Автор: Дробитько Ирина Васильевна
Должность: тренер-преподаватель по лыжным гонкам
Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ г. Охи
Населённый пункт: г. Оха Сахалинской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Приемы мотивации спортсменов в тренировочном процессе"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка «Приемы мотивации спортсменов в
тренировочной деятельности
Автор Дробитько И.В., тренер-преподаватель по лыжным гонкам ДЮСШ г. Охи
Дата: 04.05.2017 года.
Актуальность темы: Одной из приоритетных задач национальной политики государства
обозначенных президентом РФ в настоящее время, является укрепление и сохранение
здоровья
подрастающего
поколения.
Эту
задачу
предполагается
решить,
реализуя
программу построения новых спортивных объектов, отвечающих требованиям мировых
стандартов и привлечением к занятиям спортом большего количества детей и подростков,
при этом акцентируя, внимание на расширения сферы влияния физической культуры и
спорта
к
проблеме
воспитания
здорового
образа
жизни.
Становление
спортсмена
невозможно без целенаправленного формирования мотивов спортивной деятельности.
Спорт не только спортивная борьба на лыжне и дорожках стадионов, это наш образ
жизни,
в
которой
мы
соревнуемся
каждый
день,
Спорт
-
чаще
всего
первый
опыт
преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умения работать с
ним.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все её
структурные
образования:
направленность
личности,
характер,
эмоции,
способности,
психические процессы.
Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, в котором
движущей силой включения в спортивную деятельность является мотивация.
Психологические условия развития спортивной мотивации, побуждающие детей
заниматься спортом, интенсивно тренироваться, участвовать в соревнованиях, работать
над
собой,
взаимодействовать
со
сверстниками,
отказываться
от
некоторых
привлекательных видов досуга в пользу тренировок и спортивных состязаний, прилагать
усилия для преодоления трудностей, пока ещё остаются не до конца изученным явлением.
Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием
спортивной деятельности. Выделяют два уровня спортивной мотивации:
-
общая
мотивация.
Её
формирование
является
задачей
всего
воспитательного
процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании
ребёнка далеко поставленной цели;
-
мотивированность
на
данной
тренировке,
на
конкретном
этапе
подготовки,
которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством осознания
задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функционирования
возможностей.
Мотивация
–
п о б у ж д е н и е
к
д е й с т в и ю ,
д и н а м и ч е с к и й
п р о ц е с с
психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его
направленность, организованность, активность и устойчивость.
Как
показывает
спортивная
практика,
одной
из
распространённых
причин
прекращения занятий спортом уже на этапе набора детей в группы, является отсутствие у
юных спортсменов сформированной привычки и желания систематически заниматься
двигательной
активностью.
При
этом,
именно
«первые
шаги»
начальной
спортивной
подготовки
во
многом
определяют
успешность
адаптации
ребёнка
к
дальнейшей
спортивной деятельности. Многие дети теряют интерес к занятиям лыжными гонками, как
только появляется необходимость соблюдать требования к тренировкам, к соблюдению
спортивного режима, месту и условиях проведения занятий (в разных погодных условиях),
а особенно при неизбежных проигрышах и неудачах.
Из опыта работы, замечено, что при недостатках в психологической подготовки,
когда требуется срочно повлиять на психическое состояние юного спортсмена тренер-
преподаватель
должен
уметь
управлять
состоянием
и
поведением
обучающегося,
мотивировать его к занятиям спортом. Именно мотивация помогает достичь желаемых
результатов.
Цель работы:
Выявление пользы психологического обеспечения тренировки и соревнований.
Задачи:
1.
Рассмотреть
понятия
психологического
обеспечения
тренировки
и
соревнований в научной литературе и определить степень её применения на практике.
2.
Обосновать
эффективность
психологического
обеспечения
тренировки
и
соревнований у спортсменов, занимающихся лыжными гонками.
3.
Разработать практические рекомендации, необходимые для более эффективного
применения психологической подготовки спортсменов к тренировке и соревнованиям.
Диапазон опыта работы: сентябрь 2016 года – апрель 2017 года.
В начале соревновательного сезона по результатам стартовой диагностики и при
беседах с обучающимися было выявлено:
-
снижение уровня заинтересованности в результате тренировки, сознательности в
выполнении тренировочных заданий - 30% детей тренировочной группы;
-
отсутствовала
мотивация
на
успех
в
соревновательной
деятельности
–
у
25%
обучающихся этой же группы;
-
снижение интереса к мониторингу выполненной учебной нагрузки – 30% детей.
