Напоминание

Практика подготовки педагога на основе взаимосвязи психолого-педагогических и специальных дисциплин"


Автор: Цветикова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Колледж народного хозяйства и природообустройства"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Практика подготовки педагога на основе взаимосвязи психолого-педагогических и специальных дисциплин"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Практика подготовки педагога на основе взаимосвязи психолого-

педагогических и специальных дисциплин»

Подготовил преподаватель

общегуманитарных дисциплин

ФГОУ СПО «Калужский

гидромелиоративный техникум»

Цветикова Т.В.

Москва

2011

Введение.

Содержание педагогической мысли на протяжении веков менялось в

зависимости от потребностей эпохи, но особая роль в его формировании всегда

отводилась преподавателю.

В средневековых учебных заведениях образование было пропитано духом

религиозности.

Педагогом в таких условиях могли быть только представители духовенства.

В

эпоху

Просвещения

основой

проверки

теоретических

знаний

становится

эксперимент.

Занятия подобного характера могли проводить, как правило, ученые: физики,

химики, астрономы и т.д.

В советской школе уделялось внимание идеологической зрелости педагога,

способного

воспитать

полноценного

гражданина

Советского

Союза,

независимо от вида учебной дисциплины.

В начале 90-х годов ХХ в. в связи с переворотом в экономической и

общественно-политической жизни стала меняться и сфера образования. На

ученика и студента стали смотреть не как на материал, из которого можно

создать

любой

предмет,

как

на

личность

с

индивидуальными

чертами

и

способностями, которые неповторимы в природе.

В данном ключе от преподавателя стали требовать реализации в процессе

образования

двух основных задач: подготовить грамотного специалиста в

определенной

сфере

народного

хозяйства

и

сформировать

полноценную

личность, являющуюся образцом культурных и

нравственных ценностей своей эпохи.

Изменение концепций образования, характерных для предыдущих эпох,

приводят к модификации роли педагога в учебном процессе: он должен стать в

глазах воспитанников не только компетентным специалистом в определенной

сфере

научных

знаний,

но

и

тонким

психологом,

способным

разглядеть

в

каждом подопечном его уникальность и ценность.

Для оказания педагогам помощи в построении новых образовательных

моделей появляются многочисленные исследования психолого-педагогического

характера. Одни из них делают акцент на применении личностного подхода при

обучении;

другие

считают

необходимым

для

педагогов

вводить

систематический мониторинг знаний у своих учеников или студентов, полагая,

что назначение образование — это формирование компетентного специалиста;

наконец, третья группа ученых считает целесообразным сочетать в учебном

процессе реализацию двух направлений сразу, например, через использование

бинарных связей учебных дисциплин.

Несмотря

на

представленные

различия

в

подходах

специалистов

к

направленности современного образовательного процесса, любой ученый не

отрицает,

что

необходимо

обеспечить

его

оптимизацию

к

изменяющимися

условиям окружающей действительности.

Гений современного педагога заключается в его способности не только

ориентироваться

в

научной

среде,

знать

личностные

наклонности

своих

учеников

и

студентов,

но

иметь

желание

постоянно

работать

над

своим

внутренним совершенствованием как преподавателя и человека.

Сама по себе тема, рассматривающая психолого-педагогическую и научную

составляющую роли преподавателя в учебной деятельности является весьма

интересной для исследования и неисчерпаемой. Она охватывает и проблему

становления личности обучающихся; и формирование у них познавательных

способностей;

показывает

процедуру

взаимодействия

ученика

и

учителя

в

процессе реализации учебных заданий. Несомненна ее важность для любого

педагога-специалиста, вот почему данная проблема заинтересовала меня.

Для исследования проблемы использована специальная

литература и

публицистический материал. Комплексный подход к функций современного

преподавателя

дается

в

учебных

пособиях

по

педагогической

науке

И.

П.

Подласого

и

В.А.

Сластенина.

Способы

активизации

познавательной

деятельности учащихся приводятся в статье Т.И. Поповой. Влияние характера

педагогического

взаимодействия

преподавателя

и

обучающихся

на

профессионально-личностное формирование будущего специалиста приводится

в материале С.В. Тюковой. Анализ качества образовательной деятельности в

новых условиях приводится в публикации Н.И. Очеретиной.

Также привлекаются статьи М.В. Черненко, Б.Т. Чувина, Н.В. Пуниной и т.д.

В

работе

имеются

три

главы:

одна

из

них

посвящена

направлениям

современного образовательного процесса и месту преподавателя в каждом из

них;

вторая

характеризует

обобщающую

роль

преподавателя

на

занятиях

разных

типов,

как

традиционных,

так

и

новейших;

третья

показывает

практическое

использование

современных

дидактических

приемов

в

деятельности преподавателя двадцать первого века.

Глава 1. Характеристика современного образовательного процесса и

место преподавателя в нем.

Современная

педагогика,

как

можно

заключить

из

вводной

части,

ориентирована

не

на

запоминание

учащимся

сущности

преподаваемых

дисциплин,

а

на

формирование

его

компетенции

для

будущей

профессии.

Подобную

задачу

трудно

реализовать,

если

не

учитывать

особенностей

личности обучающегося. Только, опираясь на специфику усвоения материала

школьником

или

студентом,

можно

стимулировать

его

к

субъективной

активности в поиске знаний и приемов к освоению знаниями по конкретным

дисциплинам.

Есть три основных критерия восприятия учащимся научной информации.

Прежде всего - это возрастные особенности. Для младших школьников более

актуальным является использование наглядных пособий. При этом носители

наглядной информации должны иметь крупные размеры и яркую окраску, что

помогает на только полно, но и правильно усвоить сущность темы учащимися

младшей возрастной группы.

Учащиеся среднего и старшего школьного возраста более чувствительны к

схематичным и графическим изображениям. Что касается учащихся начальных,

средних и высших профессиональных учебных заведений, то их восприятие во

многом идентично аналогичной операции школьников старшего возраста.

Вторым

критерием

интерпретации

учебной

информации

является

физическое состояние учащегося. Если школьник или студент испытывает на

занятии

нервное

или

соматическое

недомогание,

то

это

ухудшает

его

когнитивные способности.

