Автор: Лощенова Наталия Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр Развития Ребенка - детский сад 272"
Населённый пункт: Пермский край, г. Пермь
Наименование материала: Проект "От идеи до результата"
Тема: "Появление Пермской куклы: история игрушек Пермского края".
Раздел: дошкольное образование
«Появление Пермской куклы: история игрушек Пермского края».
Автор проекта: Лощенова Н. Л.
МАДОУ «Центр развития ребёнка -
детский сад №272»
Актуальность проекта.
У каждого народа с незапамятных времён существуют свои куклы, в которых
отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и
художественные достижения. Куклы многих народов, несмотря на их различия,
во многом сходны. Они учат добру, отражают мудрость народа, его идеалы и
ценности. Народная кукла говорит на универсальном языке, который понятен
всем людям, независимо от возраста, национальности, социального положения.
Традиционная Пермская кукла в своё время утратила свою значимость. Но
сегодня она переживает своё второе рождение. Люди стали заниматься
исследовательской деятельностью, которая касается вопроса: как появилась
Пермская кукла?
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, музыкальный работник, родители.
Возраст: подготовительная группа.
Длительность: 8 месяцев.
Цель проекта:
Познакомить детей с историей возникновения пермской куклы в рамках
социально – коммуникативного развития старшего дошкольника.
Задачи проекта:
Развивать интерес у детей к истории возникновения народной игрушки.
Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной
игрушки
Формировать умения изготавливать игрушки своими руками.
Воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре
своего народа.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети познакомились с историей появления Пермской игрушки, традиционной
куклой. Узнали, из какого материала и как делали кукол. Познакомились с
традициями и обычаями Пермского народа. Научились сами мастерить кукол
своими руками.
Этапы реализации проекта:
1)
Подготовительный (октябрь-декабрь 2015 учебный год)
Знакомство с темой проекта
Изучение литературы по данной теме
Выявление проблемы, цели, задачи
Ознакомление с нормативно-правовыми документами
Подбор дидактического материала и игр
2)
Основной (январь-апрель 2016 учебный год)
Беседы:
1.
Как жили раньше люди Пермского края.
2.
История детской игрушки Пермского края
3.
Народы Пермского края
4.
Кукла Пермского края
Создание альбомов:
1.
Как жили раньше люди
2.
Народы Пермского края
3.
Используемые материалы для изготовления кукол
Мастер – класс по изготовлению кукол:
1.
Кукла «Отдарок на подарок»
2.
Кукла «Кувадка»
3.
Кукла «Травница»
4.
Кукла «Веснянка»
5.
Кукла «Пеленашка»
Выставки
1.
Национальные куклы Пермского края
2.
Куклы, сделанные своими руками
Родительское собрание на тему: «Роль куклы в воспитании детей
Современные игрушки».
3)
Контрольно-оценочный
Написание детско - взрослого проекта «Традиционная кукла
Пермского края».
Выступление с темой и презентацией проекта на педсовете
Самооценка, выводы,анализ деятельности, мониторинг.
Перспективы:
- обобщение опыта работы среди коллег
- презентация проекта;
- разработка методических рекомендаций для педагогов «Появление Пермской
куклы: история игрушек Пермского края».
-написание проекта «Родословное древо»
Риски
Пути решения
Не достаточно информации по данной
теме в книжных источниках и интернет
ресурсах
Необходимо найти и просмотреть
большой объем литературы,
подготовить большой наглядный
материал, иллюстрации, картины,
посещение музея.
Нежелание родителей принимать
участие в проекте
Индивидуальная беседа о важности
общего дела.
Консультация «Делаем вместе с
детьми»
Выполнение домашних заданий.
3.Часто болеющие дети и дети вновь
прибывшие.
Индивидуальная работа с детьми и
родителями
Обмен опытом.
Изучение передового педагогического
опыта из различных источников
(периодическая печать, использование
ресурсов Internet), обмен опытом
внутри детского сада, посещение
открытых мероприятий в других
детских садах.
Мониторинг:
На вопрос, какие, на Ваш взгляд, основные проблемы в заниженном интересе
ребят к этнической культуре, как своего, так и иного народа, родители чаще
всего отвечали:
*недостаточная работа воспитателей и педагогов в данном направлении;
*отсутствие у детей знаний своих корней, традиций своего народа;
*недостаточная воспитательная работа семьи;
Вопрос
Какую активность проявляют дети в проведении национальных праздников (в
%)?
а) всегда рады принять участие, до 60%, б) принимают участие “из-под палки”
до 30%..
Вопрос
Проявляют ли дети интерес к изучению народных традиций?
Да – 50%
Слабый – 43%
Нет – 7%.
Использованная литература:
1. Александр Васильевич Черных, Елена Васильевна Попова, Ольга Николаевна
Попова, Наталья Борисовна Крыласова, Дмитрий Игоревич Вайман, Татьяна
Геннадьевна Голева . Традиционная кукла народов Пермского края Серия
«Фольклор народов России».
Коллектив авторов, текст, 2014. Издательство
«Маматов», оформление, 2014
2. ООО «Де Агостини», Россия. «Куклы в народных костюмах». Коллектив
авторов, текст.2014г.
3. Республика Коми:Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999.
Энциклопедия. Т. 2
4. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник/ Составитель
Н.Д.Конаков. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993.
5.В.Э. Шарапов Одежда в поверьях коми: паськöм - мера, тень и оберег
человека . – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1999