-
у
спортсменов
была
нарушена
уверенность
в
своих
силах
из-за
неудач
в
тренировочном
занятии,
в
особенности
из-за
низкого
результата,
вызванного
плохим
самочувствием, перегрузкой и т. п. – 20% детей.
-
готовы бросить занятия спортом – 1 ребенок.
В работе использована методика «Мотивация на успех» Т. Элерса.
Для выяснения степени важности различных причин (ситуаций, обстоятельств), которые
побудили и побуждают спортсмена продолжать заниматься выбранным им видом спорта
была
использована методика «Изучение мотивов занятий спортом»,
разработанная В. И.
Тропниковым.
Данная методика информативна и дает возможность тренеру-преподавателю получить
большой
объем
информации
о
группе
обучающихся
в
целом
и
каждом
спортсмене
отдельно.
Работа с обучающимися шла в течение учебного года по алгоритму:
1.
Выяснение целей каждого обучающегося относительно занятий спортом.
2.
Знакомство их с общей схемой подготовки, позволяющей спортсменам достичь
максимальных успехов в спортивной карьере.
3.
Выделение главных составляющих успеха и факторов, отрицательно влияющих на
успех в спорте (групповые беседы).
Таким образом, совместно с детьми определялись общие требования к занятиям
спортом,
которые
следует
неукоснительно
соблюдать.
Огромная
роль
в
мотивации
принадлежит положительным эмоциям, которые являются стимулирующим фактором.
В младшем
школьном
возрасте
(это
возраст,
когда
многие
дети
начинают
заниматься спортом) мотивацией ребёнка к занятиям спортом может быть удовлетворение
естественной биологической потребности в движении, стремление к совершенствованию
в
физическом
плане,
отношение
с
друзьями,
стремление
достичь
уважительное
отношение
к
себе,
получить
впечатления
и
эмоции,
связанные
со
спортивной
деятельностью.
В детском возрасте мотивацией к занятиям спортом выступают внешние факторы:
подражание
друзьям,
отношение
к
физической
культуре
родителей,
особенно
отца.
Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в
достижении желаемого.
Если у ребёнка есть мотивация, то он развивает свои способности собственными
усилиями. Такой ребёнок испытывает тягу к получению информации, которая поможет
ему на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет сосредоточиться на получении новых
знаний и умений.
Пик
спортивной
деятельности
большинства
детей
приходится
на
12
лет.
Возрастная
психология
определяет
этот
возраст
как
критический
с
точки
зрения
социального развития и становления самооценки ребёнка. Спортсмены этого возраста
находятся
в
критическом
периоде
развития.
В
работе
с
юными
спортсменами
этого
возраста
крайне
необходимо
использование
принципов
спортивной
психологии.
Существуют
практические
рекомендации,
которые
помогают
создать
адекватные
спортивные
условия,
отвечающие
требованиям
юных
спортсменов,
способствующие
стимулированию занятиям спортом и предотвращающие уход из спорта.
Чтобы спорт стал любимым занятием, чрезвычайно важно сформировать у ребёнка
устойчивую мотивацию. Существует несколько способов:
- вызвать интерес к спорту;
-
расширять
представления
ребёнка
о
многообразии
спорта
(спортивные
передачи,
спортивные журналы, фильмы о спорте и спортсменах);
- внимательно и ответственно подойти к выбору того или иного индивидуального или
коллективного вида спорта, учитывая желание ребёнка и его физические данные.
Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых приемах создания мотивации
Прием первый: апелляция к жизненному опыту юных спортсменов.
Прием заключается в том, что тренер-преподаватель обсуждает с детьми хорошо
знакомые
им
ситуации,
понимание
сути
которых
возможно
лишь
при
обучении
избранному
виду
спорта.
Важно
чтобы
ситуация
была
действительно
жизненной
и
интересной, а не надуманной. Например: вопрос ребенка: «Ну зачем мне нужно вести
дневник спортсмена?». Привожу пример и показываю Дневник спортсмена – выпускника
«А ты знаешь, что он пробежал ту же дистанцию, что и ты сегодня за более короткое
время?» Глаза ребенка тут же загораются интересом.
