Использование проектной технологии на уроках английского языка
Автор: Бухтоярова Ирина Михайловна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОУ "Рудногорская СОШ" Населённый пункт: г. Рудногорск Наименование материала: статья Тема: Использование проектной технологии на уроках английского языка Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рудногорская средняя школа
«Использование проектной технологии на
уроках английского языка»
Автор:
Бухтоярова Ирина Михайловна,
учитель английского языка
2016 г.
2
Метод проектов
1.
Метод
проектов
-
это
способ
достижения
дидактической
цели
через
детальную
разработку
проблемы,
которая
должна
завершиться
вполне
реальным , практическим результатом.
Совместная
работа
над
проектом
позволяет
каждому
не
только
выполнять
посильное
для
него
задание,
но
и
учиться
навыкам
совместного
труда
в
коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его
точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое “я”,
рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то
интересна и интересен ты сам как личность. Здесь мы уже видим проявление “
Я-фактора”, волевой саморегуляции, избирательности личности.
Работа
над
проектами
развивает
воображение,
фантазию,
творческое
мышление,
самостоятельность
и
другие
личностные
качества.
Резервы
развивающего
обучения
раскрываются
наиболее
плотно,
если
этому
способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное
поведение как речевого партнера и старшего помощника.
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В
последнем
случае
участникам
совместного
проекта
следует
помочь
распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого
участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя,
продолжается
дома,
а
презентация
проекта
осуществляется
на
следующем
уроке.
Важно
организовать
работу
над
проектом,
создав
максимально
благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала
участников.
Особое
внимание
следует
уделить
презентации
проекта,
которая
должна
осуществляться, как правило, на уроке на английском языке. При работе над
первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в
качестве примера. Если в параллели несколько классов, можно организовать
выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других
классов, учителя, родители.
Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные
методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации,
создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети
учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого
ребенка.
Метод
проектов
может
использоваться
при
обучении
английскому
языку
в
рамках программного материала практической значимости для школьника.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при
обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при
организации
его
практического
применения
этот
метод
очень
эффективен.
Особенно
привлекательным
для
меня
является
тот
факт,
что
проектное
обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно
также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в
сотрудничестве
воспитывает
в
них
такие
нравственные
ценности,
как
3
взаимопомощь,
желание
и
умение
сопереживать;
формируются
творческие
способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения
и воспитания.
Метод
проектов
формирует
и
совершенствует
общую
культуру
общения
и
социального
поведения
в
целом
и
приводит
учеников
к
практическому
владению иностранным языком.
Метод
проектов
является
составной
частью
обучения
английскому
языку
школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из
главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной
проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их
на
активное
творческое
усвоение
материала,
умение
логично
мыслить
и
оперативно принимать самостоятельно решения.
2. Причины популярности метода проектов
Причин популярности метода проектов несколько:
¾ Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний,
сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться
приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических
задач;
¾
Актуальность
приобретения
коммуникативных
навыков
и
умений,
т.
е.
умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли
(лидера, исполнителя…);
¾
Актуальность
широких
человеческих
контактов,
знакомства
с
разными
культурами, различными точками зрения на одну проблему;
¾ Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими
методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать
с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Как показывает опыт работы, уроки, посвященные страноведческой тематике,
способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету “иностранный
язык”, совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению
учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к
таким
урокам
повторяется
страноведческий
материал
предыдущих
лет
обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию
о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.
3. Структурирование проектов
Мы знаем, что такое метод проектов, что такое проект, в чем его суть. Метод
проектов можно применять как в обычном классе в виде самостоятельной
индивидуальной,
групповой
работы
учащихся
в
течение
различного
по
продолжительности времени, так и с использованием современных средств
информационных технологий, в частности, компьютерных.
Какие бывают проекты и как их следует структурировать? Это чрезвычайно
важно не только для общего пони мания проблемы, но также и для того, чтобы
4
вы,
разрабатывая
проект
вместе
со
своими
учениками,
готовясь
к
нему,
подбирая необходимые материалы, могли четко осознавать его особенности и
соответственно
планировать
работу.
Поэтому,
приступая
к
работе
над
проектами, важно ознакомиться с типологией проектов.
