Авторы: Надеждина Галина Валентиновна, Коропова Наталья Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: г. Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Правила дорожные детям знать положено".
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ “ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!”.
Участники проекта:
Воспитанники подготовительной группы “Знатоки”,
Родители воспитанников группы “Знатоки”,
Педагоги группы
Возраст воспитанников -подготовительная группа, возраст детей 6-7 лет.
Особенности проекта - познавательный,творческо-исследовательский.
По количеству детей - групповой.
По продолжительности - долгосрочный ( сентябрь-февраль)
Образовательные области - задействованы все образовательные области.
По уровню контактов и масштаба организации - на уровне МБДОУ.
ЦЕЛЬ проекта:
-Создание максимально эффективных условий для детей старшего дошкольного
возраста по формированию элементарных правил дорожно-транспортной
безопасности в ходе реализации проекта “Правила дорожные детям знать
положено” посредством включения родителей воспитанников в образовательную
деятельность, направленную на расширение и закрепление знаний воспитанников и
их родителей ПДД.
ЗАДАЧИ проекта:
-Формирование у детей навыков безопасного поведения и развития
познавательных процессов необходимых для правильной ориентации на дороге;
- Наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей;
-Дать представление о правилах поведения пешехода на улицах города;
-Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно
меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения на дороге;
-Закрепить с детьми знаний правил уличного движения;
-Научить ребёнка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в
детский сад и обратно.
МЕТОДЫ проектной деятельности:
-Познавательные беседы;
-Чтение художественной литературы;
-Занятия по безопасности;
-Просмотр видеоматериалов;
-Художественно – творческая деятельность ;
-Игровая деятельность;
-Исследовательская деятельность:
“Разработка и использование маршрута “Дом – детский сад”.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной
деятельности с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма (ДДТТ) ;
- Формирование у детей элементарных норм и правил дорожно-транспортной
безопасности ;
-Привитие дошкольникам умения ориентироваться в дорожных ситуациях на пути
движения в детский сад и обратно.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
-Исследование и статистика детского дорожно-транспортного травматизма “ДДТТ”
в РФ выявила масштабные проблемы. Данные аналитических материалов
Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России
неутешительны, число детей , погибших в ДТП значительно растёт, имеет
тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на
дорогах, увеличения скорости транспортного потока.
-Основными причинами ДТП с участием детей дошкольного возраста в основном
связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями такими как,
неспособность правильно оценить ситуацию, потребность в движении, которая
преобладает над осторожностью, переоценка своих возможностей, специфические
реакции на приближающийся транспорт.
-Дошкольники не понимают опасности, автомобиля и дорог, поэтому и является
потенциальными участниками ДТП.
Учитывая актуальность проблемы обучения дошкольников безопасному в дорожном
движении необходимо сформировать у них систему знаний, осознанных навыков
безопасного участия в дорожном движении.
Актуальность и социальная острота этой проблемы диктует необходимость поиска
новых форм и методов воспитания и обучения по профилактике ДДТТ, проведение
профилактической работы с родителями воспитанников на основе современных
педагогических технологий таких как проектная деятельность поэтому нами в
дошкольном учреждении в тесном сотрудничестве с родителями был
создан проект по теме “Правила дорожные детям знать положено”.
Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в процессе которого и
дети, и взрослые совершают поисково-познавательную творческую работу.
Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации
(длительность) и открывающиеся возможности. Проект может длиться столько
дней, сколько:
1-у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;
2-взрослым удаётся поддерживать желание детей действовать в рамках
выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими её
материалами;
3-будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых
поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.
Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для
реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. При
этом каждому ребёнку обеспечивается право и возможность выбора способа
познания в соответствии с его особенностями и потребностями.
ЭТАПЫ работы над проектом:
I этап -“Предварительный”
II этап -“Основной”
III этап -“Заключительный”.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЭТАПОВ ПРОЕКТА:
* Подготовительный этап:
1-Разработка и накопление методических материалов, разработок,
рекомендаций по проблеме;
2- Укрепление материально-технической базы:
Приобретение и изготовление атрибутов по ПДД( администрация, педагоги);
Оформление информационного стенда для родителей по ПДД-
обеспечение необходимой информацией родителей(педагоги);
3-Пополнение дидактическими играми и пособиями по безопасности(педагоги);
4-Анкетирование родителей “Соблюдение дорожно-транспортной безопасности”
(педагоги, родители).
