Автор: Лернер Марина Васильевна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУЗ РК ВДБ ДП №2
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Логопедическая ритмика как средство профилактики и коррекции нарушений звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию доклад на
тему: «Использование средств логоритмики в системе воспитания звуковой культуры речи у детей
старшего дошкольного возраста».
Формирование звуковой культуры речи представляет собой сложную систему, которая вклю -
чает в себя:
развитие восприятия речи;
развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны
речи – звукопроизношение, дикция, орфоэпия, темп речи.
К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей
этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого
аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произ-
вольных движений и т. д. И, к сожалению, дефекты звукопроизношения не исправляются сами со-
бой, а лишь в процессе систематических тренировок, решающих комплексно ряд задач:
Развитие артикуляционной моторики;
Выработку правильного речевого дыхания;
Улучшение координации движений пальцев рук;
Развитие интонационной выразительности голоса;
Упорядочивание двигательных, ритмических процессов;
Совершенствование пластики движений;
Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизноше-
ния, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания ис-
пользуют ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РИТМИКУ. Это форма активной терапии, целью которой яв-
ляется преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании
со словом и музыкой.
Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен
года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые рит-
мические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего дет -
ства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме –
ритмических упражнениях и играх.
Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы
в начале ХХ века. Основоположниками ритмического воспитания являются К. Орфа, Р. Штейнер и
Э. Жак - Далькроз.
Э. Жак – Далькроз создал метод «Ритмическая гимнастика»и написал работу под названи-
ем «Ритм», в которой он раскрывает возможности эффективного воздействия ритма.
В отечественной дошкольной педагогике методические рекомендации по проведению ло-
горитмических занятий впервые были разработаны русским педагогом В.А.Гринер, которая отме -
тила, что «Музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода».
Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррек-
ции двигательной сферы. В соответствии с этой целью можно выделить коррекционные, образо-
вательные и воспитательные задачи логоритмики.
К коррекционным задачам относятся:
преодоление основного речевого нарушения,
развитие силы голоса и речевого дыхания,
совершенствование движений органов артикуляционного аппарата,
развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и
динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двига -
тельной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей,
мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входит:
формирование двигательных навыков и умений,
знакомство с разнообразием движений,
пространственная организация тела.
1
Воспитательные задачи логоритмики: содействовать эстетическому, умственному, нрав-
ственному, трудовому воспитанию личности с нарушением речевого развития;
воспитание положительных качеств личности - доброжелательность, толерантность,
эмпатия, уважение, принятие сверстника и взрослого таким, какой он есть.
Логоритмические занятия – это комплексная методика, опирающаяся на связь слова, музы-
ки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуника-
тивные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобла-
данием одного из них и имеют необычайно широкий спектр воздействия .Средства логоритмики
необычайно разнообразны и имеют широкий спектр воздействия.
К средствам логоритмики относят:
маршировку – четкую ритмическую ходьбу под бодрую музыку, что способствует формиро-
ванию осанки, чувства темпа, координации рук и ног, выработке физиологического дыха -
ния, размеренности шага, укрепление мышц стопы и ее подвижности;
Вводная ходьба – упражнения построенные на различных видах шага.
упражнения на развитие дыхания;
упражнения на развитие голоса;
артикуляционные упражнения;
упражнения на формирование согласных;
упражнения на развитие мышечного тонуса;
упражнения, активизирующие внимание;
счетные упражнения;
упражнения без музыкального сопровождения;
упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
упражнения на формирование чувства музыкального темпа;
упражнения для формирования чувства ритма.
Из всего многообразия средств логоритмики хочу остановиться на тех, которые непосред -
ственно направлены на постановку правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика связана с выработкой лучшей координации и совершен-
ствования органов артикуляционного аппарата детей. От того, насколько быстро, четко и согласо-
ванно работает этот аппарат, зависит хорошая дикция. Правильная артикуляция – залог хорошей
дикции и звучности голоса.
Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положе -
ние обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнасти -
ку необходимо включать статические и динамические упражнения для языка, губ, нижней челю -
сти. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяют с учетом характера и тяжести
речевого нарушения. Упражнения выполняются ритмично под счёт на акцент в музыке. Позднее
детям можно предложить задания, в которых артикуляционная поза сочетаются с движением
разных частей тела:
- открыть широко рот и развести руки в стороны;
-округлить губы и руками показать обруч;
- вытянуть губы « трубочкой» и подтянутся за руками вперёд;
- растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встать на носки.
Предлагаю вашему вниманию занимательную артикуляционную гимнастику «УТРО С
КОТИКОМ МУЗИКОМ».
Автор данной артикуляционной гимнастики - Арсеневская Ольга Ни-
колаевна. Обратите внимания на экран, Я буду зачитывать четверостишье, а на экране будут появ -
ляться фотографии детей выполняющих артикуляционные упражнения. Соответствующие стихо-
творному тексту.
№1
Котик Музик утром встал, (Дети потягиваются)
Чистить зубки побежал. (В улыбке открывают рот)
Вправо-влево, вправо –влево(Кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами) Чистим
зубки мы умело.
Пополощем ротик, Как чистюля котик.(Имитация полоскания рта)
2
№2
Музик наш расчёску взял, (В улыбке закусить язык зубами)
И причёсываться стал.
Мы за ним не отстаем;(«Протаскивать» язык между зубами вперёд- назад)
Всё покажем языком.
№3.
Дальше по порядку (Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы,
Делаем зарядку! «спинку» выгнуть, удерживать под счет до 8-ми)
Музик спинку выгибает.
№4
Музик спинку прогибает.( Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы)
№5
«Футбол» (Кончик языка утирать то в одну, то в другую щёку)
№6
«Блинчик» (Удерживать широкий кончик языка на нижней губе под счёт до 5)
№7
«Оближем губки» ( Облизать по кругу верхнюю, а затем нижнюю губу)
№8
«Чашечка»(Загибаем боковые края языка в виде чашечки, тянем к носику. под счет до 5. Ритмич-
но хлопаем) )
Яркие иллюстрации и несложный стихотворный текст делают гимнастику увлекательной для де -
тей, что облегчает её проведение и делает процесс более приятным.. (слайды)
Позднее детям можно предложить задания, в которых артикуляционная поза сочетаются с
движением разных частей тела:
- открыть широко рот и развести руки в стороны;
-округлить губы и руками показать обруч;
- вытянуть губы « трубочкой» и подтянутся за руками вперёд;
- растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встать на носки.
Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озву-
ченный выдох). Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает
нормальное голосо- и звукообразование , сохраняет плавность речи, создает возможность в зави-
симости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Задача воспитателя — по-
мочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному
диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе
речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.
При работе над дыханием обращают особое внимание на развитие продолжительного, равномер-
ного выдоха у детей. Соотношение выдоха и вдоха 1:3 Хорошо развивает продолжительность вы -
доха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь тоже необходима помощь музыкаль-
ного руководителя. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным тек-
стом, фразы в которых должны быть короткими.
Упражнения дыхательной гимнастики лучше проводить ежедневно в течении 5- 10 минут в хо-
рошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе ло-
гопедического занятия.
Необходимо приучать ребенка делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох
был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации
на этих процессах. При этом постоянно напоминать, что говорить нужно только на выдохе. Осо-
бое значение придавать использованию всевозможным играм и игровых приемов, стихотворных
текстов, которые вызывают интерес к занятиям и делают характер выполнения упражнений не-
произвольным.
В первые месяцы логопед является ведущим при проговаривании текста, ребенок произно-
сит только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем ребенок произносит текст само-
стоятельно. В специально подготовленных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах также ав -
томатизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
3
Как выполнять упражнения
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно при-
держивать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к голо -
вокружению
В качестве наглядного примера предлагаю вам «Веселую разминку» - комплекс дыхательных и
физических упражнений под чтение стихотворных текстов . В комплексе упражнений использует-
ся сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастает объем
и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируется и ритмизируется
общие и дыхательные движения, и в целом, улучшается функциональная деятельность всех орга -
нов и систем организма.
Дифференциация носового и ротового дыхания.
Упражнение№1. « Ветер дует»
Стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко,
(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)
Я подую низко,
(Руки перед собой, присесть и подуть.)
Я подую далеко,
( Руки перед собой , наклон вперед, подуть.)
