Автор: Скоробогатько Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ№11
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
Раздел: начальное образование
Проектирование урока с позиции формирования универ-
сальных учебных действий
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования - личностным, метапредметным и
предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной
деятельности.
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача
«научить учиться».
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных
результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных,
регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения
ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для
практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и
неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только
предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике
задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут
эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И,
наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания
форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт
учитель, реализующий ФГОС НОО.
Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства
«Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации
учебного процесса. В пособии для учителя «Проектные задачи в начальной школе» под
редакцией А.Б.Воронцова говорится о необходимости создания разных образовательных
пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок –
консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует
системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.
Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся
традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один
десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной
классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и
учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.
Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему
понятно.
Требования к
уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление
темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся (учитель
подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение
це-
лей и задач
Учитель формулирует и сообща-
ет
учащимся,
чему
должны
научиться
Формулируют
сами
учащиеся,
опреде-
лив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осозна-
нию целей и задач)
Планирование
Учитель сообщает учащимся, ка-Планирование учащимися способов до-
кую работу они должны выпол-
нить, чтобы достичь цели
стижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Практическая
деятельность
учащихся
Под руководством учителя уча-
щиеся выполняют ряд практиче-
ских
задач
(чаще
применяется
фронтальный метод организации
деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные дей-
ствия по намеченному плану (применя-
ется групповой, индивидуальный мето-
ды),
учитель консультирует
Осуществление
контроля
Учитель осуществляет контроль
за
выполнением
учащимися
практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (при-
меняются формы самоконтроля, взаимо-
контроля),
учитель консультирует
Осуществление
коррекции
Учитель в ходе выполнения и по
итогам
выполненной
работы
учащимися
осуществляет
кор-
рекцию
Учащиеся формулируют затруднения и
осуществляют коррекцию самостоятель-
но,
учитель консультирует, советует, помога-
ет
Оценивание уча-
щихся
Учитель осуществляет оценива-
ние работы учащихся на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по
её результатам (самооценка, оценивание
результатов деятельности товарищей),
учитель консультирует
Итог урока
Учитель
выясняет
у
учащихся,
что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее
зада-
ние
Учитель объявляет и комменти-
рует (чаще – задание одно для
всех)
Учащиеся
могут
выбирать
задание
из
предложенных учителем с учётом инди-
видуальных возможностей
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность
учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего
указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Как
спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет
решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных
результатов? В ФГОС НОО метапредметные результаты - «освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться».
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим
те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации
дея
тельности учащихся формируются:
Требования
к уроку
Урок
современного типа
Универсальные
учебные действия
Объявление темы урока
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит
учащихся к осознанию темы)
Познавательные общеучебные,
коммуникативные
Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся, определив границы
знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и
задач)
Регулятивные целеполагания,
коммуникативные
Планирование
Планирование учащимися способов достижения
намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования
Практическая
деятельность учащихся
Учащиеся осуществляют учебные действия по
намеченному плану (применяется групповой,
индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Познавательные, регулятивные,
коммуникативные
Осуществление контроля
Учащиеся осуществляют контроль (применяются
формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует)
Регулятивные контроля
(самоконтроля),
коммуникативные
Осуществление
коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и
осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)
Коммуникативные,
регулятивные коррекции
Оценивание учащихся
Учащиеся дают оценку деятельности по её
результатам (самооценивание, оценивание
результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)
Регулятивные оценивания
(самооценивания),
коммуникативные
Итог урока
Проводится рефлексия
Регулятивные саморегуляции,
коммуникативные
Домашнее задание
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных
учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные, регулятивные,
коммуникативные
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой
форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и
средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже
при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты
формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно
через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную
ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Так через создание
проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и
цель урока. Вообще технология ведения проблемного урока, разработанная Е.Л.
Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.
Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первом классе. По
теме «Переместительный закон сложения» в начале урока рассматриваем с ребятами
материал учебника и рабочей тетради и определяем последовательность нашей работы
(интерактивный плакат).
Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те
задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их
место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт
урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.
Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке
(следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию
учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы
организации практической деятельности учащихся.
Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого
класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть
стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без
запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить
ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать
положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате
организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего,
объективно оценивать его ответ. Этап рефлексии на уроке при правильной его
организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке
(свою, одноклассника, класса).
Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на
формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально
использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе
был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для
начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это
значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые
позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования
урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают
авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует
учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по
уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.
А что же с традиционными видами работы учащихся на уроке? Ведь они
позволяли формировать устойчивые предметные результаты, которые никто не отменял и
в новом стандарте. Думаю, надо разобраться, как эти виды работы могут быть направлены
на формирование УУД. В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС
НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на
формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-
деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков
нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков.
Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно
формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого
необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов
обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Ввести в
практику работы разработанные наукой и практикой инновационные технологии.
Так, при проектировании и проведении урока комбинированного типа,
направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных
результатов, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения,
формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:
Кто-то из мудрых сказал, что народ, который думает на один год вперёд -
выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад, народ,
который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение
.