Программа кружка декоративно-прикладного творчества "макраме"
Автор: Цепилова Ираида Викторовна Должность: учитель профессионально-трудового обучения Учебное заведение: МКОУ "Спец. школа VIII вида для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: г. Сатка, Челябинская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа кружка декоративно-прикладного творчества "макраме" Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА.
Обсуждено и утверждено «Утверждаю» ____________
на заседании И.о. директора Краева Е.В.
педагогического совета «09» сентября 2012г.
МСКОУ школа-интернат 8 вида
Протокол № 10
от «09» сентября 2012г.
Программа кружка
декоративно-прикладного творчества
«Макраме»
(для детей 12-17 лет)
Срок реализации: 5 лет
Автор программы
Цепилова Ираида Викторовна
учитель высшей категории
МКСКОУ школа-интернат VIII вида
Сатка-2012г.
Содержание.
1.Информационная карта…………………………………………………………3
2.Пояснительная записка ……………………………………………………….4-7
3.Учебно-тематический план…………………………………………………...8-9
4.Содержание программы…………………………………………………….10-34
5.Календарное планирование…………………………………………………35-44
6.Методическое обеспечение…………………………………………………….45
7.Организация техники безопасности детей на занятиях………………………46
8.Информативное обеспечение…………………………………………………..47
9.План воспитательной работы…………………………………………………..48
Информационная карта образовательной программы.
Тип программы
Авторская
Образовательная область
Социальная практика
Направленность деятельности
Научно-техническая
Декоративно-прикладное творчество
Способ освоения содержания
образования
Репродуктивный, творческий
Уровень освоения содержания
образования
Общекультурный
Уровень реализации программы
Коррекционное основное образование
Формы реализации программы
Групповая
Продолжительность реализации
программы
5 лет
Пояснительная записка
.
Актуальность программы
Каждое рукоделие по-своему уникально: неповторимой историей
зарождения, самобытным развитием. Некоторые из рукоделий навсегда забыты,
жизнь других еще теплится, многие виды дожили до наших дней. Но нет среди
них более древнего, таинственного и удивительного, чем узелковое плетение.
Узелковое плетение, или макраме, - самое древнее, таинственное и
удивительное
рукоделие.
Примитивное
плетение
знали
еще
первобытные
охотники и рыболовы. Связывая узлами растительные волокна, травы, полоски
кожи, шерсть и волосы, они изготовляли одежду, сети и охотничьи сумки.
Умение вязать узлы ценилось очень высоко, считалось родовым достоянием и
передавалось от отца к сыну.
Постепенно плетение усложнялось и совершенствовалось. И этому немало
способствовали мореплаватели, которые во время долгих морских походов
изобрели
много
прочных,
хитроумных
и
красивых
узлов.
Искусство
декоративного плетения особенно было распространено на Востоке, а затем
оно покорило и Западную Европу. Появились тончайшие узелковые кружева и
бахрома,
плетеные
скатерти,
ковры,
абажуры
и
шторы.
Узлы,
кроме
практического и декоративного назначения, когда-то играли и другую роль в
истории
человечества:
их
применяли
для
счета,
использовали
в
узелковой
грамоте. Некоторые народы приписывали узлам магическую силу: пытались с
их помощью лечиться, а также отпугивать злых духов.
Сегодня
древнее
искусство
макраме
покоряет
нас
своей
простотой,
неповторимой красотой, выразительностью. Увлечение макраме воспитывает у
детей
вкус,
усидчивость
и
терпение,
в
то
же
время
является
источником
творческого вдохновения.
В настоящее время макраме применяется не только для отделки и украшения
жилого
интерьера,
оно
нашло
широкое
применение
при
оформлении
общественных интерьеров.
Коррекционная школа ставит перед учителем-дефектологом три основных
задачи:
дать
ученикам
знания,
умения
и
навыки
по
общеобразовательным
предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества –
честность,
правдивость,
доброжелательность
к
окружающим,
любовь
и
уважение к труду, скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом
подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Все
эти
задачи
решаются
комплексно,
постоянно,
на
всех
уроках
и
во
внеурочное время.
Правильное отношение к труду у умственно отсталого ребенка можно
воспитать,
лишь
систематически
организуя
его
собственную
трудовую
деятельность.
В
процессе
трудовой
деятельности
по
самообслуживанию,
выполнению
общественно
полезных
дел
в
школе,
посещению
кружков
у
учащихся на практике воспитывается ответственность за выполняемую работу,
бережливость, умение работать в коллективе.
Трудно
переоценить
воспитательное
и
образовательное
значение
деятельности
детей
с
интеллектуальными
нарушениями
по
их
интересам,
которая организуется и проводится в различных кружках, ведь для многих из
них школа зачастую единственное учебно-воспитательное учреждение.
Практика
работы
коррекционных
школ
показывает,
что
рациональная
организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому
и всестороннему развитию учащихся, положительно решает задачи коррекции
и
компенсации
различных
дефектов
развития,
помогает
детям
с
интеллектуальными нарушениями вступить в самостоятельную жизнь более
подготовленными.
Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей V – IX
классов, так как у этих учащихся более четко определились интересы и
наклонности, и они уже в определенной мере владеют нужными навыками
коллективной работы, необходимыми профессионально-трудовыми умениями
и знаниями.
Именно с этой целью в МКСКОУ школа-интернат VIII вида организуется
работа кружков декоративно-прикладного творчества, одним
из
которых
является и кружок «Макраме».
Одним из важнейших условий и средств осуществления внутришкольной
кружковой деятельности и её эффективной организации является программное
обеспечение. Однако в отличие от базовых образовательных программ данная -
это
нормативный
документ,
регламентирующий
учебно-воспитательный
процесс в целом.
Направленность программы.
Данная программа нацелена на знакомство детей с макраме. Актуальность ее
в том, что она решает проблему возрождения такого народного искусства как
макраме. Программа имеет коррекционно-адаптивную направленность. 15%
учебного времени отводится на региональный компонент.
Цели
программы: подготовка умственно отсталых детей
к
успешной
социализации путем привлечения к творчеству через трудовое и нравственно-
эстетическое
воспитание
детей
средствами
и
возможностями
искусства
народного промысла, посредством практической деятельности и ознакомления
с народной культурой, ее возрождения, сохранения и развития.
Учебные задачи:
1.Ознакомление с историей узелкового плетения.
2.Обобщение знаний о видах плетения, о способах крепления.
3.Обучение выполнению изделия по готовой схеме.
4.Обучать самостоятельно оценивать результаты работы.
5.Развитие художественного и эстетического вкуса.
6.Развитие творческих способностей каждого ребенка.
Коррекционные задачи:
1.Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
2.Совершенствование зрительно-двигательной координации.
3.Развитие личностных качеств учащихся, навыков самоконтроля, усидчивости
и выдержки.
4.Формирование ориентировки на количество и счет.
5.Расширение кругозора умственно отсталых детей.
