Автор: Дубровина Лариса Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: Мирный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Раздел: среднее образование
1
Методическая разработка
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
2
Программа индивидуального развития ребенка «Одаренный ребенок»
на период с 2010 по 2017 учебные годы
Индивидуальный подход в воспитании
и развитии ребенка – это тонкий инструмент,
который может и должен держать в руках
каждый воспитатель.
Аристотель.
Актуальность
Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем
– это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель
начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением,
отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и
школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать
хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем,
породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в
самые трудные и счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только
в том случае, если учитель увидит в каждом первокласснике уникальную
личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая
близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам. Если
он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что
ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании. Каждый
педагог в своей работе уже встретился или в любой момент может
встретиться с явно одаренными детьми – детьми, которые по уровню
развития своих способностей выделяются среди своих сверстников или в
среде своей социальной группы.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Способностями – называют индивидуальные особенностями личности,
помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом – называют выдающиеся способности, высокую степень
одаренности в какой – либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в
какой – то определенной сфере.
3
Основание для составления индивидуальной программы ( На примере
индивидуального развития ученицы 11 Б класса Казариной Татьяны
Евгеньевны)
Нормативно- правовые основания
Конвенция о правах ребенка.
Закон об образовании.
Цель программы:
Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую
комфортную обстановку в начальной школе для успешного развития
индивидуальности ребенка.
Задачи программы:
1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников.
2. Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности
обучения и самообучения.
3. Формировать умения учиться –ставить цели, планировать и
организовывать собственную деятельность.
4. Содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников.
5. Сохранение и укрепление здоровья учеников.
6. Создание условий для активного сотрудничества родителей детей и
педагогов.
Принципы программы:
1. Индивидуальность
2. Учет возрастных особенностей детей
3. Последовательность
4. Преемственность
5. Сотрудничество
4
6. Успешность
Направления программы:
1. Познавательная деятельность учащихся
2. Эмоционально – личностная сфера
3. Межличностные отношения
4. Психологическое и физическое здоровье
5
Этапы работы над программой
1 этап – информационно – аналитический
На этом этапе собирается и активизируется фактическая информация.
Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и
родителей, собеседование) По результатам работы составляется
«Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его
родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется
индивидуальный план на год, в котором предлагается:
-постановка цели на предстоящий учебный год
-выявление проблем и имеющихся ресурсов
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение ребенка, выявление
его индивидуальных способностей. Установление контакта с родителями.
2 этап – коррекционно - развивающий
Разработка и реализация индивидуальной программы. Вовлечение учащихся
в разнообразные виды деятельности: игру, учебу, творчество, спортивную
деятельность.
Цель: реализация индивидуальной программы развития ребенка.
3 этап – саморазвитие
Научить ребенка самостоятельно добывать знания, развивать активность.
Цель: отслеживание результатов деятельности.
Основные направления программы
1. Создание системы учета одаренных детей через:
- анализ особых успехов и достижений ученика
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям
2. Создание условий для самореализации одаренных детей, для проявления
творческих и интеллектуальных способностей.
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через
индивидуальное обучение и воспитание
- включение в учебный план факультативных занятий, кружков
- формирование и развитие сети дополнительного образования
6
- организация научно – исследовательской деятельности
3. Педагогическая поддержка одаренных детей.
- создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала
талантливого ученика
- стимулирование педагогической поддержки одаренных детей
4. Работа с родителями одаренных детей.
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей
- поддержка и поощрение родителей одаренных детей
Условия реализации
Важнейшим условием реализации программы индивидуального развития
ребенка является наличие класса, библиотеки, спортивного зала,
музыкального кабинета.
Ожидаемый результат:
1. Творческая личность – стремление к развитию своих способностей,
интересов и склонностей.
2. Здоровый ребенок – здоровье, знание правил здорового человека.
3. Ответственная личность – добросовестность, порядочность, заботливость,
ответственность.
4. Гуманная личность – терпимость, проявление интереса к людям,
общительность, умение дружить с другими.
Уровень сформированности.