Напоминание

Проектный метод на уроках истории искусства


Автор: Кабина Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ХШ №1, магистрант ТГУ, ИЗОиДПИ
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Проектный метод на уроках истории искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Проектный метод на уроках истории искусства»

Кабина Лариса Анатольевна

Учебный

предмет

История

изобразительного

искусства

предполагает

множество

задач, в которые входит формирование мировоззрения, эстетического идеала, умения

создавать собственные суждения о произведениях, развитие творческих способностей,

познавательной и эмоциональной активности. На уроках ученики приобретают умение

видеть и чувствовать, различать, понимать и оценивать художественные произведения.

Передача знаний преподавателем в лекционном, готовом виде приводит к простому

запоминанию и не вызывает желания анализировать и формировать свои собственные

суждения. Если принять к рассмотрению концепцию модернизации образования, которая

предполагает развитие личности ученика, его созидательных способностей, то выявляется

потребность в реализации современных инновационных педагогических технологий.

Рассматривать метод проектов возможно, как способ достижения дидактической

цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться

вполне определенным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Использование метода проектов предполагает развитие идей обучения и создание

учащимися новых «продуктов», имеющих практическую значимость для других. Что дает

возможность

ученикам

не

только

обогатить

себя

новыми

знаниями,

но

и

создать

осязаемый

предмет,

который

можно

представить

обществу,

поделиться

своими

достижениями,

изысканиями

и

мыслями

с

окружением,

тем

самым

реализуется

потребность в общении, происходит овладение нормами взаимоотношений, не только в

рамках учитель-ученик, но и значительно шире.

В

свете

современных

тенденций

преподаватель

выполняет

функцию

содействия

образованию ученика, что как раз и предполагает выбор характерных образовательных

технологий-исследовательских,

проектных,

информационно-коммуникативных.

Теоретический

предмет

«История

искусств»

располагает

к

применению

проектного

метода

с

его

широкими

возможностями

и

является

эффективным

в

организации

творческой среды, способствующей развитию человека, умеющего анализировать, делать

выводы, реагировать на произведения искусства, которые предполагают большой багаж

знаний

и

впечатлений.

Когда

учащийся

при

изучении

темы

пробует

сам

создать

произведение в стиле какого-либо художника, либо опробировать свои силы, да и новые

знания, конечно же, пропуская всю эту информацию, эмоции, размышления через свой

разум и сердце, беря в руки кисти и краски, то он как бы попадает в то время и место, в

котором были созданы эти картины. И в этот момент начинает срабатывать осознанное

понимание того, мимо чего можно было просто пройти, вскользь глянув на работы, того

же супрематического Малевича. На первый взгляд учащимся кажется, что нет ничего

более простого, чем накидать на холст или бумагу эти цветные квадраты, треугольники, да

и круги тоже, но...Встает вопрос о сохранении , вернее о передаче информации, характера,

настроения через все те же самые обычные и повседневные цветные геометрические

формы. И как же, например, показать, перерабатывая картину Кустодиева «Купчиха за

чаем», показать, нарисовать эти треугольники и квадраты, чтобы на нас смотрела та самая

Купчиха, которая уютно расположилась на длительное время за этим прекрасным столом,

43

долго и с упоением пить чай. И тогда начинается осмысление, и тогда мы начинаем

осознавать, что нет ничего случайного и проходного в искусстве.

Проектная

деятельность

также

влияет

на

формирование

коммуникативных

способностей в процессе обсуждения найденной информации, защиты своих проектов.

Можно

предложить

учащемуся

выполнить

роль

экскурсовода

по

им

же

созданной

исследовательской выставке. И вот в тот момент, когда он выйдет перед случайными

людьми делиться знаниями, полученными им самим в ходе глубокого исследования, у

новоиспеченного экскуровода появится возможность не просто рассказать прочитанную в

учебнике

информацию,

а

с

гордостью

поделиться

с

людьми

тем,

что

скрыто

в

произведениях искусства на первый взгляд, но им обнаружено, раскрыто и преподнесено

для очень широкой публики.

Не остаются в стороне и вопросы развития личностных сторон учащихся, таких как

самобытность мышления, возможность фантазировать, проявлять любознательность и

развивать свои творческие и исследовательские амбиции. Каждый раз, изучая ту или иную

тему, учащийся доходит до тех вершин, которые нужно буквально покорить, исследуя,

находя и обдумывая ту или иную тему.

Очень

важной

стороной

проектной

деятельности

является

возможность

создать

осязаемый

продукт,

произведение,

предмет,

который

приводит

к

социализации

познавательного процесса. Проектная деятельность дает возможность не только создать

свое произведение, но и почувствовать себя тем самым художником, которого учащийся

изучал, представляя свою картину зрителям.

Примеры исследовательских проектов, внедренных на уроках истории искусств в

художественной школе.

«Стили и направления в искусстве ХХ века» - творческий проект

«Предмет

в

искусстве»

-

создание

экспозиции

выставки,

организация

экскурса

-исследовательский проект

«Сказка в творчестве Билибина, Васнецова» - создание книги

«Путешествие по Золотому кольцу» -создание скетчбука

«Пословицы - П. Брейгель». –творческий проект

«Архитектура Средневековья» - творческий проект

«Эмоции» -исследовательский проект

«Вещи вокруг нас» - исследовательский проект

Одним из основных путей педагога является создание в процессе обучения среду,

которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию,

обмениваться

ею,

а

также

быстро

и

свободно

ориентироваться

в

окружающем

информационном пространстве. Для учащихся необходимо создавать условия, которые бы

способствали их разностороннему развитию. Для осуществления этих задач необходимо

сделать

учебный

процесс

более

увлекательным

и

интересным,

раскрыть

значение

получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.

В идеальном проявлении проект становится самостоятельной творческой работой

учащегося, выполненной от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций

44

учителя.

В

более

широком

смысле

под

проектом

понимается

обоснованная,

спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников

определенной

системы

интеллектуальных

и

практических

умений,

ведь

технология

организации

проектной

деятельности

школьников

включает

в

себя

совокупность

исследовательских,

поисковых

и

проблемных

методов,

творческих

по

своей

сути,

инструментально

направленных

на

самостоятельную

реализацию

школьником

задуманного результата.

Опыт проведения творческих и исследовательских проектов в процессе изучения

дисциплины «История искусства» дает право утверждать, что, развивая это направление,

можно выполнить одну из основных задач, поставленную перед преподавателем в этой

сфере,

сформировать

осознанной

понимание

искусства,

научить

самостоятельно

проникать в мир искусства и общаться с произведениями и, конечно же, создавать свое

новое, творческое направление в этом многогранном мире искусства.

45



В раздел образования