Особенно в этом ключе следует обратить внимание на лиц с ограниченными

физическими возможностями. Для того, чтобы обеспечить их социализацию в

обществе, в настоящее время разрабатываются специальные программы для

коррекционных

школ.

Методисты

и

преподаватели

подобных

учебных

заведений отдельно разрабатывают режим учебной и трудовой деятельности

учащихся

данной

категории.

Как

правило,

они

склонны

к

повышенной

у т о м л я е м о с т и ;

о тл и ч а ю т с я

п о в ы ш е н н о й

э м о ц и о н а л ь н о с т ь ю ,

раздражительностью,

тревожностью.

Если

преподавателю

в

ходе

учебной

деятельности

удается

наладить

полноценный

психологический

контакт

с

учащимся с ограниченными физическими возможностями, то это способствует

более

качественному

усвоению

последним

учебного

материала;

высокие

результаты он показывает и на стадии контроля полученных знаний.

Личностный подход в обучении ассоциируется с такими типами заданий, как

индивидуальный

опрос;

тестирование;

работа

учащихся

в

микрогруппах;

подготовка

инсценировки

отдельных

тем,

особенно

гуманитарного

цикла;

руководство

исследовательской

деятельностью

учащихся,

в

частности,

написанием ими курсовых проектов, рефератов, докладов; создание пособий,

стендов, макетов, учебных образцов для тематических кабинетов и т.д..

Давайте остановимся с Вами на рассмотрении такой формы работы как

создание малых групп при решении практических заданий. Она помогает

решить

ряд

психолого-педагогических

задач:

во-первых,

способствует

сплоченности

ученического

коллектива,

т.к.

учит

построению

совместной

деятельности; во-вторых, оптимизирует усвоению материала большим числом

учащихся, поскольку определенную часть задания для таких занятий готовит

каждый студент или школьник, контроль усвоения регулирует также группа

учащихся

совместно

с

преподавателем.

Наконец,

отпадает

проблема

объективности

оценивания

полученных

знаний,

т.к.

зачастую

используется

метод самооценки и взаимоконтроля учащихся-членов микро-группы.

Уже на стадии подготовки занятий по групповому принципу решается

вопрос с обеспечением психологического микроклимата в группе, поскольку в

группу объединяются учащиеся, между которыми уже установились дружеские

или приятельские отношения.

Как правило, степень усвоения учебного материала участниками группы

также является приблизительно одинаково высокой; средней или заниженной. В

последнем

случае

преподавателю

целесообразно

вмешаться

в

процесс

формирования учебной группы, введя в ее состав учащихся со среднем и

высоким уровнем знаний.

На самом занятии учащиеся обнаруживают большее стремление в освоении

учебным материалом, т.к. за ними наблюдает не только преподаватель, но и

сверстники, мнение которых для лиц, достигших подросткового возраста, более

весомо,

чем

наставления

педагога.

Недаром,

большинство

преподавателей

стараются

значительную

часть

учебного

материала

перевести

в

групповое

обучение.

При обучениях в малых группах между их участниками распределяются

роли:

генератор

идей,

«мозговой

центр»,

исполнители

программы,

лица,

занимающиеся анализом результата. Как правило, в качестве генераторов идей

выступают

учащиеся,

отличающиеся

высоким

уровнем

успеваемости

и

обладающие

организаторскими

способностями.

«Мозговой

центр»

образуют

члены группы, характеризующиеся нестандартными формами мыслительной

деятельности, например, способные превратить обсуждение даже банальной

проблемы

в

диспут.

Исполнители

это

члены

объединения,

которые

исполняют

монотонные

операции

с

высоким

уровнем

качества.

Наконец,

критический

подход

к

результатам

совместной

деятельности

на

занятиях,

осуществляют

лица,

которые

имеют

аналитический

склад

мыслительной

деятельности.

Новым направлением в рамках личностно-ориентированного обучения

является

организация

образовательной

деятельности

лиц

с

ограниченными

возможностями.

Данная работа имеет свою специфику.

Во-первых, любые обучающиеся программы для лиц с ограниченными

возможностями реализуются под контролем специалиста-педагога, психолога и

специалиста-медика.

Во-вторых,

подобная

категория

обучающихся

склонна

к

проявлению

разнообразных расстройств соматического и психологического характера при

обработке

дидактического

материала:

быстро

утомляются,

обладают

повышенной тревожностью и нервозностью, ярко выраженной

эмоциональностью,

особенно

при

негативных

результатах

познавательной

деятельности.

Наконец, в связи с вышеперечисленными особенностями учебный курс для

подобной

категории

лиц,

неизбежно

сокращается

во

временных

рамках.

Следовательно,

на

объяснение

выводятся

особенно

важные

для

понимания

объекта и предмета дисциплины темы.

Необходимо также продумать самостоятельную работу лиц с ограниченными

возможностями. Как правило, она состоит в ознакомлении учащегося с учебной

литературой

и

составлении

конспектов,

рефератов,

докладов,

курсовых

проектов.

Современная

педагогика

предоставляет

лицам

с

незначительными

ограничениями физических возможностей такую же форму обучения, как для

среднестатистических учеников и студентов. Они в полном объеме выполняют

образовательные программы тех учебных заведений, в которых обучаются.

Внимание

специалистов

в

области

управления

образования

к

лицам

с

ограниченными

физическими

возможностями

вызвано

необходимостью

обеспечения социализации подобных граждан. Социализация заключается в

организации лиц с ограниченными возможностями с физически здоровыми

людьми.

В

результате

в

школах

и

других

учебных

заведениях

создаются

смешанные классы, помимо групп коррекции; на предприятиях работодателей

побуждают

к

квотированию

рабочих

мест

для

инвалидов,

тем

самым

обеспечивая их собственным доходом.

Политика образовательного сектора современности показывает, что инвалид

— полноценный член общества.

Однако реалии нашей действительности показывают, что государство

нуждается не только в личностном формировании подрастающего поколения,

но

и

в

становлении

его

представителей

как

специалистов

определенных

областей народного хозяйства. Особенный упор делается на рабочие профессии.

