Автор: Кабина Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ХШ №1, магистрант ТГУ, ИЗОиДПИ
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ восприятия и понимания искусства с применением электронного учебника "История искусств. Стили и направления искусства ХХ века"
Раздел: дополнительное образование
УДК 37.012 Методы изучения проблем воспитания, образования и обучения
ФОРМИРОВАНИЕ восприятия и понимания искусства с применением
электронного учебника "История искусств. Стили и направления
искусства ХХ века"
Кабина Л.А.
Научный руководитель Тихонова Р.Е
Научный руководитель Виноградова Н.В.
Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства
В наше время стремительно возрастает уровень требований к развитию и
формированию
личности,
к
развитию
культурного
человека,
умеющего
мыслить, размышлять, созидать и осознанно познавать широту и многообразие
культурной истории.
Учебный
предмет
История
изобразительного
искусства
предполагает
множество
задач,
в
которые
входит
формирование
мировоззрения,
эстетического
идеала,
умения
создавать
собственные
суждения
о
произведениях,
развитие
творческих
способностей,
познавательной
и
эмоциональной активности. На уроках ученики приобретают умение видеть и
чувствовать, различать, понимать и оценивать художественные произведения.
Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию
образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но
и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Современное
общество
требует
инициативных,
творчески
мыслящих
и
энергичных
людей,
в
чем
видит
залог
их
успешности
и
благосостояния.
Образование
должно
внести
существенный
вклад
в
решение
этой
задачи.
Решающее значение в достижении этих целей принадлежит педагогическим
технологиям. Они позволяют достичь наиболее полно целей образования, хотя в
рамках одной концепции, даже самой прогрессивной это невозможно.
В педагогической практике формирование означает применение приемов и
способов
(методов,
средств)
воздействия
на
личности
учащегося
с
целью
создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и
умений,
склада
мышления
и
памяти.
Личность,
развиваясь
под
влиянием
родителей, учителей, среды, как бы принимает определенную форму – у нее
начинаю присутствовать и проявляться задуманные свойства.
В
свете
современных
тенденций
преподаватель
выполняет
функцию
содействия
образованию
ученика,
что
как
раз
и
предполагает
выбор
характерных
образовательных
технологий-исследовательских,
проектных,
информационно-коммуникативных.
1
Компьютерные технологии рассматриваются как принципиально важное
средство
инновации
образования,
призванные
изменить
роли
и
функции
участников образовательного процесса, а также повышать качество обучения.
Выявленные
противоречия
между
социальными
требованиями,
отраженными в Законе РФ «Об образовании», в «Концепции модернизации
Российского
образования
на
период
до
2025
года»,
«ФГТ»
и
реальным
положением дел на практике обозначили проблему: определить пути внедрения
инновационных
технологий
в
художественное
образование
с
целью
оптимизации и модернизации процесса обучения в образовательной области
«Живопись». Для решения данной проблемы было необходимо разработать и
внедрить
электронное
учебное
пособие,
с
использованием
современных
компьютерных технологий: «История искусств».
В связи с развитием различных подходов в системе обучения, в том числе
личностного и практико-ориентированного подходов, выявляет потребность в
обеспечении
оптимальных
условий
для
продуктивной
познавательной
деятельности каждого учащегося. Необходимо четко определить отличительные
признаки электронного учебника от печатного.
В
связи
с
развитием
дистанционной
формы
обучения
возникает
необходимость
в
обеспечении
учащихся
качественным
дидактическим
материалом.
В
то
же
время
необходимо
обратить
внимание
на
то,
что
изменилась
роль
преподавателя.
При
стандартной
очно-заочной
формах
обучения преподаватель выступает в роли носителя информации (лекционные и
практические
часы).
При
дистанционной
форме
обучения
он
становится
консультантом
студента.
И
здесь
опять
как
компонент
решения
данной
проблемы может выступить электронный учебник, имеющий четкую структуру,
простоту использования, мобильность, все те пункты, которые необходимы для
формирования знаний, умений и навыков по предмету, а также потребности в
саморазвитии и самообразовании.
В
целя х
интенсификации
учебного
процесса,
повышения
е го
эффективности и качества, не менее важна задача использования электронных
учебников.
Электронный
учебник,
являясь
одной
из
форм
компьютерных
обучающих систем, в зависимости от заложенных возможностей может быть
отнесен
к
различным
типам.
Теперь
очевидно,
что
электронный
учебник
ставится в один ряд с автоматизированными обучающими системами.
