Напоминание

"Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста"


Автор: Горзей Елена Анатольевна
Должность: воспитатель I категории
Учебное заведение: МДОУ №131
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Влияние мелкой и общей моторики

на речь детей раннего возраста

Подготовила: Горзей Елена Анатольевна

г. Комсомольск – на- Амуре

1917г.

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы,

не страдают нарушениями слуха или поражением нервной системы. В чем причина за-

держки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь – это степень речевого обще -

ния детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговари-

вайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он

продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости

от степени сформированной тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев

и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребен-

ка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и

повышает работоспособность коры головного мозга.

В работе по развитию речи детей раннего возраста надо решить следующие задачи:

- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью

детей;

- Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выде-

лив для нее оптимальное время;

- Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

- Установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроиз-

ношения;

- Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занима-

тельную игру.

В начале года в группу приходят дети, большинство из которых не владеет тонкими

движениями пальцев рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный то-

нус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медли -

тельность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения:

пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких

упражнений замедлен. Например, наблюдая за детьми в начале учебного года, восемь из

десяти малышей могли захватить разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладо -

нью, а не двумя – тремя пальчиками. Во время игр силой заталкивали предметы в отвер -

стия или емкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук надо проводить во время

утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и по -

сле сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занима-

ется по 7-10 минут в день.

Упражнения нужно подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных

движений пальцами.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замеча -

тельные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко и художе -

ственно и понятно самым маленьким.

В работе ярко используются игры, которые являются синтезом поэтического слова

и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выра-

зительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение сло-

ва, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на

эмоциональном уровне.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они лег-

ко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью

стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильно-

го дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказы-

вают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление

на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с мат -

решками; игры с карандашами и крупой; «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр».

Малышу интересно закручивать и раскручивать, разбирать предметы на части и со-

бирать их снова. Наша задача – поддержать это стремление, организовать общения ребен -

ка с кем – либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь.

Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно, а что не-

льзя.

Девочкам больше нравится играть с куклами, которых можно укачивать в колясоч -

ке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, «печь» для них пирож -

ки из песка.

Для мальчиков особый интерес представляют машинки и строительство. Необходи-

мо показать детям, как использовать кубики и другие строительные материалы, начиная с

простейших построек. Позже они будут возводить башни, усложняя их новыми элемента -

ми, строить дома, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладеет двигательными

умениями и навыками. У него развивается координация движений, совершенствуется дея -

тельность артикуляционных органов; губ, языка, нижней челюсти.

К работе по развитию мелкой моторики надо относиться очень серьезно. Многие

мамы и бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в за -

стегивании пуговиц, кнопок, молний, потому что торопятся или считают своих малышей

маленькими.

На первый взгляд отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мел -

кой моторики, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют

ручную умелость. Приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребе-

нок продвигается в речевом развитии.

Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста должны заниматься и

родители. Работа эта разносторонняя и разнообразная. Она может вестись в трех направ-

лениях:

1.

Массаж, специальные игры и упражнения для развития мелких дви-

жений пальцев;

2.

Обучение умению целенаправленно управлять движениями в быто-

вых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам

семьи.

3.

Формирование мелкой моторики в специально созданных ситуациях,

с использованием настольных и подвижных игр, в изобретательной деятельности

(лепке и рисовании).

Советуем родителям учить ребенка манипулировать предметами - среди иг -

рушек обязательно должны быть пирамидки, матрешки, строительные материалы, машин-

ки, конструкторы.

В летнее время ребенку очень нравится копаться в песке и земле, поэтому у него

должен быть набор: лопатка, совочек, грабельки, лейка, ведерко. Взрослые должны пока-

зать, как правильно пользоваться предметами, при этом они должны давать конкретное за-

дание: взрыхлить землю, вскопать, прополоть, полить. Гуляя с ребенком в саду, во дворе

или на берегу водоема предоставьте ребенку возможность ближе познакомиться с песком,

глиной и водой. Ребенок должен научиться различать строительные материалы на ощупь.

Играя с детьми, нужно тренировать его: поместить в отдельные коробочки мелкий речной

песок, глину, щебенку, ракушки и попросить малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой

содержимое коробочки и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощуще-

ния, скажет, на что похоже, что он трогает, но не видит.