Несколько ослабевает интерес к таким специалистам, как экономисты, юристы,

бухгалтера, менеджеры.

Тем

не

менее,

рабочий

нашего

времени

должен

обладать

знаниями,

необходимыми для управления сложными техническими приспособлениями.

Многие

производственные

операции

имеют

автоматизированный

характер.

Усложняются

компьютерные

технологии,

применяемые

в

конструировании

зданий, сооружений, предметов мебели, одежды и т.д.

За

последнее

десятилетие

возникло

множество

вакансий

специалистов

в

сельскохозяйственной

отрасли,

в

металлургии,

в

сфере

коммунального

хозяйства. В результате от преподавателей требуется углубленное изучение

точных

и

прикладных

дисциплин

таких,

как

математика,

физика,

химия,

черчение, рисование, биология.

Для качественного усвоения материала и его содержательной наполняемости

рекомендуется применять бинарные связи в преподавательской деятельности.

Так, достаточно сложные темы по «Основам философии» можно разъяснить с

использованием

сведений

из

истории,

культурологи

и

других

дисциплин.

Например, вклад древнегреческих мыслителей в мировую науку будет более

осязаем,

если

дополнить

рассказ

об

отдельных

представителях

эпохи

сведениями об их изобретениях (биографические сведения о Пифагоре и его

мировоззренческая концепция удачно сочетаются с его теоремой, сыгравшей

немаловажную роль в объяснении теории треугольников).

Бинарные занятия позволяют заинтересовать учебным материалом учащихся

с разными познавательными интересами¹.

Кроме

того,

в

процессе

обучения

перед

педагогом

стоит

задача

всестороннего развития

личности. Нельзя ограничиваться формированием

только научных или гуманитарных способностей учащегося. Ограниченность в

образовании

может

впоследствии

создать

сложности

подрастающему

поколению в определении будущей профессии.

Нам

кажется

неправдоподобным

пример

Шерлока

Холмса,

который

замечательно

разбирался

в

криминалистике,

так

что

при

первой

встрече

с

человеком мог рассказать что он из себя представляет и что испытал прежде

чем обратился к сыщику за помощью. Тем не менее, для него стала новостью

такая элементарная вещь, как вращение Земли вокруг Солнца, известная, как

правило, ученику начальной общеобразовательной школы.

К

сожалению,

отдельные

преподаватели

изначально

программируют

ограниченность

мыслительной

деятельности

учащихся,

самостоятельно

определяя, какие знания им пригодятся для будущей специальности, а какие

области наук достаточно затронуть поверхностно. Подобный подход зачастую

заглушает у учеников и студентов стремление не только к овладению новыми

областями знаний, но и «убивают» интерес

к основной дисциплине.

Бесспорно,

преподаватель

должен,

прежде

всего

давать

знания

по

собственному

курсу,

но

при

этом,

он

должен

приветствовать

желание

обучающихся совместить предмет изучения со смежными дисциплинами, если

это согласуется с его сущностью. Даже среднее образование, даваемое в школах

и лицеях, предполагает наличие у учащихся минимальных знаний по разным

научным областям.

Проверка

степени

усвоения

учащимися

знаний

происходит

через

применение преподавателем разных типов заданий.

Если в советских учебных заведениях достаточным было воспроизведение

учениками и студентами передаваемых педагогами сведений, то в настоящее

время от обучающихся требуется применение во многом нестандартных схем

решений практических ситуаций. Время, когда отсутствовала преемственность

между

теоретическими

знаниями

и

процессом

их

применения,

ушло

в

прошлое.

Например, подготавливая специалиста в области социологии и политологии,

целесообразно давать навыки работы по составлению анкет, таблиц оценки

результатов, что требует применения сведений математического характера.

При

подготовке

преподавателя

к

занятиям

нелишне

продумать

мониторинг

знаний, усваиваемых обучающимися.

Для того, чтобы педагог представлял начальный уровень подготовленности

учебной аудитории к восприятию учебной дисциплины в целом, целесообразно

провести

вводный

контроль.

Задания

для

него,

как

правило,

носят

общий

характер. Используются такие виды тестирования, как опросы (устные или

письменные),

дидактические

диктанты,

решение

простейших

практических

заданий.

В ходе объяснения материала преподавателем можно провести текущий

мониторинг. В целом по характеру

разрабатываемых заданий данная стадия

контроля

усвоения

материала

совпадает

с

вводным

мониторингом.

Однако,

преподаватель может разнообразить задачи творческим элементом: дать темы

рефератов по ключевым проблемам; разработать планы занятий-диспутов или

симпозиумов; разыграть судебные заседания, особенно по темам, касающимся

концепций отдельных философов, историков, правоведов.

Преподаватель может качественно улучшить результаты усвоения материала

учащимися,

если

он

владеет

специальными

приемами

активизации

мыслительной

деятельности

учащихся.

К

таким

приемам

относятся:

напоминание, внушение, авансирование, ободрение и т.д.. Рассмотрим каждый

из упомянутых методов.

Напоминание применяют в тех случаях, когда проходит значительно времени

между периодами подготовки и представления материала. Для того, чтобы

студент или школьник помнил о предстоящим ему задании, преподаватель

может

систематически

напоминать

о

ней,

предлагая

ракурсы

рассмотрения

ключевых вопросов или рекомендуя новые источники информации. Также он

дает

разъяснения

в

тех

случаях,

когда

разрабатываемая

тема

вызывает

сложности у обучающегося.

Внушение

как

прием

стимулирования

познавательной

деятельности

учащихся

заключается в акцентировании внимания окружающих и самого

респондента на позитивных результатах уже проведенной работы¹. Негативные

моменты при этом разъясняются и показываются пути их преодоления при

представлении конечного результата.

На подготовительном этапе исследовательской деятельности школьников и

студентов широко используется такой прием, как ободрение, цель которого

состоит в настраивании аудитории в целом и отдельных его членов на высокие

показатели будущей работы.

Нелишним в преподавательской работе является использование поощрения

работы

учеников

и

студентов.

