Напоминание

факультативный курс "ВОЛЖСКИЙ.RU"


Автор: Петроченко Галина Владимировна
Должность: преподаватель географии,биологии, экологии
Учебное заведение: Волжский политехнический техникум
Населённый пункт: г. Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: программа факультативного курса по краеведению
Тема: факультативный курс "ВОЛЖСКИЙ.RU"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ».

" Нет ничего нового под солнцем, но есть кое –

что старое, чего мы не знаем"

Лоренс Питер.

1.

Введение.

Современный этап развития общества ставит перед системой образования

целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими,

социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами,

среди которых следует выделить необходимость повышения качества и

доступности образования. Увеличение академической мобильности,

интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание

оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение

уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными

уровнями образования.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является

информатизация образования. Совершенствование технических средств

коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном

обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с

развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало

возможность создать качественно новую информационно-образовательную

среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение

личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Это

становится возможным благодаря внедрению в профессиональную

деятельность неизвестных практике дидактических и воспитательных

программ. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно

ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого

нешаблонного мышления, развитие за счет максимального раскрытия их

природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики,

- основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность

в образовании как социально значимой практике, направленной на

нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна

обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Образование – это основа формирования любого цивилизованного

общества. Поэтому содержание образования должно всё время обновляться,

следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного

процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в

практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям

государства и социальному спросу.

1

2.Особенности современного преподавания.

Преподавание предметов в современной школе претерпевает

кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое

место выходят развивающие и социализирующие цели. А само предметное

содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую

роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и

самопознания. Решение этой задачи возможно благодаря применению

инновационных технологий обучения. Термин «Инновация» (нововведение)

трактуется как антоним прилагательному «Традиционный», что предполагает

выход за пределы типичных, наиболее часто встречающихся совокупностей

способов, методов, приемов обучения.

3.Цели и задачи инновационного подхода

Целью инновационного подхода к учебному процессу, является развитие у

обучающихся возможностей осваивать новый опыт на основе

целенаправленного формирования творческого и критического мышления,

опыта и инструменту исследователя.

Главной целью инновационных технологий образования является

подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность

такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные

возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать

механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы

решения жизненно важных проблем, способствовать превращению

творчества в норму и форму существования человека.

Задачей технологии как науки является выявление совокупности

закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее

эффективных, последовательных образовательных действий, требующих

меньших затрат времени.

И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии

как:

• технологии дифференциации и индивидуализации;

• проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме

самостоятельного проектирования учебного материала, который в

дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме:

графической, знаковой или символической;

• технологии проблемного обучения;

• интерактивные технологии;

• информационные технологии:

- мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных

обучающих программ;

- уроки на основе электронных учебников;

- презентации.

2

4. Инновационные технологии на уроках.

Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и

используются при преподавании различных учебных дисциплин.

Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в

реальном времени между человеком и человеком или между человеко-

машинными системами (ИКТ).

«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно

удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями.

Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока.

Учитывая специфику преподавания предметов, возрастные и

психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много

наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным

материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому

наличие компьютерных программ, которые могут заменить целый шкаф

учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и

проведении современных интересных, нестандартных уроков. Работая над

темой «Использование информационно - коммуникативных технологий на

уроках естественно – научного цикла» было проведено анкетирование.

Цель анкетирования – выяснить, какие технологии, формы и методы

обучения биологии позволяют ученикам лучше усвоить новый материал,

закрепить его и запомнить.

100% учащихся отметили, что благодаря учебным презентациям,

видеофильмам, интерактивным рисункам, анимациям усвоение материала

происходит быстро, непринужденно, с интересом. Подтверждается это и

анализом качества знаний.

Актуальность применения информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ):

• качественно новый тип урока (динамика, информативность);

• быстрота получения нужной информации;

• большой спектр наглядных пособий;

• интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью

тренажеров;

В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых

образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время

подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит

понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала.

При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления,

которые отдалены от нас во времени и пространстве.

Все объекты, предложенные в ЦОР можно скомпоновать в различные

презентации к урокам (в зависимости от типа урока, уровня подготовки

класса, задач, поставленных учителем). Учитель также может скомпоновать

отобранные информационные объекты в нужной последовательности,

подготовить материал для лабораторных и самостоятельных работ.

3

При изучении тем «Экологические катастрофы и ее последствия» я

традиционно провожу урок-конференцию.

