Напоминание

"ВОЛЖСКИЙ.RU"


Автор: Петроченко Галина Владимировна
Должность: преподаватель географии, биологии, экологии
Учебное заведение: Волжский политехнический техникум
Населённый пункт: г. Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: программа факультативного курса по краеведению
Тема: "ВОЛЖСКИЙ.RU"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛЖСКИЙ. RU »

Автор: Петроченко

Галина Владимировна

Волжский

2016 – 2017 г.

Пояснительная записка.

Программа «Волжский » является модифицированной.

Содержание программы соответствует начальному общему и основному общему уровню.

Программа «Волжский» имеет 2 направленности :

Туристско-краеведческая

Социально-педагогическая.

Цель программы.

1. Сформировать у обучающихся целостное представление о родном крае.

2. Повышение интереса обучающихся к самостоятельному изучению истории и культуры

города.

3. Осуществление ненавязчивого патриотического и эстетического воспитания на основе

регионального компонента программы, который включает в себя:

1.

– систематические сведения об истории возникновения г. Волжского, его исторических

периодов становления;

2.

– изучение специфики строительства Волжской ГЭС;

3.

– знакомство с архитектурными особенностями застройки города

4.

– знакомство с культурными учреждениями города, с памятниками, с улицами, с его

промышленной зоной.

Задачи программы.

1.

Развитие

мотивации

обучающихся

к

познанию

истории

родного

края,

его

экономического и культурного развития;

2.

Овладение методами ведения экскурсий по памятникам культуры и историческим

местам города;

3.

Подготовить обучающихся к самообразованию в области изучения истории и культуры

города;

4.

Воспитание гражданственности, патриотизма на основе регионального компонента.

Данная

программа

предполагает

следующие методы

изучения

исторического

и

культурного наследия города.

Литературный

Чтение и пересказ текста , лекции, доклады, рефераты.

Картографический

Чтение картосхем города.

Статистический.

2

Конкретизация количественных представлений – комментирование цифр.

Запоминание цифровых данных.

Метод фотографирования.

Фотографирование памятников , событий ,культурных объектов города.

Деятельность объединений предполагает использование следующих формы работы:

1.

Учебные занятия;

-теоретические, практические.

2.

Составление фото-стендов;

3.

Составление карты-схемы города;

4.

Ролевые игры;

5.

Проведение вечеров-встреч;

6.

Создание и защита рефератов;

7.

Выездные занятия

тематические экскурсии

экспедиции.

Данные формы работы с обучающимися предполагают следующие виды деятельности.

1.

Участие в городских конференциях;

2.

Участие в олимпиадах;

3.

Использование

современных

компьютерных

технологий

для

создания

мультимедийных презентаций.

Данная

программа

рассчитана

на

2

года

обучения

для

учащихся

4-7

классов

и

предполагает достижения следующих результатов:

К концу первого года обучения должны

1.Знать:

историю родного города;

периоды строительства Волжской ГЭС

архитектурные особенности города

памятники людям, событиям

наличие мемориальных досок и их месторасположение в городе

название и историю улиц.

2.Уметь:

оформлять доклады, рефераты и исследовательские работы

защищать проекты в объединениях и на городских конференциях

составлять фото-стенды

проводить фото-репортажи

3

проводить мультимедийные презентации

составлять карту-схему города.

К концу второго года обучения должны

1. Знать:

историю становления заводов «большой химии».

защищать проекты и исследовательские работы.

перечень объектов культурного назначения.

составлять творческий отчет по разделам программы.

перечень промышленных предприятий города.

знать архитектурные особенности церквей и храмов города.

речную сеть города и ближайших территорий.

2.

Уметь:

ориентироваться в городе.

составлять фото-выставки.

пользоваться архивными документами.

Новизна и актуальность.

Новизна и актуальность данной программы состоит в том, что программа рассчитана на

всестороннее изучение обучающимися своего города , его истории , культурного наследия,

политического портрета, промышленных предприятий, предприятий озеленения города,

социальной сферы.

Программа «Волжский» актуальна по своей сути – изучение родного города стоит в

основе изучения краеведения.

Изучая исторические эпохи становления города, обучающиеся воспитываются в духе

гражданской ответственности.

Данная программа отражает знаковые события истории города.

Новое

поколение

волжан

должно

знать

известных

людей

города,

которые

сыграли

неоценимую роль в судьбе Волжского, а так же продолжать сохранять и приумножать

лучшие традиции предшествующих поколений.

Отличительные особенности программы.

Данная программа акцентирует внимание на изучение города.

Программа составлена на основе литературных источников, автором которых является

известный в области историк-краевед Тамара Афанасьевна Башлыкова.

В книгах об истории города, впервые собран за 50-летнюю историю уникальный материал

о становлении города, о судьбах людей, внесших свой вклад в строительство и развитие

города.