На

начальных

этапах

работы

с

материалом

похвалу может вызвать удачно заданный вопрос или полное освящение какой-

либо проблемы. При более подробном рассмотрении материала используют

более

сложные

формы

учебной

деятельности:

составление

алгоритмов,

собственных заданий, лекционных занятий. Также поощрение вызывает работа

студентов и школьников на научно-практических конференциях, симпозиумах и

диспутах.

Отдельную группу приемов образуют способы, применяемые к неуверенным

в себе учащимся и студентам.

Для

повышения

самооценки

обучающегося

можно

практиковать

авансирование.

За

первые

результаты

работы

педагог

несколько

завышает

оценки и разъясняет при этом ученику или студенту как в будущем добиться

высоких показателей деятельности.

В старших классах средних учебных заведений и на выпускных курсах

средних

специальных

и

высших

учебных

заведений

широко

применяется

компетентностное

обучение.

Его

суть

состоит

в

близком

сочетании

теоретических знаний с практикой их применения в производственной сфере.

Например, для социологов проводится занятие в

референтной группе по

проведению опроса по заранее заданной теме. По окончании опроса учащимся

рекомендуется обработать результаты и сделать выводы об их объективности.

Если референтная группа и задание были подобраны грамотно, то и результаты

будут иметь меньшую степень погрешности.

Однако, прежде чем показать себя специалистом в определенной сфере,

нужно почувствовать себя таковым.

Современные образовательные стандарты (ФГОСы) предполагают развитие

у учащихся 14 способностей компетентностного обучения:

- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии и проявлять

к ней устойчивый интерес;

осуществлять

поиск

и

использование

информации,

необходимой

для

эффективного

выполнения

профессиональных

заданий

обучающего

и

личностного развития;

использовать

информационно-коммуникационные

технологии

в

профессиональной деятельности;

работать в коллективе ив команде и обладать навыками общения не только с

учащимися, но и с трудовым коллективом;

бережно относиться к историческому и культурному наследию и культурным

различиям народов;

быть готовым брать на себя нравственные обязательства перед учебной

аудиторией, трудовым коллективом, окружающей природной средой и т.д.

Таким образом, в рамках современного образовательного процесса педагог

проявляет себя не только ретранслятором учебного материала, но показывает

себя специалистом преподаваемых дисциплин, с одной стороны, и психологом,

умеющим понимать своих подопечных - с другой.

О

реализации

функций

преподавателя

в

рамках

новых

ФГОСов

мы

поговорим в следующей главе исследования.

Глава

2.

Роль

педагога

в

компетентностно-ориентированном

образовательном процессе.

Преобразования учебной деятельности непременно приводят к пересмотру

роли

преподавателя

в

ней.

Если

в

советской

школе

приветствовались

энциклопедические знания предмете, то в условиях рыночной экономики этих

знаний уже недостаточно.

Преподаватель учебного заведения двадцать первого века должен быть и

«режиссером», и «дирижером» в аудитории.

Прежде

всего,

приветствуется

умение

продуктивно

организовать

работу

учащихся,

начиная

от

предвосхищения

изучения

новой

темы

и

кончая

выполнения

итоговой

аттестации

в

форме

контрольных,

проверочных

и

самостоятельных работ.

При этом каждый учащийся должен получить адекватную его возрасту и

способностям учебную нагрузку. Нельзя забывать и о воспитательном моменте

на занятии: практика педагогической деятельности показывает, что более всего

сплачивает коллектив решение совместной задачи. При этом учащиеся могут

работать как в микрогруппах, так и отдельно, но при этом пытаться объективно

оценивать

положительные

и

отрицательные

стороны

своей

деятельности

в

аудитории и работы своих одноклассников и одногруппников.

На

втором

месте

после

организаторского

мастерства

преподавателя

специалисты ставят его дидактические возможности. Под ними понимается

искусство не просто обладать незаурядными знаниями в преподаваемых сферах

образовательного

процесса,

но

и

донести

их

смысл

до

обучающихся

в

доступной форме. После усвоения и закрепления материала перед педагогом

стоит проблема мониторинга степени усвоения школьниками или студентами

изложенного

материала.

Учитывая

постоянное

изменение

методик

преподавательской

деятельности,

администрации

большинства

учебных

заведений различных уровней поощряют стремление членов преподавательских

коллективов

к

повышению

квалификации

и

самообразованию

по

новым

технологиям.

В современной образовательной системе разработано множество образцов

заданий

для

тренировки

разнообразных

способностей

обучающихся:

от

когнитивных до творческих.

В

предыдущем

разделе

исследования

приводился

перечень

заданий,

употребляемый

еще

в

традиционных

учебных

программах.

Попробуем

на

конкретных примерах оценить целесообразность использования тех или иных

форм контроля усвоения учебного материала.

Если учебная группа характеризуется низкими показателями результатов

усвоения учебного материала, а также в отделениях корректировки применимы

такие задания, как письменные и устные опросы, составление кроссвордов и

шарад, подготовка несложных по материальной базе пособий: схем, карточек с

заданиями, макетов. Можно также планировать в учебном процессе занятия —

экскурсии, занятия-лектории, тематические вечера. Например, для усвоения

темы

«Отечественная

философская

мысль»

подбирается

соответствующее

музыкальное сопровождение; отдельным студентам или школьникам раздают

сообщения о творчестве отдельных мыслителей; остальным учащимся дается

задание о подготовке основных тезисов учений изучаемых философов.

Широко распространяется в учебных заведениях презентация отдельных тем

с

использованием

современных

образовательных

технологий,

прежде

всего

компьютерных программ.

Погружению

учащихся

в

эпоху

изучаемого

мыслителя

помогает

интерактивное обучение. Можно разыграть целый спектакль с привлечением

библиографических сведений и концептуальных положений, относящихся к

творчеству определенного мыслителя.

На

занятиях

социологии

и

политологии

интерактивное

обучение

приобретает форму проведения опросов и анкетирования групп по заранее

подготовленным

вопросам.

Подобные

уроки

позволяют

оценить

насколько

удачно

учащиеся

умеют

подбирать

тематику

исследования

для

отдельной

аудитории;

насколько

совершенна

выбранная

ими

шкала

оценивания

результатов. Фактически мы тем самым рассматриваем, настолько компетентны

учащиеся в конкретных формах профессиональной деятельности.