Воспитательные задачи:
1.Воспитание интереса к настоящему и будущему своей страны.
2.Воспитание интереса к культуре и искусству других народов, бережного
отношения к природе.
3.Воспитание познавательной потребности.
4.Воспитание
внимательного,
заботливого
отношения
к
окружающим,
уважения к старшим.
5.Воспитание коллективизма: привычки считаться с общественным мнением,
требовательность к себе и товарищам.
6.Воспитание
дисциплинированности:
выполнение
правил
человеческого
общежития.
7.Воспитание эстетических взглядов: культура речи, поведения.
Отличительная особенность программы – программа разработана для детей
коррекционной школы 8 вида с ограниченными возможностями здоровья.
Возраст детей – 12-17 лет.
Общий срок реализации программы 5 лет
Формы
работы, способствующие наиболее полной и успешной реализации
программы:
практическая
работа,
экскурсии,
акции,
творческие
выставки,
родительские собрания, открытые занятия, участие в городских, районных,
областных и всероссийских мероприятиях.
Методы
обучения: объяснение,
рассказ,
демонстрация,
игра,
упражнение,
практическая работа, самостоятельная работа, применение технологических
средств обучения, наблюдение, работа с книгой.
Формы
и
режим
занятий
– по 1 часу 2 раза в неделю по расписанию,
утверждённому директором.
Ожидаемый результат :
1.Социальное
развитие
учащихся
–
умение
строить
своё
поведение
в
соответствии с правилами школьной жизни, взаимодействие со сверстниками
во время работы.
2.Коррекция основных движений и общих моторных навыков.
3.Воспитание желания, стремления принести пользу людям.
4.Содействие адаптации детей с недостаточным интеллектом к жизни в
социальном обществе, становлению личности и дальнейшем самоопределении
в выборе профессии.
5.Использование приобретённых знаний и умений в быту.
Итоги работы творческого объединения подводятся на творческих выставках
МКСКОУ, на городских, областных и Всероссийских выставках.
В
процессе
прохождения
программы
после
каждой
пройденной
темы
осуществляется контроль знаний учащихся.
По способу организации программа поэтапная: от простого к сложному.
По
характеру
образовательная
программа
обучающая,
развивающая
и
воспитывающая.
Межпредметные связи:
Трудовое
обучение
– закрепление,
углубление
и
расширение
материала
получаемого на уроке.
Математика, геометрия – развитие, закрепление мер длины, умение
пользоваться чертежными инструментами.
Изобразительное искусство – пространственная ориентация.
История – актуализация знаний в народных промыслах русского народа.
Социально-бытовая ориентировка – использование приобретенных умений и
навыков
при
организации
жизненного
пространства,
поддержка
бюджета
семьи.
Связь
с
жизнью: профориентационная
работа
(коррекция
неадекватных
профессиональных намерений) + домашнее ремесленное производство.
Работа
с
родителями: совместное участие в выставках школы, посещение
выставок
вне
школы,
экскурсии,
организация
совместных
поездок
на
награждения,
ежегодный
творческий
отчет
перед
родителями
и
общественностью.
Учебно-тематический план.
1 год обучения.
№
Тема
Кол-во
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Вводное занятие
Основные узлы, узоры и приемы техники макраме
Кашпо простое
Кулон с бусиной
Собачка
Выставки
Экскурсии
2
16
14
10
14
10
2
Итого 68
2 год обучения.
№
Тема
Кол-во
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вводное занятие
Узлы, узоры и приемы техники макраме
Сумочка
Картина «Корзина с цветами»
Выставки
Экскурсии
2
10
14
30
10
2
Итого 68
3 год обучения.
№
Тема
Кол-во
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вводное занятие
Узлы, узоры и приемы техники макраме
Кашпо «Снежинка»
Футляр для сотового телефона
Выставки
Экскурсии
2
8
16
30
10
2
Итого 68
4 год обучения.
№
Тема
Кол-во
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вводное занятие
Узлы, узоры и приемы техники макраме.
Кулон.
Панно для ложек.
Выставки.
Экскурсии.
2
6
18
30
10
2
Итого 68
5 год обучения.
№
Тема
Кол-во
часов
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное занятие.
Узлы, узоры и приемы техники макраме.
Карман для мелочей.
Выставки
Экскурсии
2
6
48
10
2
Итого 68
Содержание изучаемого курса.
1 год обучения.
1.Вводное занятие. -2ч.
Теоретические сведения.
Организация рабочего места. Общие правила т/б. Материалы для плетения.
Приспособления
для
плетения.
Подсобные
материалы
и
инструменты.
Конструктивные
элементы
для
плетения.
Декоративные
элементы.
Краткая
история узелкового плетения. Правила поведения в кружке и режим работы.
Ключевые слова:
макраме, булавка, крючок, каркас, ножницы, валик.
Что должны знать:
-какие
материалы
используют
для
плетения:
нити
–
шелковая
крученая,
суровая, ковровая, льняная, синтетическая; шнуры – шторный, синтетический,
шелковый крученый, льняной; сутаж, тесьма, пеньковая веревка;
-приспособления для плетения: дощечка, полумягкая подушка;
-подсобные
материалы
и
инструменты:
швейные
булавки
с
головками,
ножницы, сантиметровая лента, клей, крючок и иголка с большим ушком;
-конструктивные элементы для плетения: различные планки, палки, иногда и
коряги, кольца всевозможных размеров, металлические каркасы, пряжки, ручки
и замки старых сумок;
-что такое декоративные элементы: деревянные и керамические детали (шары,
кубики, бусы);
-правила т/б;
-правила поведения в кружке и режим работы.
Формы контроля.
Тематический контроль – оценка полученных знаний.
2.Основные узлы, узоры и приемы техники макраме – 16ч.
Теоретические сведения.
Название нитей. Способы крепления. Название узлов и узоров.
Практическая работа.
Выполнение узлов из одной нити, из двух нитей, репсового узла. Выполнение
плоских узлов. Выполнение узоров из этих узлов.
Ключевые слова.
Несущая
нить,
узелковая,
рабочая,
дополнительная,
репсовый
узел,
«шахматка».
Что должны знать:
-названия всех узлов и узоров;
-названия способов навешивания нитей на основу;
-название нитей: несущая, основа или узелковая, рабочая, дополнительная.
Что должны уметь:
-выполнять простые способы навешивания нитей (лицевые и изнаночные);
-выполнять узлы из одной нити: простой узел, «восмерка»;
-выполнять узлы из двух нитей: правый и левый петельный , «фриволите»;
-выполнять репсовые узлы: горизонтальный, диагональный;
-выполнять плоские узлы: одинарный плоский узел, двойной плоский узел;
-выполнять сетку из плоских узлов: «шахматку», «шахматку» на уголок, от
уголка;
-выполнять узоры из репсовых узлов: «зигзаг».
Наглядность.
