Автор: Овечкина Наталья Вячеславовна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "ООШ №33" Населённый пункт: Киселёвский городской округ, Кемеровской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Толерантность - путь к взаимопониманию. Раздел: среднее образование
Час общения
Тема: Толерантность – путь к взаимопониманию.
Цели:
Познавательная: дать представление обучающимся о понятии «толерантность»
Обучающая: способствовать обучающимся оценить степень свой толерантности
Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к миру
Оборудование: музыкальное сопровождение, видеоролик, диапроектор, тестовое задание,
памятки «Недельное меню толерантности»,
Ход часа общения:
1. Организационный момент
Учитель: - Сегодня наш час общения посвящен теме «Толерантность – путь к
взаимопониманию». (слайд№1)
-На предыдущем занятии, вы получили задание написать значение слова толерантности.
Прочитаю несколько ваших работ. Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием
толерантность, выясним, что такое толерантное отношение к окружающему миру. Вы
узнаете, насколько вы толерантны и над чем, вам надо работать в этом направлении.
2. Основная часть
Учитель: - Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. (слайд№2)
(Звучит музыка, рассказывается сказка ученицей).
Ученица: - Жила-была на земле девушка по имени Любовь. (слайд№3) Скучно ей было
жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет
волшебнику: (слайд№4)
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную
мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла
и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. (слайд№5)
- Вот выбирай, - сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью –
Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь.
– Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с
ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на
всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась. Любовь
подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Учитель:
- Почему Любовь выбрала Доброту?
(Примерные ответы)
- Любовь к Радости ведёт к праздности жизни, Любовь к Удаче обнадёживает человека,
приводит к зависимости (например, к игромании). Любовь к Красоте может повысить
самооценку, даст высокомерие, порождает мещанство. Любовь к Печали даёт
бездеятельность. Только доброта прибавит в жизни человека общение, дружбу, а значит,
разнообразит её.
Учитель: - Сейчас мы посмотрим видеоролик. (слайд№6) После просмотра вы должны
ответить на вопрос. Что лежит в основе конфликта между главными героями фильма.
Учитель: (слайд№7) - Что лежит в основе конфликта между главными героями фильма?
(Обучающиеся отвечают. Что в основе конфликта лежит эгоизм парня, нежелание понять
других и придти к ним на помощь.)
-Почему так произошло, чего не хватает молодому человеку?
(понимания, терпения, великодушия)
Учитель:
- В видеофильме показано непонимание одного из героев, и это привело к ссоре молодых
людей. В мире, тоже часто происходит непонимание между людьми, которое приводит к
столкновениям, конфликту. В чём вы видите причины конфликтов между людьми в
мире? (фашизм, терроризм, экстремизм).
- С понятиями фашизм, терроризм, экстремизм мы будем знакомиться на уроках истории и
обществознания. Обратимся к снимкам на диапроекторе, поясним их значение.
(чтение определений), (на диапроекторе слайды №8,9,10).
- Что нужно людям, что бы избежать этих конфликтов? (компромисс, понимание)
- Итак, действительно в основе взаимоотношений между людьми лежит желание понять
другого человека. Эта способность называется «толерантностью». Давайте послушаем
сообщение о толерантности.
Ученица: -Что же такое толерантность? На рубеже 18 – 19 веков во Франции жил некто
Талейран Перигор, князь Беневитский. (слайд№11)
Он
отличился
тем,
что
при
разных
правительствах
оставался
неизменно
министром
иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно,
более
всего
–
в
умении
учитывать
настроения
окружающих,
уважительно
к
ним
относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других
людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы
управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
На разных языках земного шара слово толерантность звучит по-разному:
В
испанском
языке
оно
обозначает
способность
признавать
отличные
от
своих
собственных идеи или мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или
действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым,
стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
- 16 ноября в 1996 году был объявлен днём толерантности Генеральной Ассамблеей ООН.
Его цель, снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи
проявления насилия и экстремизма.
Учитель: Итак, что же такое толерантность?
(примерные ответы учащихся)
Толерантность (терпимость):
- к иному образу жизни
- к поведению людей, окружающих тебя
- к иной религии
- к иной манере одеваться
- к людям иной национальности и т.д.
Слово толерантность я изобразила в виде солнца. А лучики – это определение этого слова.
(слайд№12)
Лучики:
Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.
Стремление к полноценной реализации своих способностей.
Умение понимать и познавать других людей.
Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.
Учитель: - У каждого человека свой уровень толерантности, я думаю, что вы хотите знать,
насколько он у вас проявлен. Сейчас проведём тест, а поможет нам это сделать педагог
психолог. Тест проводится анонимно, и о результатах теста будете знать только вы. Итог
работы вы прочитаете на слайде (№13) в соответствии своим результатам.
Творческая работа
Цель: учащимся предложено закончить фразу, предложенную учителем в
письменной
форме.
Это
помогает
акцентировать
внимание
на
актуальности
проблемы
сегодня,
и
учащиеся могут представить свою точку зрения.
А теперь каждый из нас должен прийти к определенному решению и определить для себя,
какую позицию по отношению к правилам толерантного поведения он выбирает.
Предлагаю вам записать фразу и закончить ее. Я соберу ваши ответы. Лучшие из них
оценю.
Я принимаю принципы толерантного поведения, потому что…
Я не принимаю принципы толерантного поведения, потому что…
Учитель:
- Итак, вы бы хотели общаться с толерантными людьми или с нетолерантными?
(Обучающиеся делают вывод, что с толерантными людьми общаться приятнее, спокойнее,
плодотворнее).
Учитель: - Можно ли развить в себе толерантность? Да. Для этого надо заниматься
самовоспитанием, придерживаясь следующих этапов. Предлагаю ознакомится с этапами к
толерантности.
7 шагов к толерантности: (отображение на диапроекторе снимок №14)
1.
Стремление человека стать лучше
2.
Не осуждать других
3.
Сопереживать
4.
Расширять круг общения
5.
Знакомство с культурами (традициями) других народов
6.
Развить в себе умение молчать (слушать)
7.
Учиться понимать других.
Что бы быстрее и легче преодолеть эти 7 шагов к толерантности мы приготовили вам
памятки недельного меню (раздать на память памятки). (слайд№15)
Памятка недельного меню толерантности
Понедельни
к
Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.
Вторник
Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их
мнение.
Среда
Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал,
что добро идёт от тебя.
Четверг
Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь
испытывать по отношению к себе.
Пятница
Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.
Суббота
Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего
друга.
Воскресенье
Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним.
Вывод
Итак, ребята, вы поняли, что толерантность – это путь к взаимопониманию.
–Что значит быть толерантным?
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть
внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Если вы будете
толерантны, Ито будете иметь право:
- на счастье и доброе отношение
- быть самим собой
- на безопасность
- на право быть услышанным
- определиться в этом мире
Закончить наш час общения я хотела бы стихотворением о толерантности (на диапроекторе
слайд №16).
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Толерантность. Что это такое? —
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Непонятно? Что же, объясняю:
Это счастье на Планете всей.
Это то, что я всех принимаю.
Всех людей, кто веры не моей.
Толерантность — это всепрощенье
Тех, кто нам обиды наносил.
Толерантность — это примиренье
Всех враждебных в этом мире сил.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность — слово для живых!
Дополнительно если осталось время.
А сейчас проведем творческую работу. Нарисуем «Дерево толерантности».
«Я раздам вам листья, а вы напишете на них, что по вашему, надо сделать, чтобы наша
школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как
можно более толерантными». Затем листочки приклеиваете на дерево.