Для повышения качества мониторинга знаний предварительно можно

организовать производственную практику учащихся в

учреждения, которые

проводят в своей работе социологические исследования.

Перцептивная

составляющая

деятельности

педагога

связана

с

его

способностью

затрагивать

внутренний

мир

учащихся.

Именно

на

эмоциональном

уровне

у

учащихся

возникает

или

угасает

интерес

к

преподаваемой

им

дисциплине.

Если

освоение

учебного

материала

сопровождается положительными эмоциями, то качество усвоения будет выше,

чем при нейтральной реакции со стороны педагога или при ярко выраженной

негативной оценке. Важно показать потенциал студента и школьника в решении

конкретных производственных заданий, даже в тех случаях, когда реальные

достижения

заметно

ниже

желаемых

результатов.

Например,

учащийся

со

средним уровнем усвоения учебного материала выполнил только три задания из

семи,

предложенных

преподавателем.

Тем

не

менее,

ответы

правильны

по

дидактическим требованиям. Чтобы стимулировать индивида к дальнейшей

познавательной

деятельности,

педагог

может

несколько

завысить

оценку;

разъяснить приемы, способствующие решению других задач.

Учебный процесс изначально не будет позитивным, если преподаватель не

сможет

установить

личностного

контакта

как

с

группой

в

целом,

так

и

с

отдельными

ее

членами.

Данная

процедура

предполагает

проведение

индивидуальных бесед с каждым учащимся, общение с родителями учеников и

студентов,

приглашение

представителей

администрации

того

учебного

заведения,

в

котором

работает

педагог.

Иногда

классные

руководителю

практикуют

анкетирование

своих

подопечных,

на

котором

выясняют

как

интересы

и

способности

аудитории,

так

и

социально

значимые

данные

составе

семьи,

наличие

младших

членов

семьи

и

т.д.).

Любой

педагог,

преследуя

цель

наладить

отношения

с

ученическим

коллективом,

должен

соблюдать корректность. Недопустимым является выяснение вопросов,

касающихся материального положения семьи ребенка, если подобный интерес

не

продиктован

желанием

выбрать

меры

социальной

помощи

указанному

индивиду.

Преподавателя как мастера своего дела характеризуют его исследовательские

способности.

Их

суть

заключается

в

разработке

и

реализации

различных

педагогических

ситуаций.

Подобная

процедура

преследует,

как

правило,

решение не только образовательных, но и воспитательных задач. Полноценная

педагогическая ситуация включает несколько этапов ее развития. Вначале она

планируется с анализом предварительных результатов деятельности учащихся

конкретных групп. При этом за преподавателем сохраняется право разработать

идентичные задания для разных групп либо разработать различные задачи для

каждого

ученического

или

студенческого

коллектива.

В

первом

случае

преподаватель

может

провести

мониторинг

усвоения

материала

разными

группами в зависимости от их превалирующих способностей. Во втором случае

системности нет, но можно отследить степень успешности группы в решении

конкретных

ситуаций.

В

дальнейшим

подобную

методику

целесообразно

использовать фрагментарно на занятиях для создания «ситуации успеха».

Далее преподаватель организует собственно учебную деятельность аудитории,

заинтересовывая

не

только

конечными

результатами,

но

также

и

самим

процессом поиска правильного решения.

Наконец, на заключительной стадии преподаватель оценивает степень

правильности

выполненного

учащимися

задания.

Оценивание

проходит

с

комментариями эталона решения и ошибок, допущенных каждым учащимся в

работе. Тем самым учащийся понимает как сущность предоставленного ему

задания, так и осознает причины ошибочности собственного подхода при его

решении.

Научно-познавательные

способности

преподавателя

связаны

с

его

стремлением постоянно изучать специальную литературу и иные источники с

целью

знакомства

с

новыми

методиками

и

технологиями

образовательной

деятельности.

Кроме способностей, преподаватель в учебном процессе выполняет ряд

необходимых функций.

На подготовительном этапе педагог проявляет себя диагностом, который

может грамотно оценить общее состояние учебной группы и отдельных ее

членов. Учебная диагностика не является одномоментным актом, а проходит в

течении

всей

учебной

деятельности

учащихся,

как

в

рамках

отдельных

дисциплин,

так

и

курсов

в

целом.

При

компетентностно-ориентированном

обучении

данная

процедура

является

важной,

т.к.

помогает

в

будущем

во

многом в профориентации школьника или студента. В реальных ситуациях мы

часто наблюдаем повышенный интерес к предмету у учащихся в тех случаях,

если

специальные

знания

соотносятся

с

желаемой

профессией

или

специальностью на будущее.

Диагностическая функция тесно связана с прогностической: зная начальные

возможности

каждого

учащегося,

его

профессиональные

ожидания,

можно

просчитать конечные результаты освоения материала и успешность его

применения на практике. Прогностическая функция, как и диагностическая не

относится к статическим и может менять показатели в положительную или в

отрицательную

сторону.

Для

преподавателя

важно

повысить

показатели

качественного усвоения учащимся учебной дисциплины путем правильного

выбора

заданий.

Например,

для

классов

и

курсов

с

гуманитарной

направленностью целесообразно предоставить задания творческого плана. К

такой

группе

можно

отнести

сочинения

на

тему:

«Важность

социологии

(политологии,

философии)

в

современном

мире».

Целью

подобных

задач

является

проверка

грамотного

применения

студентом

или

школьником

категорий

философии

или

социологии

в

практическом

ракурсе.

Понятия,

которые учащийся должен использовать при работе с творческим заданием,

предварительно

оглашаются

преподавателем.

Таким

образом,

казалось

бы

творческая задача отражает когнитивные возможности учащихся.

Продумывая

будущие

варианты

работы

с

аудиторией,

преподаватель

оценивает, какие формы объяснения материала и проверки его усвоения будут

наиболее

продуктивными

в

конкретном

случае.

Любой

образовательный

процесс должен не только способствовать формированию качеств, необходимых

учащемуся в его будущей профессии и отвечающих его личным потребностям,

но и реализовывать всесторонность учебной деятельности.

