Напоминание

Формирование положительной мотивации учебной деятельности у детей-сирот в условиях детского дома.


Автор: Глазунова Наталия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом №10"
Населённый пункт: г. Железноводск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование положительной мотивации учебной деятельности у детей-сирот в условиях детского дома.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование положительной мотивации учебной

деятельности у детей-сирот в условиях детского дома.

Сиротство является одним из факторов, оказывающих разрушительное

влияние на эмоциональные связи ребенка с миром взрослых и сверстников,

которые развиваются в более благоприятных условиях, и вызывает вторичные

нарушения физического, психического и социального характера, которые, в

свою очередь, оказывают влияние на такую немаловажную сферу жизни

воспитанников, как учебная деятельность.

Проблема отношения школы и общества в целом к детям, лишенным

родительского попечения и проживающим в детских домах, является одной

из самых сложных и малоизученных проблем социализации.

Регулятором

учебной

деятельности

является

мотивация,

которая

пронизывает все психологические процессы обучаемого. Проблема изучения

мотивации

учебной

деятельности

у

воспитанников

детского

дома

приобретает особую актуальность в связи с обособленностью их положения,

по

сравнению

с

учащимися

массовой

школы.

Это

позволяет

провести

параллели

между

особенностями

их

развития

и

мотивами

учебной

деятельности, выявить основные направляющие тенденции в мотивации их

учебной

деятельности

и

найти

решение

многих

проблем,

связанных

со

школьной социализацией воспитанников.

Каждый воспитатель детского дома хочет, чтобы его воспитанники

хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас

приходится

с

сожалением

констатировать:

"не

хочет

учиться",

"мог

бы

прекрасно заниматься, а желания нет". В этих случаях мы встречаемся с тем,

что у воспитанника не сформировались потребности в знаниях, нет интереса

к учению .Каждый педагог знает, что школьника нельзя успешно учить, если

он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая

потребности к ним. Поэтому перед детским домом, перед школой стоит

задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к

учебной деятельности. Для того, чтобы ребенок по настоящему включился в

работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной

деятельности, были понятны, но, что немаловажно еще и приняты им, т.е.

чтобы они приобрели значимость для воспитанника и нашли таким образом,

отклик и опорную точку в его переживании.

Что же такое мотивация учебной деятельности. Мотив - это то, что

побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему

человек стремиться к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять

подлинный смысл его действий.

Существует 3 типа неуспеваемости школьников.

1.

Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с

положительным отношением к учению. Основная помощь

воспитанникам этой группы, для которых характерны низкая

обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых

преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход в решении

учебных задач, должна заключаться в формировании приемов

познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга,

упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать

воспитателей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не

дает. Эти учащиеся занимаются много, старательно, они

добросовестны, но им не хватает познавательных сил. Помощь от

учителей и товарищей они принимают охотно.

2.

Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с

отрицательным отношением к учителю, учению. Причиной низкой

успеваемости воспитанников является их внутренняя личностная

позиция-нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат

вне рамок учебной деятельности. Школу посещают без всякого

желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к

поручениям учителей относятся отрицательно. Учащимся достаточно

изменить свое отношение к обучению и продуктивность их учебы резко

возрастает. Преодоление неуспеваемости следует начать с

воспитательной работы.

3.

Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с

отрицательным отношением к учению. В.А. Сухомлинский отмечал,

что умственное неравенство воспитанники осознают очень рано. Чтобы

учебные неудачи не формировали у воспитанника низкую самооценку,

чтобы он не чувствовал себя обделенным, надо найти другую сферу, где

его способности будут проявлены в полной мере. Такой сферой, по его

мнению, является нравственная, где возможности каждого человека

безграничны, где каждый может стать великим и неповторимым.

Современный английский психолог и педагог Р.Бернс подтверждает

мысль В.А.Сухомлинского: "Для тех, кто учиться плохо, всегда нужен

какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку:

было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют

больших способностей к учебе, представления о том, что высшей

ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является

только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои

сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий

воспитатель должен помочь ему выстроить прочный фундамент

позитивной самооценки ". В школе их больше всего привлекают такие

предметы как физкультура, уроки труда.

Пути устранения неуспеваемости

Современная

дидактика

в

качестве

основных

путей

преодоления

неуспеваемости предлагает следующие:

1.

Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических

систем, в том числе применение активных методов и форм обучения,

новых педагогических технологий, проблемного и программированного

обучения, информатизации педагогической деятельности.

2.

Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка

результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого

применяются беседы учителя с учениками, воспитателями, наблюдения

за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя,

проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по

видам допущенных ошибок. В нашем детском доме проводятся

педагогические консилиумы - совет учителей и воспитателей по

анализу и решению проблем отстающих учеников.

3.

Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. Мы

проводим дополнительные занятия, группы выравнивания, подбор

специальных групповых и индивидуальных средств обучения.

4.

Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны

чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками

должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа.

Организуются самоподготовки, коррекционная работа по развитию

познавательных процессов.

Стоит отметить, что при условии применения адекватных форм и

методов

развития

мотивации

учебной

деятельности,

проведения

коррекционно-развивающей работы у детей-сирот, постепенно формируется

позитивное

отношение

к

учению.

Проблема

поступления

в

детский

дом

неадаптированных

детей

с

низким

уровнем

интеллекта,

неразвитой

познавательной сферой и несформированными учебными навыками, которые

требуют индивидуального подхода и применения самых разнообразных форм

и методов воздействия, действительно существует и требует дальнейшего

разрешения.

Воспитатель высшей категории

Глазунова Н.Е.

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития

отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии.

-2001.-№ 1.-С.28

2. Бабанский, Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности

обучения / Ю. К. Бабанский // Народное образование. 1986. - №11.

3. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс,

1986.-424 с.

4. Божович,

Л.И.

Избранные

психологические

труды.

/

Под

ред.

Д.И.

Фельдштейна. М.: Просвещение, 1995. — 231 с.

5. Бордовская,

Н.В.,

Реан,

А.А.

Педагогика:

Учебник

для

вузов

/

Н.В.

Бордовская, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2004. - 300 с.

6. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связий / Дж. Боулби.

-М.: Прогресс, 2004. 218 с.

7. Войтонис, Н.Ю. Проблема «мотивов» поведения и ее изучение

8.

dissercat

9.

psihologn/index.php/psihologamm/474-formirovanie-polozhitelnoj-

shkolnoj-motivatsii



В раздел образования