На
мой
взгляд,
особого
внимания
заслуживает
описание преимуществ
электронных
учебников, использование
которых
создает
предпосылки
для
небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса:
•
активное применение в дистанционном обучении;
•
развитием
различных
подходов
в
системе
обучения,
в
том
числе
личностного и практико-ориентированного подходов;
•
электронный учебник может содержать несколько уровней сложности
материала;
•
усиление мотивации учащихся;
2
•
архивное хранение
достаточно
больших
объемов информации
с
возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя;
•
постоянное обновление и дополнение информации
•
контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование)
•
возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков
пользователя в изучаемой области, реализованная посредством тестирования с
жестко предписанной системой оценивания
•
размещение ссылок на проверенные ресурсы с достоверной информацией
•
автоматизация
процессов информационно-методического
обеспечения,
организационного
управления
учебной
деятельностью
и
контроля
за
результатами усвоения;
•
активное использование облачных технологий;
•
практически мгновенная обратная связь;
•
возможность быстрого
поиска необходимой
справочной
информации
(контекстной и на выбор);
•
демонстрационные
примеры
и
модели
(он
рассказывает,
показывает,
объясняет, демонстрирует);
•
выполняет роль
бесконечно
терпеливого
наставника,
предоставляя
практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и
прочее;
•
« н а с т р а и в ат ь с я »
н а индивидуальные
особенности
обучаемого
(задействованы у пользователя все его каналы восприятия информации: зрение,
слух, подсознание и т.д.
В
данном
учебнике
предполагается
размещение модуля
разработанных
практических
и
творческих
заданий.
Элементы
самостоятельного
научного
исследования
способствуют
активации
учащихся
в
учебном
процессе,
прививают
ему
исследовательские
умения
и
навыки,
формируя
качества,
необходимые творческим профессиям.
Учащиеся
приходят
к пониманию
содержания языка искусства
через
эмоциональное
восприятие
и собственную
творческую
деятельность.
Эффективность занятий во многом зависит от подготовительного этапа, от
сбора наглядного материала и представления его в интересной форме.
Электронный
учебник
должен
включать
в
себя
тщательную,
научно-
обоснованную
диагностику
усвоенных
знаний,
прогнозирование
и
проектирование
каждого
урока,
творческие
задания,
которые
призваны
развивать
эстетическое
и
художественное
восприятие
учащегося
и
его
осознанное понимание искусства.
Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную
возможность
ведения
образовательного
процесса.
Во-первых,
внедрение
электронного учебника позволяет самому обучаемому выбрать и время, и место
для
обучения,
во-вторых,
дает
возможность
получить
образование
лицам,
лишенных возможности получить традиционное образование в силу тех или
иных
причин,
в-третьих,
использовать
в
обучении
новые
информационные
3
технологии,
в-четвертых,
в
определенной
степени
сокращает
расходы
на
обучение, в-пятых, увеличивается возможность индивидуализации обучения.
Причинами
создания
электронного
учебника
является
отсутствие
подобного ресурса, а также стремление повысить образовательный уровень
учащихся.
Кроме
того,
создание
учебника
связано
с
необходимостью
углубленного
изучения
истории
искусств
и
формированием
осознанного
понимания его языка. Непосредственное участие учащихся в данном проекте
(создание творческих работ для оформления электронной книги) позволяет им
ощущать свою значимость и причастность к процессу получения знаний, с
точки зрения создателей этих знаний.
Современные
общемировые
тенденции
сферы
образования
в
условиях
информационного
обще ства,
например,
возрастание
кол и ч е с т ва
самостоятельной работы учащихся, применение инновационных технологий,
требуют
от
ребят
постоянного
повышения
уровня
и
качества
знаний.
Следовательно, такие проекты, как участие учеников в разработке учебных
материалов для обучения – значимый элемент учебно- научной жизни, который
содействует развитию инициативы и самостоятельности, повышению степени
ответственности за собственное образование, приобретению исследовательских
навыков и умений.
Электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как
экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и
электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений
учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги,
по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только
не
должно
заменять
чтения
и
изучения
обычного
учебника,
а
напротив,
побуждать учащегося взяться за книгу.
Литература
4
1.
Буянов А.А. Динамика учебной мотивации студентов. // Высшее
образование сегодня, 2008, №3
2.
Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.
Электронные
образовательные
издания.
Учебно-методическое
пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.
3.
Гуружапов
В.А.
Как
учить
детей
понимать
изобразительное
искусство. Очерки психологии порождения смысла произведений
живописи и графики. М.: РИА "Мы и Мир", 1999.
4.
Гуружапов В.А. Понимание детьми искусства // Психологическая
газета "Мы и Мир", 1998, №19/20, с.6-7
5.
Кузнецов
А.А.
Сергеева
Т.А.
Компьютерная
программа
и
дидактика // Информатика и образование. - 2006, № 2
6.
Ланкин
В.,
Григорьева
О.
Электронный
учебник:
возможности,
проблемы, перспективы. // Высшее образование в России, 2008, №2.
7.
Материалы
VII
Всероссийского
семинара
«Разработка
и
применение программных средств в учебном процессе» / Институт
проблем информатики МГУ - М., 2008
8.
Панина
Т.С.,
Вавилова
Л.Н.
Современные
способы
активации
обучения. М., Издательский центр «Академия , 2009
9.
Роберт
И.
В.
Современные
информационные
технологии
в
образовании./ И. В. Роберт– М.: Школа-Пресс, 2007.
10.
Семенова
М.Н.
Экспериментальное
исследование
восприятия
произведений изобразительного искусства младшими школьниками.
/
Теория
и
практика
эстетического
воспитания
школьников.
М.,
1978, с. 91-99
11.
Тыщенко
О.Б.
Новое
средство
компьютерного
обучения
-
электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе, 2008, №
10, стр. 89-92.
5