Выстроив предварительную модель работы с учебной группой, педагог

приступает

к

организации

работы

реальной

аудитории

по

выбранному

алгоритму.

Данный

этап

считается

успешным,

если

в

нем

действуют

обе

стороны:

учащиеся

и

преподаватель.

Подготавливаясь

к

занятиям,

преподаватель продумывает не только собственные действия, но и реакцию

группы,

начиная

от

подготовительного

этапа

и

кончая

анализа

результатов

усвоения темы.

Организационная

функция

преподавателя

на

занятиях

имеет

ряд

компонентов: информационного, контрольного, оценочного, корректирующего.

Также

сюда

включают

собственно

настраивание

класса

или

аудитории

на

предстоящую деятельность.

Рассмотрим каждый из указанных элементов в отдельности и его роль в

активизации познавательной деятельности учащихся.

Собственно настраивание аудитории на восприятие материала состоит, во-

первых, в установлении общей дисциплины в группе; во-вторых, в озвучивании

актуальности темы для конкретной категории обучающихся. Надо отметить, что

от

указанного

этапа

во

многом

зависит

продуктивность

дальнейшей

деятельности,

как

учащихся,

так

и

их

наставника.

Знание

преподавателем

специальных

терминов

неизбежно

должно

сопровождаться

оперированием

доступными для класса понятиями. В противном случае, учащиеся просто не

будут заинтересованы не только в усвоении материала, но ив его восприятии.

На

следующей

ступени

учебной

работы

преподаватель

передает

сущность

отдельной темы курса. В современных учебных заведениях устанавливаются

два основных требования к изложению материала: доступность и наглядность.

Преподаватель

прежде

всего

выстраивает

диалог

с

обучающимися,

а

для

лучшего восприятия демонстрирует отдельные моменты посредством средств

обучения. Например, объясняя тему о предмете, объекте и методах изучения

социологии

преподаватель

записывает

на

доске

элементы,

относящиеся

к

предмету и объекту и иллюстрирует методы. При этом целесообразно объяснять

конкретные

случаи

применения

той

или

иной

методики

в

изучении

проблематики социологической науки. Таким образом, мы приходим к выводу,

что

компетентностный

подход

в

обучении

предполагает

использование

на

уроках

различные

способы

изложения

материала,

при

этом

рекомендуется

сочетать несколько приемов, а не ограничиваться одним методом.

После окончания изложения материала начинается контрольный этап.

Вначале новые сведения подлежат закреплению. Преподаватель может задать

аудитории простейшие вопросы по изложенной теме. Также организовывают

письменные опросы,

непродолжительные по времени и укладывающиеся в

одно занятие. Приветствуются домашние задания, сущность которых состоит в

самостоятельной подготовке учащихся и помогает им оценить степень усвоения

материала на решении задач без посторонней поддержки.

Стоит отметить, что в современной педагогической науке происходит отказ

от

традиционных

форм

контроля.

Задания

предполагают

расширение

когнитивных, дидактических и творческих возможностей учащегося. Например,

стоит предложить учащимся составить основные тезисы темы. Тем самым

ученик или студент обозначает сущность отдельного раздела дисциплины, что

способствует не только усвоению темы, но и создает

условия для развития

долгосрочной памяти.

После проведения закрепления материала через решение практических

заданий происходит контрольная работа. Она показывает полноту восприятия

учащимся проблематики конкретного раздела курса, а также дает возможность

учителю оценить предварительную степень усвоения всего курса. В то же

время она дает возможность преподавателю на будущее скорректировать работу

с отдельным учащимся или всей группой для обеспечения более качественных

результатов совместной деятельности. В современных условиях рекомендуется

применять огромный перечень заданий. Так, по философии учащиеся средних

профессиональных

учебных

заведений

могут

работать

над

составлением

кроссвордов, подготовкой пособий, провести тематические вечера и т.д.. Виды

конкретных

заданий

и

их

сложность

зависит

от

важности

и

характера

излагаемой проблемы.

Также

стоит

обратить

на

место

темы

в

рамках

отдельного

курса

и

дисциплины в целом. Конкретная тематика предполагает использования для

контроля усвоения таких форм, как письменный или устный опрос, составление

тезисов, проведение понятийных диктантов. Обобщающие занятия допускают

организацию ученических диспутов, симпозиумов, конференций. По окончании

изучения

дисциплины

проводятся

брейн-ринги,

КВН,

которые

могут

объединять учащихся нескольких групп или классов.

Затем

идет

оценивание

работы

учащегося.

Если

средний

балл

за

самостоятельные

тесты

менее

«3»

баллов,

то

это

настраивает

педагога

на

изменение в будущем форм работы с коллективом учащихся. Когда же ученики

и

студенты

демонстрируют

высокие

показатель

учебной

деятельности,

от

преподавателя требуется поддержание позитивных методов и приемов.

При этом он может не отказываться и от поиска инноваций образовательного

процесса.

Учащийся самостоятельно может скорректировать свою деятельность, если

будет понимать причины низкого усвоения конкретной темы. Таким образом,

оценка должна указывать на его сущность ошибок. В некоторых случаях низкие

оценки выставляются преподавателями в качестве дисциплинарного момента. В

сознании учащегося может возникнуть идея, что степень его интеллектуальных

способностей

выше,

чем

его

реально

оценивают

только

из-за

проблем

с

поведением.

Для

того,

чтобы

развести

воспитательный

и

образовательный

элементы

оценочных

баллов,

специалисты

рекомендуют

отдельно

характеризовать поведение учащегося и уровень его знаний.

В любом случае оценка как носитель определенной информации должна

быть прокомментирована преподавателем. У ученика или школьника не может

сложиться

мнение,

что

она

является

показателем

личностного

отношения

учащегося с преподавателем.

Воспитательный элемент включается в образовательную деятельность, но не

подменяет ее. Непонимание преподавателем способностей своих подопечных

может погасить интерес учащегося не только к конкретной проблеме, но и к

дисциплине в целом.

Нелишнем будет объяснить учащимся каким способом в дальнейшем

возможно

избежать

ошибок,

допущенных

ими

при

работе.

