Напоминание

Толерантность - путь к взаимопониманию.


Автор: Овечкина Наталья Вячеславовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №33"
Населённый пункт: Киселёвский городской округ, Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Толерантность - путь к взаимопониманию.
Раздел: среднее образование





Назад







Час общения
Тема: Толерантность – путь к взаимопониманию. Цели: Познавательная: дать представление обучающимся о понятии «толерантность» Обучающая: способствовать обучающимся оценить степень свой толерантности Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к миру Оборудование: музыкальное сопровождение, видеоролик, диапроектор, тестовое задание, памятки «Недельное меню толерантности»,
Ход часа общения:

1. Организационный момент

Учитель:
- Сегодня наш час общения посвящен теме «Толерантность – путь к взаимопониманию». (слайд№1) -На предыдущем занятии, вы получили задание написать значение слова толерантности. Прочитаю несколько ваших работ. Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием толерантность, выясним, что такое толерантное отношение к окружающему миру. Вы узнаете, насколько вы толерантны и над чем, вам надо работать в этом направлении.
2. Основная часть

Учитель:
- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. (слайд№2) (Звучит музыка, рассказывается сказка ученицей).
Ученица:
- Жила-была на земле девушка по имени Любовь. (слайд№3) Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: (слайд№4) - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет... Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. (слайд№5) - Вот выбирай, - сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать... - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась. Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Учитель:

-
Почему Любовь выбрала Доброту? (Примерные ответы) - Любовь к Радости ведёт к праздности жизни, Любовь к Удаче обнадёживает человека, приводит к зависимости (например, к игромании). Любовь к Красоте может повысить самооценку, даст высокомерие, порождает мещанство. Любовь к Печали даёт бездеятельность. Только доброта прибавит в жизни человека общение, дружбу, а значит, разнообразит её.
Учитель:
- Сейчас мы посмотрим видеоролик. (слайд№6) После просмотра вы должны ответить на вопрос. Что лежит в основе конфликта между главными героями фильма.
Учитель:
(слайд№7) - Что лежит в основе конфликта между главными героями фильма? (Обучающиеся отвечают. Что в основе конфликта лежит эгоизм парня, нежелание понять других и придти к ним на помощь.) -Почему так произошло, чего не хватает молодому человеку? (понимания, терпения, великодушия)

Учитель:
- В видеофильме показано непонимание одного из героев, и это привело к ссоре молодых людей. В мире, тоже часто происходит непонимание между людьми, которое приводит к столкновениям, конфликту. В чём вы видите причины конфликтов между людьми в мире? (фашизм, терроризм, экстремизм). - С понятиями фашизм, терроризм, экстремизм мы будем знакомиться на уроках истории и обществознания. Обратимся к снимкам на диапроекторе, поясним их значение. (чтение определений), (на диапроекторе слайды №8,9,10). - Что нужно людям, что бы избежать этих конфликтов? (компромисс, понимание) - Итак, действительно в основе взаимоотношений между людьми лежит желание понять другого человека. Эта способность называется «толерантностью». Давайте послушаем сообщение о толерантности.
Ученица:
-Что же такое толерантность? На рубеже 18 – 19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневитский. (слайд№11) Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». На разных языках земного шара слово толерантность звучит по-разному: В испанском языке оно обозначает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). - 16 ноября в 1996 году был объявлен днём толерантности Генеральной Ассамблеей ООН. Его цель, снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
Учитель:
Итак, что же такое толерантность? (примерные ответы учащихся) Толерантность (терпимость): - к иному образу жизни - к поведению людей, окружающих тебя - к иной религии - к иной манере одеваться - к людям иной национальности и т.д. Слово толерантность я изобразила в виде солнца. А лучики – это определение этого слова. (слайд№12) Лучики:  Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.  Стремление к полноценной реализации своих способностей.  Умение понимать и познавать других людей.  Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

Учитель:
- У каждого человека свой уровень толерантности, я думаю, что вы хотите знать, насколько он у вас проявлен. Сейчас проведём тест, а поможет нам это сделать педагог психолог. Тест проводится анонимно, и о результатах теста будете знать только вы. Итог работы вы прочитаете на слайде (№13) в соответствии своим результатам.
Творческая работа
Цель: учащимся предложено закончить фразу, предложенную учителем в письменной форме. Это помогает акцентировать внимание на актуальности проблемы сегодня, и учащиеся могут представить свою точку зрения. А теперь каждый из нас должен прийти к определенному решению и определить для себя, какую позицию по отношению к правилам толерантного поведения он выбирает. Предлагаю вам записать фразу и закончить ее. Я соберу ваши ответы. Лучшие из них оценю. Я принимаю принципы толерантного поведения, потому что… Я не принимаю принципы толерантного поведения, потому что…
Учитель:
- Итак, вы бы хотели общаться с толерантными людьми или с нетолерантными? (Обучающиеся делают вывод, что с толерантными людьми общаться приятнее, спокойнее, плодотворнее).
Учитель:
- Можно ли развить в себе толерантность? Да. Для этого надо заниматься самовоспитанием, придерживаясь следующих этапов. Предлагаю ознакомится с этапами к толерантности.
7 шагов к толерантности:
(отображение на диапроекторе снимок №14) 1. Стремление человека стать лучше 2. Не осуждать других 3. Сопереживать 4. Расширять круг общения 5. Знакомство с культурами (традициями) других народов 6. Развить в себе умение молчать (слушать) 7. Учиться понимать других. Что бы быстрее и легче преодолеть эти 7 шагов к толерантности мы приготовили вам памятки недельного меню (раздать на память памятки). (слайд№15)
Памятка недельного меню толерантности
Понедельни к Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми. Вторник Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение. Среда Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя. Четверг Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе. Пятница Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом. Суббота Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга. Воскресенье Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним.
Вывод Итак, ребята, вы поняли, что толерантность – это путь к взаимопониманию. –Что значит быть толерантным?
Быть толерантным
– означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Если вы будете толерантны, Ито будете иметь право: - на счастье и доброе отношение - быть самим собой - на безопасность - на право быть услышанным - определиться в этом мире Закончить наш час общения я хотела бы стихотворением о толерантности (на диапроекторе слайд №16).
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Толерантность. Что это такое? — Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное. То, на чем стоит Планета вся». Непонятно? Что же, объясняю: Это счастье на Планете всей. Это то, что я всех принимаю. Всех людей, кто веры не моей. Толерантность — это всепрощенье Тех, кто нам обиды наносил. Толерантность — это примиренье Всех враждебных в этом мире сил. Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас: белых и цветных! Будем жить, друг друга уважая! Толерантность — слово для живых!
Дополнительно если осталось время.
А сейчас проведем творческую работу. Нарисуем «Дерево толерантности». «Я раздам вам листья, а вы напишете на них, что по вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваете на дерево.


В раздел образования