4

В результате реализации программы обучающиеся получат подлинную информацию из

материалов архивного отдела администрации города, познакомятся с фондами Волжского

историко-краеведческого музея.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

На

занятиях

в

объединении

обучающиеся

приобщаются

к

написанию

докладов

и

исследовательских работ.

В конце изучения каждой темы проводится творческий отчет в виде:

Экскурсий

Экспедиций

Литературных чтений

Составления фото-стендов

Фото – репортажей

Краеведческая интеллектуальная биржа

Формы подведения итогов.

Программа предполагает участие обучающихся в олимпиадах, конференциях городского

уровня. Проведение экскурсий, защита своих исследовательских работ. Как одна из форм

определения результативности выступает диагностика:

Входящая

Промежуточная

Итоговая

В конце года она проходит в виде ролевой игры – краеведческая интеллектуальная биржа.

Учебно - тематический план.

Программа «Волжский».

«Прикоснуться к истокам»

5

1-й год обучения.

п\п

Наименование тем и разделов

1

2

1.

Под игом монголо - татар.

1.1.

«Великое переселение народов».Скифы. Сарматы. Гунны.Хазары.Неченеги.

Половцы.

1.2.

«Дешт -и Кипчак ».

Территория Золотой Орды.

1.3.

Город Сарай-Берке- столица Золотой Орды.14 век.

1.4.

Русские князья в период монголо-татарского ига.

1.5.

Ленинск. Пришиб. Царев.

1.6.

Экспедиция в село Царев – столицу Золотой Орды.

2.

У истоков города Волжского

2.1.

Шелкопряды с Ахтубы. Указ Петра I об учреждении шелкового завода на реке

Ахтуба.

2.2.

Указ Екатерины II об Ахтубинских шелковых заводах.

2.3

Гидроним «Ахтуба». По-татарски

Ак-тюба, т.е. «белые холмы».

2.4.

Безродное – городок при Ахтубинском шелковом заводе. 18 век.

2.5.

Село Верхняя Ахтуба. 20 век.

2.6.

«Пещерное

братство в селе Безродном».

«Загадочные пещеры».

Практическое занятие.

2.7.

Экскурсия в Волжский историко-краеведческий музей.

3.

«Утро великой стройки». Строительство ГЭС.

.3.1.

Приказ № 1. Ф.Г.Логинова. Постановление 3555

3.2.

Проекты реконструкций главной российской водной магистрали.

3.4.

Периоды строительства ГЭС. Перекрытие. Котлован. Бетон. Затопление. Начало

навигации.

3.5.

Стройка и люди. Начальник строительства ГЭС – Ф.Г.Логинов.

3.6.

Начальник строительства А.Л.Александров. Доклад.

3.7.

Первый главный инженер С.Р.Медведев. Доклад.

3.8.

Экскурсия на Волжскую ГЭС им. XX Партсъезда.

4.

«Город на главной улице».

4.1.

Палаточный городок. 1950 год

4.2.

«Каменный городок». 1951 год.

4.3.

Экскурсия в

«Каменный городок».

4.4.

Поселок Волжский.

1952 год 31 марта.

4.5.

Новый город на карте России.

24 июля 1954 год.

4.6.

Керамзит.

6

Первые здания. Доклад.

4.7.

Экскурсия. Первое здание из керамзитобетона в СССР.

5.

Архитектура 50-х годов.

5.1.

Вводное занятие. Своеобразие архитектуры.

5.2.

Классицизм.

Архаичность форм.

5.3.

Малые формы архитектуры.

5.4.

Составление фото - стенда:

«У каждого из нас на свете есть места…»

5.5.

Экскурсия

в Центральный парк.

5.6.

Фоторепортаж:«Классицизм в интерьере Дворца Культуры ВГС».

5.7.

Тематические встречи с первостроителями города.

6.

Памятники города.

1.

Людям.

2.

Событиям.

3.

Мемориальные доски.

6.1.

Памятник Ф.Г.Логинову. Написание докладов.

«Ф.Логинов – основатель и гражданин».

6.2

Памятник Я.М. Свердлову

Написание докладов:

«Я.М. Свердлов».

6.3.

Памятник В.И.Ленину.

Написание докладов:

«В.И.Ленин (Ульянов)».

6.4.

Памятник Д.М.Карбышеву.

Написание докладов «Д.М.Карбышев».

6.5.

Памятник А.С.Пушкину.

Написание докладов.

Декламация стихов.

6.6.

Памятник Д.М.Менделееву.

Написание докладов: «Д.М.Менделеев».

6.7.

Памятник жертвам политических репрессий. «Причины создания этого

памятника».

6.8.

Стела.

Памятник к 25-летию Волжского.

6.9.

Памятник Воинам-интернационалистам.

6.10

«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…»

6.11

Памятник воинам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

6.12.

«Это надо живым»

6.13.

Бюст С.В.Лебедеву. Написание докладов: С.В.Лебедев.

6.14.

Мемориальные доски. Вводное занятие.

6.15.

Мемориальные доски:

1.

