Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ восприятия и понимания искусства с применением электронного учебника "История искусств. Стили и направления искусства ХХ века"


Автор: Кабина Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ХШ №1, магистрант ТГУ, ИЗОиДПИ
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ восприятия и понимания искусства с применением электронного учебника "История искусств. Стили и направления искусства ХХ века"
Раздел: дополнительное образование





Назад




УДК 37.012 Методы изучения проблем воспитания, образования и обучения

ФОРМИРОВАНИЕ восприятия и понимания искусства с применением

электронного учебника "История искусств. Стили и направления

искусства ХХ века"

Кабина Л.А.

Научный руководитель Тихонова Р.Е

Научный руководитель Виноградова Н.В.

Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства

В наше время стремительно возрастает уровень требований к развитию и

формированию

личности,

к

развитию

культурного

человека,

умеющего

мыслить, размышлять, созидать и осознанно познавать широту и многообразие

культурной истории.

Учебный

предмет

История

изобразительного

искусства

предполагает

множество

задач,

в

которые

входит

формирование

мировоззрения,

эстетического

идеала,

умения

создавать

собственные

суждения

о

произведениях,

развитие

творческих

способностей,

познавательной

и

эмоциональной активности. На уроках ученики приобретают умение видеть и

чувствовать, различать, понимать и оценивать художественные произведения.

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию

образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но

и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Современное

общество

требует

инициативных,

творчески

мыслящих

и

энергичных

людей,

в

чем

видит

залог

их

успешности

и

благосостояния.

Образование

должно

внести

существенный

вклад

в

решение

этой

задачи.

Решающее значение в достижении этих целей принадлежит педагогическим

технологиям. Они позволяют достичь наиболее полно целей образования, хотя в

рамках одной концепции, даже самой прогрессивной это невозможно.

В педагогической практике формирование означает применение приемов и

способов

(методов,

средств)

воздействия

на

личности

учащегося

с

целью

создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и

умений,

склада

мышления

и

памяти.

Личность,

развиваясь

под

влиянием

родителей, учителей, среды, как бы принимает определенную форму – у нее

начинаю присутствовать и проявляться задуманные свойства.

В

свете

современных

тенденций

преподаватель

выполняет

функцию

содействия

образованию

ученика,

что

как

раз

и

предполагает

выбор

характерных

образовательных

технологий-исследовательских,

проектных,

информационно-коммуникативных.

1

Компьютерные технологии рассматриваются как принципиально важное

средство

инновации

образования,

призванные

изменить

роли

и

функции

участников образовательного процесса, а также повышать качество обучения.

Выявленные

противоречия

между

социальными

требованиями,

отраженными в Законе РФ «Об образовании», в «Концепции модернизации

Российского

образования

на

период

до

2025

года»,

«ФГТ»

и

реальным

положением дел на практике обозначили проблему: определить пути внедрения

инновационных

технологий

в

художественное

образование

с

целью

оптимизации и модернизации процесса обучения в образовательной области

«Живопись». Для решения данной проблемы было необходимо разработать и

внедрить

электронное

учебное

пособие,

с

использованием

современных

компьютерных технологий: «История искусств».

В связи с развитием различных подходов в системе обучения, в том числе

личностного и практико-ориентированного подходов, выявляет потребность в

обеспечении

оптимальных

условий

для

продуктивной

познавательной

деятельности каждого учащегося. Необходимо четко определить отличительные

признаки электронного учебника от печатного.

В

связи

с

развитием

дистанционной

формы

обучения

возникает

необходимость

в

обеспечении

учащихся

качественным

дидактическим

материалом.

В

то

же

время

необходимо

обратить

внимание

на

то,

что

изменилась

роль

преподавателя.

При

стандартной

очно-заочной

формах

обучения преподаватель выступает в роли носителя информации (лекционные и

практические

часы).

При

дистанционной

форме

обучения

он

становится

консультантом

студента.

И

здесь

опять

как

компонент

решения

данной

проблемы может выступить электронный учебник, имеющий четкую структуру,

простоту использования, мобильность, все те пункты, которые необходимы для

формирования знаний, умений и навыков по предмету, а также потребности в

саморазвитии и самообразовании.

В

целя х

интенсификации

учебного

процесса,

повышения

е го

эффективности и качества, не менее важна задача использования электронных

учебников.

Электронный

учебник,

являясь

одной

из

форм

компьютерных

обучающих систем, в зависимости от заложенных возможностей может быть

отнесен

к

различным

типам.

Теперь

очевидно,

что

электронный

учебник

ставится в один ряд с автоматизированными обучающими системами.