Обучающиеся выбирают темы, готовят проекты, создают замечательные

презентации, буклеты, листовки и т.д.

Для начала необходимо чётко обозначить понятие «педагогическая

технология». В его понимании и употреблении существуют большие

разночтения.

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть

организационно-методический инструментарий педагогического процесса

(Б.Т.Лихачев).

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации

учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения

планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов

обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической

системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях

модель совместной педагогической деятельности по проектированию,

организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением

комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и

определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом

технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей

задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок

функционирования всех личностных, инструментальных и методологических

средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

В нашем понимании педагогическая технология является

содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений

различных авторов (источников). То есть педагогическая технология - это

продуманная во всех деталях модель совместной педагогической

деятельности по проектированию, организации и проведению учебного

процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и

учителя (В.М.Монахов).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя

аспектами:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки,

изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и

проектирующая педагогические процессы;

4

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса,

совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения

планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического

(педагогического) процесса, функционирование всех личностных,

инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве

науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве

системы способов, принципов и регуляторов на разных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая

(общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует

целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении,

на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология

является синонимом педагогической системе: в нее включается совокупность

целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности

субъектов и объектов процесса.

2) Частно методический (предметный) уровень: педагогическая технология в

рамках конкретного частного уровня реализации, употребляется в значении

"частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации

определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета,

класса, учителя (методика преподавания предметов, методика

компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет

собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса,

решение частных дидактических и воспитательных задач (технология

отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание

отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний,

технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной

работы и др.).

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы

и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют

целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса,

разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение

логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной

последовательности действий (часто в графической форме) с указанием

применяемых средств.

Понятие педагогической технологии предметного и локального уровней

почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между

ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более

представлена процессуальная, количественная и расчетная часть

компонентов, в методиках – целевая, содержательная, качественная и

вариативно-ориентировочная стороны.

5

Технология отличается от методик своей воспроизводимостью,

устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый

учитель, если способные дети, хорошие родители...).

Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики

входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в

состав методик обучения.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в

учебном процессе используются современные образовательные технологии,

дающие возможность повышать качество образования, более эффективно

использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности

учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего

задания. Основными образовательными технологиями, которые можно

положить в основу изучения биологии, являются:

1.

Технология проблемного обучения – это создание в учебной

деятельности проблемных ситуаций и организация активной

самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в

результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями,

навыками, развиваются мыслительные способности.

2.

Информационно-коммуникационные технологии – это изменение и

неограниченное обогащение содержания образования, использование

интегрированных курсов, доступ в интернет, интерактивные методы

обучения, дистанционное взаимодейтсвие.

3.

Технология разноуровневого обучения – даёт учителю возможность

помогать слабому, уделять внимание сильному. При данной технологии

реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться

в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих

способностях, слабые получают возможность испытывать учебный

успех и самореализовываться в рамках своих возможностей,

повышается уровень мотивации ученья.

4.

Технология проектных методов обучения. Работа по данной методике

дает возможность развивать индивидуальные творческие способности

учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и

социальному самоопределению.

5.

Технология исследовательских методов в обучении дает возможность

учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в

изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при

формировании мировоззрения. Это важно для определения

индивидуальной траектории развития каждого школьника.

6.

Лекционно-семинарская система используется в основном в старшей

школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к сдаче экзаменов и

обучению в ВУЗах. Она дает возможность сконцентрировать материал в

блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по

предварительной подготовке учащихся. Однако данной технологией

нельзя злоупотреблять, так как может сделать образовательный процесс

6

малоэффективным: скучным для учащихся, что понижает мотивацию к

обучению. Кроме того, большие объёмы информации не успевают

осмысливаться, а потому плохо запоминаются учащимися. Однако в

качестве периодического применения данная технология допустима в

современной школе, особенно в сочетании с семинарами на

проблемную тематику, когда ученики могут актуализировать и

применить полученные знания и умения.

7.

Технология использования в обучении игровых методов. Это могут

быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология

обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной

деятельности, формирование определенных умений и навыков,

необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений

и навыков.

8.

Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий

позволяют равномерно во время урока распределять различные виды

заданий, чередовать мыслительную деятельность с

физкультминутками, определять время подачи сложного учебного

материала, выделять время на проведение самостоятельных работ,

нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в

обучении.