В.Г.Миловатскому.

2.

Н.Б.Тогоеву

3.

К.А.Нечаевой

7

6.16.

Мемориальные доски:

1.

А.П.Александрову

2.

Н.Л.Кухаренко

3.

Ф.Г.Логинову

6.17.

Мемориальная доска:

1.

Р.М. Дорогову.

2.

А.И. Баранчикову.

6.18.

Мемориальные доски в честь исторических событий

6.19.

Фоторепортажи. Мультимедийная презентация.

7.

Улицы города

7.1

Имена и даты. Классификация улиц города. Доклады.

7.2.

«Что мне в имени твоем?». Экскурсия. «Улица Кухаренко».

7.3.

Улицы с символическими названиями. Доклады.

7.4.

Экскурсия. «Улица Пушкина».

7.5.

Составление карты-схемы города.

7.6.

Игра «Интеллектуальная биржа».

ИТОГО

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Программа «Волжский »

1 год обучения

«Прикоснуться к истокам».

1.Под игом монголо – татар.

1.1. Великое переселение народов».Скифы.

Сарматы. Гунны. Хазары. Печенеги. Половцы

Времена «великого переселения народов». На Нижней Волге обитали многие племена

и народы.

Скифы - наиболее древние из них(1 век нашей эры).

Сарматы – племена, пришедшие из Азии.(за 2 века до Рождества Христова)

Гунны – выходцы из северо - западного Китая.(до 5 века до нашей эры)

Хазары – монгольские племена, состоящие из остатков племен гуннов.

Печенеги – полудикие племена из Уральских степей.(10 век).

Половцы – полудикие кочевые племена (11 век).

1.2.Дешт-и Кипчак» - территория Золотой Орды.

В 13 веке монголо -татары захватили все степи, где кочевали половцы (кипчаки). Эту

территорию так и называли Кипчакская степь (Дешт -и- Кипчак).Что означает

половецкая степь.

Дешт -и- Кипчак стала основной территорией образования нового монгольского

государства- Золотой Орды в 13 веке.

1.3.Город Сарай - Берке- столица Золотой Орды.14 век.

Город Сарай- Берке построен Берка –Ханом на берегу Итиля.

«Город Сарай – Берке – один из красивейших городов, достигающей чрезвычайной

величины на ровной земле, переполненной людьми, красивыми базарами широкими

улицами».-Ибн Батута(лето 1333 год)

8

1.4.Ленинск. (Пришиб ) Царев

Село Пришиб возникло в 70-х годах 19 века над Ахтубинским займищем. В 1708 году

Петр 1 приласкал кочующего по Ахтубе самого могущественного калмыцкого хана

Аюка, который стал охраной всего Заволжья.

Тамбовцы вместе с другими экономическими крестьянами, прибывшими сюда по воле

императрицы Екатерины 2 , в количестве1300 семей, образовали ещё 2 селения -

Заплавное и Пришиб. Они были поселены на правах экономических крестьян

Ахтубинского казенного шелковичного завода, на основании постановления

правительства от 24 февраля 1772 года «О крестьянах, определенных для разведения

шелку»…

2.У истоков города Волжского

2.1 Шелкопряды с Ахтубы.

Указ Петра I об учреждении шелкового завода на реке Ахтуба.

В 1720 году по Указу Петра1 на реке Ахтубе, был учрежден шелковый завод.

Купец Духов, истопник Малютин.

2.2.Указ Екатерины II об Ахтубинских шелковых заводах.

Наиболее интенсивно шелковые заводыстали создаваться во времена царствования

Екатерины 2.

2.3.Гидроним «Ахтуба».

По-татарски Ак-тюба, т.е. «белые холмы».

Происхождение реки Ахтубы.

Ахтуба (по– татарски- Ак – тюба, т.е. белые холмы) – левый рукав Волги

2.4. Безродное – городок при Ахтубинском шелковом заводе. 18 век.

Безродное – городок при Ахтубинском шелковом заводе, заведенное селение ,

получившее название свое потому, что в недавних годах некоторые россияне, казаки,

отчасти для своего содержания , а отчасти как беглые, ища убежища туда прибегали…

2.5. Село Верхняя Ахтуба. 20 век.

Проследить хронологию села Безродного ( Верхняя Ахтуба)довольно непросто, т.к.

земли эти «переходили из рук в руки»то к астраханской , то к Саратовской , то к

Царицынской губерниям, а по тому и большой разброс исторических сведениях.

2.6. Пещерное братство в селе Безродном».

«Загадочные пещеры. » Практическое занятие.

Возникновение и история создания подземных ходов.

Подземные ходы существовали в селе Безродном с 1860 по 1961 год.

Началом раскола послужило неправильный перевод церковных книг, вошли ложные

учения о двуперстном знамении ряд других обрядовых неточностей.

2.7. Экскурсия в Волжский историко-краеведческий музей.

Завершает раздел экскурсия в городской историко - краеведческий музей.