Это

будет

способствовать активизации его научно-познавательных способностей.

Во многом понимание учащимся недостатков своей работы помогает

формированию будущих специалистов реальных отраслей народного хозяйства,

т.к. отражает действительные способности индивида.

На завершающей стадии образовательного процесса учитель проводит

анализ своей деятельности, разграничивая ее «плюсы» и «минусы»¹. Насколько

полно и грамотно преподаватель может рассмотреть и оценить первоначальные

итоги своей работы, зависит степень совершенствования его в дальнейшем.

Нужно помнить, что потенциал педагога не исчерпан, пока он видит для себя

возможность дальнейшего преобразования. Учитывая многофункциональную

значимость его деятельности никогда нельзя останавливаться на достигнутом.

Современный педагог — это не только кладезь знаний, но также менеджер

учебного процесса, психолог ученического коллектива, дирижер внутреннего

мира учащихся, наконец, старший друг и наставник для отдельных школьников

и студентов, который может разрешить не только учебные, но и жизненные

вопросы.

К сожалению, реальные условия учебного процесса не всегда позволяют

преподавателю как молодому, так и опытному реализовать на практике все

функции

и

роли,

предусмотренные

учебной

деятельностью.

Основной

причиной подобного результата является, как правило, человеческий фактор:

сложности

в

адекватном

оценивании

реальных

способностей

учащихся

и

методических

приемов

работы

с

ними.

Поэтому

педагог

постоянно

комбинирует модели проведения занятий. Часто один урок сочетает в себе

несколько конструкций.

В

последней

главе

исследования

мы

посмотрим,

как

в

конкретных

педагогических ситуациях реализуются все перечисленные роли и функции

педагога современности.

Глава

3.

Практическое

применение

психолого-педагогических

и

специально-дидактических

технологий

в

личностно-компетентностном

обучении.

Данную часть работы мне хочется отразить на примере преподавания

«Основ

философии»

и

«Основ

социологии

и

политологии».

Спецификой

указанных дисциплин является их особая роль в формировании мировоззрения

ученика или студента.

Наиболее

простой

формой

заданий

является

составление

тезисов

по

отдельным темам. Продуктивность работы будет значительной, если сама тема

имеет важное значение для курса и отличается насыщенностью содержания.

Учащиеся

могут

испытывать

сложности,

если

раздел

не

содержит

ярко

выраженных понятий и терминов. В подобной ситуации преподаватель может

предложить ученикам или студентам самим выделить главные понятия темы.

Однако, предварительно обучающиеся должны поработать с дополнительной

литературой.

Кроме

того,

преподаватель

должен

быть

готов,

что

первоначальные результаты работы могут оказаться ниже среднего балла и

потребуется провести дополнительные разъяснения материала. Тем не менее,

польза

от

использования

последнего

варианта

в

учебной

деятельности

несомненна, т.к. она

расширяет когнитивные и дидактические способности

учащихся,

с

одной

стороны,

и

способствует

активизации

познавательной

деятельности, с другой стороны.

Следующее задание творческого характера, которое может быть предложено

как в младших, так и в старших ученических группах — это составление

кроссвордов.

Оно

не

только

развивает

соответствующие

способности

учащегося, но и способствует запоминанию основных понятий темы. Таким

образом, можно сказать, что дидактическая ценность как тезисных заданий, так

и заданий на составление кроссвордов одинаковая.

Навыкам

самостоятельной

работы

учит

составление

рефератов.

На

подготовительной стадии деятельности преподаватель выдает список основной

литературы.

Если

тема

обширная

или

сложна

для

понимания

конкретным

учащимся

или

группой

в

целом,

он

может

сделать

разъяснения,

например

предложить варианты рассмотрения отдельных вопросов или темы. При этом не

стоит

полностью

выполнять

задание

за

учащегося,

оставляя

ему

только

ретрансляционную функцию, заключающуюся в озвучивании материала перед

аудиторией. Тем более, не рекомендуется высоко оценивать такие «результаты».

Иначе

у

обучающегося

может

сформироваться

мнение

легкого

получения

желаемых оценок. Основной целью самой учебной деятельности станет добыча

высоких отметок, но не достойных знаний. На деле же составление реферата

позволяет

выявить

когнитивные,

дидактические

и

творческие

способности

учащихся¹. Так, организация сведений по разделам показывает возможности

учеников и студентов правильно группировать данные. Кроме того, подбор

терминологии и целесообразность ее использования в той или иной работе

отражает грамотность студента и школьника в усвоении какой либо темы или

курса. Стройное изложение сообщения, донесение его сути до окружающих как

имеющих специальные знания, так и не обладающих специальной подготовкой

показывает стремление учащегося к творческому выражению учебной

деятельности.

Развитию

последнего

навыка

существенно

помогает

организация

и

функционирование

в

ряде

школ

и

средних

специальных

учреждениях

тематических кружков и клубов. В рамках подобных структур учащиеся могут

значительно

расширить

свои

представления

об

интересующем

объекте

и

углубить

свою

компетентность,

поскольку

нет

временных

и

тематических

ограничений, что отличает современную урочную систему.

Формированию абстрактного и аналитического мышления способствует

проведение

тестирования.

Специалисты

предлагают

проводить

подобные

формы контроля при организации итоговых занятий, включающих несколько

тем

при

условии

содержания

в

них

насыщенной

терминологии.

Для

предупреждения адекватности понимания

тестовых заданий немаловажную

роль имеет корректность их составления: важно приспособить тексты вопросов

к уровню осознания конкретного класса или аудитории, а в идеале - отдельного

ученика или студента. Кроме того, в каждом пункте теста на вопрос должен

быть один правильный ответ, тем не менее допускается в отдельных заданиях

использовать несколько положительных решений.

В старших классах и в средних и высших специальных учебных заведениях

часто преподаватели сталкиваются с проблемой невозможности студентов и

школьников

общаться

на

уроке.

Для

формирования

и

совершенствования

навыка

общения

помогает

организация

уроков-диспутов,

учебных

конференций,

симпозиумов

и

т.д¹.