Метод
проектов,
обучение
в
сотрудничестве
находят
все
большее
распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому
несколько, и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным
образом в сфере социальной;
- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний,.
сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться
приобретенными
знаниями
для
решения,
новых
познавательных
и
практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, то есть
умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли
(лидера, исполнителя, посредника и другое);
-
актуальность
широких
человеческих
контактов,
знакомства
с
разными
культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими
методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать
с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Проектный
метод
в
школьном
образовании
рассматривается
как
некая
альтернатива классно-урочной системе. Деятельность учащихся. направлена на
стремление
к
самообучению
и
самосовершенствованию
через
активные
способы
действия.
В
курсе
иностранного
языка
метод
проекта
может
использоваться в рамках программного материала практически по любой теме,
поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для
ученика (человек и его окружение “Моя школа”, “Моя страна” “Мой город” и
т.д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе
проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не
только
знания
языка,
но
и
владение
большим
объёмом
разнообразных
предметных знаний. Дети должны владеть определёнными интеллектуальными,
творческими и коммуникативными умениями. Меняется и роль учащихся в
учении, т.е. они становятся активными участниками процесса. Так как метод
проекта предполагает при реализации соблюдение определённого алгоритма и
сочетания различных видов деятельности, таким образом, на разных этапах
осуществления
проекта
выполняется
соответствующий
элемент
проектной
деятельности. Рассмотрим этот алгоритм работы. Возьмём тему: “Россия на
первый взгляд”. Так как тема очень объёмная, разбиваем её на несколько подтем
:
5
Какие бывают проекты:
Исследовательские
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей,
актуальности
предмета
исследования
для
всех
участников,
социальной
значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных
работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены
логике
исследования
и
имеют
структуру,
приближенную
или
полностью
совпадающую
с
подлинным
научным
исследованием:
аргументация
актуальности
принятой
для
исследования
темы,
определение
проблемы
исследования,
его
предмета
и
объекта,
обозначение
задач
исследования
в
последовательности
принятой
логики,
определение
методов
исследования,
источников информации, определение методологии исследования, выдвижение
гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том
числе
экспериментальных,
опытных,
обсуждение
полученных
результатов,
выводы, оформление результатов исследования, обозначение Новых проблем на
дальнейший ход исследования.
Tворческие
Такие проекты, как правило, . не имеют детально проработанной структуры
совместной
деятельности
участников,
она
только
намечается
и
далее
развивается,
подчиняясь
жанру
конечного
результата,
обусловленной
этим
жанром
и
принятой
группой
логике
совместной
деятельности,
интересам
участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых
результатах
и
форме
их
представления
(совместной
газете,
сочинении,
видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции). Однако
6
оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде
сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения,
статьи, репортажа и прочее., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и
тому подобное.
Приключенческие, игровые
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до
окончания
проекта.
Участники
принимают
на
себя
определенные
роли,
обусловленные
характером
и
содержанием
проекта.
Это
могут
быть
литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные
или
деловые
отношения,
Осложняемые
придуманными
участниками
ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а
могут
вырисовываться
лишь
к
его
концу.
Степень
творчества
здесь
очень
высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-
игровая, приключенческая.
Информационные проекты
Этот
тип
проектов
изначально
направлен
на
сбор
информации
о
каком-то
объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее
анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие
проекты
так
же,
как
и
исследовательские,
требуют
хорошо
продуманной
структуры,
возможности
систематической
коррекции
по
ходу
работы
над
проектом.
Структура
такого
проекта
может
быть
обозначена
следующим
образом.
При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод
проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый
ученик
вовлечен
в
активный
познавательный
процесс
на
основе
методики
сотрудничества. Я применяю методику проектного обучения для обобщений
знаний и умений по пройденной теме, то есть защита проектов, как правило,
происходит на последних уроках изучаемой темы или раздела.
Основными целями проектной методики на уроках английского языка -
формирование системы знаний по изученной теме и умение применять их на
практике; развитие
самостоятельного
мышления
учащегося. Так
как
проектная
методика
характеризуется
высокой
коммуникативностью
и
предполагает, что учащиеся будут выражать свое мнение на английском языке,
то
одной
из
задач
про ектной
деятельно сти,
являет ся развитие
коммуникативных умений. Кроме этого учащимся необходимо самостоятельно
найти и выбрать интересную информацию по теме проекта, а также интересно
и
структурировано
защитить
проект, поэтому задачи
по
развитию
информационных и учебных умений также являются важнейшими.
