Напоминание

формирование социальной активности дошкольников при использовании дидактических игр


Автор: Серегина Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное Образовательное Дошкольное Учреждение "Крепыш"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: формирование социальной активности дошкольников при использовании дидактических игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование социальной активности дошкольников при

использовании дидактических игр»

Консультация для педагогов.

Подготовила воспитатель:

Серегина И.П.

В дошкольной педагогике под социальной активностью понимается такая её

совокупность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка:

Умственной - в потребности в приобретении новых знаний; умений

рационально и самостоятельно использовать знания при решении

умственных задач (находить характерные признаки в предметах и явлениях

окружающего мира, классифицировать предметы по определенным

признакам, делать правильные выводы, умозаключения); проявлении

смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности.

Двигательной - в стремлении к выполнению игровых действий (поиск

предметов, соревнование в беге, прыжках, имитация трудовых действий), в

целенаправленных действий с дидактическим материалом;

Трудовой - в интересе к труду взрослых, механизмам и машинам;

потребности и готовности трудиться; желании понять в игре роли разных

профессий; помощи в труде старшим.

Эстетической - в понимании и оценке красоты предметов и явлений.

Нравственной - в проявлении любви к родному краю, доброжелательности в

общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии,

сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи, бережном отношении к

предметам, игровому материалу, потребности следовать правилам поведения.

Коммуникативной - в желании обмениваться со сверстниками знаниями,

умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе

дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

Структура дидактической игры, её задачи, игровые правила и игровые

действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств

социальной активности.

В дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое

поведение и действия.

Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для

каждой характерны определенные проявления детской активности. Значение

этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности

игры.

Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть,

активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес

к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.

Например, воспитатель обращается к детям: « Вова, хочешь поиграть в эту

игру?», « Ребята, хотите поиграть в новую игру?»; « Дети, вспомните, в какую

игру мы вчера играли. Правильно, она называется « Магазин спортивных

товаров». Давайте сегодня опять поиграем в неё. Воспитание желания играть

со сверстниками - важный момент в формировании социальной активности.

Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества:

товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество и др.

На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и

действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств,

как честность, целеустремленность, настойчивость, способность

преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но

и успеху товарищей.

На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет

творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнять

действия, содержащиеся в игре: угадывать, найти, спрятать, изобразить,

подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить

смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.

Ребенок, усвоивший игру, должен стать и её организатором, и её активным

участником. С таким ребенком другие дети охотно вступают в игру.

Например, на вопрос педагога; « Почему ты любишь играть с Витей?» -

ребята часто отвечают: « Потому что он хорошо играет»; « Потому что с ним

интересно», « Потому что он умеет играть».

Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи.

На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное

ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй

стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как

равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо

оценить поведение в игре. На третьей стадии роль педагога заключается в

оценке детского творчества при решении игровых задач. Объективная, но

обязательно доброжелательная оценка педагога является необходимым

условием эффективности дидактических игр. Актуальной проблемой в

настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности

в работе детского сада и школы, так как возрастные особенности

дошкольников и учеников первых классов школы имеют большое сходство.

В работе по формированию личности в детском саду и школе важно

устанавливать преемственность не только по содержанию обучения и

воспитания, но и по формам, методам и приемам обучения. Широкое

использование игрового метода, в частности различных видов дидактических

игр, в обучении и в воспитании, как в детском саду, так и в начальных

классах школы, по сравнению с другими методами (например, словестными,

наглядными), имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в

жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она

является естественным состоянием, потребностью детского организма,

средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот

положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы

протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности

ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества,

но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает

наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Огромное

значение имеет содержание дидактических игр. Как в детском саду, так и в

школе имеются большие возможности в разработке, создании новых,

варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя,

кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет

усложнить их по мере развития у детей психических процессов: воли,

памяти, произвольного внимания и др.

Дидактические игры можно использовать как в процессе организованного

обучения на занятиях, так и вне их - на участке детского сада.



В раздел образования