Роль

преподавателя

на

данном

занятии

состоит в разделении аудитории по группам, в выдаче специальной литературы,

в подготовке и озвучивании алгоритма, по которому следует построить свою

работу

классу

для

получения

положительного

результата

от

совместной

деятельности.

Подобный

тип

занятия

помимо

учебных

задач,

формирует

основы межличностных отношений в группах школьников и студентов. Тем

самым

преподаватель

показывает

не

только

свои

способности

и

знания

педагогического плана, но проявляет себя и как тонкий психолог.

Подобные функции выполняют задания, проводимые в форме «судебных

заседаний».

Одна

сторона

процесса

защищает

какую-либо

концепцию

или

теорию,

другая

предлагает

контраргументы.

Состязание

между

двумя

группами

происходит

на

основе

совокупности

знаний

каждой

из

них

отрицательных и положительных сторон той или иной концепции. Проверяется

способность учащихся доказать свою правоту с точки зрения научных знаний

без присоединения личного отношения к «сторонникам» или «противникам»

той или идеи, гипотезы, концепции.

Традиционное домашнее задание также можно сделать более оригинальным,

если

предложить

воспитанникам

составить

учебное

пособие.

В

качестве

такового

можно

нарисовать

дидактические

плакаты,

смастерить

модели

и

макеты тематического плана. Иногда у старшеклассников и студентов весьма

удачно происходит составление методических брошюр, особенно в классах и на

курсах с гуманитарным направлением. Позитивный характер задания можно

усилить, поощрив старательных учащихся высокими баллами.

Существенно повышает продуктивность современного образовательного

процесса умение учеников и студентов вести опорные конспекты.

В них отражается сущностная сторона любой темы. Для активизации

восприятия

материала

наиболее

важные

термины

и

понятия

выделяются

красным цветом; второстепенные положения, дополняющие сущность решения

основной проблемы, помечают зеленым цветом; наконец, примеры помечают

обычными синими чернилами.

Иногда вместо текстового пояснения в опорных конспектах используют

символы и знаки. При этом каждое условное изображение отождествляется в

сознании учащегося с определенным понятием или фактом.

Систематизацию

знаний

по

отдельным

курсам

позволяют

провести

выполнение

таких

заданий, как «Ботанический сад». Суть заключается в

группировке понятий, имен, фактов, концепций по определенной тематике.

Например,

в

разделе

древнегреческой

философии

можно

вставить

имена

Платона, Аристотеля, Геродота и т.д.

В

заключение

рассмотрим

особенности

проведения

симпозиумов

или

конференций. Возьмем для этого тему «Философия Древнего Рима и Древней

Греции».

На подготовительном этапе преподаватель выдает литературу учащимся и

озвучивает алгоритм предстоящей учебной деятельности. Затем преподаватель

в процессе подготовки к занятию консультирует учащихся для получения в

дальнейшем более качественных результатов.

Непосредственно в день проведения занятий преподаватель организует

учащихся, разбивая их на группы, распределяя роли, озвучивая цели и задачи

предстоящих конференции или симпозиума.

В

ходе

занятия

педагог

внимательно

следит

за

развитием

учебной

деятельности, корректирует работу учащихся при необходимости.

На заключительной стадии преподаватель подводит итоги работы учащиеся,

отражает наиболее часто встречающиеся ошибки в работе учащихся и проводит

их корректировку.

Таким

образом,

в

современном

учебном

заведении

учитель

является

активным, а не пассивным звеном, т.к. постоянно следит за деятельностью

своих воспитанников и совершенствует ее.

Заключение.

Современный

образовательный

процесс,

начиная

от

младшего

возраста

и

кончая высшим учебным заведением требует от педагога большей инициативы

и работоспособности, чем это наблюдалось в советских учебных заведениях,

когда

роль

преподавателя

сводилась

к

наблюдению

за

учащимися

и

выставлению оценок за работу.

Новые ФГОСы требуют творческого подхода к образовательной деятельности, с

одной

стороны,

содержание

учебного

процесса

делают

компетентностно-

ориентированном,

с

другой

стороны,

наконец,

озвучивают

необходимость

опоры преподавателя в своей работе с учащимися на особенности студентов и

школьников как в целом, так и по отдельности¹.

В

связи

с

указанными

особенностями

усиливается

роль

психолого-

педагогической подготовки специалистов-преподавателей, а также углубление

базы их специальных знаний. Данная миссия возлагается на учебные заведения

и отделения, занимающиеся подготовкой соответствующих профессионалов.

Учитывая

специфику

отечественной

педагогической

мысли,

можно

предположить, что она будет реализована на практике в блажащие годы.

Список литературы:

1.

И.П.Подласый. Педагогика.- Кн. 1.-М., 2013.-Сс.229-290.

2.

В.А.Сластенин. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высших учеб. заведений./

М.,

2015.-Сс.406-421.

Статьи

1.

Пунина

Н.В.

Учебно-методическое

обеспечение

инновационной

деятельности

образовательного учреждения.// «Методист», № 1, 2008 г.-Сс.50.

2.

М.В.Черненко. «Компетентностный подход в преподавании общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин».// «Научно-методический журнал»,№7,

2011 г. -Сс.45

3.

Б.Т.Чувин. Метод смыслового акцентирования в педагогике. «Методист», №6, 2011

г. –Сс.25.

Э.Ф.Зеер. Личностно-ориентированное профессиональное образование.// «Специалист», №8,

2011 г.- Сс.28-32

Н.И.Очеретина. Системный мониторинг качества профессионального образования: основные

признаки.// «Научно-методический журнал», № 8, 2011 г.-Сс.50-56

Нахматулина А.Р. , Кузнецова Л.С. Осуществление межпредметных связей при проведении

бинарных уроков // «Научно-методический журнал», № 7, 2011 г.-Сс.54-56

4.

Т.И.Попова. Активизация познавательной деятельности студентов.// «Методист»,

№7, 2011 г. –Сс.19-22

Тюкова С.В. Влияние характера педагогического взаимодействия преподавателей и студентов

на профессионально-личностное развитие будущего специалиста.// «Научно-методический

журнал»,№8, 2011 г. -Сс.40-43



В раздел образования