7
I этап. Начинание или целеполагание, подготовка.
В реальной практике
мы
с
учащимися
работаем
над
информационными проектами, в
которых
они собирают
информацию
по
данной проблеме, теме и с помощью различных презентаций защищают свой
проект.
Работа над любым проектом, в частности над информационным делится на
несколько этапов.
Деятельность
учащихся.
Выявляют проблемы.
Обсуждают задание.
Уточняют информацию.
Деятельность учителя.
О б ъ я с н я е т
ц е л и
проекта,
мотивирует уч-ся,
наблюдает.
Подготовка к проекту.
Сначала
я
продумываю систему
коммуникативных
упражнений,
которые
помогут
обеспечить
развитие речевого уровня учащихся. Учащиеся должны
свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы,
перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов и защищать
свой проект. Я определяю несколько ситуаций, позволяющих выявить одну
или
несколько проблем п о обсуждаемой тематике.
Это
происходит
на
первых уроках изучения определенной темы, поэтому у участников проекта
есть 3, 4 недели, чтобы подготовить проект.
II этап. Планирование.
Деятельность
учащихся.
Формируют задачи.
Уточняют информацию.
Выбирают
и
обосновывают
свои
критерии
успеха.
Деятельность учителя.
Помогает.
Наблюдает.
Организация участников проекта.
Затем формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача.
Распределяя
обязанности,
учитываются
склонности
учащихся
к
логичным
рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
III этап. Принятие решения
8
(Исследование. Выбор методов проверки
принятых решений.)
Деятельность
учащихся.
Работают с информацией.
Выполняют
исследования.
Деятельность учителя.
Наблюдает.
Консультирует.
IV этап. Выполнение.
Деятельность учащихся.
Оформляют проект.
Выполняют исследование.
Работают над проектом.
Деятельность учителя.
Направляет
процесс
,
если
это
необходимо.
Наблюдает.
Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением
этой
информации,
и
ее
документированием,
выбором
способов
реализации
проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.).
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи
со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу
ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
Совершенствуются
сформированные
ранее
навыки
иноязычного
общения
и
закладываются
основы
будущих
самостоятельных
высказываний
учеников.
Умение работать с информацией развивается через использование различных
источников (книги, Интернет, другие люди), учащиеся вынуждены искать и
отбирать необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать
свое мнение.
В 7-м
классе мы также применяем метод проектов. Очень
интересные и познавательные проекты были по темам: « Праздники и обычаи в
России
и
Великобритании».
Часто
дети
задают
такие
вопросы «Почему
Рождество настолько популярно в Великобритании, что британцы забывают про
празднование Нового года, в то время как у нас это самый популярный зимний
праздник? Почему праздник Хеллуин возник в России относительно недавно, а
в
Великобритании
празднуется
давно.
Всё
это
навело
на
мысль
о
необходимости организовать проект по темам: « Праздники и обычаи в России
и Великобритании». Я разделила учащихся на 2 группы и дала им по одной
теме « Рождество» и «Хэллоуин». Над каждым проектом работали по 5 человек.
Кто-то составлял презентацию, кто-то искал интересную информацию. В целом
ребятам было интересно и весело. Этот проект они готовили около 1 недели.
9
Корректировка проекта.
Учитель и учащиеся просматривают выбранные материал, перестраивают его,
делают акценты на наиболее интересной и необходимой информации. Также
учитель помогает правильно организовать мысли учащихся.
V этап. Оценка результатов.
Деятельность
учащихся.
Участвуют
в
коллективном
самоанализе
и
самооценке.
Деятельность учителя.
Направляет процесс, если это необходимо.
Наблюдает.
Результаты очевидны: проектная методика не только дает возможность
учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их
общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать
необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного
творчества,
но
и
индивидуальных
талантов
и
способностей
учащихся.
Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной
жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук»
то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка.
Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время
дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в
работе,
могу
использовать
различные
способы
поощрения
учащихся.
Я,
конечно, ставлю им дополнительные оценки «5»!
