Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"


Автор: Захарова Татьяна Федоровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 65 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики с

помощью игровых технологий.

Нередко слышим мы порой

Нелестный к математике настрой.

Детей пугает строгость, точность, прямота.

Им трудно осознать, что в этом-то как раз и

красота!

«Сухарь», «Технарь»! Слыхали и не раз!

Но мы-то знаем это не про нас!

А действительно ли это не про нас? Все ли мы делаем для того, чтобы математика не

была скучна для учащихся?

В

своей

статье

мне

бы

хотелось

немного

остановиться

на

проблеме

развития

познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках математики.

Развитию самостоятельности и творческой активности учащихся уделяется большое

внимание. Добиться же этого можно, если включать учащихся в познавательный поиск,

развивать их наблюдательность, мышление, т.е. умение подмечать важное и существенное,

сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы.

Основная нагрузка в процессе обучения должна падать не на память учащихся, а на

их мышление. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая

деятельность, а творческая, т.е. большую часть знаний школьники должны усваивать не со

слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения

задач. Необходимо так организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы они сами

«открывали» новые истины.

Рассмотрим ряд примеров.

В 6 классе вводится понятие простого и составного числа. Можно просто дать

определение, а можно дать задание: найти все делители каждого из чисел первого и

второго ряда.

2, 3, 5, 7, 11,…

4, 6, 8, 9, 10,…

В чем отличие чисел первого и второго ряда? (Объект мысли создан.)

Числа первого ряда называются простыми. (Дано определение.)

Числа второго ряда называются составными. (Определение дают сами учащиеся.)

При

введении

понятия

десятичной

дроби

учащимся

предлагается

продолжить

следующий ряд: 3/10, 2/7, 8/100, 3/20, 23/300, 7/81, 17/1000

Можно обратить внимание учащихся на этот ряд дробей и особенно на выделенные

дроби. (Объект мысли). Далее учитель сообщает о том, что выделенные дроби называются

десятичными. Определение же должны дать сами учащиеся.

При

введении

понятия

вписанного

угла

учащимся

предлагается

чертеж.

(Объект

мысли

задан)

Учитель

сообщает,

что

угол

1

вписанный.

Определение

вписанного угла дается самими учащимися. Методом проб

и

ошибок верное определение будет дано.

Развитию творческой познавательной активности учащихся хорошо способствует

яркая наглядность. Для доказательства теоремы о сумме углов треугольника предлагается

следующий макет:

4

3

1

2

Градусная мера развернутого угла известна учащимся с пятого класса. Поэтому,

учащиеся без труда доказывают теорему о сумме углов треугольника.

При

помощи

следующего

макета,

учащиеся

легко

видят

способ

доказательства

свойства катета, лежащего против угла в 30 градусов.

Для измерения вписанного угла делается несложный прибор.

АВ - неподвижная хорда.

ВС - подвижная.

Сравнивая градусные меры вписанного угла В и дуги АС

учащиеся

устанавливают

между

ними

соотношение

и

формулируют соответствующую теорему.

При изучении тем «Координатная прямая» или «Координатная плоскость» учащимся

предлагаются игры «Юный разведчик» и «Юный художник».

При изучении вычислительных тем «Действия с натуральными числами», «Действия

с

десятичными

и

обыкновенными

дробями»

для

повышения

активности

учащихся

используются

различные

дидактические

игры:

«Математическое

лото»,

«Числовой

лабиринт», «Домино», «Четыре цвета», «Мозаика», «Догони меня».

Интерес к предмету у учащихся, и цель учителя достигнута! Повторили, закрепили

материал, творчески потрудились!

Если в пятом классе работа учеников осуществляется по карточкам учителя, то в

шестом классе ребята уже сами придумывают дидактические игры и используют их на

переменах.

Разнообразные

головоломки,

ребусы,

кроссворды,

составление

геометрических

узоров с помощью циркуля и линейки мной только приветствуются.

Игровая форма «Математическое лото» не отмирает и в 7-8 классах. Она часто

используется для устного счета на уроках геометрии. Ученик, выходя к доске, находит

правильный ответ и обосновывает свое решение.

Подобная форма опроса ребятам нравится и также побуждает к творчеству. Так,

например, при подготовке к одному из уроков, ученикам был предложен зашифрованный

3

3

1

1

2

2

30°

30°

В

А

С

50°

25°

25°

50°

75°

100°

чертеж. Обычный рисунок. Например, домик. Задание: найти все определения и теоремы,

спрятанные на чертеже. (Правил можно вспомнить множество, начиная от определения

отрезка, прямой, угла, треугольника и т. д., заканчивая

признаками параллельности

прямых,

свойствами

равнобедренного

треугольника,

формулами

площадей

геометрических фигур).

Учащимся этот процесс нравится. Они с удовольствием учат определения. Очень

гордятся тем, если аукцион определений заканчивается именно на них.

Наряду с игровыми моментами в 8 классе проходят и более серьезные уроки-поиски,

конкурсы «Юных математиков». (Например, кто предложит наиболее интересное или

менее известное доказательство теоремы Пифагора.)

К старшим классам учащиеся уже привыкают творить и поэтому нет необходимости

играть на уроках. Но тем не менее, ставить проблемные задачи перед учащимися и

задавать нетрадиционные вопросы просто необходимо.

Если

это

алгебра,

то

решать,

например,

уравнение

необходимо

обязательно

несколькими способами.

Если это геометрия, то как применяется в жизни то или иное правило. Здесь налицо

практическая направленность.

Ответить на вопросы: «Сколько различных плоскостей можно построить через две

точки? А через три точки, не лежащие на одной прямой?» можно легко и просто с

помощью…обычной двери! Дверь на шарнирах (две точки) можно открыть, приоткрыть,

призакрыть и т.д. (т.е. плоскостей бесконечное множество), но стоит лишь закрыть дверь

на замок (уже три точки) – дверь остается неподвижной (вот вам и аксиома стереометрии

о единственности плоскости, проходящей через три точки, не лежащие на одной прямой!).

Вопрос на засыпку: «Три мухи сидели на окне. Две из них улетели, но остались в комнате.

В скольких плоскостях они теперь находятся?» (В одной, т.к. через три точки, не лежащие

на одной прямой, можно провести одну и только одну плоскость.)

Существует множество других способов заинтересовать учащихся, дать возможность

полюбить математику.

Главная задача обучения математике – учить рассуждать, мыслить!

Я уверена, что при творческом подходе учителя и ученика цель будет достигнута!

Чтоб получать удовлетворение от собственного труда,

Творить с учениками будем хотя бы иногда!



В раздел образования