3.Утро великой стройки». Строительство ГЭС

3.1.Приказ № 1. Ф.Г.Логинова. Постановление 3555

Приказ №1 «О строительстве Сталинградской гидроэлектростанции»16 августа 1950

года. Назначение Ф.Г.Логинова , начальником строительства Сталинградской

гидроэлектростанции.

3.2 Проекты реконструкций главной российской водной магистрали

Рассматриваются примерные планы реконструкции ГЭС. Определяются наиболее

значимые причины строительства ГЭС на реке Волге.

3.3 Периоды строительства ГЭС. Перекрытие. Котлован

. Бетон. Затопление. Начало навигации.

9

Раскрываются основные периоды строительства ГЭС. Изучается последовательность

строительства ГЭС.

3.4.Стройка и люди. Начальник строительства ГЭС – Ф.Г.Логинов.

Биография Ф.Г.Логинова- первого начальника строительства ГЭС, периоды его работы

по строительству Сталинградской ГЭС.

3.5.Начальник строительства А.П.Александров. Доклад.

Биография А.П.Александрова - начальника строительства ГЭС. Периоды его работы по

строительству Сталинградской ГЭС.

3.6.Первый главный инженер С.Р.Медведев. Доклад.

Биография С.Р.Медведева- главного инженера ГЭС.

3.7.Экскурсия на Волжскую ГЭС им. XX Партсъезда.

Завершает раздел экскурсия по территории ГЭС.

4.«Город на главной улице».

4.1.«Палаточный городок» .1950 год

1950 год – на левом берегу Волги открыт первый палаточный городок.

4.2.«Каменный городок». 1951 год.

В декабре 1950 года введено в эксплуатацию 5 каменных домов

в 1- ом квартале нового города. 9 января 1951 года, начались земляные работы по закладке

Каменного городка.

4.3.Экскурсия в «Каменный городок».

Проведение экскурсии в 1 квартал г. Волжского –

«Каменный городок».

4.4.Поселок Волжский. 1952 год 31 марта.

25 января 1952 года Сталинградский облисполком зарегистрировал поселок

строителей Сталинградской ГЭС – поселок Волжский в Среднеахтубинском районе.

31марта указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок строителей в районе

с.Верхняя Ахтуба отнесен к категории рабочих поселков с присвоением наименования

«Волжский».

4.5.Новый город на карте России-- 22 июля 1954 год.

22 июля 1954 года вышел указ Президиума ВерховногоСовета РСФСР «О

преобразовании рабочего поселка Волжский Сталинградской области город областного

подчинения, присвоив ему наименование – город Волжский».

4.6.Керамзит. Первые здания. Доклад.

В1956 году 13 февраля введен в эксплуатацию первый в СССР керамзитовый

завод.С.С. Киркоров – создатель уникального материала – керамзита

.В декабре 1956 года было построено первое в СССР здание из керамзитобетонных

блоков - книжный магазин на проспекте Ленина (впоследствии приспособленный под

кафе «Молодость», потом кафе «Встреча», сейчас- частное здание)

4.7.Экскурсия. Первое здание из керамзитобетона в СССР.

Экскурсия в 23 квартал, где построено здание в СССР

из керамзитобетона

5.Архитектура 50-х годов.

5.1.Вводное занятие. Своеобразие архитектуры.

Своеобразие архитектуры старого города. Отметить положительные и отрицательные

черты в архитектуре города Волжского в 50- годах.

5.2.Классицизм.

10

Архаичность форм.

Особенности стиля – классицизм а архитектуре. Дать понятия об архаичности форм.

5.3.Малые формы архитектуры

Познакомиться с малыми формами классического стиля в архитектуре вообще и в

частности на примере нашего города.

5.4 Составление фото- стенда «У каждого из нас на свете есть места…»

Составление фото – стенда, посвященного памятным местам города, красивым

уголкам города.

5.5.Экскурсия в Центральный парк.

5.6.Фоторепортаж: «Классицизм в интерьере Дворца Культуры ВГС».

Смонтировать фоторепортаж на тему :

«Классицизм в интерьере Дворца».

5.7.Тематические встречи с первостроителями города

Организация встречи с участниками

«Клуба Первостроителей »

6.Памятники города.

Людям.

Событиям.

Мемориальные доски.

6.1.Памятник Ф.Г.Логинову. Написание докладов.

«Федор Логинов – основатель и гражданин».

Написание докладов по биографии Ф.Г.Логинова. Выяснить причины установки

памятника на данной улице.

Проведение устного журнала на тему:

«Федор Логинов – основатель и гражданин».

6.2.Памятник Я.М. Свердлову. Написание докладов: «Я.М. Свердлов»

Написание докладов: «Я.М. Свердлов». Изучить биографию Я.М. Свердлова.

Выяснить, кто из архитекторов работал над этим памятником.

6.3. Памятник В.И.Ленину.

