Автор: Серегина Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное Образовательное Дошкольное Учреждение "Крепыш"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: формирование социальной активности дошкольников при использовании дидактических игр
Раздел: дошкольное образование
«Формирование социальной активности дошкольников при
использовании дидактических игр»
Консультация для педагогов.
Подготовила воспитатель:
Серегина И.П.
В дошкольной педагогике под социальной активностью понимается такая её
совокупность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка:
Умственной - в потребности в приобретении новых знаний; умений
рационально и самостоятельно использовать знания при решении
умственных задач (находить характерные признаки в предметах и явлениях
окружающего мира, классифицировать предметы по определенным
признакам, делать правильные выводы, умозаключения); проявлении
смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности.
Двигательной - в стремлении к выполнению игровых действий (поиск
предметов, соревнование в беге, прыжках, имитация трудовых действий), в
целенаправленных действий с дидактическим материалом;
Трудовой - в интересе к труду взрослых, механизмам и машинам;
потребности и готовности трудиться; желании понять в игре роли разных
профессий; помощи в труде старшим.
Эстетической - в понимании и оценке красоты предметов и явлений.
Нравственной - в проявлении любви к родному краю, доброжелательности в
общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии,
сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи, бережном отношении к
предметам, игровому материалу, потребности следовать правилам поведения.
Коммуникативной - в желании обмениваться со сверстниками знаниями,
умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе
дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
Структура дидактической игры, её задачи, игровые правила и игровые
действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств
социальной активности.
В дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое
поведение и действия.
Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для
каждой характерны определенные проявления детской активности. Значение
этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности
игры.
Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть,
активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес
к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.
Например, воспитатель обращается к детям: « Вова, хочешь поиграть в эту
игру?», « Ребята, хотите поиграть в новую игру?»; « Дети, вспомните, в какую
игру мы вчера играли. Правильно, она называется « Магазин спортивных
товаров». Давайте сегодня опять поиграем в неё. Воспитание желания играть
со сверстниками - важный момент в формировании социальной активности.
Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества:
товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество и др.
На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и
действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств,
как честность, целеустремленность, настойчивость, способность
преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но
и успеху товарищей.
На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет
творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнять
действия, содержащиеся в игре: угадывать, найти, спрятать, изобразить,
подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить
смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.
Ребенок, усвоивший игру, должен стать и её организатором, и её активным
участником. С таким ребенком другие дети охотно вступают в игру.
Например, на вопрос педагога; « Почему ты любишь играть с Витей?» -
ребята часто отвечают: « Потому что он хорошо играет»; « Потому что с ним
интересно», « Потому что он умеет играть».
Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи.
На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное
ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй
стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как
равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо
оценить поведение в игре. На третьей стадии роль педагога заключается в
оценке детского творчества при решении игровых задач. Объективная, но
обязательно доброжелательная оценка педагога является необходимым
условием эффективности дидактических игр. Актуальной проблемой в
настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности
в работе детского сада и школы, так как возрастные особенности
дошкольников и учеников первых классов школы имеют большое сходство.
В работе по формированию личности в детском саду и школе важно
устанавливать преемственность не только по содержанию обучения и
воспитания, но и по формам, методам и приемам обучения. Широкое
использование игрового метода, в частности различных видов дидактических
игр, в обучении и в воспитании, как в детском саду, так и в начальных
классах школы, по сравнению с другими методами (например, словестными,
наглядными), имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в
жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она
является естественным состоянием, потребностью детского организма,
средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот
положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы
протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности
ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества,
но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает
наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Огромное
значение имеет содержание дидактических игр. Как в детском саду, так и в
школе имеются большие возможности в разработке, создании новых,
варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя,
кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет
усложнить их по мере развития у детей психических процессов: воли,
памяти, произвольного внимания и др.
Дидактические игры можно использовать как в процессе организованного
обучения на занятиях, так и вне их - на участке детского сада.