*Основной этап:
1-Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми.
2-Коммуникативная деятельность-"Ребёнок и окружающий мир":
*Встреча с инспектором ГИБДД;
*"Наш друг-светофор";
*"Безопасность и дорога";
*"О чём могут рассказать дорожные знаки";
*"Виды транспорта";
*"Перекрёсток и светофор".
3-Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним:
С. Михалкова “Бездельник светофор”, Дружинина М. “Наш друг светофор”,
“Правила поведения на улице”, “Правила езды на велосипеде”;
Иванов А. “Азбука безопасности”; Кривицкая А. “Тайны дорожных знаков”,
Серяков И. “Улица полна неожиданностей” и т.д.
4-Конкурс на лучший рисунок по ПДД “Светофорик” совместно с родителями
на тему “Я-пешеход”( Всероссийский конкурс-семья Сенина Рюрика)
5-Изодеятельность:
*Рисование "Виды транспорта";
*Рисование "Наша улица";
*Рисование "Наш город";
* Рисование "Я и дорога";
* Аппликация " Транспорт";
6-Конструирование /из бумаги, бросового материала, строительного материала/:
*"Автобус";
*"Машина";
*"Светофор".
7-Беседы:
*"Не играй на дороге-опасно!";
*"Дорожные знаки на нашей улице";
*"Зимние забавы и дорога";
*"Что я видел(а) по дороге в Д/сад";
* "Для чего нам нужна "зебра" и светофор?"
8-Экскурсии и целевые прогулки :
*"Наблюдение за работой светофора";
*""Перекрёсток и светофор";
*"Наблюдение за транспортом";
*"Дорога и пешеходы";
9-Проведение подвижных, дидактических и сюжетно –ролевые игр по теме
проекта;
10-Решение игровых и проблемных ситуаций.
11-Консультации для родителей на тему “Памятка пешеходам”,
" Дорога и дети",тематический лист "Воспитанный пешеход" ….
*Заключительный этап:
Подведение итогов проекта-
1- развлечение " Незнайка в городе";
2- Разработка с родителями и использование маршрута “Дом – детский сад”.
Заключительное слово:
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-
транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни
получают ранения и травмы. Именно поэтому детский дорожно-транспортный
травматизм остается приоритетной проблемой общества.
Главные задачи воспитателя и родителей научить ребёнка соблюдать ПДД, научить
дошкольника навыкам безопасного общения со сложным миром дорог и перехода
улиц.
Мы убеждены, что метод проектирования – это технология включающая
комплексную деятельность, которая даёт положительные результаты.
В процессе проекта “Правила дорожные детям знать положено” мы смогли
заинтересовать родителей и их детей к совместной деятельности.
Поэтому проект может быть рекомендован как воспитателям ДОУ так и родителям,
так как он является необходимым звеном по профилактике ДДТТ.
Методическая литература:
*Авдеева Н.Н.,Князева О.Л. "Безопасность";
*Гризлик Е.А. "Познаю мир";
*Алёшина Н.В. "Ознакомление дошкольников старших групп с окружающей и
социальной действительностью";
*Медведева А.Ф.,Извекова Н.А. "Правила дорожного движения для детей
дошкольного возраста";
*Майорова Ф.С."Изучаем дорожную азбуку";
*П.Астахов "Я и дорога";
*Данилова Т.И. Программа “Светофор”
-Обучение детей дошкольного возраста ПДД.(СПб., издательство “ДЕТСТВО-
ПРЕСС”, 2009);
*Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием
детей
дошкольного
возраста.
Причины
и
условия,
способствующие
их
возникновению // Дошкольное воспитание. 2011г. №10;
**Официальный текст "Правила дорожного движения РФ" 2007г..
***Образовательная
программа
дошкольного
образования
«
От
рождения
до
школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С..Комаровой, М.А. Васильевой .