Написание докладов: «В.И.Ленин (Ульянов).

Написание докладов: «В.И.Ленин». Изучить биографию. В.И.Ленина и его

жизнедеятельность. Выяснить, кто из архитекторов работал над этим памятником и

время установки памятника в нашем городе.

6.4.Памятник Д.М. Карбышеву. Написание докладов:«Д.М. Карбышев».

Написание докладов: «Д.М. Карбышеву». Изучить его биографию и

жизнедеятельность. Выяснить, кто из архитекторов работал над этим памятником и

время установки памятника в нашем городе.

6.5.Памятник А.С.Пушкину. Написание докладов. Декламация стихов.

Написание докладов: «А.С.Пушкин». Изучить его биографию и жизнедеятельность.

Выяснить, кто из архитекторов работал над этим памятником и время установки

памятника в нашем городе.

6.6.Памятник Д.М.Менделееву. Написание докладов: «Д.М.Менделеев».

Написание докладов: «Д.М.Менделеев». Изучить его биографию и жизнедеятельность.

Выяснить, кто из архитекторов работал над этим памятником и время установки

памятника в нашем городе.

6.7.Памятник жертвам политических репрессий.

«Причины создания памятника».

11

Выяснить, где и когда был установлен памятник. К каким событиям в жизни страны

приурочено появление памятника в нашем городе. Посещение места, где установлен

памятник.

6.8.Стела. Памятник к 25-летию г.Волжского.

Выяснить, где и когда был установлен памятник. К каким событиям в жизни страны

приурочено появление памятника в нашем городе. Посещение места, где установлен

памятник

6.9.Памятник Воинам-интернационалистам.

Выяснить, где и когда был установлен памятник. К каким событиям в жизни страны

приурочено появление памятника в нашем городе. Посещение места, где установлен

памятник

6.10.«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…»

Проведение массового материала, посвященное войне в Афганистане. Пригласить

ветеранов войны в Афганистане.

6.11.Памятник воинам, погибшим в годы Гражданской и Великой

Отечественной войн.

Выяснить, где и когда был установлен памятник. К каким событиям в жизни страны

приурочено появление памятника в нашем городе. Посещение места, где установлен

памятник.

6.12.Доклады: «Это надо живым…».

Конференция участников объединения по темам военного прошлого страны.

(Гражданская война , ВОВ, Война в Афганистане).

6.13.Бюст С.В.Лебедеву. Написание докладов: С.В.Лебедев.

Написание докладов: «С.В.Лебедев». Изучить его биографию и жизнедеятельность.

Выяснить, кто из архитекторов работал над этим памятником и время установки

памятника в нашем городе.

6.14.Мемориальные доски. Вводное занятие.

Выяснить наличие мемориальных досок у нас в городе.

Проверить их состояние во время экскурсий по городу.

Сделать фоторепортаж о состоянии мемориальных досок в городе.

6.15.Мемориальные доски:

1.

В.Г.Миловатскому.

2.

Н.Б.Тогоеву

3.

К.А.Нечаевой

Написание докладов: В.Г.Миловатский, Н.Б.Тогоев, К.А.Нечаева. Изучить их

биографию и жизнедеятельность. Выяснить причину появления мемориальных

досок в нашем городе.

6.16.Мемориальные доски:

1.

.А.П.Александрову

2.

Н.Л.Кухаренко

3.

Ф.Г.Логинову

Написание докладов: А.П. Александров, Н.Л. Кухаренко,

Ф.Г .Логинов.

Изучить

их

биографию

и

жизнедеятельность.

Выяснить

причину

появления

мемориальных досок в нашем городе.

6.17. Мемориальные доски:

1.

Р.М. Дорогов.

2.

А.И. Баранчикову

Написание докладов: Р.М. Дорогов, А.И.Баранчиков.

Изучить

их

биографию

и

жизнедеятельность.

Выяснить

причину

появления

мемориальных досок в нашем городе.

6.18.Мемориальные доски в честь исторических событий

12

Выяснить наличие мемориальных досок, установленных в честь исторических

событий у нас в городе.

Проверить их состояние во время экскурсий по городу.

Сделать фоторепортаж о их состоянии в городе

6.19.Фоторепортажи. Мультимедийная презентация.

В конце раздела проводится итоговый отчет о проделанное работе в рамках

реализации данного раздела.

7.Улицы города.

7.1.Имена и даты. Классификация улиц города.

Рассмотреть классификацию улиц города. Выяснить происхождение названий улиц

города

7.2.«Что мне в имени твоем?». Экскурсия. «Улица Кухаренко».

Конференция участников объединения по теме :

«Биография и творческий путь Кухаренко»

7.3.Улицы с символическими названиями. Доклады.

7.4.Экскурсия. «Улица Пушкина».

7.5.Составление карты-схемы города

7.6. Игра «Интеллектуальная биржа

Календарно-тематический план.

2- ой год обучения.

«Город на главной улице».