Схемы узлов и узоров, ножницы, булавки, линейки, образцы.
Формы контроля.
Текущий контроль – оценка выполнения приемов и качества работы.
3.Кашпо простое.-14ч.
Теоретические сведения.
Кашпо - подвеска для цветов. Виды кашпо. Какой материал используют
для кашпо.
Практическая работа.
Выполнение «плетёной петли». Плетение держателей, корзины.
Ключевые слова.
Кашпо, корзина, держатель, «плетёная петля».
Что должны знать:
- кашпо- подвеска для цветов;
- кашпо бывают различных видов: объёмные, плоские,
многофункциональные;
- кашпо можно плести из любой верёвки, шнура, нити и бумажного
шпагата.
Что должны уметь:
- выполнять «плетёную петлю»;
-выполнять цепочки из плоских узлов (витые и из двойных плоских
узлов);
- выполнять цепочку – «змейку»;
- выбирать при работе длинные нити.
Наглядность и оборудование.
Схемы кашпо, образец, ножницы, линейка, булавки.
Формы контроля.
Текущий контроль- оценка выполнения приемов и качества работы.
4.Кулон с бусиной – 10ч.
Теоретические сведения.
Разнообразие кулонов. Что такое "аксессуар". Какие материалы используют
для плетения. Приёмы начала работы. Выбор схемы.
Практическая работа.
Подготовка нитей. Плетение различных цепочек. Выполнение кулона по
схеме.
Ключевые слова.
Аксессуар, кулон.
Что должны знать:
- "аксессуар" в переводе с французского означает сопутствующий чему - либо
предмет;
- для работы потребуется кордовая или шелковая леска, льняная или крученая
нити;
- дополнения могут быть самыми разнообразными: цветная нить, деревянные,
керамические, стеклянные бусы, цепочки и т.д.;
- какие конструктивные элементы используют: кольцо или металлический
обруч из тонкой проволоки;
- названия основных узлов и узоров.
Что должны уметь:
- выполнять из тонких нитей цепочку "змейка";
- выполнять витую цепочку;
- начинать работу от середины;
- закреплять нити на цепочку;
- оформлять низ изделия: витая цепочка.
Наглядность и оборудование.
Льняная нить, образцы, схемы, фотографии, булавки, иглы с большим ушком,
иглы с головками, ножницы.
Формы контроля.
Текущий контроль – оценка каждого этапа работы.
Тематический контроль – оценка выполнения качества данной работы.
5.Собачка.-14 ч.
Теоретические сведения.
Назначение - карман для расчесок. Какие узлы и узоры встречаются в
работе. Чтение схемы. Какие нити можно использовать для работы.
Практическая работа.
Подготовка нитей, навешивание на планку, плетение цепочки «змейка»,
плетение мордочки. Плетение кармана.
Ключевые слова.
Карман, брида, «шахматка» на уголок, планка.
Что должны знать:
- названия узлов: простой, двойной плоский узел, репсовый;
- название узоров: «шахматка» из двойных плоских узлов, «шахматка» на
уголок, брида;
- как обозначен узел на схеме;
- карман можно плести из любой веревки, шнура и бумажного шпагата.
Что должны уметь:
- закреплять нити на планку различными способами (крепление на лицо,
на изнанку);
- плести «шахматку»;
- плести диагональные бриды и горизонтальные бриды;
- плести «шахматку» на уголок;
- ровно подрезать нити;
- сшивать края кармана;
- оформлять мордочку собачки (нос, глаза, язык).
Наглядность и оборудование.
Схема, образец, ножницы, булавки, кожа, ткань, цветные нити.
Формы контроля.
Текущий контроль- оценка выполнения приёмов работы.
6.Выставки, экскурсии. – 12ч.
Теоретические сведения.
Беседы о предстоящих мероприятиях: о выставке, о празднике.
Практическая работа.
Подготовка и проведение мероприятий.
Ключевые слова.
Праздник, выставка, мероприятие.
Что должны знать:
- чему посвящено мероприятие;
- какую роль дети выполняют в конкретном мероприятии.
Что должны уметь:
- выполнять качественные работы для участия в выставке;
- оценивать свои работы и работы своих друзей;
- играть весело и непринуждённо.
Наглядность и оборудование.
Призы, творческие работы детей.
Формы контроля.
Награждение по итогам выставки.
2 год обучения.
1.Вводное занятие. -2ч.
Теоретические сведения.
Организация рабочего места. Общие правила т/б. Материалы для плетения.
Приспособления
для
плетения.
Подсобные
материалы
и
инструменты.
Конструктивные
элементы
для
плетения.
Декоративные
элементы.
Краткая
история узелкового плетения. Правила поведения в кружке и режим работы.
Ключевые слова:
макраме, булавка, крючок, каркас, ножницы, валик.
Что должны знать:
-какие
материалы
используют
для
плетения:
нити
–
шелковая
крученая,
суровая, ковровая, льняная, синтетическая; шнуры – шторный, синтетический,
шелковый крученый, льняной; сутаж, тесьма, пеньковая веревка;
-приспособления для плетения: дощечка, полумягкая подушка;
-подсобные
материалы
и
инструменты:
швейные
булавки
с
головками,
ножницы, сантиметровая лента, клей, крючок и иголка с большим ушком;
-конструктивные элементы для плетения: различные планки, палки, иногда и
коряги, кольца всевозможных размеров, металлические каркасы, пряжки, ручки
и замки старых сумок;
-что такое декоративные элементы: деревянные и керамические детали (шары,
кубики, бусы);
-правила т/б;
-правила поведения в кружке и режим работы.
Формы контроля.
Тематический контроль – оценка полученных знаний.
2.Основные узлы, узоры и приемы техники макраме – 10ч.
Теоретические сведения.
Название нитей. Способы крепления. Название узлов и узоров.
Практическая работа.
Выполнение узлов из двух нитей, репсового узла. Выполнение плоских узлов.
Выполнение узоров из этих узлов.
Ключевые слова.
Несущая нить, узелковая, рабочая, дополнительная, репсовый узел,
«шахматка».
Что должны знать:
-названия всех узлов и узоров;
-названия способов навешивания нитей на основу;
-название нитей: несущая, основа или узелковая, рабочая, дополнительная;
-название узоров: «шахматка», брида.
Что должны уметь:
-выполнять простые способы навешивания нитей (лицевые и изнаночные);
-выполнять узлы из двух нитей: правый и левый петельный , «фриволите»;
-выполнять репсовые узлы: горизонтальный, диагональный;
-выполнять плоские узлы: одинарный плоский узел, двойной плоский узел;
-выполнять сетку из плоских узлов: «шахматку», «шахматку» на уголок, от
уголка;
-выполнять узоры из репсовых узлов: «зигзаг».
Наглядность.
Схемы узлов и узоров, ножницы, булавки, линейки, образцы.
Формы контроля.
Текущий контроль – оценка выполнения приемов и качества работы.
