Автор: Новикова Людмила Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ комбинированного вида детский сад № 6
Населённый пункт: пгт Вахруши, Слободской район, Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Знакомство детей с творчеством Е.И. Чарушина"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад № 6
пгт Вахруши, Слободского района, Кировской области
Информационно – практико-ориентированный проект
«Знакомство детей с творчеством Е.И. Чарушина»
Воспитатель: Новикова Людмила Валерьевна
2017г.
Тема проекта: «Знакомство детей с творчеством Е.И. Чарушина»
Актуальность:
Какие они наши современные дети? Чем они увлечены, чем занимаются
дома, в какие игры играют? Отличаются ли они от детей, которые росли 20
-30
лет
назад?
Конечно.
Современные
дети
совсем
другие.
Они
более
активные, раскрепощенные, но и более жестокие и агрессивные, т.к. их с
самого рождения окружает много негативного. Мало видят доброты, заботы и
сочувствия. Раньше, когда не было компьютеров, мобильных телефонов, дети
читали книги, общались друг с другом, с природой, любили и ухаживали за
животными.
У
современных
же
детей
любимые
занятия
-
компьютер,
телевизор
и
телефоны.
С
самого
раннего
детства
ребенка
манит
и
притягивает к себе реклама, непонятные мультфильмы, компьютерные игры,
которые
ничего
полезного
и
познавательного
не
дают
ребенку.
Детей
привлекают фильмы, боевики, ужастики, в которых привлекает динамика
сюжета, трюки, спец. эффекты; программы новостей, в которых сообщается о
насилии, терроризме, жестокости. Очень мало показывается познавательных
телепередач. А мультфильмы? Их герои – это глупые, непонятные существа,
которые нравятся современным детям. Игра на компьютере. Во что играют
наши дети? Словами детей - это «гонки, стрелялки, убивалки». Покупают ли
родители развивающие игры детям? Очень редко. Родителям нравится, что их
ребенок на какое-то время занят, не важно чем, лишь бы не мешался под
ногами. А знакомят ли родители своих детей с произведениями А. Барто, Е.
Чарушина, М. Пришвина? Прививают ли через эти произведения любовь к
животным, родной природе. Я уверена, что нет. И в этом я увидела большую
проблему, которая состоит в том, что у современных детей отмечается
нежелание слушать и читать книги о животных.
Участники
проекта:
воспитанники
МКДОУ
детский
сад
№6
средней
группы, воспитатели, родители
Вид проекта: информационно – практико - ориентированный краткосрочный
Цель проекта:
Познакомить детей с жизнью и творчеством Е.И.Чарушина.
Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви
к животным посредством произведений писателя.
Задачи проекта:
Познакомить с творчеством Е.И. Чарушина, его творческой манерой.
Развивать
любознательность,
наблюдательность,
мыслительные
процессы и речь;
Формировать
у
детей
эмоционально
–
образное
восприятие
произведений через художественное описание образов.
Создавать условия для поисково - исследовательской деятельности.
Расширять представления родителей о детской литературе.
Приобщать
родителей
к
семейному
чтению
литературных
произведений.
Воспитывать интерес к творчеству Чарушина, желание подражать ему в
своей самостоятельной изобразительной деятельности.
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование
Конкурс поделок из природного материала «Друзья наши меньшие»
Оформление
информационных стендов: «Жизнь Е.И.Чарушина»,
«Иллюстрации художника Е.И.Чарушина завораживают и умиляют»
Создание вместе с детьми и родителями мини-музея «Собака – друг
человека»
«Круглый стол»
Составление кроссвордов
Литературная викторина
Методическая литература:
1.
«Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5 -7
лет» Комарова Т.С, Зацепина М.Б.
2.
«Экология в старшей группе» Волчкова В.Н, Степанова Н.В.
3.
« Дидактические игры в детском саду» Бондаренко А.Н.
4.
«Что можно сделать из природного материала» Гульянц Э.К., Базик
И.Я.