13

п\п

Наименование тем и разделов

14

1.

«Большая химия»

1.1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПДД

Значение Волжского в социально-экономическом развитии юга России.

1.2.

Всесоюзная ударная комсомольская стройка.

1.3.

Шинный завод. История становления.1962.

1.4.

Завод РТИ. История становления.1963.

1.5.

Шиноремонтный завод.1961.

1.6.

Завод асбестовых – технических изделий.1963.

Написание докладов.

1.7.

Экскурсия «Музей истории ВАТИ

1.8.

Завод ОАО «Волжский оргсинтез».1963.

Написание докладов.

1.9.

Экскурсия «Музей истории завода ОАО «Оргсинтез»».

2.

Эпоха металлургов.

2.1.

Волжский трубный завод

Написание докладов

2.2.

Экскурсия «Музей истории трубного завода».

2.3.

Волжский Подшипниковый завод.

Написание докладов

2.4.

Экскурсия «Музей истории ВПЗ»

2.5.

Конференция по итогам разделов.

3.

Культура и город

3.1.

Дворец культуры «Октябрь»

3.2.

Встреча с деятелями культуры.

3.4.

Экскурсия в Музей Обороны Заволжья

3.5.

Дворец культуры ВГС. История и современность

3.6.

Посещение Д К ВГС. Массовое мероприятие

3.7.

Экскурсия в Волжский краеведческий музей.

3.8.

Дворец творчества детей и молодежи.

Массовое мероприятие

3.9.

ДЮЦ «Русинка». Посещение выставки.

3.10

Станция юннатов.

Мультимедийная презентация.

3.11.

Выставочный зал.

Посещение выставки.

3.12.

Картинная галерея.

Посещение выставки.

3.13.

Творческий отчет по разделу

«Культура и город».

4.

Транспорт в городе

4.1.

«Идет автобус в котлован…»

4.2.

Экологически чистый транспорт.

4.3.

Посещение предприятия Горэлектротранс.

4.4.

Приволжская ЖД.

4.5.

Встреча с ветеранами с Приволжской ЖД.

4.6.

Экскурсия в музей Приволжская ЖД.

15

4.7.

Творческий отчет по разделам.

5.

«Оазис в степи»

5.1.

«Роза – дитя солнца» З.С. Сапожникова.

5.2.

История МУП «Зеленое хозяйство».

5.3.

Экскурсия на МУП «Зеленое хозяйство».

5.4.

Клумба города фото - репортаж

5.5.

Дерево – раритет.

5.6.

Экскурсия в Ботанический сад.

5.7.

Творческий отчет по разделам.

Конкурс плакатов

6.

Церкви и храмы города

6.1.

Храм Серафима Саровского.

6.2.

Церковь на площади Труда

6.3.

Православная церковь на ул. Набережной.

6.4.

Часовня. Больничный городок.

6.5.

Фото – выставка «Купола».

7.

Речная сеть города

7.1.

Волгоградское водохранилище.

7.2.

Река Волга. Значение.

Происхождение названия.

7.3.

Река Ахтуба. Значение.

Происхождение названия.

7.4.

Экскурсия озеро Круглое.

7.5.

Палеогеографические этюды.

Геологическое прошлое города.

7.6.

Итоговое занятие. Поход.

ИТОГО

16

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Программа «Волжский »

2 год обучения

«Город на главной улице».

1.Большая химия

1.1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПДД.

Значение Волжского в социально-экономическом развитии юга России.

Рассмотреть, какое положение занимает г.Волжский на областном и Федеральном

уровне

.

Оценить

его

роль

как

города

областного

подчинения,

на

основе

статистических данных по южному Федеральному округу.

1.2..Всесоюзная ударная комсомольская стройка.

На

основе

литературных

источников,

дать

оценку

деятельности

комсомольской

организации в 50- ые годы. Определить её роль на строительстве Волжской ГЭС и

нашего города.

1.3. Шинный завод. История становления.1962.

Дать характеристику и перечень заводов «Большой химии». Раскрыть специализацию

продукции шинного завода. Рассмотреть роль завода

на областном уровне и на

мировом рынке сбыта.

1.4.Завод РТИ. История становления.1963.

Рассмотреть историю становления завода.

Резиново – технических изделий. Рассмотреть роль завода на областном уровне и на

мировом рынке сбыта.

1.5.Шиноремонтный завод.1961.

Раскрыть специализацию продукции шинного завода. Рассмотреть роль завода на

областном уровне и на мировом рынке сбыта.

1.6.Волжский завод Асбестовых – технических изделий.1963.

Написание докладов.

17

Раскрыть специализацию продукции завода асбестовых технических изделий.

Рассмотреть роль завода на областном уровне и на мировом рынке сбыта.

1.7.Экскурсия «Музей истории ВАТИ.

Организовать экскурсию в музей завода.

1.8.Завод ОАО «Волжский Оргсинтез».1963.Написание докладов.