3.Сумочка.-14 ч.
Теоретические сведения.
Виды сумок, назначение предмета, выбор материала. Приёмы начала
работы над сумкой: сверху, с середины, от ручки.
Практическая работа.
Подготовка нитей, закрепление. Плетение полотна сумочки. Выполнение
утолщённого края. Плетение ручки и боковых частей сумочки.
Ключевые слова.
Утолщённый край, брида.
Что должны знать:
- назначение предмета;
- какой материал нужно выбрать для сумочки;
- название узлов и узоров: «шахматка»,двойной плоский узел, брида,
утолщённый край;
- приёмы начала работы над сумкой.
Что должны уметь:
- начинать работу сверху;
- плести полотно в длину от одного края к другому;
- выполнять «шахматку»;
- выполнять «шахматку» на уголок;
- плести утолщённый край;
- соединять два полотна;
- плести цепочку из ДПУ;
Наглядность и оборудование.
Схема, образец, ножницы, булавки, полумягкая подушка, шпагат.
Формы контроля.
Текущий контроль - выполнение правил безопасной работы, оценка
выполнения приёмов работы.
Тематический контроль - оценка выполнения качества работы.
4.Картина «Корзина с цветами». -30ч.
Теоретические сведения.
Беседа о предстоящей работе. Необходимые материалы, приспособления,
конструктивные элементы. Названия узлов, цепочек, узоров.
Последовательность работы.
Практическая работа.
Выполнение картины по схеме. Подготовка нитей и закрепление на планку.
Ключевые слова.
Панно, фрагмент, брида, параллельные, «змейка».
Что должны знать:
-названия узлов: двойной плоский узел, репсовый узел;
-названия узоров: зигзаг и др.;
-назначение изделия;
-какой материал можно использовать для плетения данного изделия;
-какое оборудование необходимо иметь для работы;
Что должны уметь:
-самостоятельно измерять нити;
-подготовить рабочее место;
-выполнять витые цепочки;
-выполнять узор «зигзаг»;
-выполнять цепочку «змейка»;
-соединять лепестки;
-закреплять части картины на основу;
-самостоятельно оценивать результаты работы.
Наглядность и оборудование.
Льняная нить, образцы, схемы, фотографии, булавки, иглы с большим ушком,
булавки с головками, ножницы.
Формы контроля.
Текущий контроль – оценка каждого этапа работы.
Тематический контроль – оценка выполнения качества данной работы.
5.Выставки, экскурсии. – 12ч.
Теоретические сведения.
Беседы о предстоящих мероприятиях: о выставке, о празднике.
Практическая работа.
Подготовка и проведение мероприятий.
Ключевые слова.
Праздник, выставка, мероприятие.
Что должны знать:
- чему посвящено мероприятие;
- какую роль дети выполняют в конкретном мероприятии.
Что должны уметь:
- выполнять качественные работы для участия в выставке;
- оценивать свои работы и работы своих друзей;
- играть весело и непринуждённо.
Наглядность и оборудование.
Призы, творческие работы детей.
Формы контроля.
Награждение по итогам выставки.
3 год обучения.
1.Вводное занятие. -2ч.
Теоретические сведения.
Организация рабочего места. Общие правила т/б. Материалы для плетения.
Приспособления для плетения. Подсобные материалы и инструменты.
Конструктивные элементы для плетения. Декоративные элементы. Краткая
история узелкового плетения. Правила поведения в кружке и режим работы.
Ключевые слова:
макраме, булавка, крючок, каркас, ножницы, валик.
Что должны знать:
-какие
материалы
используют
для
плетения:
нити
–
шелковая
крученая,
суровая, ковровая, льняная, синтетическая; шнуры – шторный, синтетический,
шелковый крученый, льняной; сутаж, тесьма, пеньковая веревка;
-приспособления для плетения: дощечка, полумягкая подушка;
-подсобные
материалы
и
инструменты:
швейные
булавки
с
головками,
ножницы, сантиметровая лента, клей, крючок и иголка с большим ушком;
-конструктивные элементы для плетения: различные планки, палки, иногда и
коряги, кольца всевозможных размеров, металлические каркасы, пряжки, ручки
и замки старых сумок;
-что такое декоративные элементы: деревянные и керамические детали (шары,
кубики, бусы);
-правила т/б;
-правила поведения в кружке и режим работы.
Формы контроля.
Тематический контроль – оценка полученных знаний.
2.Узлы, узоры и приемы техники макраме – 8ч.
Теоретические сведения.
Названия узлов и узоров, приемы расширения плетеного полотна. Фестоны.
Утолщенный нижний край.
Практическая работа.
Выполнение «шахматки» из витых цепочек, из цепочек «змейка». Расширение
плетеного полотна, используя различные приемы. Выполнение фестонов.
Ключевые слова.
«Шахматка», фестон, полотно, брида.
Что должны знать:
-названия всех узлов и узоров;
-как можно расширить плетеное полотно, какие существуют приемы:
прибавление с краев полотна, в середине полотна;
-фестонами украшают верхний край изделия;
-виды фестонов: «пико», «змейка»;
-где используют утолщенный нижний край.
Что должны уметь.
-выполнять «шахматку» из витых цепочек;
-выполнять «шахматку» из цепочек «змейка»;
-выполнять фестоны: «пико», «змейка», из цепочек «змейка»;
-выполнять приемы расширения плетеного полотна: прибавление с краев
полотна, в середине;
-выполнять бриды из диагональных репсовых узлов;
-выполнять утолщенный нижний край.
Наглядность и оборудование.
Различные шнуры, бумажный шпагат, схемы, образцы, ножницы, полумягкая
подушка, булавки.
Формы контроля.
Текущий контроль – оценка каждого этапа работы.
3.Кашпо «Снежинка».- 16 ч.
Теоретические сведения.
Кашпо- подвеска для цветов. Виды кашпо. Материал, используемый для
кашпо.
Практическая работа.
Выполнение «плетёной петли». Плетение «верхушки», плетение
держателей, корзины.
Ключевые слова.
«Ягодка», «фриволите».
Что должны знать:
- названия узлов: двойной плоский узел, «фриволите», правый плоский
узел;
- кашпо можно плести из любой верёвки, шнура, нити;
- название узоров: «шахматка» из витых цепочек, «шахматка» из
«ягодок».
Что должны уметь:
- плести цепочки из двойных плоских узлов;
- плести цепочки из правых плоских узлов;
- плести цепочки из «фриволите»;
- плести «шахматка» из «ягодок»;
- плести «шахматку» из витых цепочек;
- выполнять «оплётку»;
- выполнять работу аккуратно.
Наглядность и оборудование.
Схемы кашпо, образец, ножницы, линейка, булавки.
Формы контроля.
Текущий контроль- оценка выполнения приёмов и качества работы.
4.Футляр для сотового телефона – 30ч.
Теоретические сведения.