На

мой

взгляд,

особого

внимания

заслуживает

описание преимуществ

электронных

учебников, использование

которых

создает

предпосылки

для

небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса:

активное применение в дистанционном обучении;

развитием

различных

подходов

в

системе

обучения,

в

том

числе

личностного и практико-ориентированного подходов;

электронный учебник может содержать несколько уровней сложности

материала;

усиление мотивации учащихся;

2

архивное хранение

достаточно

больших

объемов информации

с

возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя;

постоянное обновление и дополнение информации

контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование)

возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков

пользователя в изучаемой области, реализованная посредством тестирования с

жестко предписанной системой оценивания

размещение ссылок на проверенные ресурсы с достоверной информацией

автоматизация

процессов информационно-методического

обеспечения,

организационного

управления

учебной

деятельностью

и

контроля

за

результатами усвоения;

активное использование облачных технологий;

практически мгновенная обратная связь;

возможность быстрого

поиска необходимой

справочной

информации

(контекстной и на выбор);

демонстрационные

примеры

и

модели

(он

рассказывает,

показывает,

объясняет, демонстрирует);

выполняет роль

бесконечно

терпеливого

наставника,

предоставляя

практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и

прочее;

« н а с т р а и в ат ь с я »

н а индивидуальные

особенности

обучаемого

(задействованы у пользователя все его каналы восприятия информации: зрение,

слух, подсознание и т.д.

В

данном

учебнике

предполагается

размещение модуля

разработанных

практических

и

творческих

заданий.

Элементы

самостоятельного

научного

исследования

способствуют

активации

учащихся

в

учебном

процессе,

прививают

ему

исследовательские

умения

и

навыки,

формируя

качества,

необходимые творческим профессиям.

Учащиеся

приходят

к пониманию

содержания языка искусства

через

эмоциональное

восприятие

и собственную

творческую

деятельность.

Эффективность занятий во многом зависит от подготовительного этапа, от

сбора наглядного материала и представления его в интересной форме.

Электронный

учебник

должен

включать

в

себя

тщательную,

научно-

обоснованную

диагностику

усвоенных

знаний,

прогнозирование

и

проектирование

каждого

урока,

творческие

задания,

которые

призваны

развивать

эстетическое

и

художественное

восприятие

учащегося

и

его

осознанное понимание искусства.

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную

возможность

ведения

образовательного

процесса.

Во-первых,

внедрение

электронного учебника позволяет самому обучаемому выбрать и время, и место

для

обучения,

во-вторых,

дает

возможность

получить

образование

лицам,

лишенных возможности получить традиционное образование в силу тех или

иных

причин,

в-третьих,

использовать

в

обучении

новые

информационные

3

технологии,

в-четвертых,

в

определенной

степени

сокращает

расходы

на

обучение, в-пятых, увеличивается возможность индивидуализации обучения.

Причинами

создания

электронного

учебника

является

отсутствие

подобного ресурса, а также стремление повысить образовательный уровень

учащихся.

Кроме

того,

создание

учебника

связано

с

необходимостью

углубленного

изучения

истории

искусств

и

формированием

осознанного

понимания его языка. Непосредственное участие учащихся в данном проекте

(создание творческих работ для оформления электронной книги) позволяет им

ощущать свою значимость и причастность к процессу получения знаний, с

точки зрения создателей этих знаний.

Современные

общемировые

тенденции

сферы

образования

в

условиях

информационного

обще ства,

например,

возрастание

кол и ч е с т ва

самостоятельной работы учащихся, применение инновационных технологий,

требуют

от

ребят

постоянного

повышения

уровня

и

качества

знаний.

Следовательно, такие проекты, как участие учеников в разработке учебных

материалов для обучения – значимый элемент учебно- научной жизни, который

содействует развитию инициативы и самостоятельности, повышению степени

ответственности за собственное образование, приобретению исследовательских

навыков и умений.

Электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как

экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и

электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений

учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги,

по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только

не

должно

заменять

чтения

и

изучения

обычного

учебника,

а

напротив,

побуждать учащегося взяться за книгу.

Литература

4

1.

Буянов А.А. Динамика учебной мотивации студентов. // Высшее

образование сегодня, 2008, №3

2.

Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.

Электронные

образовательные

издания.

Учебно-методическое

пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.

3.

Гуружапов

В.А.

Как

учить

детей

понимать

изобразительное

искусство. Очерки психологии порождения смысла произведений

живописи и графики. М.: РИА "Мы и Мир", 1999.

4.

Гуружапов В.А. Понимание детьми искусства // Психологическая

газета "Мы и Мир", 1998, №19/20, с.6-7

5.

Кузнецов

А.А.

Сергеева

Т.А.

Компьютерная

программа

и

дидактика // Информатика и образование. - 2006, № 2

6.

Ланкин

В.,

Григорьева

О.

Электронный

учебник:

возможности,

проблемы, перспективы. // Высшее образование в России, 2008, №2.

7.

Материалы

VII

Всероссийского

семинара

«Разработка

и

применение программных средств в учебном процессе» / Институт

проблем информатики МГУ - М., 2008

8.

Панина

Т.С.,

Вавилова

Л.Н.

Современные

способы

активации

обучения. М., Издательский центр «Академия , 2009

9.

Роберт

И.

В.

Современные

информационные

технологии

в

образовании./ И. В. Роберт– М.: Школа-Пресс, 2007.

10.

Семенова

М.Н.

Экспериментальное

исследование

восприятия

произведений изобразительного искусства младшими школьниками.

/

Теория

и

практика

эстетического

воспитания

школьников.

М.,

1978, с. 91-99

11.

Тыщенко

О.Б.

Новое

средство

компьютерного

обучения

-

электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе, 2008, №

10, стр. 89-92.

5



В раздел образования