Я подую близко.
(Руки положить на грудь и подуть на них)
Развитие силы диафрагмального выдоха.
Закрепление диафрагмального типа дыхания.
Упражнение№2. «Деревце качается»
Стоять, наклоняя туловище и делая движения руками под чтение текста.
Ветер дует нам в лицо,
(Дуть, махи руками в лицо, сильная воздушная струя.)
Закачалось деревцо.
( Наклоны туловища вперед, влево.)
Ветер тише, тише, тише.
(Дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя.)
Деревцо все выше, выше.
(Потянуться, руки вверх.)
Развитие речевого дыхания.
Значительную роль в формировании правильного звукопроизношения и речевого дыхания
играют упражнения, основанные на пропевании гласных звуков в сочетании с движением.
Приведу пример подобных упражнений:
«Цветок распускается». Исходное положение — стоя, руки опущены. Руки через
стороны поднять вверх — вдох. Руки через стороны вниз, поём: «А-а-а» — выдох.
«Рубим дрова». Исходное положение — стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Пря-
мые руки вверх — вдох. Наклон — поём: «У-у-у»
«Пускаем облачко». Исходное положение — стоя, руки опущены. Руки в стороны
— вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются
вперёд ото рта— выдох
«Держим большой мяч». Исходное положение — стоя, руки опущены. Руки в сто-
роны — вдох. Руки перед грудью — выдох: «Э-э-э»
«Маятник». Исходное положение —стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми
кулаками вперёд — вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад — вы-
дох: «Ы-ы-ы.»
4
«Поймаем лучик» — [и]. Исходное положение — стоя, руки опущены — вдох.
Руки плавно поднимаются вверх— выдох: «И-и-и.» (слайды)
Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки. Постепенно можно
включать более сложный материал, произносимый на выдохе( звуки, слоги, словосочетания, слова
и т. д.)
Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети
легко справляются с предыдущим упражнением.
Упражнение№ 3. «Косари»
Сопровождается соответствующими пантомимическими движениями с произнесением на выдохе
междометий: УХ. ЭХ, АХ и т.д. Выполнять можно под мелодию марша : на слабую долю вдох и
«отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».
Упражнение№ 4. «А-У».
Ход игры. На слова взрослого дети разбегаются и прячутся.
По поляне разбежались
И в лесу все потерялись.
Буду я в лесу искать.
Как же их найти, собрать?
Взрослый поёт»А-У» по звукам затакта мелодичной песни Ю.Чичикова «Спасибо» Дети отвеча-
ют через такт.
Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обу -
ченный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако неслож -
ные упражнения вы можете выполнять и сами. Вот несколько примеров логоритмических упраж-
нений.
Закрепить правильную артикуляцию и поставленный звука [С] Упражнение «Сыпется песок» Ве-
дущий напоминает детям артикуляцию звука : Подул ветерок, посыпался песок. Покажите, как
поёт ветерок песенку– “с-с-с-сс-с-с-с-с” - улыбнитесь, опустите кончик языка за нижние зубы,
зубы сближайте и дуйте. – “с-сс-с-с”..
Упражнение с пропеванием слогов закрепляет звук [С ]в открытых слогах
Упражнения с пропеванием чистоговорок закрепляет звук [С] в открытых слогах, словах и
предложениях. Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо
звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки
звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, рече-
вого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторо -
ны речи.
За"основу" чистоговорки. брался последний слог в слове и повторялся в начале чистоговорки
столько раз, сколько было в этом слове слогов. Получалась "основа" чистоговорки.
В завершении хочу еще раз подчеркнуть, что настоящее время ощущается дефицит сенсор -
ного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте,
чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции
функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребен -
ка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, не -
восполнимым в будущем.
Логоритмика способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: развивает
неречевые процессы (координацию движений, правильное дыхание, музыкальность); способству -
ет развитию эмоциональной включенности, волевых качеств, произвольности, активного словаря,
мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации, что в комплексе создает основу не только
для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произвольном ас -
пекте. Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становле-
ния речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения,
заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негати -
визмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к
выполнению логопедических упражнений и т.д.
5
Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ре -
бенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный
настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!
6
7
8
9