Виды футляров, назначение предмета, выбор материала. Приемы начала
работы. Необходимые материалы и приспособления. Какие узлы и узоры
встречаются в работе.
Практическая работа.
Подготовка нитей, закрепление. Плетение полотна футляра. Выполнение
утолщённого края. Плетение ручки и боковых частей футляра.
Ключевые слова.
Утолщённый край, брида.
Что должны знать:
-назначение предмета;
-какой материал нужно выбрать для футляра;
-название узлов и узоров: «шахматка», двойной плоский узел, брида,
утолщенный край;
-приемы начала работы над футляром;
Что должны уметь:
-начинать работу сверху;
-плести полотно в длину от одного края к другому;
-выполнять «шахматку»;
-выполнять «шахматку» на уголок;
-плести утолщенный край;
-соединять два полотна;
-плести цепочку из ДПУ;
Наглядность и оборудование.
Схема, образец, ножницы, булавки, полумягкая подушка, шпагат.
Формы контроля.
Текущий контроль – выполнение правил безопасной работы, оценка
выполнения приемов работы.
Тематический контроль – оценка выполнения качества творческой работы.
5.Выставки, экскурсии. – 12ч.
Теоретические сведения.
Беседы о предстоящих мероприятиях: о выставке, о празднике.
Практическая работа.
Подготовка и проведение мероприятий.
Ключевые слова.
Праздник, выставка, мероприятие.
Что должны знать:
- чему посвящено мероприятие;
- какую роль дети выполняют в конкретном мероприятии.
Что должны уметь:
- выполнять качественные работы для участия в выставке;
- оценивать свои работы и работы своих друзей;
- играть весело и непринуждённо.
Наглядность и оборудование.
Призы, творческие работы детей.
Формы контроля.
Награждение по итогам выставки.
4 год обучения.
1.Вводное занятие. -2ч.
Теоретические сведения.
Организация рабочего места. Общие правила т/б. Материалы для плетения.
Приспособления для плетения. Подсобные материалы и инструменты.
Конструктивные элементы для плетения. Декоративные элементы. Краткая
история узелкового плетения. Правила поведения в кружке и режим работы.
Ключевые слова:
макраме, булавка, крючок, каркас, ножницы, валик.
Что должны знать:
-какие материалы используют для плетения: нити – шелковая крученая,
суровая, ковровая, льняная, синтетическая; шнуры – шторный, синтетический,
шелковый крученый, льняной; сутаж, тесьма, пеньковая веревка;
-приспособления для плетения: дощечка, полумягкая подушка;
-подсобные материалы и инструменты: швейные булавки с головками,
ножницы, сантиметровая лента, клей, крючок и иголка с большим ушком;
-конструктивные элементы для плетения: различные планки, палки, иногда и
коряги, кольца всевозможных размеров, металлические каркасы, пряжки, ручки
и замки старых сумок;
-что такое декоративные элементы: деревянные и керамические детали (шары,
кубики, бусы);
-правила т/б;
-правила поведения в кружке и режим работы.
Формы контроля.
Тематический контроль – оценка полученных знаний.
2.Узлы, узоры и приемы техники макраме – 6ч.
Теоретические сведения.
Названия узлов и узоров, приемы расширения плетеного полотна. Утолщенный
нижний край. Узор «зигзаг», «галочки». Прием «чистый край».
Практическая работа.
Выполнение «шахматки» из витых цепочек, из цепочек «змейка». Расширение
плетеного полотна, используя различные приемы. Выполнение узора «зигзаг»,
«галочки».
Ключевые слова.
«Шахматка», фестон, полотно, брида.
Что должны знать:
-названия всех узлов и узоров;
-как можно расширить плетеное полотно, какие существуют приемы:
прибавление с краев полотна, в середине полотна;
-где используют прием «чистый край».
-где используют утолщенный нижний край.
Что должны уметь.
-выполнять «шахматку» из витых цепочек;
-выполнять «шахматку» из цепочек «змейка»;
-выполнять «чистый край»;
-выполнять приемы расширения плетеного полотна: прибавление с краев
полотна, в середине;
-выполнять бриды из диагональных репсовых узлов;
-выполнять утолщенный нижний край.
-выполнять узор «зигзаг», «галочки».
Наглядность и оборудование.
Различные шнуры, бумажный шпагат, схемы, образцы, ножницы, полумягкая
подушка, булавки.
Формы контроля.
Текущий контроль – оценка каждого этапа работы.
3.Кулон. – 18 ч.
Теоретические сведения.
Разнообразие кулонов. Что такое "аксессуар". Какие материалы используют
для плетения. Приёмы начала работы. Выбор схемы.
Практическая работа.
Подготовка нитей. Плетение различных цепочек. Выполнение кулона по
схеме.
Ключевые слова.
Аксессуар, кулон.
Что должны знать:
- "аксессуар" в переводе с французского означает сопутствующий чему - либо
предмет;
- для работы потребуется кордовая или шелковая леска, льняная или крученая
нити;
- дополнения могут быть самыми разнообразными: цветная нить, деревянные,
керамические, стеклянные бусы, цепочки и т.д.;
- какие конструктивные элементы используют;
- названия основных узлов и узоров.
Что должны уметь:
- выполнять из тонких нитей цепочку "змейка";
- выполнять витую цепочку;
- начинать работу от середины;
- закреплять нити на цепочку;
- выполнять узор «зигзаг»;
- выполнять работу по схеме.
Наглядность и оборудование.
Льняная нить, образцы, схемы, фотографии, булавки, иглы с большим ушком,
иглы с головками, ножницы.
Формы контроля.
Текущий контроль – оценка каждого этапа работы.
Тематический контроль – оценка выполнения качества данной работы.
4.Панно для ложек. – 30 ч.
Теоретические сведения.
Назначение модели. Необходимые материалы, конструктивные элементы.
Названия узлов, цепочек, узоров. Последовательность работы.
Практическая работа.
Выполнение панно по схеме. Подготовка нитей и закрепление на планку.
Ключевые слова.
Панно, фрагмент, брида, бахрома.
Что должны знать:
- названия узлов: двойной плоский узел, плоский сложный узел;
- названия узоров: "шахматка на уголок", "шахматка от уголка", "шахматка из
сложных плоских узлов";
- какой материал можно использовать для работы;
- как оформить низ изделия.
Что должны уметь:
- готовить нити для изделия и закреплять их на планку;
- выполнять витые цепочки;
- выполнять "шахматку" на уголок и от уголка
- закреплять нити на дополнительную планку;
- оформлять низ изделия бахромой;
- выполнять "ягодку".
Наглядность и оборудование.
Пеньковая верёвка, бумажный шпагат, схема, образец, полумягкая подушка,
ножницы, иглы с головками, спицы или планки (5шт.).
Формы контроля.
Текущий контроль – оценка каждого этапа работы.
Тематический контроль – оценка выполнения качества данной работы.
5.Праздники, выставки. –12ч.
Теоретические сведения.
