Автор: Глазунова Наталия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом №10"
Населённый пункт: г. Железноводск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование положительной мотивации учебной деятельности у детей-сирот в условиях детского дома.
Раздел: дополнительное образование
Формирование положительной мотивации учебной
деятельности у детей-сирот в условиях детского дома.
Сиротство является одним из факторов, оказывающих разрушительное
влияние на эмоциональные связи ребенка с миром взрослых и сверстников,
которые развиваются в более благоприятных условиях, и вызывает вторичные
нарушения физического, психического и социального характера, которые, в
свою очередь, оказывают влияние на такую немаловажную сферу жизни
воспитанников, как учебная деятельность.
Проблема отношения школы и общества в целом к детям, лишенным
родительского попечения и проживающим в детских домах, является одной
из самых сложных и малоизученных проблем социализации.
Регулятором
учебной
деятельности
является
мотивация,
которая
пронизывает все психологические процессы обучаемого. Проблема изучения
мотивации
учебной
деятельности
у
воспитанников
детского
дома
приобретает особую актуальность в связи с обособленностью их положения,
по
сравнению
с
учащимися
массовой
школы.
Это
позволяет
провести
параллели
между
особенностями
их
развития
и
мотивами
учебной
деятельности, выявить основные направляющие тенденции в мотивации их
учебной
деятельности
и
найти
решение
многих
проблем,
связанных
со
школьной социализацией воспитанников.
Каждый воспитатель детского дома хочет, чтобы его воспитанники
хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас
приходится
с
сожалением
констатировать:
"не
хочет
учиться",
"мог
бы
прекрасно заниматься, а желания нет". В этих случаях мы встречаемся с тем,
что у воспитанника не сформировались потребности в знаниях, нет интереса
к учению .Каждый педагог знает, что школьника нельзя успешно учить, если
он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая
потребности к ним. Поэтому перед детским домом, перед школой стоит
задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к
учебной деятельности. Для того, чтобы ребенок по настоящему включился в
работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной
деятельности, были понятны, но, что немаловажно еще и приняты им, т.е.
чтобы они приобрели значимость для воспитанника и нашли таким образом,
отклик и опорную точку в его переживании.
Что же такое мотивация учебной деятельности. Мотив - это то, что
побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему
человек стремиться к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять
подлинный смысл его действий.
Существует 3 типа неуспеваемости школьников.
1.
Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с
положительным отношением к учению. Основная помощь
воспитанникам этой группы, для которых характерны низкая
обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых
преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход в решении
учебных задач, должна заключаться в формировании приемов
познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга,
упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать
воспитателей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не
дает. Эти учащиеся занимаются много, старательно, они
добросовестны, но им не хватает познавательных сил. Помощь от
учителей и товарищей они принимают охотно.
2.
Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с
отрицательным отношением к учителю, учению. Причиной низкой
успеваемости воспитанников является их внутренняя личностная
позиция-нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат
вне рамок учебной деятельности. Школу посещают без всякого
желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к
поручениям учителей относятся отрицательно. Учащимся достаточно
изменить свое отношение к обучению и продуктивность их учебы резко
возрастает. Преодоление неуспеваемости следует начать с
воспитательной работы.
3.
Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с
отрицательным отношением к учению. В.А. Сухомлинский отмечал,
что умственное неравенство воспитанники осознают очень рано. Чтобы
учебные неудачи не формировали у воспитанника низкую самооценку,
чтобы он не чувствовал себя обделенным, надо найти другую сферу, где
его способности будут проявлены в полной мере. Такой сферой, по его
мнению, является нравственная, где возможности каждого человека
безграничны, где каждый может стать великим и неповторимым.
Современный английский психолог и педагог Р.Бернс подтверждает
мысль В.А.Сухомлинского: "Для тех, кто учиться плохо, всегда нужен
какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку:
было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют
больших способностей к учебе, представления о том, что высшей
ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является
только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои
сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий
воспитатель должен помочь ему выстроить прочный фундамент
позитивной самооценки ". В школе их больше всего привлекают такие
предметы как физкультура, уроки труда.
Пути устранения неуспеваемости
Современная
дидактика
в
качестве
основных
путей
преодоления
неуспеваемости предлагает следующие:
1.
Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических
систем, в том числе применение активных методов и форм обучения,
новых педагогических технологий, проблемного и программированного
обучения, информатизации педагогической деятельности.
2.
Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка
результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого
применяются беседы учителя с учениками, воспитателями, наблюдения
за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя,
проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по
видам допущенных ошибок. В нашем детском доме проводятся
педагогические консилиумы - совет учителей и воспитателей по
анализу и решению проблем отстающих учеников.
3.
Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. Мы
проводим дополнительные занятия, группы выравнивания, подбор
специальных групповых и индивидуальных средств обучения.
4.
Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны
чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками
должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа.
Организуются самоподготовки, коррекционная работа по развитию
познавательных процессов.
Стоит отметить, что при условии применения адекватных форм и
методов
развития
мотивации
учебной
деятельности,
проведения
коррекционно-развивающей работы у детей-сирот, постепенно формируется
позитивное
отношение
к
учению.
Проблема
поступления
в
детский
дом
неадаптированных
детей
с
низким
уровнем
интеллекта,
неразвитой
познавательной сферой и несформированными учебными навыками, которые
требуют индивидуального подхода и применения самых разнообразных форм
и методов воздействия, действительно существует и требует дальнейшего
разрешения.
Воспитатель высшей категории
Глазунова Н.Е.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития
отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии.
-2001.-№ 1.-С.28
2. Бабанский, Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности
обучения / Ю. К. Бабанский // Народное образование. 1986. - №11.
3. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс,
1986.-424 с.
4. Божович,
Л.И.
Избранные
психологические
труды.
/
Под
ред.
Д.И.
Фельдштейна. М.: Просвещение, 1995. — 231 с.
5. Бордовская,
Н.В.,
Реан,
А.А.
Педагогика:
Учебник
для
вузов
/
Н.В.
Бордовская, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2004. - 300 с.
6. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связий / Дж. Боулби.
-М.: Прогресс, 2004. 218 с.
7. Войтонис, Н.Ю. Проблема «мотивов» поведения и ее изучение
8.
dissercat
9.
psihologn/index.php/psihologamm/474-formirovanie-polozhitelnoj-
shkolnoj-motivatsii