Автор: Горзей Елена Анатольевна
Должность: воспитатель I категории
Учебное заведение: МДОУ №131
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Влияние мелкой и общей моторики
на речь детей раннего возраста
Подготовила: Горзей Елена Анатольевна
г. Комсомольск – на- Амуре
1917г.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы,
не страдают нарушениями слуха или поражением нервной системы. В чем причина за-
держки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь – это степень речевого обще -
ния детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговари-
вайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он
продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости
от степени сформированной тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев
и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребен-
ка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и
повышает работоспособность коры головного мозга.
В работе по развитию речи детей раннего возраста надо решить следующие задачи:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью
детей;
- Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выде-
лив для нее оптимальное время;
- Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;
- Установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроиз-
ношения;
- Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занима-
тельную игру.
В начале года в группу приходят дети, большинство из которых не владеет тонкими
движениями пальцев рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный то-
нус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медли -
тельность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения:
пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких
упражнений замедлен. Например, наблюдая за детьми в начале учебного года, восемь из
десяти малышей могли захватить разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладо -
нью, а не двумя – тремя пальчиками. Во время игр силой заталкивали предметы в отвер -
стия или емкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук надо проводить во время
утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и по -
сле сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занима-
ется по 7-10 минут в день.
Упражнения нужно подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных
движений пальцами.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замеча -
тельные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко и художе -
ственно и понятно самым маленьким.
В работе ярко используются игры, которые являются синтезом поэтического слова
и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выра-
зительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение сло-
ва, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на
эмоциональном уровне.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они лег-
ко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью
стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильно-
го дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказы-
вают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление
на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с мат -
решками; игры с карандашами и крупой; «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр».
Малышу интересно закручивать и раскручивать, разбирать предметы на части и со-
бирать их снова. Наша задача – поддержать это стремление, организовать общения ребен -
ка с кем – либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь.
Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно, а что не-
льзя.
Девочкам больше нравится играть с куклами, которых можно укачивать в колясоч -
ке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, «печь» для них пирож -
ки из песка.
Для мальчиков особый интерес представляют машинки и строительство. Необходи-
мо показать детям, как использовать кубики и другие строительные материалы, начиная с
простейших построек. Позже они будут возводить башни, усложняя их новыми элемента -
ми, строить дома, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладеет двигательными
умениями и навыками. У него развивается координация движений, совершенствуется дея -
тельность артикуляционных органов; губ, языка, нижней челюсти.
К работе по развитию мелкой моторики надо относиться очень серьезно. Многие
мамы и бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в за -
стегивании пуговиц, кнопок, молний, потому что торопятся или считают своих малышей
маленькими.
На первый взгляд отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мел -
кой моторики, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют
ручную умелость. Приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребе-
нок продвигается в речевом развитии.
Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста должны заниматься и
родители. Работа эта разносторонняя и разнообразная. Она может вестись в трех направ-
лениях:
1.
Массаж, специальные игры и упражнения для развития мелких дви-
жений пальцев;
2.
Обучение умению целенаправленно управлять движениями в быто-
вых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам
семьи.
3.
Формирование мелкой моторики в специально созданных ситуациях,
с использованием настольных и подвижных игр, в изобретательной деятельности
(лепке и рисовании).
Советуем родителям учить ребенка манипулировать предметами - среди иг -
рушек обязательно должны быть пирамидки, матрешки, строительные материалы, машин-
ки, конструкторы.
В летнее время ребенку очень нравится копаться в песке и земле, поэтому у него
должен быть набор: лопатка, совочек, грабельки, лейка, ведерко. Взрослые должны пока-
зать, как правильно пользоваться предметами, при этом они должны давать конкретное за-
дание: взрыхлить землю, вскопать, прополоть, полить. Гуляя с ребенком в саду, во дворе
или на берегу водоема предоставьте ребенку возможность ближе познакомиться с песком,
глиной и водой. Ребенок должен научиться различать строительные материалы на ощупь.
Играя с детьми, нужно тренировать его: поместить в отдельные коробочки мелкий речной
песок, глину, щебенку, ракушки и попросить малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой
содержимое коробочки и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощуще-
ния, скажет, на что похоже, что он трогает, но не видит.