Беседы о предстоящих мероприятиях: о выставке, о празднике.
Практическая работа.
Подготовка и проведение мероприятий.
Ключевые слова.
Праздник, выставка, мероприятие.
Что должны знать:
- чему посвящено мероприятие;
- какую роль дети выполняют в конкретном мероприятии.
Что должны уметь:
- выполнять качественные работы для участия в выставке;
- оценивать свои работы и работы своих друзей;
- играть весело и непринуждённо.
Наглядность и оборудование.
Призы, творческие работы детей.
Формы контроля.
Награждение по итогам выставки.
5 год обучения.
1.Вводное занятие. -2ч.
Теоретические сведения.
Организация рабочего места. Общие правила т/б. Материалы для плетения.
Приспособления для плетения. Подсобные материалы и инструменты.
Конструктивные элементы для плетения. Декоративные элементы. Краткая
история узелкового плетения. Правила поведения в кружке и режим работы.
Ключевые слова:
макраме, булавка, крючок, каркас, ножницы, валик.
Что должны знать:
-какие материалы используют для плетения: нити – шелковая крученая,
суровая, ковровая, льняная, синтетическая; шнуры – шторный, синтетический,
шелковый крученый, льняной; сутаж, тесьма, пеньковая веревка;
-приспособления для плетения: дощечка, полумягкая подушка;
-подсобные материалы и инструменты: швейные булавки с головками,
ножницы, сантиметровая лента, клей, крючок и иголка с большим ушком;
-конструктивные элементы для плетения: различные планки, палки, иногда и
коряги, кольца всевозможных размеров, металлические каркасы, пряжки, ручки
и замки старых сумок;
-что такое декоративные элементы: деревянные и керамические детали (шары,
кубики, бусы);
-правила т/б;
-правила поведения в кружке и режим работы.
Формы контроля.
Тематический контроль – оценка полученных знаний.
2.Узлы, узоры и приемы техники макраме – 6ч.
Теоретические сведения.
Названия узлов и узоров, приемы расширения плетеного полотна. Узел
«фриволите». Цепочка из двухсторонних узлов «фриволите», мережка из узлов
«фриволите»
Практическая работа.
Выполнение «шахматки» из витых цепочек, из цепочек «змейка». Выполнение
цепочки из двухсторонних узлов «фриволите», мережки из узлов «фриволите».
Ключевые слова.
«Шахматка», , полотно, брида, мережка, фриволите.
Что должны знать:
-названия всех узлов и узоров;
-где используют узел «фриволите».
Что должны уметь.
-выполнять «шахматку» из витых цепочек;
-выполнять «шахматку» из цепочек «змейка»;
-выполнять приемы расширения плетеного полотна: прибавление с краев
полотна, в середине;
-выполнять бриды из диагональных репсовых узлов;
-выполнять утолщенный нижний край.
-выполнять узел «фриволите»;
-выполнять цепочки из двухсторонних узлов «фриволите»;
-выполнять мережки из узлов «фриволите».
Наглядность и оборудование.
Различные шнуры, бумажный шпагат, схемы, образцы, ножницы, полумягкая
подушка, булавки.
Формы контроля.
Текущий контроль – оценка каждого этапа работы.
3. Карман для мелочей. – 48ч.
Теоретические сведения.
Назначение модели. Приспособления и материалы. Узлы и узоры,
встречающиеся в работе.
Практическая работа.
Подготовка нитей, закрепление. Выполнение работы по схеме.
Ключевые слова.
"Фриволите", кокиль, "жозефина".
Что должны знать:
- названия узлов, встречающиеся в работе;
- названия узоров;
- назначение модели;
- какой материал можно использовать для плетения данного изделия;
- какое оборудование необходимо иметь для работы;
- условные обозначения узлов.
Что должны уметь:
- выполнять горизонтальную бриду на дополнительной нити;
- выполнять цепочки из двойных плоских узлов;
- выполнять "кокиль";
- выполнять бриду на сдвоенной узелковой;
- выполнять диагональные бриды;
- выполнять ромб, заполненный "шахматкой";
- выполнять декоративный узел "жозефина";
- выполнять зигзагообразные бриды;
- выполнять "шишечку" из вертикальных репсовых узлов;
- оценивать качество работы.
Наглядность и оборудование.
Планки, верёвка, шнур или бумажный шпагат, полумягкая подушка, булавки,
ножницы.
Формы контроля.
Текущий контроль – оценка выполнения приёмов работы.
Тематический контроль – оценка выполнения качества работы.
4.Праздники, выставки. –12ч.
Теоретические сведения.
Беседы о предстоящих мероприятиях: о выставке, о празднике.
Практическая работа.
Подготовка и проведение мероприятий.
Ключевые слова.
Праздник, выставка, мероприятие.
Что должны знать:
- чему посвящено мероприятие;
- какую роль дети выполняют в конкретном мероприятии.
Что должны уметь:
- выполнять качественные работы для участия в выставке;
- оценивать свои работы и работы своих друзей;
- играть весело и непринуждённо.
Наглядность и оборудование.
Призы, творческие работы детей.
Формы контроля.
Награждение по итогам выставки.
Календарное планирование.
1год обучения.
№
Темы
К-во
часов
Теория
Пр-ка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Вводное занятие. Организация рабочего места.
Общие правила безопасной работы. Краткая
история узелкового плетения.
Основные узлы, узоры и приемы техники
макраме.
Навешивание нитей.
Узлы из одной нити.
Узлы из двух нитей. Левый петельный узел.
Правый петельный узел. «Змейка».
Правый плоский узел.
Левый плоский узел.
Двойной плоский узел.
Двойной плоский узел.
Сетка из плоских узлов: «шахматка».
Сетка из плоских узлов: «шахматка».
Сетка из плоских узлов: «шахматка на уголок».
Сетка из плоских узлов: «шахматка на уголок».
Диагональный репсовый узел.
Горизонтальный репсовый узел.
Узоры из репсовых узлов: «зигзаг».
Узоры из репсовых узлов: «зигзаг».
Кашпо простое.
Виды простых кашпо. Подготовка нитей.
Плетение цепочки-петли.
Выполнение первого держателя (цепочка из ДПУ
и витая).
Выполнение первого держателя (цепочка из ДПУ
и витая).
Выполнение второго держателя, чередуя цепочки.
Выполнение второго держателя, чередуя цепочки.
Выполнение третьего держателя.
Выполнение третьего держателя.
Выполнение четвертого держателя.
Выполнение четвертого держателя.
Плетение корзины.
Выполнение верхнего кольца.
Плетение корзины.
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Оформление и оценка работы.
Кулон с бусиной.
Беседа о разновидностях кулонов.
Подготовка нитей. Закрепление нитей.
Плетение витой цепочки от середины.
Плетение витой цепочки от середины.
Плетение витой цепочки от середины.
Плетение витой цепочки от середины.
Плетение витой цепочки от середины.