Прием второй: создание проблемной ситуации
Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в
том,
что
перед
обучающимися
ставится
некоторая
проблема,
преодолевая
которую,
спортсмен осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить
согласно программе. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом
задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти
(например, «как проводится консервация лыж на лето...»), а вопросы, которые потребуют
анализа,
сравнения,
сопоставления,
объяснения
разнородной
информации
и
более
глубокого
понимания
материала
и
интереса
к
нему.
Создание
проблемной
ситуации
гарантирует
интерес
к
изучаемому.
Например,
обсуждение
результатов
выездных
соревнований.
Третий прием: ролевой подход и деловая игра.
В деловой игре у каждого обучающегося вполне определенная роль. Подготовка и
организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со
стороны тренера-преподавателя, так и со стороны самих спортсменов, что в свою очередь
гарантирует успех такого тренировочного занятия. Играть всегда и всем интереснее, чем
учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса
обучения.
Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Задачи такого характера воспринимаются спортсменами гораздо лучше, чем
стандартные,
и
предлагаются
обучающимся
либо
в
качестве
разминки
в
начале
тренировки,
либо
для
разрядки,
смены
вида
работы
в
течение
тренировочной
деятельности, а иногда, и для дополнительного задания, которое надо выполнить дома.
Пятый прием: игры и конкурсы
Всем нам известно, как во время соревновательной деятельности мы выполняем
задания, даже те, которые на обычной тренировке нам даются тяжело. Для этого провожу
«Веселые старты», игры-эстафеты, подвижные игры.
Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, рисунки газет, творческие поделки
и т.п.
Для создания эмоционального настроя, сплочения команды, выявления одаренных
детей использую различные творческие задания. Которые они выполняют самостоятельно,
малыми группами и вместе с родителями.
С самых юных лет ребенок должен учиться адекватно воспринимать похвалу и
критику в свой адрес.
Чем младше спортсмен, тем чаще его нужно хвалить за его
достижения.
При поощрении
ребенка,
надо
ориентироваться
на
его
настроение
и
моральное состояние. Как один из приемов поощрения обучающихся за спортивные
достижения и проявление упорства в достижении поставленных целей, может быть
выдача нового спортивного инвентаря и размещение информации о спортсмене на Доске
Почета «Гордость школы».
Порицание как прием повышения мотивации у спортсменов на практике так же
имеет большое значение. Но, порицание должно быть своевременным (вчера пропустил
занятие – сегодня услышал критику в свой адрес).
Применение
современных
информационно-коммуникативных
технологий
в
обучающем процессе дает положительные результаты. Занятия с использованием
фото- и видеосъемки, по итогам прошедших соревнованиях, не только воздействуют на
эмоциональный фон обучающихся, учат анализировать ошибки и грамотно говорить, но и
способствуют повышению мотивации спортсменов на систематичность занятий, а также
на сознательное и активное отношение к выполнению тренировочных заданий (особенно в
работе с детьми «группы риска»).
Для
работы
с
тренировочными
группами,
в качестве дополнительного приема,
используется воздействие на эмоциональную сферу обучающихся. Детям предлагаются
мотивирующие
альбомы-установки
с
определенным
названием.
Например,
для
обучающегося, испытывающего трудности в выполнении заданий и «готового» бросить
занятия лыжными гонками, создается альбом «Победить себя», а для неуверенного в себе
спортсмена – «Уроки проигрыша» и «Самообладание в спорте», в качестве подарка на
день рождения - «Ты – настоящий спортсмен» и другие.
Для
составления
такого
альбома
-
мотиватора
привлекаются
обучающихся,
используются
возможности
интернет-ресурсов. Мотивирующий
альбом-установка
содержит в себе фотографии юного спортсмена и высказывания знаменитых личностей,
побуждающие его на активные тренировки.
С целью влияния на психическое состояние спортсмена и повышения мотивации на
ведение
здорового
образа
жизни
используются демотивирующие картинки и видео с
изображением успешных людей и людей, ведущих нездоровый образ жизни. Данный
прием, а именно воспитание примером, помогает детям учиться анализировать различные
жизненные ситуации, делать выводы и планировать траекторию жизненного пути.
Замечено,
что
обучающиеся
эмоционально
принимают
такие
альбомы,
воспринимают
информацию
в
виде
установок,
активно
используют
установки
на
практике, это способствует воспитанию уверенного поведения лыжников-гонщиков, и как
следствие ведет к улучшению результатов соревновательной деятельности.