Зимой под рукой другой материал – снег. Перед ребенком открывается прекрасная

возможность для лепки снеговиков, метания снежков, постройки горок. Детей нужно

учить работать лопатой: разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки от снега,

ровнять горку, на снегу можно рисовать и писать палочками.

Советуем не упускать возможность познакомить сына или дочку с различными про-

дуктами, самим процессом приготовления пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис,

пшено, насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать, отливать,

подливать, переливать. Очень важно, чтобы ребенок научился держать ложку, вилку, само-

стоятельно размешивать сахар в чашке. Малышу доставит удовольствие раскатывать те -

сто, раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Это занятие полезно для разви -

тия мелкой моторики рук.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации дви-

жения детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприя-

тия, памяти, мышления, внимания. Воображения, а также на развитие речи и готовит к

овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьно-

го обучения.

Пальчиковые игры с детьми раннего возраста

«Сорока»

Сорока, сорока,

(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой)

Где была? Далеко?

Кашу варила, деток кормила:

Этому дала,

(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки)

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

«Идет коза рогатая»

(Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизи-

нец)

Идет коза бодатая,

Ножками - топ-топ!

(Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям)

Глазками - хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

(Хлопают в ладоши)

Того коза забодает, забодает.

«Оладушки»

Бабушка, бабушка

(Дети хлопают в ладоши.)

Испекла оладушки.

(Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках)

Один Машеньке,

Один Коленьке…

И т.д., перечисляя всех детей.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Поднимают раскрытую ладошку)

«Кулачки»

Кулачки сложили,

(Сложить кулачки обоих рук)

Кулачками били.

Тук-тук!

Тук-тук!

Тук-тук!

(Бьют кулачками)

«Дождик, дождик»

Дождик, дождик,

Кап да кап, кап…

Мокрые дорожки.

(Дети повернули ладошку кверху и указательным пальцем имитируют капельки до -

ждя и повторяют за взрослым: «Кап..»)

Все ровно пойду гулять,

Пусть промокнут ножки.

«Лошадки»

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки

Чок-чок-чок.

Чок- чок-чок.

Скачет резвый табунок

(Пальцы скачут по столу, повторяя текст за взрослым: «чок-чок, чок-чок»)

«Будем пальчики считать»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать.

(Дети загибают пальчики на левой руке)

Крепкие и дружные

Все такие нужные.

(Сжимают и разгибают кулачки)

На другой руке опять

Будем пальчики считать.

(Дети загибают пальчики на правой руке)

Пальчики быстрые

Хотя не очень чистые.

(Сжимают и разгибают кулачки)

«Бабочка»

Утром бабочка проснулась

(Плавные взмахи руками)

Потянулась,

(Движения выполнять по содержанию текста)

Улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

«Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(Ритмичное постукивание указательным пальчиком правой руки по левой ладошке)

Лисичке-сестричке,

(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

«Шарик»

А сейчас, детки,

Мы будем надувать шарик!

(Пальцы обеих рук детей собраны щепотью, соприкасаясь друг с другом)

Надул большой я шарик,

Укусил его комарик.

(Постепенно пальцы принимают другое положение – как будто руки держат мяч)

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

(Пальчики возвращаются в исходное положение. Игра повторяется еще раз)

«Цыпленок»

Желтый маленький цыпленок

Кушать захотел спросонок,

По ладошке клювом бьет,

(Дети держат перед собой левую руку ладошкой вверх и тремя пальчиками правой

«сыплет» на «ладошку» зернышки)

Будто зернышки клюет.

(Дети постукивают по ладошке указательным пальцем – «цыпленок клюет зерныш-

ки». Руки могут меняться)

«Кто в кулачке?»

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

(Сжать пальцы в кулак)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай!

(Выставить вперед большой палец)

«Котята»

Вы послушайте, ребята,

(Поднимаем вверх указательный пальчик)

Я хочу вам рассказать:

(Разворачиваем обе руки ладонями вверх)

Родились у нас котята -

(Гладим поочередно тыльную сторону ладоней обеих рук)

Их по счету ровно пять.

(Показываем все пять пальчиков сначала на левой, затем на правой руке)

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

(Прижимаем ладони к щекам и качаем головой)

Наконец мы их назвали:

(Хлопаем в ладоши)

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

(Сгибаем поочередно пальчики, начиная с большого)



В раздел образования