Плетение витой цепочки от середины.
Закрепление бусинок. Плетение витой цепочки.
Оформление и оценка работы.
Собачка.
Беседа о нитях, изделиях. Подготовка нитей.
Навешивание их на планку. Выполнение цепочки
«змейка».
Выставка-продажа, посвященная дню 8 Марта.
Выставка-продажа, посвященная дню 8 Марта.
Выполнение «шахматки» -5 рядов.
Выполнение «шахматки» на уголок.
Выполнение диагональных брид к центру.
Выполнение носа.
Областной фестиваль художественного детского
творчества « Искорки надежды».
Выполнение диагональных брид от центра.
Выполнение диагональных брид от центра.
Выполнение туловища. Плетение «шахматки».
Плетение ног.
Подготовка к районной выставке детей-
инвалидов.
Плетение горизонтальной бриды.
Выполнение хвоста собачки.
Плетение ушей, выполнение «шахматки» на
уголок. Оформление и оценка работы.
Подготовка изделий к городской выставке
детского творчества.
Экскурсия на городскую выставку.
Экскурсия на городскую выставку.
Итоговая выставка «Творческий отчет перед
родителями и общественностью».
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого 68
2 год обучения.
№
Темы.
К-во
часов
Теория
Пр-ка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Вводное занятие. Организация рабочего места.
Общие правила безопасной работы.
Узлы, узоры и приемы техники макраме.
Двойной плоский узел.
Сетка из плоских узлов.
Сетка из плоских узлов.
Сетка из плоских узлов.
«Шахматка» на уголок.
Выставка работ, посвященных Дню учителя.
Диагональный репсовый узел.
Горизонтальный репсовый узел.
Узоры из репсовых узлов.
Узоры из репсовых узлов.
Узоры из репсовых узлов.
Сумочка.
Беседа о разновидностях сумок. Подбор нитей.
Подготовка нитей. Закрепление нитей на основу.
Плетение полотна сумочки.
Плетение полотна сумочки.
Плетение полотна сумочки.
Плетение полотна сумочки.
Выполнение «шахматки» на уголок.
Выполнение утолщенного края.
Плетение правого бока.
Плетение правого бока.
Плетение ручки, выполнение витой цепочки или
цепочки из двойных плоских узлов.
Подготовка работ к районной выставке детей-
инвалидов.
Плетение левого бока.
Оформление и оценка работы.
Картина «Корзина с цветами».
Беседа о предстоящей работе. Подбор нитей.
Подготовка нитей. Закрепление их на основу.
Плетение первого цветка.
Плетение первого цветка.
Плетение первого цветка.
Плетение второго цветка.
Плетение второго цветка.
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Плетение второго цветка.
Плетение третьего цветка.
Плетение третьего цветка.
Плетение третьего цветка.
Плетение четвертого цветка.
Плетение четвертого цветка.
Плетение четвертого цветка.
Плетение пятого цветка.
Плетение пятого цветка.
Выставка – продажа, посвященная дню 8 Марта.
Выставка – продажа, посвященная дню 8 Марта.
Плетение пятого цветка.
Соединение лепестков, оформление цветков.
Плетение стебельков (цепочка «змейка»).
Выполнение листьев (диагональные бриды).
Областной фестиваль художественного детского
творчества «Искорки надежды».
Выполнение листьев (диагональные бриды).
Выполнение листьев (диагональные бриды).
Выполнение листьев (диагональные бриды).
Подготовка и закрепление нитей для корзины.
Подготовка работ к районной выставке детей –
инвалидов.
Плетение корзины, выполнение диагональных
брид .
Закрепление всех частей на основу.
Оформление и оценка работы.
Подготовка изделий к городской выставке
детского творчества.
Экскурсия на городскую выставку.
Экскурсия на городскую выставку.
Итоговая выставка «Творческий отчет перед
родителями и общественностью».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого 68
3 год обучения.
№
Темы
К-во
часов
Теория
Пр-ка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Вводное занятие. Организация рабочего места.
Правила безопасной работы с иглами, булавками
и ножницами.
Узлы, узоры и приемы техники макраме.
«Шахматка» из витых цепочек.
«Шахматка» из витых цепочек.
«Шахматка» из цепочек «змейка».
Утолщенный нижний край.
Прибавление нитей в середине полотна, с краев.
Выставка работ, посвященных Дню Учителя.
Брида из диагональных репсовых узлов.
Фестоны: «пико», «змейка».
Фестоны: из цепочек «змейка».
Кашпо «Снежинка».
Беседа о многообразии кашпо.
Подготовка нитей для кашпо.
Плетение цепочки-петли.
Плетение «верхушки» («шахматка» из витых
цепочек.
Плетение второго ряда «верхушки».
Плетение третьего ряда «верхушки».
Выполнение первого держателя.
Выполнение первого держателя.
Выполнение второго держателя.
Выполнение второго держателя.
Выполнение третьего держателя.
Выполнение третьего держателя.
Выполнение корзины.
Выполнение корзины.
Подготовка работ к районной выставке детей-
инвалидов.
Выполнение корзины.
Оформление и оценка работы.
Футляр для сотового телефона.
Беседа о предстоящей работе, анализ образцов.
Подготовка нитей для работы.
Закрепление нитей на основу.
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Выставка –продажа, посвященная дню
Восьмого Марта.
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
Плетение полотна, выполнение «шахматки».
«Шахматка» на уголок.
Областной фестиваль художественного детского
творчества «Искорки надежды».
Выполнение утолщенного края.
Плетение правого бока.
Плетение правого бока.
Выполнение ручки, плетение витой цепочки.
Выполнение ручки, плетение витой цепочки.
Выполнение ручки, плетение витой цепочки.
Выполнение ручки, плетение витой цепочки.
Выполнение левого бока.
Выполнение левого бока.
Оформление и оценка работы.
Подготовка изделий к городской выставке
детского творчества.
Экскурсия на городскую выставку.
Экскурсия на городскую выставку.
Итоговая выставка «Творческий отчет перед
родителями и общественностью».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого 68
4 год обучения.
№
Темы
К-во
часов
Теория
Пр-ка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Вводное занятие. Организация рабочего места.
Правила безопасной работы с иглами, булавками
и ножницами.
Узлы, узоры и приемы техники макраме.
Выполнение узора «зигзаг».
Выполнение узора «зигзаг».
Выполнение узора «галочки».
Выполнение узора «галочки».
Утолщенный нижний край.
Выставка работ, посвященных Дню Учителя.
Прием «чистый край».
Кулон.
Беседа о многообразии кулонов. Выбор схемы.
Подготовка нитей для кулона.
Выполнение от середины узора «зигзаг».
Выполнение от середины узора «зигзаг».
Выполнение от середины узора «зигзаг».
Выполнение от середины узора «зигзаг».
Выполнение от середины узора «зигзаг».
Выполнение от середины узора «зигзаг».