Д о к а з а н о ,
ч т о преднамеренная
задержка
проявления
или
изменения
выразительных
движений,
способствует
психологической
подготовке
спортсмена.
Сдерживая смех или улыбку можно подавить порыв веселья, а улыбнувшись поднять
настроение. Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц,
человек приобретает в какой-то мере умение владеть своими эмоциями.
Данный
прием
можно
рекомендовать
использовать
чаще
родителям
с
целью
повышения мотивации к успехам в учебе, не только в учреждении дополнительного
образования, но и в общеобразовательной школе.
Обоснованная мотивация для занятий спортом - очень значимый побудительный
фактор. Одна из лучших мотиваций - работа спортсмена в команде. Личный пример
спортивной звезды - тоже сильная мотивация. Важная составляющая мотивации в спорте -
самомотивация
на
победу.
Для
этого
со
спортсменами
работает
не
только
тренер-
преподаватель,
но
и
педагог-психолог
учреждения,
помогая
им
преодолеть
боязнь
и
неуверенность в победе.
Чаще
всего
опорой
в
воспитательной
работе
служит метод
воспитания
коллективом. Отмечено повышение мотивации на успех при работе парами: «слабый-
сильный», «старший - младший», что позволяет спортсменам ориентироваться на лучший
результат и усилить контроль за сознательностью и активностью участников пары. Кроме
того, работа в паре (совместная деятельность) «лидер-лидер» нацеливает спортсменов-
соперников на результат и объединяет их для достижения общего успеха (выполнение
задания в соревновательной форме).
В мотивации ребёнка к занятием спортом велика роль тренера-преподавателя.
Поведение
и
деятельность
тренера
являются
важнейшим
фактором
формирования
у
ребёнка устойчивой мотивации к занятиям спортом. Отсюда - очень высокие требования к
тренеру как к личности. Деятельность тренера и проявление в процессе работы с детьми
позитивных
качеств
личности
тренера
-
сильнейшая
мотивация
ребёнка
к
занятиям
спортом.
Тренер
отвечает
не
только
за
физическую,
техническую
и
тактическую
подготовку юных спортсменов, но и за их нравственное поведение, за их отношение к
миру и людям. Тренер должен видеть способности ребёнка и помогать развивать их.
Многим
детям,
начинающим
заниматься
спортом,
необходима
мотивация,
которую
способен обеспечить именно тренер-личность. Особенно необходимо внимание тренеров к
формированию мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной
подготовки.
Потому
я,
как
тренер-преподаватель,
стараюсь
быть
для
своих
воспитанников примером (активно принимаю участие в соревнованиях различного уровня,
конкурсном движении).
Особое значение имеет работа с родителями (родительские собрания, участие
родителей в проведении различных мероприятий, выездных соревнований, волонтерском
движении).
Именно
такая
форма
работы
позволяет
донести
до
родительской
общественности
все
наиболее
важные
моменты
на
каждом
этапе
становления
юных
спортсменов,
обсудить
проблемы,
определить
пути
их
решения.
Роль
родителей
в
формировании положительной мотивации юных спортсменов велика.
Информационно-просветительская
работа
с
родительской
общественностью
нацелена на обучение приемам поддержки спортсменов, ведению
работы по учету
результатов соревнований, приемам саморегуляции.
Спортсмену
необходимо
регулировать
свои
эмоции,
так
как
от
этого
зависит
результат на соревнованиях. Замечено, что чем более психологически устойчив спортсмен,
тем меньше он сделает ошибок на дистанции. Благотворное влияние на эмоции оказывает
выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Эти
упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым
отвлекать от неблагоприятных мыслей.
Большое
место
в
тренировке
должны
занимать
упражнения,
требующие
от
спортсмена смелости, решительности, значительных волевых усилий, например, прыжки
через различные препятствия. Их с успехом могут применять спортсмены различных
видов спорта.
Вывод: Комплексное применение различных приемов, направленных на мотивацию
обучающихся на отделении «лыжные гонки», позволило не только полностью сохранить
численность
обучающихся
в
тренировочных
группах,
но
и
улучшить
результаты
соревновательной деятельности.
В апреле
2017
года
по
результатам
итоговой
диагностики
отмечается,
что
у
большинства
спортсменов
имеется
определенная тенденция
мотивации
на
успех
(90% группы).
Заключение: Выявлена
польза
психологического
обеспечения
тренировки
и
соревновательной деятельности.