Автор: Свеклина Татьяна Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ № 13 Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Обучение и творчество на уроках технологии" Раздел: начальное образование
на уроках технологии
Происходящие в нашем обществе бурные социальные изменения сделали
жизнь
школы
необычайно
динамичной.
Реорганизуются
целые
системы
обучения, меняется содержание школьных предметов. Такой предмет, как
трудовое
обучение,
также
не
избежал
интенсивного
новаторского
воз-
действия, но, к сожалению, новаторство это оказалось такого специфического
свойства, что грозит едва ли не уничтожением данной учебной дисциплины.
Трудовое
обучение
частично
сливается
с
изобразительным
искусством,
частично
(в
виде
конструирования)
присоединяется
к
математике,
и
как
самостоятельный учебный предмет в расписании уроков просто не значится.
Это тем более прискорбно, что другого предмета, равноценного ручному
труду по развивающему потенциалу, в школьной системе вообще нет, осо-
бенно
для
начальных
классов.
Эта
учебная
дисциплина
не
может
быть
исчерпана и заменена так называемыми интегрированными курсами «Ма-
тематика
и
конструирование»
и
«Изобразительное
искусство
и
художественный
труд»,
хотя
включение
в
них
элементов
ручного
труда
следует
только
приветствовать.
Но
тем
не
менее
в
этих
предметах
за
пределами специального рассмотрения остается то самое ремесло, которое
делает человека «человеком умелым» и на этой основе — цельным, духовно
богатым. Дело в том, что предметная деятельность, на которой целиком
основывается
трудовое
обучение,
оказывает
специфическое
ни
с
чем
не
сравнимое развивающее воздействие на младшего школьника. И основной
путь этого развития в данном случае идет через овладение конкретными
приемами практической работы.
Очевидно,
через
ручную
умелость
ребенок
также
приобщается
к
этому
информационному полю, развивает творческое, интуитивное мышление. Но
происход ит ь
э то
може т
только
за
сч е т
оч е нь
в н имательного,
«заинтересованного» отношения к предметам и материалам, с которыми он
будет
иметь
дело
в
процессе
работы.
Именно
поэтому
принципиально
важным является то, что основной путь развития на уроках ручного труда
проходит через овладение ремеслом, вернее, некоторыми основами ручных
ремесел, доступными младшему школьнику. Важнейший вывод, который из
этого следует, не нов, он является «хорошо забытым старым»: основой урока
ручного труда должна быть полноценная отработка приемов практической
деятельности с различными инструментами и материалами.
Закрепляя приемы сгибания и складывания бумаги, дети знакомятся с
загадочным
искусством оригами,
пришедшим
к
нам
из
стран
древнего
Востока.
В
основе
его
лежит
преобразование
плоскостной
формы
квадратного
листа
бумаги
в
объемную
с
помощью
единственного
инструмента
—
гладилки.
Всевозможные
сказочные
цветы
и
животные,
летающие самолеты, плавающие кораблики и другие поделки, исполняемые
в данной технике известны не одно столетие.
Изучение искусства аппликации дает возможность понять и практически с
1
ножницами в руках освоить технологические особенности исполнения работ.
Учащиеся
получают
представление
о
неограниченных
возможностях
использования в аппликации самых различных материалов (бумаги, ткани,
войлока, кожи, засушенных частей растений, соломки и др.) и знакомятся с
разнообразием приемов выполнения плоскостной, объемной аппликации, в
технике мозаики.
В определенном смысле эти уроки будут преследовать цель формирования у
ребенка в каждом конкретном деле зачатков мастерства.
Но ведь творчество, мастерство — это помимо всего прочего еще и ка-
чество. В связи с этим работа на уроке
исключает спешку, погоню за
количеством изделий. С усложнением приемов работы изготовление того
или иного изделия может растягиваться на несколько уроков, что иногда
почему-то считается нежелательным.
