Напоминание

Системно-деятельностью подход как главное условие реализации ФГОСТ второго поколения


Автор: Аганина Светлана Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ 18
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностью подход как главное условие реализации ФГОСТ второго поколения
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МАГАДАНА

Средняя общеобразовательная школа № 18

Доклад

«Системно-деятельностный подход как главное

условие реализации ФГОС второго поколения»

Аганина Светлана Леонидовна,

учитель начальных классов.

Внедрение

ФГОС

второго

поколения

-

это

новый

шаг

в

профессиональном развитии учителя начальной школы,

работающего по

учебно-методическому

комплекту

«Школа России». Понятно,

что общие

идеи,

проходящие

через

стандарты,

появились

не

сегодня.

О

том,

что

обучение должно быть организовано таким образом, при котором ребенок не

получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной

учебно-познавательной

деятельности,

является

значимым

на

протяжении

нескольких лет. А это один из принципов деятельностного метода обучения.

Признанным подходом в обучении, методологической основой стандартов

общего образования нового поколения становится системно-деятельностный

подход.

Каждый раз, готовясь к очередному уроку, я задаю себе одни и те же

вопросы:

-

Каким образом включить ученика в образовательный процесс, как

помочь его самоопределению?

-

Как

организовать

собственную

деятельность,

отказавшись

от

сложившейся устойчивой, традиционной методики проведения урока?

Во-первых, я подробно рассмотрела различия традиционного обучения и

обучения, основанного на деятельностном подходе. Во- вторых, детально

изучила

систему

дидактических

принципов

деятельностного

метода,

сравнила с основополагающими принципами, заложенными в УМК «Школа

России». И конечно, учусь строить и вести современный урок.

Что изменяется при

проведении урока современного типа, чем он

отличается от

урока традиционного? Принципиально отличается тем, что

содержит

активную

деятельность

учащихся,

при

этом

изменяется

деятельность

педагога,

работающего

по

ФГОС.

Современный

урок

на

каждом его этапе необходимо наполнить новыми подходами к организации

деятельности

учащихся.

Сегодня

школьники

должны

самостоятельно

формулировать тему, цели и задачи урока, определять границы знания и

незнания, планировать способы достижения намеченной цели, осуществлять

самоконтроль и взаимоконтроль, формулировать затруднения и осуществлять

коррекцию,

давать

самооценку

собственной

деятельности

и

оценивать

товарища.

Слова

К.Д.

Ушинского

отражают

суть

современного

урока:

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Так, на уроке изучения нового материала ввожу проблемный диалог,

создаю проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания –

незнания. «Прежде

чем вводить новое знание, надо создать ситуацию

необходимости

его

появления»

(Г.А.

Цукерман).

Создать

проблемную

ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у

школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения

.

На данном

этапе работы можно применять различные приемы, вызывая тем самым

интерес к вопросу, на который нужно найти ответ: заголовки – вопросы, «Кто

прав?», разные точки зрения, ошибки персонажей. Например, на уроке

окружающего мира в 1 классе по теме «Что у нас над головой?» я использую

прием, провоцирующий разброс мнений, предлагаю учащимся ответить на

вопрос: «Солнце - это планета, звезда или спутник?» Ответы разные. Задаю

вопрос: «Мнения разделились, как думаете, почему?». Приходим к выводу,

что еще не все знаем о Солнце. Здесь возникает необходимость в новой

научной информации, в поиске

решения учебной проблемы. Для этого я

создаю ситуацию поиска. Обращаюсь к детям: «Как же нам узнать, кто из вас

прав, где можно найти ответ на этот вопрос?

»

Выясняем, что нам помогут

разные источники информации: энциклопедия, Атлас-определитель, учебник,

Интернет. Организую работу в группах с данными источниками. Заранее

нахожу материал в Интернете, показываю шаги своих действий, вывожу

информацию

на

экран.

В конце

рассуждения

-

поиска

ученики

самостоятельно приходят к необходимому выводу.

Таким образом, дети не

просто тренируются в решении поставленной задачи – они самостоятельно

находят

свои

ошибки

и

исправляют

их,

осуществляют

поиск

нужной

информации,

вступают

в

дискуссию,

а

это

важнейшие

универсальные

учебные

действия,

которые

являются

неотъемлемой

частью

ядра

нового

стандарта.

Приведу

пример

диалога,

не

требующий

создания

проблемной

ситуации, но также являющимся эффективным приемом.

На уроке русского

языка по теме «Большая буква в именах, отчествах и фамилиях»

диалог

представляет собой цепочку вопросов, которые пошагово приводят класс к

формулированию темы или правила. На доске текст из двух предложений:

Настя Сорокина, Рома Васильев, Лена Руднёва готовили клумбу к посадке

цветов.

К

ним

подошла

учительница

Светлана

Петровна.

Задание:

Внимательно

прочитайте

предложения.

.Назовите

написанные

в

них

имена?

-

Д.

Настя,

Рома,

Лена.

- У. С

какой

буквы

написаны

имена

в

предложениях?. Имена написаны с большой буквы.

- У. Прочитайте в

одном из предложений отчество. -Д. Петровна.

. Как написано отчество?-

Д. И отчество написано с большой буквы.

-У. Прочитайте написанные в

предложениях фамилии? Как написаны фамилии?

-Д. Фамилии написаны с

большой

буквы.