VI этап. Защита проекта.
Деятельность
учащихся.
Защищают проект
Участвуют
в
коллективной
оценке
результатов
проекта.
Деятельность учителя.
Участвуют
в
коллективной
оценке
результатов
проекта
Важное правило: каждый этап проекта должен иметь свой конкретный продукт.
После каждого урока (тренинга лексики, работы с текстом, высказываний и т.д.)
учащиеся отправляют в свою “копилку” необходимую информацию.
В
соответствии
с
первым
признаком
доминирующего
метода
-
различают
следующие типы проектов.
Презентация проекта.
Затем
происходит защита
проектной
работы.
Весь
отработанный,
оформленный
материал
надо
представить
одноклассникам,
защитить
свой
проект. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе,
10
образуя выставку, монтаж. У нас учащийся, как правило, демонстрирует свою
презентацию,
при
этом высказывает свою
точку
зрения
по
определенной
проблеме, аргументирует ее, отвечает на вопросы.
Подведение итогов проектной работы.
Итак,
проектная
форма
работы
является
одной
из
актуальных
технологий,
позволяющих
учащимся
применить
накопленные
знания
по
предмету.
Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт
от
практического
его
использования,
учатся
слушать
иноязычную
речь
и
слышать,
понимать
друг
друга
при
защите
проектов.
Дети
работают
со
справочной
литературой,
словарями,
компьютером,
тем
самым
создаётся
возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение
я з ы к а
т о л ь к о
с
п о м о щ ь ю
у ч е б н и к а
н а
у р о к е
в
к л а с с е .
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под
руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для
этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом
предметных
знаний,
владение
творческими,
коммуникативными
и
интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов
может использоваться в рамках программного материала практически по любой
теме.
Работа
над
проектами
развивает
воображение,
фантазию,
творческое
мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Истина, добытая
путем
собственного
напряжения
усилий,
имеет
огромную
познавательную
ценность.
Заключение.
Используя проектную методику на уроках английского языка, я могу сделать
выводы :
1 Метод проектов - один из самых перспективных направлений, который учит
логически мыслить, отбирать материал, систематизировать его.
2 Метод проектов готовит учащихся в жизнь.
3 Ученик выступает в роли субъекта учебной деятельности.
Учитель как помощник и консультант.
4 Метод проектов –эффективен, так как ученик может показать свои сильные
стороны,«слабого»
можно
подключить
к
«сильному»,
учитель
имеет
возможность задействовать всех учащихся.
Считаю, что главное достоинство метода проектов на уроках иностранного
языка
в
том,
что
он
позволяет
сформировать
у
учащихся
речевую,
лингвистическую, страноведческую и социокультурную компетенцию.
При работе в группах снимаются психологические барьеры
Теоретическая
значимость
метода
проектов
в
том,
что
он
позволяет
проектировать различные внеурочные мероприятия.
Метод проектов затрагивает эмоциональную сферу учащихся, благодаря чему
усиливается мотивация при изучении иностранного языка, развивается интерес
к
коммуникативной
сфере
общения,
самостоятельность
и
активность,
повышается качество знания.
11
Разработанный материал по методу проектов можно использовать в работе
кружков и факультативов.
Список литературы:
1.
Мартьянова
Г.
М.
Использование
проектных
заданий
на
уроках
иностранного языка. Иностранные языки в школе№5, 1999г.
2.
Кочетурова
Н.
А.
«Метод
проектов
в
обучении
иностранному
языку».
Материалы
Региональной
Научно-практической
конференции
“Английский
язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
3.
Душеина
Т.
В.
Проектная
методика
на
уроках
иностранного
языка.
Иностранные языки в школе-№5, 2003г.
4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
2005.
5. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы.
Дайджест журнала “Методист”- Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э. М.Никишин. –
М.: АМК и ПРО, 2004.
6. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные
языки в школе - № № 2, 3 , 2000 г.
7.
Полат
Е.
С
Новые
педагогические
и
информационные
технологии/
Москва,1999
8. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; под ред. Полат
Е.
С.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
9. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,
2005.
10. Полат
Е.
С.,
Бухаркина
М.
Ю.
Современные
педагогические
и
информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М.:
Издательский центр «Академия», 2007.