Но как добиться желаемого уровня мастерства и не «засушить» уроки труда,
не
превратить
их
в
нудную
муштру,
не
поставить
в
противоречие
с
динамикой
современной
жизни,
с
развитием
творческой
личности?
Ведь
совершенно
очевидно
и
то,
что
именно
подобные
опасения
отчасти
и
побуждают учителей не задерживаться на приемах работы, ориентироваться
преимущественно на смену видов деятельности, на «калейдоскоп» поделок,
пусть не очень качественных, но привлекательных для детей. Безусловно, это
серьезная проблема. Как же сделать уроки ручного труда развивающими,
привлекательными для детей и в то же время заставить их скрупулезно и
основательно осваивать азы ремесла?
Можно
предложить
несколько
взаимопересекающихся
путей
для
достижения
этих
целей.
Прежде
всего
всегда
возможно
и
необходимо
включить в урок разумное соотношение интеллектуальной, эмоциональной
и практической нагрузки на учащихся. Например, при работе над тем или
иным изделием они могут решать задачи, связанные с конструкторскими,
техническими расчетами, чтением схем, технических рисунков, эскизов. В
уроки
художественного
типа
органически
включаются
материалы,
способствующие расширению художественно-эстетического кругозора. Сам
процесс работы над любым изделием тоже может быть более или менее
эстетичен (кстати, не в последнюю очередь именно за счет техничности,
выверенности,
отточенности
и
изящества
приемов
работы),
и
дети
с
помощью учителя приучаются это замечать и ценить.
С самых первых уроков,
учащимся I класса дается установка: работать
будем не как попало, а аккуратно, т. е. красиво. Рабочее место с точки зрения
культуры
труда
должно
отвечать
определенным
требованиям:
порядок
размещения материалов и инструментов, отсутствие грязи и мусора и т. п.
С
первых
же
шагов
детям
предлагается
анализировать,
размышлять:
«Давайте внимательно рассмотрим, какой лист у нас должен получиться.
Сколько на нем линий сгибов? Какие они: прямые или кривые, одинаковой
длины или разной?»
В
качестве
практических
ручных
умений
на
уроках
осваиваются
очень
важные
операции,
которые
будут
встречаться
во
многих
видах
работы:
разметка с помощью карандаша и линейки и специальная обработка линий
2
сгибов
на
плотной
бумаге,
позволяющая
выполнить
сгиб
очень
точно
и
аккуратно.
Специально
обращается
внимание
на
то,
что
эта
операция
поможет сделать изделие более красивым.
В дальнейшем по ходу урока дети опять решают практические задачи,
требующие анализа конструкции: в какую сторону нужно сделать сгибы?
Какие из них выполним сначала, а какие — потом?
Такой подход может осуществляться и на последующих уроках (например,
при изготовлении пакетика для семян, подставки для кисти и т. д.). На них
операции
правильной
разметки
и
проработки
линий
сгибов
будут
совершенствоваться, но при этом дети не будут выполнять практические
действия бездумно и механически под диктовку учителя. Работа на уроке
может быть живой, эмоционально окрашенной и интеллектуально насыщенной.
Одной из таких идей может быть то, что на уроках мы учимся у Мастеров.
Детям
приятно
чувствовать,
что
их
работа
имеет
связь
с
серьезными
традициями, и очень важно привлечь к урокам такие материалы (наглядность,
тексты), которые помогут настроить на бережное и тщательное овладение
приемами ремесла.
Действия
Мастера
оттачивались
веками,
самые рациональные
из
них
передавались из поколения в поколение, все лишнее просто терялось. По-
этому важно как можно подробнее проследить за этими приемами, как можно
точнее
повторить их. В этом залог серьезного отношения к культуре своего
народа. Например, изготавливая игрушки из пластилина или глины по мотивам
народных образцов, дети знакомятся с определенными приемами лепки.
Многие уроки шитья, художественной вышивки также можно построить на
материале о творчестве народных мастеров. В этих случаях интересная сама
по себе информация о народном костюме, его истории, символике орнамента и
проч.
