Автор: Матафонова Зинаида Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 78 п. Чернышевск
Населённый пункт: Забайкальский край
Наименование материала: учебная программа
Тема: Математика УМК "Гармония"
Раздел: начальное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 1-4 класса составлена на основе требований Федерального
компонента государственного стандарта общего образования (утвержденному приказом Минобрнауки
России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»), авторской программы «Математика» для
учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений Истоминой Н.Б. (издательство: Смоленск
«Ассоциация XXI век, 2013 год),учебного плана МОУ СОШ № 78 п.Чернышевск.
Цель начального курса математики — обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную
для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для
овладения
учащимися
универсальными
учебными
действиями
(личностными,
познавательными,
регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для
достижения
этой
цели
необходимо организовать
учебную
деятельность
учащихся с учётом
специфики предмета (математика), направленную на:
1)
формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика»,
учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных
психологических
новообразованиях
младшего
школьного
возраста,
формируемых
на
данной
ступени
(6,5—11
лет):
словеснологическое
мышление,
произвольную
смысловую
память,
произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-
символическое мышление с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление;
2)
развитие
пространственного
воображения,
потребности
и
способности
к
интеллектуальной
деятельности; на формирование умений строить рассуждения, аргументировать высказывания,
различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать
причинно-следственные
связи,
осуществлять
анализ
различных
математических
объектов,
выделяя их существенные и несущественные признаки;
3)
овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщёнными видами деятельности
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
математические
объекты
(числа,
величины,
числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические
фигуры), описывать ситуации с использованием чисел и величин, моделировать математические
отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность
и полно ту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приёмы
проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку
результата),
планировать
решение
задачи,
объяснять
(пояснять,
обосновывать)
свой
способ
действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и
пр.
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках
математики для 1—4 классов, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость
целенаправленного
и
систематического
формирования
приёмов
умственной
деятельности:
анализа
и
синтеза,
сравнения,
классификации,
аналогии
и
обобщения в
процессе
усвоения
математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в
различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и
жизненных задач.
Программа по математике призвана решать следующие задачи::
математическое
развитие младшего
школьника
-
(фактов,
оснований
для
упорядочения,
вариантов
и
др.);
формирование
способности
к
интеллектуальной
деятельности
(логического
и
знаково-символического
мышления),
пространственного
воображения,
математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать
обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации
освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их
измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики,
работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание
интереса
к
математике,
стремления
использовать
математические
знания
в
повседневной жизни.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически
связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и
способов действия в контексте нового содержания. Такая логика построения содержания курса создаёт
условия
для
совершенствования
УУД
на
различных
этапах
усвоения
предметного
содержания
и
способствует
развитию
у
учащихся
способности
самостоятельно
применять
УУД
для
решения
практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.
Основным
средством
формирования
УУД
в
курсе
математики
являются
вариативные
по
формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность,
верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.)
Вариативность
учебных
заданий,
опора
на
опыт
ребёнка,
включение
в
процесс
обучения
математике содержательных игровых.
Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий
(личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник
заданий,
содержащих
диалоги,
рассуждения
и
пояснения
персонажей
Миши
и
Маши.
В
результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши учащиеся не
только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт
построения понятных для
партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что – нет, задавать вопросы,
использовать
речь
для
регуляции
своего
действия,
формулировать
собственное
мнение
и
позицию, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия,
строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи.
Особенностью
курса
является
использование
калькулятора
как
средства
обучения
младших
школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями.
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и
коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов
начального курса
математики:
1) Признаки предметов. Пространственные отношения. Числа и величины.
2) Арифметические действия.
3) Текстовые задачи.
4) Геометрические фигуры.
5) Геометрические величины.
6) Работа с информацией.
7) Уравнения и буквенные выражения.
Раздел «Работа с информацией» является неотъемлемой частью каждой темы начального курса
математики.
В
соответствии
с
логикой
построения
курса
учащиеся
учатся понимать
информацию,
представленную
различными
способами
(рисунок,
текст,
графические
и
символические
модели,
схема,
таблица,
диаграмма),
использовать
информацию
для
установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей.
В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать
логические выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то…», «верно /неверно, что…»,
«каждый», «все», «некоторые»и пр.
На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль
отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе
самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Для этой цели могут быть
использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения;
анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между
предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо
неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим,
которое
представляет
собой
ориентировочную
основу;
обсуждение
различных
способов
действий.
Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который
сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос,
устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять
перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения).
Необходимым
условием
данного
подхода
в
практике
обучения
является
организация
подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает:
1) формирование у
учащихся навыков чтения;
2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания,
отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не
решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и
символических
моделей);
3)
формирование
приёмов
умственной
деятельности;
4)
умение
складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебного плана МОУ СОШ № 78 всего на изучение предмета в каждом классе начальной
школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных
наук и современных технологий..
2.
Математическое знание – это особый способ коммуникации:
наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;
участие
математического
языка
как
своего
рода
«переводчика»
в
системе
научных
коммуникаций, в том числе между разными системами знаний;
использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным
житейским, культурным, цивилизованным опытом.
3.
Овладение
различными
видами
учебной
деятельности
в
процессе
обучения
математике
является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание
различных сторон окружающего мира.
4.
Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую
сферу
личности
учащихся,
развивает
их
волю
и
настойчивость,
умение
преодолевать
трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Направленность
образовательного
процесса
на
достижение
указанных
ценностных
ориентиров
обеспечивается
созданием
условий
для
становления
у
учащихся
комплекса
личностных
и
метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.