления на расширенном

заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8

февраля 2008 г.) .

Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых

ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-

нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе

завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий

разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также

системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня

дошкольного образовании в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо

ответственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника

конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения

результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры являются ориентирами:

• для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей

дошкольного образования;

• для решения задач формирования образовательной программы дошкольного

образования;

• для анализа профессиональной деятельности педагогов ДОО;

• для взаимодействия с семьями и информировании родителей (законных

представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих

для всего образовательного пространства Российской Федерации;

Музыкальное содержание и музыкальная деятельность помогают ребенку освоить

заданные целевые ориентиры, которые на этапе завершения дошкольного образования

включают в себя следующие характеристики:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

• обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому

себе;

• обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

• достаточно хорошо владеет устной речью;

• у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

• способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и

правилам в разных видах деятельности;

• проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется

причинно-следственными связями;

• способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

Целевые ориентиры не могут служить основанием:

• для аттестации педагогических кадров

• для оценки качества образования

• для оценки уровня развития

• в т. ч. в рамках мониторинга

• распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО.

В заключение хотелось бы подвести итог – для чего разработан ФГОС ДО и какие цели

преследует:

• Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении

качественного дошкольного образования

• Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе

единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и

результатам их освоения

• Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации

относительно уровня дошкольного образования

Источник:

Справочник музыкального руководителя

Автор статьи: В. А. Деркунская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического

университета им. Л И. Герцена, г. Санкт-Петербург



В раздел образования