может, кроме
того,
способствовать
пробуждению
у
детей
желания
работать
особенно
тщательно
и
добросовестно.
Подражание
народным
мастерицам, которые зачастую тратили годы на создание своего произведения,
может облегчить трудоемкую работу на этих уроках.
Еще одна важнейшая идея, которая поможет соединить на уроке обучение и
творчество, состоит
в
том,
что
дети
учатся у Природы, которая является
образцом конструктивной целесообразности, гармонии и красоты. Осваивая
эту
идею,
учащиеся
могут
изготавливать
изделия
из
каких
угодно
материалов. Например, изучают приемы симметричного вырезания из бумаги.
Важно обратить внимание детей на то, что симметрия — один из секретов
красоты
и
гармонии
природы,
и
дать
возможность
полюбоваться
симметричными природными формами — растениями, насекомыми. При этом
отдельные
вопросы
на
сообразительность,
нахождение
наиболее
рациональных приемов работы не будут противоречить основной идее урока, но
сделают его еще более живым и интересным. Например, прием вырезания
сложного зубчатого контура можно просто показать и объяснить, но лучше,
если детям будет предложено самим подумать о том, как это проще сделать.
Что удобнее: размечать каждый зубчик и затем последовательно проходить
ножницами по такому контуру или сначала вырезать общую плавную линию
контура, а затем «вырубать» в нем зубчики ножницами, направляя их всегда от
наружного края к центру? Могут быть и другие вопросы-задачи. Например, как
3
нужно
сложить
полоску,
чтобы можно было одновременно вырезать два
одинаковых симметричных листика ?
Особенно важно разбудить у детей внимательное, по-настоящему эстетическое
(«бескорыстно-заинтересованное») отношение к природе на тех уроках, на
которых они имеют дело непосредственно с природными материалами. В I
классе учащиеся изготавливают изделия из скорлупы грецких орехов, шишек,
камешков, семян растений и засушенных листьев. Учитель настраивает на то,
чтобы ребенок пытался разгадать «душу» этих предметов.
Не из любого
камешка, шишки, листочка можно сделать все, что угодно. Не разрезать,
отбивать,
отламывать
или
заклеивать,
закрашивать, а попытаться понять,
рассмотреть, «переместиться»
в
предмет.
С
этой
целью
на
уроке нужны
вопросы, направленные на развитие эстетического восприятия, ассоциативного
мышления у ребенка. Например: «На кого похожи эти шишки?», «О чем могли
бы рассказать эти скала, лист, дерево, если бы они умели говорить?», «По-
пытаемся освободить тех, кто спрятан в наших шишках». Такие вопросы и
задания побуждают к вдумчивому, внимательному рассматриванию. И лишь
на этом фоне целесообразно знакомить детей с теми или иными приемами
работы: например, какими способами можно соединить детали из природного
материала.
Очевидно, что ручной труд – это творческая работа ребенка с различными
материалами,
в
процессе
которой
он
создает
полезные
и
эстетически
значимые
предметы
и
изделия.
Такой
труд
является
декоративной,
художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании
красивых
предметов
он
учитывает
эстетические
качества
материалов
на
основе
имеющихся
представлений,
знаний,
практического
опыта,
приобретенных
в
процессе
трудовой
деятельности.
Известный
советский
психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом
и
сердцем
наиболее
успешно
развивается
тогда,
когда
ребенок
активно
воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии
произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах
х у д о ж е с т в е н н о й
с а м о д е я т е л ь н о с т и .
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают
источник
творческой
мысли.
Чем
больше
уверенности
и
изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с
орудиями труда, чем сложнее движения, необходимые для этого воздействия,
тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом
в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в
детской
руке,
тем
умнее
ребенок»,
-
писал
в
своих
работ ах
В.А.Сухомлинский.
Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности
человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого
себя.
4