9.

Система инновационной оценки «портфолио» - это формирование

персонифицированного учета достижений ученика как инструмента

педагогической поддержки социального самоопределения, определения

траектории индивидуального развития личности.

10.

Технология дистанционного обучения - становится всё более и более

актуальной в современных школах. Эта технология уравнивает шансы

на получение полноценного образования для детей со слабым

здоровьем или тех учащихся, которые по различным причинам не

могут посещать уроки. Элементы данной технологии можно

использовать и для дистанционного общения учителя с учениками при

выполнении домашнего задания (индивидуально-консультативная

дистанционная методика), при работе над проектом, а так же для

полноценного обучения при временной нетрудоспособности учеников.

11.

Технология модульного обучения обеспечивает индивидуализацию

обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню

самостоятельности, по методам и способам учения, по способам

контроля и самоконтроля.

7

5. Виды инновационных технологий.

1.

Экскурсия.

Экскурсия — (от лат. excursion — поездка) — такая форма организации

обучения, при которой обучающиеся воспринимают, осмысливают,

и усваивают знания путем выхода (выезда) к месту расположения изучаемых

объектов и непосредственного ознакомления с ними. Значение экскурсий

определяется, прежде всего, приобретением прочных, осознанных знаний

о посещаемых объектах экскурсии, формированием и совершенствованием

умений и навыков, реализацией краеведческого принципа в обучении

географии, Экскурсия в природу знакомит учащихся с объектами природы

своей местности, способствует формированию навыков исследовательского

характера, знакомит учащихся с методами географических исследований.

Географические экскурсии— одна из форм организации учебно —

воспитательного процесса в школе. На экскурсиях учащиеся встречаются

с реальной действительностью, видят в естественной среде проявление тех

связей, зависимостей и закономерностей, которые они изучали в помещении,

приобретают практические умения и навыки, учатся вести наблюдения,

замечать в местных географических объектах такие черты, признаки, на

которые они ранее не обращали внимания. В результате проведения

экскурсий накапливается фактический материал, формируются образные

и содержательные представления о природных и хозяйственных объектах, что

является основой для изучения физико- и экономико-географических

понятий, связей и закономерностей. Экскурсии— одно из средств связи

обучения с жизнью, практикой. Основная часть учебных экскурсий

проводится на природные объекты для изучения местных природных

компонентов или комплексов и на местное промышленное предприятие.

Учебные экскурсии могут проводиться до изучения новой темы для

накопления фактического материала и зрительных впечатлений, во время

изучения или после изучения соответствующей темы с целью конкретизации,

закрепления и углубления, полученных ранее знаний.

Проведение учебных экскурсий в природу или в музей включает три этапа:

1.

подготовка к экскурсии учителя и учащихся;

2.

проведение экскурсии и работа на экскурсионных объектах;

3.

оформление полученного материала и его использование в учебной

работе.

Учебные экскурсии проводятся как перед изучением темы, так и после ее

прохождения. Если экскурсия проводится перед изучением программного

материала, то цель ее — создание необходимых представлений для

формирования географических понятий на уроках. На экскурсиях,

проводимых после изучения темы, проводится в основном закрепление,

конкретизация, совершенствование знаний, выработка умений и навыков.

8

Довольно трудно провести экскурсию, на которой учащиеся только

повторяли бы и совершенствовали умения или, наоборот, приобретали

одни новые знания. Образовательные и воспитательные цели учебной

экскурсии в природу включают: закрепление на экскурсионных объектах

ранее изученных понятий и приобретенных навыков по теме экскурсии,

выработку умений устанавливать связи явлений природы на наблюдаемом

материале, вооружение учащихся умениями подмечать различные формы

воздействия, использования и преобразования природы.. Отчеты учащихся

сопровождаются схемами, рисунками, фотографиями, таблицами,

графиками, диаграммами. Собранные материалы на экскурсии, отчеты

учащихся оформляются в стенд, который служит учебно-наглядным

пособием в преподавании. Результаты экскурсии будут эффективны лишь

в том случае, если преподаватель добьется максимального использования

материалов в преподавании. Прочность и осознанность знаний,

полученных на экскурсии, достигается повторением экскурсионного

материала. Поэтому на ближайшем (после экскурсии) уроке или уроке

обобщенного повторения наиболее главное и существенное необходимо

закрепить, увязав это с содержанием программного материала.