Зимой под рукой другой материал – снег. Перед ребенком открывается прекрасная
возможность для лепки снеговиков, метания снежков, постройки горок. Детей нужно
учить работать лопатой: разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки от снега,
ровнять горку, на снегу можно рисовать и писать палочками.
Советуем не упускать возможность познакомить сына или дочку с различными про-
дуктами, самим процессом приготовления пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис,
пшено, насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать, отливать,
подливать, переливать. Очень важно, чтобы ребенок научился держать ложку, вилку, само-
стоятельно размешивать сахар в чашке. Малышу доставит удовольствие раскатывать те -
сто, раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Это занятие полезно для разви -
тия мелкой моторики рук.
Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации дви-
жения детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприя-
тия, памяти, мышления, внимания. Воображения, а также на развитие речи и готовит к
овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьно-
го обучения.
Пальчиковые игры с детьми раннего возраста
«Сорока»
Сорока, сорока,
(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой)
Где была? Далеко?
Кашу варила, деток кормила:
Этому дала,
(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки)
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты печь не топил,
Ничего не получил.
«Идет коза рогатая»
(Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизи-
нец)
Идет коза бодатая,
Ножками - топ-топ!
(Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям)
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
(Хлопают в ладоши)
Того коза забодает, забодает.
«Оладушки»
Бабушка, бабушка
(Дети хлопают в ладоши.)
Испекла оладушки.
(Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках)
Один Машеньке,
Один Коленьке…
И т.д., перечисляя всех детей.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Поднимают раскрытую ладошку)
«Кулачки»
Кулачки сложили,
(Сложить кулачки обоих рук)
Кулачками били.
Тук-тук!
Тук-тук!
Тук-тук!
(Бьют кулачками)
«Дождик, дождик»
Дождик, дождик,
Кап да кап, кап…
Мокрые дорожки.
(Дети повернули ладошку кверху и указательным пальцем имитируют капельки до -
ждя и повторяют за взрослым: «Кап..»)
Все ровно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки.
«Лошадки»
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок.
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок
(Пальцы скачут по столу, повторяя текст за взрослым: «чок-чок, чок-чок»)
«Будем пальчики считать»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать.
(Дети загибают пальчики на левой руке)
Крепкие и дружные
Все такие нужные.
(Сжимают и разгибают кулачки)
На другой руке опять
Будем пальчики считать.
(Дети загибают пальчики на правой руке)
Пальчики быстрые
Хотя не очень чистые.
(Сжимают и разгибают кулачки)
«Бабочка»
Утром бабочка проснулась
(Плавные взмахи руками)
Потянулась,
(Движения выполнять по содержанию текста)
Улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
«Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(Ритмичное постукивание указательным пальчиком правой руки по левой ладошке)
Лисичке-сестричке,
(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
«Шарик»
А сейчас, детки,
Мы будем надувать шарик!
(Пальцы обеих рук детей собраны щепотью, соприкасаясь друг с другом)
Надул большой я шарик,
Укусил его комарик.
(Постепенно пальцы принимают другое положение – как будто руки держат мяч)
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
(Пальчики возвращаются в исходное положение. Игра повторяется еще раз)
«Цыпленок»
Желтый маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок,
По ладошке клювом бьет,
(Дети держат перед собой левую руку ладошкой вверх и тремя пальчиками правой
«сыплет» на «ладошку» зернышки)
Будто зернышки клюет.
(Дети постукивают по ладошке указательным пальцем – «цыпленок клюет зерныш-
ки». Руки могут меняться)
«Кто в кулачке?»
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок?
(Сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай!
(Выставить вперед большой палец)
«Котята»
Вы послушайте, ребята,
(Поднимаем вверх указательный пальчик)
Я хочу вам рассказать:
(Разворачиваем обе руки ладонями вверх)
Родились у нас котята -
(Гладим поочередно тыльную сторону ладоней обеих рук)
Их по счету ровно пять.
(Показываем все пять пальчиков сначала на левой, затем на правой руке)
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
(Прижимаем ладони к щекам и качаем головой)
Наконец мы их назвали:
(Хлопаем в ладоши)
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
(Сгибаем поочередно пальчики, начиная с большого)