Познакомить с историей завода. Перечень выпускаемой продукции. Награды завода.

1.9.Экскурсия «Музей истории завода ОАО «Оргсинтез».

Организовать экскурсию в музей завода ОАО «Оргсинтез»

2.Эпоха металлургов.

2.1.Волжский трубный завод (ВТЗ). Написание докладов.

История завода. Электрометаллургический комплекс. Трубопрессовое производство.

Трубопрокатное производство. Познакомить с объемом выпускаемой продукции.

2.2.Экскурсия «Музей истории трубного завода».

Организовать экскурсию в музей трубного завода.

2.3.Волжский Подшипниковый завод. Написание докладов .

История создания завода. Выпускаемая продукция. Объемы производства. Достижения

завода..

2.4.Экскурсия «Музей истории ВПЗ» .

Организовать экскурсию в музей истории завода ВПЗ.

2.6.Конференция по итогам разделов

3.Культура и город .

3.1.Дворец культуры «Октябрь».

Время образования Дворца культуры «Октябрь», его роль в культурном просвещении

жителей города.

Разнообразие творческих коллективов, действующих на базе Дворца.

3.2.Встреча с деятелями культуры.

Организация встречи с педагогами коллектива Дворца культуры и проведение

совместного массового мероприятия.

3.3.Экскурсия в Музей Обороны Заволжья .

Организация и проведение экскурсии в Музей Обороны Заволжья.

3.4.Дворец культуры ВГС. История и современность.

Время образования Дворца культуры ВГС, его роль в культурном просвещении

жителей города.

Разнообразие творческих коллективов, действующих на базе Дворца.

18

3.5.Посещение Д К ВГС. Массовое мероприятие .

Организация посещения массового мероприятия во Дворце культуры ВГС.

3.6.Экскурсия в Волжский краеведческий музей.

Организация и проведение экскурсии в городской краеведческий музей.

3.7.Дворец творчества детей и молодежи. Массовое мероприятие.

Организация посещения массового мероприятия во Дворце творчества детей и

молодежи.

3.8.ДЮЦ «Русинка». Посещение выставки.

Организация посещения передвижной или постоянной выставки в ДЮЦ «Русинка».

3.9.Станция юннатов. Мультимедийная презентация.

Организация экскурсии по станции юннатов, по залам мини – зоопарка станции.

Мультимедийная презентация .

3.10.Выставочный зал. Посещение выставки.

Организация посещения выставки в Городском выставочном зале.

3.11.Картинная галерея. Посещение выставки.

Организация посещения выставки в Городской Муниципальной картинной галереи.

3.12.Творческий отчет по разделу.«Культура и город».

Творческий отчет обучающихся по разделу.

Мультимедийная презентация.

4.Транспорт в городе .

4.1.«Идет автобус в котлован…».

История развития ЗАО Волжского автобусного предприятия «Волжанин». Технологии.

Производство продукции. Применение продукции.

4.2.Экологически чистый транспорт.

Трамвайный парк города. История становления и перспективы роста. Трамвай «Живая

память».

4.3.Посещение предприятия Горэлектротранс.

Организация экскурсии на предприятие.

4.4.Приволжская ЖД .

Знакомство с сетью ж/д. Волгоградской области.

Этапы развития, история возникновения Пиволжской ж/д.

4.5.Встреча с ветеранами Приволжской ЖД.

Организация творческих вечеров с ветеранами Приволжской ж/д.

4.6.Экскурсия в музей Приволжская ЖД.

Организация экскурсии в музей ж/д, г. Волгоград.

19

4.7.Творческий отчет по разделам.

Творческий отчет по разделам . Мультимедийная презентация.

5.«Оазис в степи».

5.1.«Роза – дитя солнца» - З.С. Сапожникова.

Жизнедеятельность и биография первого озеленителя г.Волжского – З.С.

Сапожниковой.

5.2.История МУП «Зеленое хозяйство» .

История развития предприятия города – МУП «Зеленое хозяйство», перспективы его

дальнейшего роста и планы.

5.3.Экскурсия на МУП «Зеленое хозяйство».

Организация экскурсии на предприятие.

5.4.Клумба города - фото репортаж .

Разнообразие клумб города. Подготовить фото – репортажи и мультимедийные

презентации.

5.5.Дерево – раритет.

История единственного в городе Дерева – раритета.

Его предназначение и значение для города. Фото – репортажи .Меры по его охране.

5.6.Экскурсия в Ботанический сад .

Организация экскурсии в Ботанический сад Педагогического университета.

5.7.Творческий отчет по разделам. Конкурс плакатов.

Творческий отчет мультимедийный проект –

«Озеленение города».

6.Церкви и храмы

города .

6.1.Храм Серафима Саровского.

История православия на территории нашего города.

Церкви и храмы города Волжского. Волгоградская епархия.

Храм Серафима Саровского – архитектура , внешнее убранство церквей.

6.2.Церковь на площади Труда .