- У. Сформулируйте

самостоятельно

правило

в

порядке

нашего рассуждения.

Выше

названные

приемы

обеспечивают

мотивацию

учеников

к

изучению нового материала. Побуждающий диалог обеспечивает творческую

деятельность учеников, подводящий диалог успешно формирует логическое

мышление и речь.

Одним из критериев метапредметных результатов

являются умения

осуществлять логические операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации,

установления

аналогий. На этапе актуализации знаний я

часто

применяю

разминки,

развивающие

мышление.

Одновременно

с

мышлением

развиваются

внимание,

память,

сообразительно сть,

наблюдательность,

речевая

способность.

На

страницах

учебника

по

математике

под

редакцией

М.И. Моро достаточно заданий развивающего

направления.

Кроме

этого

в

планировании

отводится

место

отдельным

урокам

с

заданиями

творческого

и

поискового

характера,

которые

я

использую и для проведения диагностических заданий.

Диагностические

задания требуют от учащихся понимания смысла нестандартного задания,

самостоятельного нахождения способа действия. Главные методы – задания

с

выбором

ответа

(тесты),

задания

с

кратким

ответом,

задания

на

классификацию, на установление соответствия, анализа, обобщения и т.д.

Современный

урок

должен

от ражать

владение

у ч и т е л е м

инновационными

педагогическими

технологиями

на

фоне

активного

применения

собственных

творческих

наработок,

как

в

смысле

его

построения, так и в подборе содержания учебного материала. Времена, когда

учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по

организации

урока

миновали.

Главное

школа

становится

не

столько

источником

информации,

сколько

учит

учиться,

учитель

не

проводник

знаний,

а

личность,

обучающая

способам

творческой

деятельности,

направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Этому способствует также метод учебного проекта, который является одним

из ведущих методов обучения по новому образовательному стандарту и

позволяет решать 4 важнейших образовательных задачи:

1. Осваивать предмет, т.е., получать определенные программой знания и

умения;

2.

Развивать

универсальные

учебные

умения;

3.

Развивать

социальную компетентность; 4. Развивать проектные умения.

Для

эффективного

овладения

технологией

проектного

обучения

требуется

полноценное

комплексное

изучение

проектной

деятельности

учителем

с

последующим

применением

полученных

знаний

в

профессиональной

деятельности.

Помимо

реального

о сво ения

проектирования, важно на своем собственном опыте понять суть применения

проектирования

в

учебном

процессе,

понять,

почему

так

важна

самостоятельность

и ответственность обучающегося в проектном методе,

чем

проект

отличается

от

проектной

задачи,

отличия

проекта

и

исследовательской работы, чтобы в дальнейшем корректно и эффективно

планировать и проводить урок по методу проектов.

Работа

над

проектами,

вернее

сказать

пропедевтика

проектной

деятельности, ведется с 1 класса. Начиная знакомить малышей с проектной

деятельностью, необходимо соблюдать осторожность, обязательно учитывая

их готовность к самостоятельной работе, к сотрудничеству, принимать во

внимание психофизические особенности детей этого возраста.

Поэтому

подготовительный

этап

направлен

на изучение личности каждого ребёнка

(индивидуальных

и

личностных

особенностей,

интересов,

склонностей,

способностей

и

др.),

вовлечение

в

активные

формы

творческой

и

познавательной деятельности, формирование познавательного интереса. По

своей сути проект разрабатывается для решения проблемы. Задача учителя на

подготовительном

этапе

-

учить

решению

проектных

задач

через

целеполагание,

формулирование

проблемы,

вопросов,

планирование

действий; выполнению заданий творческого и поискового характера; поиску

новой информации, ее отбору и оформлению; рефлексии; работе в парах,

группах; построению устного сообщения, опираясь на фотографии, слайды,

рисунки и т.д. При организации проектной деятельности в 1 классе темы

детских

работ

лучше

выбирать

из

содержания

учебных

предметов.

В

учебниках

комплекса

«Школа

России»

предложен

цикл

тем

проектов,

участвуя

в

которых,

дети

знакомятся

друг

с

другом,

обмениваются

информацией о себе, своей семье, о школе, о своих интересах и увлечениях.

Проектная деятельность рассматривается как обязательный элемент изучения

курсов «математика», «окружающий мир», «литературное чтение», «русский

язык»,

служит

продолжением

уроков

и

предусматривает

участие

всех

учащихся. Конечно здесь еще первые помощники родители. Родителей мы

призываем на помощь, и просим, чтобы они всячески стимулировали детей к

этой

деятельности.

Но

важно,

чтобы

творческая

работа

ученика

не

представляла

собой достижения родителей. Чтобы этого не случилось, на

родительском собрании объясняю, что доля детей в создании проекта должна

быть максимальной, ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить,

фантазировать на доступном ему уровне, родители лишь только наставники,

помогающие

подобрать

нужную

информацию,

направляющие

ребенка

в

нужном направлении. Пусть работа будет выполнена не достаточно умело,

но зато это самостоятельный творческий продукт первоклассника.

Итак,

при

реализации

системно-деятельностного

подхода

важно,

чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого, имел возможность

системно выполнить весь комплекс УУД,

достигая при этом личностных,

метапредметных

и предметных результатов, достаточные для успешного

образования в основной школе.



В раздел образования