Этапы проекта:
Первый
этап
–
подготовительный,
на
котором
проводилось
анкетирование родителей, выявлялось, читают ли детям книги, какие. Что
знают
они
о
Е.И.Чарушине.
На
«
круглом
столе»
обсуждались
цели,
задачи,
условия
необходимые
для
реализации
проекта.
Все
участники
«круглого
стола»
подбирали
материал
для
создания
условий
при
реализации проекта. На первом этапе подбирались книги Е.И. Чарушина,
литература о жизни и творчестве писателя, фотографии для фотовыставки
«Я и мое любимое животное», картинки и иллюстрации о животных,
игрушки и сувениры для создания мини-музея.
Второй этап – основной.
На
данном
этапе
осуществлялась
реализация
основных
видов
деятельности
по
всем
направлениям
проекта.
Все
виды
деятельности
можно
поделить
на
значимые
для
достижения
целей
проекта
и
второстепенные. Наиболее значимые виды деятельности:
Познавательная
Поисково-исследовательская
Экологическая
Игровая
Изобразительная
Наглядно-агитационная
Речевая
Взаимодействие с родителями
Второстепенные:
Театрализованная
Трудовая
Творческая
Самостоятельная художественная
Вся деятельность построена в логической последовательности, которая
началась с чтения детям произведений Е.И.Чарушина,их пересказывании,
знакомство
с
Е.И.Чарушиным
–
художником.
Вместе
с
детьми
составлялась
картотека
загадок,
народных
примет
о
животных,
оформлялся
книжный
уголок,
с
детьми
проводилась
непосредственно
образовательная деятельность по художественному творчеству. На основе
этого,
вместе
с
детьми
создавались
альбомы
о
домашних
и
диких
животных. Проводились различные игры: подвижные, сюжетно-ролевые,
настольно – печатные, где главными героями выступали животные.
Третий этап – подведение итогов.
Обработка практических и методических материалов, обобщение
материалов проекта.
Оформление
выставки
работ
по
изодеятельности,
поделок
из
природного материала «Друзья наши меньшие».
Оформление фото выставки «Я и мое любимое животное»
Принципы работы над проектом:
Доступность
Индивидуальная направленность
Самостоятельная деятельность
Наглядность
Связь теории с практикой
Прочность
усвоения
знаний
(за
счет
подбора
интересного
и
разнообразного материала)
Мотивация (поддержание у детей интереса на протяжении всего
проекта)
Воспитание
творчески
мыслящей
личности
достигалось
за
счет
сотрудничества
взрослого
и
ребенка.
В
ходе
проекта
использовались
следующие формы совместной деятельности:
Беседы
Наблюдения
Непосредственно-образовательная деятельность
Чтение произведений
Поисковая деятельность
Рассматривание книг и иллюстраций
Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
Вечер загадок
Литературная викторина
Игра драматизация
Работа
над
проектом,
помимо
основной
проблемы
–
темы
проекта,
позволила решить еще ряд других задач:
Воспитание самостоятельности, активности, коллективизма.
Воспитание уважения чужого мнения и свободы выбора.
Развитие творческой мысли, пытливости, любознательности.
Новизной моего проекта является то, что я привела в систему работу по
ознакомлению
детей
с
творчеством
Е.И.
Чарушина.
Составила
ее
в
логической последовательности, которая позволяет использовать проект в
работе
воспитателя.
Этот
проект
интересен
детям,
т.к.
охвачен
разнообразными видами деятельности, используется много наглядности.
По такому принципу можно составить проект по ознакомлению детей с
другими писателями, художниками. Проект позволяет
в полной мере
осуществлять преемственность между детским садом и семьей.
Таким образом, в результате проделанной работы мы достигли следующих
результатов:
Дети
познакомились
с
жизнью
и
творчеством
писателя
Е.И.
Чарушина.
Создали в группе необходимые условия для реализации проекта.
Углубили знания о животном мире, повадках животных, жизни в
природе
Приобщили родителей к домашнему чтению.
Воспитали в детях более бережное отношение к миру природы.
Побудили
детей
и
родителей
о суще ствлять
п о и с ко в о -
исследовательскую деятельность.