Название церкви . Архитектура.

6.3.Православная церковь на ул. Набережной.

Название церкви . Архитектура.

6.4.Часовня. Больничный городок .

Название часовни . Архитектура. Отличительные признаки.

6.5.Фото – выставка «Купола».

Организация и проведение фото - выставки – «Купола».

20

7.Речная сеть города .

7.1.Волгоградское водохранилище .

Волгоградское Водохранилище. Рельеф местности.

7.2.Река Волга. Значение. Происхождение названия.

Река Волга, ее значение для речной сети области.

Происхождение названия реки.

7.3.Река Ахтуба. Значение. Происхождение названия .

Река Ахтуба, ее значение для речной сети области.

Происхождение названия реки.

7.4.Экскурсия озеро Круглое.

Организация и проведения экскурсии на озеро Круглое.

7.5.Палеогеографические этюды. Геологическое прошлое города.

Развитие жизни на территории Волгоградской области.

Геологическое прошлое города.

Посещение музея « Эволюционной экологии» Гуманитарного института.

7.6.Итоговое занятие. Поход.

Информационно- методическое обеспечение

программы «Волжский . ru»

Стенды

1.

Памятники города.

2.

Элементы архитектуры эпохи 50-ых(классицизм).

3.

Фото-стенд «У каждого из нас на свете есть места…»

Наглядные пособия

1.

Карточки – пазлы –Памятники города:

людям

событиям.

2.

Карта – схема города.

3.

Фотографии старого города.

4.

Фотографии мемориальных досок:

В.Г.Миловатскому

Н.Б. Тогоеву

К.А. Нечаевой

А.Л.Александрову

Н.Л.Кухаренко

Ф.Г. Логинову

Методические разработки

1.

Фоторепортажи :

21

«Классицизм в интерьере Дворца культуры ВГС»

«Клумбы города»

«Купола»

2.

Реферативные доклады:

А.Л.Александров

С.М.Медведев

Ф.Г.Логинов

Я.М.Свердлов

В.И.Ульянов (Ленин)

Д.М.Карбышев

А.С.Пушкин

Д.М.Менделеев

С.В.Лебедев

ОАО «Волтайр»

Завод РТИ

«Шиноремонтный завод»

Завод АТИ

ОАО Оргсинтез

Трубный завод

Волжский подшипниковый завод

3.

Методические разработки экскурсий :

«Сарай – Берке – столица Золотой Орды»

«Безродное – городок при Ахтубинском шелковом заводе»

«Волжская ГЭС»

«Каменный городок»

«Первое здание из керамзитобетона в СССР»

«Центральный парк»

«Что мне в имени твоём?-улица Кухаренко»

«Улица А.С.Пушкина»

«Палеогеографические этюды»

4.Методические разработки массовых мероприятий

«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».

«Это надо живым»

5.Видеофильм

«Волжскому 50»

6.Мультимедийные презентации:

«Виртуальное путешествие по городу»- викторина

«Станция юннатов – история и современность»

Материально-техническая база реализации программы

Работа ведётся на базе МОУ ДОД СЮН .

Для проведения занятий используются зал музея «Древней истории края»,

залы городского краеведческого музея.Для работы применяется оборудование :

фотоаппарат

видеокамера

телепроектор

22

Список литературы для педагога.

1.Башлыкова Т. А., Волжскому-50.Хроника. События. Судьбы.

Государственное учреждение «Издатель» -г. Волгоград,2004.

2.Башлыкова Т.А., Были Заволжского края: Исторические очерки.-

Волгоград: Комитет по печати и информации.- 1999.

3.Башлыкова Т .А., Волжский. Улицы. История. Памятники. Государственное учреждение

«Издатель» -г. Волгоград,2000.

4.Брыкин А.П., Мой светлый город Волжский.- Волжский : издательство «Графика». 1999.

5.Брыкин А .П., РИО Упрполиграфиздата. г. Волгоград, 1985.

6.Ветлугин А. П., Перекрытие. Нижне - Волжское книжное издательство.1989.

7.Павличенков В.И., Волжский. Государственное издательство литературы по

строительству, архитектуре и строительным материалам.М.1961.

8.Сысоев Д.П., Волжский. Нижне- Волжское книжное издательство.1974.

9.Чиликин М. Немного о Дорогове и его последователях. ЗАО«ИП Кнауб».2005

Литература для обучающихся.

1.Башлыкова Т. А., Волжскому-50.Хроника. События. Судьбы.

Государственное учреждение «Издатель» -г. Волгоград,2004.

2.Башлыкова Т.А., Были Заволжского края: Исторические очерки.-

Волгоград: Комитет по печати и информации.- 1999.

3.Башлыкова Т .А., Волжский. Улицы. История. Памятники. Государственное учреждение

«Издатель» -г. Волгоград,2000.

4.Чиликин М. Немного о Дорогове и его последователях. ЗАО«ИП Кнауб».2005

23



В раздел образования