Повторяются узловые вопросы содержания географической экскурсии.

Так, после изучения местной реки на экскурсии можно повторить

примерно следующее: к какому бассейну относится данная река; чем

характеризуется режим ее; как используется река в хозяйстве и как ее

можно использовать в будущем; какую работу по охране вод реки могут

провести учащиеся и т. д. Если экскурсия проведена до изучения

программных тем, связанных с нею, то при прохождении

соответствующих разделов программы преподаватель связывает их

с экскурсионными материалами. Он обычно ставит перед учащимися

вопросы, заставляющие их вспомнить виденное и слышанное на

экскурсии, те или иные вопросы географии иллюстрирует материалами,

собранными учащимися. После экскурсии в природу учащиеся под

руководством преподавателя могут наметить мероприятия по охране

соответствующих объектов.

Образцы и коллекции пород, минералов, гербарии растений, схемы

производственных связей, графики, диаграммы, дневники, альбомы могут

служат материалами для пополнения краеведческого музея.

2.

Проектная деятельность.

В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его

заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала

по географии и получении конкретного результата в виде конкретного

продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность

школьников к решению практических, общественно значимых задач, что

реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс

обучения активным и личностно значимым.

9

Основная цель применения метода проектов - самостоятельное постижение

школьниками жизненно важных географических проблем.

Выбор тем проектов осуществляет учитель. Критерии выбора тем могут быть

следующими:

социальная значимость проекта и значимость данной информации для

учащихся; воспитательный потенциал проекта;

связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность

реализации внутри- и межпредметных связей;

наличие у школьника необходимых знаний и личного опыта.

Типы учебных проектов по географии

Выделим возможные типы учебных проектов.

- По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские,

творческие, прикладные или практико-ориентированные.

(

Типология

предложена Е.С. Полат.)

- По предметно-содержательной области: монопредметные,

межпредметные и надпредметные.

- По продолжительности: от кратковременных, когда планирование,

реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке

или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от

месяца и более.

- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Можно также рассматривать учебные проекты по степени

самостоятельности учащихся и формам учительского руководства

проектами.

3.

Дидактическая игра.

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности

школьников является дидактическая игра. В процессе игры замечательный

мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают

ученики. В игре заложены огромные воспитательные, образовательные и

развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые

различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра

развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства

предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры

оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя

их мышление, внимание, творческое воображение.. Увлѐкшись, дети не

замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в

необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий.

10

Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием,

прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. До недавнего

времени игру использовали лишь во внеклассной работе. В настоящее

время игра широко используется и на уроках, и во внеурочной

деятельности, требуя от учителя большого мастерства. Дидактические

игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых

педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на

решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них

проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой

деятельности. Дидактические игры различаются по обучающему

содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и

правилам, организации и взаимоотношениям.

Охарактеризуем кратко каждый вид:

ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ призваны усилить впечатление, обратить

внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют

наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх

используются многие способы раскрытия познавательного содержания в

сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение

способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.

ИГРЫ-ПОРУЧЕНИЯ по содержанию проще, а продолжительности —

короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные

поручения.

ИГРЫ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ («что было бы...»). Перед детьми ставится

задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего

действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они

учатся слушать друг друга.

ИГРЫ-ЗАГАДКИ. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,

формирует умение рассуждать, делать выводы.

ИГРЫ-БЕСЕДЫ. В основе их лежит общение. Основным является

непосредственность переживаний, заинтересованность,

доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации

эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение

слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании,

дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал

для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме,

чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется

темой, содержанием игры.

11

Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения

интереса детей и свертывания игровых действий.

4.

Методы проблемного обучения.

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие

множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает

материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного

процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя

возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы

эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на

уроке. Поэтому в практике все активнее используются методы проблемного

обучения. Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения

нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания,

выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения

использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная

проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя

решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся

знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и

новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и

практическими действиями творческого характера. Создается проблемная

ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика

при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.

Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех

этапов:

I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

II. Формулирование гипотезы.

III. Поиск решения и доказательство гипотезы.

IV. Решение проблемы.

Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач.

Отдельным фактором является заинтересованность каждого учащегося в

данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения

проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки

проблемной ситуации на уроке:

1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи,

постоянное стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу

эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом

определяют наличие интереса;

12

2) опора на опыт и имеющиеся у учащегося знания и умения для того, чтобы

проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

3) творческий подход преподавателя к постановке проблемы, а также

развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в

нестандартных ситуациях).