Выполнение от середины узора «зигзаг».
Выполнение от середины узора «зигзаг».
Выполнение от середины узора «зигзаг».
Выполнение от середины узора «зигзаг».
Выполнение кулона по схеме.
Выполнение кулона по схеме.
Выполнение кулона по схеме.
Выполнение кулона по схеме.
Подготовка работ к районной выставке детей-
инвалидов.
Выполнение кулона по схеме.
Оформление и оценка работы.
Панно для ложек.
Беседа о предстоящей работе, анализ образцов.
Подготовка нитей для работы.
Закрепление нитей на основу.
Закрепление нитей на основу.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выставка – продажа, посвященная
Международному женскому дню.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Областной фестиваль художественного детского
творчества «Искорки надежды».
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Оформление и оценка работы.
Подготовка изделий к городской выставке
детского творчества.
Экскурсия на городскую выставку.
Экскурсия на городскую выставку.
Итоговая выставка «Творческий отчет перед
родителями и общественностью».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого 68
5 год обучения.
№
Темы
К-во
часов
Теория
Пр-ка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Вводное занятие. Организация рабочего места.
Правила безопасной работы с иглами, булавками
и ножницами.
Узлы, узоры и приемы техники макраме.
Выполнение узла «фриволите».
Выполнение цепочки из двухсторонних узлов
«фриволите».
Выполнение цепочки из двухсторонних узлов
«фриволите».
Мережка из узлов «фриволите».
Мережка из узлов «фриволите».
Выставка работ, посвященных Дню Учителя.
Расширение плетоного полотна.
Карман для мелочей.
Беседа о многообразии карманов. Выбор схемы.
Подготовка нитей для работы.
Закрепление нитей на основу.
Закрепление нитей на основу.
Выполнение цепочки «змейка», закрепление на
планку.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Выполнение панно по схеме.
Подготовка работ к районной выставке детей-
инвалидов.
Закрепление нитей на дополнительную планку.
Выполнение задней стенки кармана.
Выполнение задней стенки кармана.
Выполнение задней стенки кармана.
Выполнение задней стенки кармана.
Выполнение задней стенки кармана.
Выполнение задней стенки кармана.
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
48
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Выполнение задней стенки кармана.
Выполнение задней стенки кармана.
Выполнение задней стенки кармана.
Выполнение задней стенки кармана.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выставка – продажа, посвященная
Международному женскому дню.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Областной фестиваль художественного детского
творчества «Искорки надежды».
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Выполнение передней части кармана по схеме.
Оформление низа кармана.
Оформление низа кармана.
Оформление и оценка работы.
Подготовка изделий к городской выставке
детского творчества.
Экскурсия на городскую выставку.
Экскурсия на городскую выставку.
Итоговая выставка «Творческий отчет перед
родителями и общественностью».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого 68
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы.
1.Материально – техническое обеспечение данной программы.
Материалы:
нити – шелковая крученая, суровая, ковровая, льняная, синтетическая;
шнуры – шторный, синтетический, шелковый, крученый, кордовый, льняной,
перемётный;
сутаж, тесьма, кордовая леска, пеньковая верёвка, сезаль.
Приспособления:
дощечка для плетения, полумягкая подушка, струбцины, валик, доска,
челночок.
Подсобные материалы и инструменты:
швейные булавки с головками, ножницы для нарезки и подрезки нитей,
сантиметровая лента, клей, крючок и иголка с большим ушком.
Конструктивные элементы для плетения:
планки, палки, металлические каркасы и кольца, пряжки от старых
ремешков, банки и бутылки.
Декоративные элементы:
деревянные и керамические детали: шары, кубики, бусы.
2.Дидактическое обеспечение.
Комплект схем по каждой теме.
Организация техники безопасности детей на занятиях.
1.Общие правила техники безопасности.
1.Работу начинай с разрешения педагога.
2.Применяй инструменты только по их назначению.
3.Не работай неисправным и тупым инструментом.
4.Инструменты и материалы храни в предназначенных для этого местах.
5.Если носишь с собой острые или колющие инструменты (ножницы, иглы),
храни их в прочной плоской коробке.
6.Рабочее место содержи в чистоте.
7.Во время работы не отвлекайся посторонними разговорами.
2.Правила безопасной работы с иглами и булавками.
1.Храни иглы и булавки в определённом месте, не оставляй их на рабочем
месте.
2.Запрещается иглы, булавки брать в рот.
3.Запрещается шить ржавой иглой.
4.Запрещается втыкать иглы в одежду, занавески, стены.
5.Шить только с наперстком.
6.Запрещается откусывать нитку зубами.
7.Знать количество иголок и булавок, взятых для работы.
8.В кабинете следует иметь магнит, чтобы достать иголку, булавку из щели
пола, стола.
9.Не шить на диване, кресле и другой мягкой мебели.
3.Правила безопасной работы с ножницами.
1.Храни ножницы в определённом для этого месте.
2.Ножницы следует класть сомкнутыми лезвиями, направленными от
работающего.
3.Не передавай ножницы из рук в руки, положи их на стол.
4.Запрещается работать неисправными ножницами.
Список использованной литературы.
1.Рукоделие: Популярная энциклопедия. Гл. ред. И. А. Андреева. – М. – Сов.
энциклопедия, 1991.
2.Кузьмина М. А. Азбука плетения. Второе издание. – М: Легпромбытиздат,
1992.
3.Соколовская М. М. Макраме. Школа декоративного плетения. Творческая
мастерская. ТОО "Мария Л" 1996
4.Светашова Т. Макраме – техника плетения и 40 авторских изделий; Нальчик.
1993.
5.Макраме и фриволите. – СПб.: ООО "Золотой век", ТОО "Диамант", - 1998.
6.Максимова М. В., Кузьмина М. А. Послушные узелки. – М.: ЭКСМО, 1997.
7.Постникова Л. В. Макраме – это просто! Пособие для начинающих. –
Пермь: Пермская книга, 1992.
8.Рябинина Г. В. Объёмное макраме – М.: издатель И. В. Балабанов, 1997.
План воспитательной работы.
Прогнозируемый результат.
Воспитать доброго, мудрого, трудолюбивого человека.
Цели воспитания.
1.Воспитание интереса к настоящему и будущему своей страны.
2.Воспитание интереса к культуре и искусству других народов, бережного
отношения к природе.
3.Воспитание познавательной потребности.
4.Воспитание внимательного, заботливого отношения к окружающим,
уважения к старшим.
5.Воспитание коллективизма: привычки считаться с общественным мнением,
требовательность к себе и товарищам.
6.Воспитание дисциплинированности: выполнение правил человеческого
общежития.
7.Воспитание эстетических взглядов: культура речи, поведения.
Содержание воспитательной деятельности.
1.Познавательная воспитательная деятельность.
2.Трудовая воспитательная деятельность.
3.Художественная воспитательная деятельность.
4.Общественная воспитательная деятельность.