4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при

моделировании проблемной ситуации .

Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично-

поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.

5.

Мастер-класс.

Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая

демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы,

показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер– класс – это особый жанр обобщения и распространения

педагогического опыта, представляющий собой фундаментально

разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся

на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения

мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в

процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого

методического продукта и поиск творческого решения педагогической

проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны

Мастера ( под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс)

Указанная форма методической работы является эффективным приемом

передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является

демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания

при активной роли всех участников занятия

Итак, мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы

такие характеристики:

вызов традиционной педагогике;

личность учителя с новым мышлением;

не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения

с помощью всех участников занятия;

плюрализм мнений;

Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер–

класса, а именно:

13

1.

Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся

стереотипы.

2.

Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий

провести обмен мнениями.

3.

Создание условий для включения всех в активную деятельность.

4.

Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание

различных ситуаций.

5.

Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и

участников мастер-класса.

6.

Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не

навязываться участникам.

7.

Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

8.

Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный

поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в

технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а

передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или

технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших

задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать

результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими

способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к

самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно

технологически сложный процесс с определенными требованиями к его

организации и проведению.

Требования к организации и проведению мастер-класса.

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта

должен демонстрировать конкретный методический прием или метод,

методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен

состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для

решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания

участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути

исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

14

1.

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее

представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в

педагогике, методике и практике образования.

2.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и

уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения

инновационных идей.

3.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов

обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и

соответствующих тенденциям современного образования и методике

обучения предмета; способность не только к методическому, но и к

научному обобщению опыта.

4.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации,

включение каждого в активную творческую деятельность по созданию

нового продукта деятельности на занятии.

5.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их

сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)

6.

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника

мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно

участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей

деятельности.

7.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),

наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации

(“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения,

рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

8.

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая хоризма,

способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию,

степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

9.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль

общения, культура интерпретации своего опыта.

6.

Заключение.

Таким образом, к настоящему времени разработано большое число

технологий обучения, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу

и классификации этих инноваций, выбору оптимальных.

Рассмотрим технологии по Н.Н.Суртаевой:

технологии диалоговой взаимопомощи;

технологии индивидуально-бригадного обучения;

технологии бригадно-индивидуального обучения;

15

парацентрической технологии обучения;

технологии индивидуальных образовательных траекторий;

контрольно-корректирующая технология.

С целью более эффективного внедрения инновационных технологий в

образовательный процесс школы результаты каждого эксперимента (пробы)

обсуждаются на заседаниях методических объединений, круглых столах,

школьных и районных семинарах.

По мнению педагогов достоинства инновационных

технологий заключаются в следующем.

дают возможность обучающимся приобретать прочные и осознанные

знания;

развивают самостоятельность в учебной деятельности;

создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни

неправильных ответов, чувство уверенности преобладает;

повышается коммуникативная культура;

растет мотивация к дальнейшему образованию;

повышается самооценка;

снимается психологическое напряжение ученика и учителя.

Инновационная деятельность для учителя дает возможность:

профессионального роста;

эмоциональную удовлетворенность;

возможность саморазвития;

организации дифференцированного обучения;

прогнозирование результатов обучения;

ранней диагностики и коррекции учебных результатов.

Для обучающегося дает выбор:

уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже

стандартного);

информационного источника для усвоения выбранного объема знаний;

способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными

характеристиками (тип мышления, особенностями памяти);

темпа продвижения по теме, соответствующего личностным

характеристикам;

формы, вида и времени контроля и самоконтроля;

партнера для диалогового общения;

роли слушающего или объясняющего.

В процессе вырабатываются навыки:

самостоятельной деятельности;

коммуникативной деятельности.

Диагностика полученных результатов происходит в форме:

1.

наблюдения;

2.

бесед;

3.

анкетирования;

4.

обмена опытом на педсоветах, семинарах;

16

5.

вычисления коэффициента самостоятельности;

6.

подведения итогов триместров, полугодий;

7.

сдаче экзаменов в новом формате.

Задача педагога – личностно ориентированное развитие учащихся, их

познавательных и общекультурных умений, обеспечивающее формирование

ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».

17



В раздел образования