Автор: Михайлова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №645 Пушкинского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка 2 класс Школа России. "Обобщение и закрепление знаний об имени существительном"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2 класс
УМК: "Школа России".
Тема: Обобщение и закрепление знаний об имени существительном
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: Закрепить и углубить знания учащихся об имени существительном.
Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память,
мышление, наблюдательность;
Воспитывать интерес к русскому языку
Формируемые УУД:
Личностные УУД.
Сформированность учебных мотивов.
Умение воспринимать задание.
Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию
занятий.
Регулятивные УУД.
Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществлять
самоконтроль, контроль результата деятельности и анализ деятельности.
Познавательные УУД.
Ориентироваться в информационном материале ; строить рассуждения в форме простых
суждений, делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД.
Принимать участие в работе парами, воспринимать различные точки зрения, понимать
заданные вопросы, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Предметные УУД:
Уточнить находить слова, обозначающие предмет; различать грамматические группы слов
(части речи); определять у имени существительного значение, опознавать одушевленные и
неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные, изменять по
числам.
Оборудование: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса
начальной школы. Ч. 2, доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для
самостоятельной работы.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
I.
Организационный
момент
Вот и прозвенел звонок. Начинаем наш
урок.
Эмоциональный настрой.
- Улыбнулись друг другу,
Пожелаем удачи.
Готовятся к работе,
приветствуют учителя.
Улыбаются друг другу.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Регулятивные: подготовка
рабочего места, всего
необходимого для включения в
учебную деятельность.
II.
Актуализация
знаний
- В народе говорят «Повторение – мать
учения».
Как понимаете смысл пословицы?
А что мы будем повторять?
Сегодня мы повторим изученный
материал, а вот тему определите сами.
Высказывание мнений
учащихся.
Высказывание учащихся
Определяют тему урока
(закрепление знаний об
имени существительном)
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Познавательные: логические –
анализ объектов с целью
выявления признаков.
Регулятивные: контроль, оценка,
прогнозирование.
III.
Минутка
чистописания.
Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.
-Записываем число, классная работа.
Записаны буквы т п ы ц и
Слайд1.
- На какие 2 группы можно разделить эти
буквы?
- Назовите гласные буквы. Чем отличается
буква «и» от буквы «ы»?
Открывают тетради,
записывают число.
М о ж н о
р а з д е л и т ь
н а
гласные и согласные.
Буква
«и»
обозначает
мягкость согласного звука.
п т ц
- Звуки [п], [т], - согласные,
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: постановка
вопросов.
Познавательные: общеучебные –
самостоятельное выделение,
формулирование цели
Словарная работа
-
Назовите
согласные
буквы?
Дайте
х а р а к т е р и с т и к у
з ву к а м ,
ко т о р ы е
обозначают данные буквы.
- Прописывают буквы
-
А
какое
слово
можно
составить
из
данных букв?
- Подберите к нему родственные слова.
Докажите
Слайд 2.
- Я буду показывать изображение птиц, а
вы
запишите
их
название.
Поставьте
ударение, подчеркните орфограммы.
- Какая птица лишняя? Почему?
На какие вопросы отвечают слова?
-Назовите признак имени
существительного.
-Как отличить имя существительное от
других частей речи?
По какому признаку можно разделить
слова на группы?
парные, глухие, могут быть
твёрдыми и мягкими
-
Звук
[ц]-
с о гл а с н ы й ,
глухой,
непарный,
всегда
твёрдый.
птицы
птичий, птичка, птичник,
птицелов
- Они имеют одинаковый
корень и близкие по смыслу.
Воробьи, ворона, сорока,
соловьи, снегирь, петух,
синицы.
Петух – это домашняя
птица.
Соловьи – перелётные
птицы.
Снегирь – зимующая птица,
кочующая
имя существительное
-предмет
-кто? что?
отвечающие на вопросы
кто? - одущевлённые
что?- неодушевленные.
Единственное и
множественное число.
Познавательные УУД:
- умение писать словарные слова:
- умение обобщать и
классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё
предположение;
- самооценка.
Коммуникативные УУД:
- умение строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
Личностные результаты:
- зрительное восприятие;
- умение самостоятельно делать
выводы.
С. 64 упр. 111 - доска
Некоторые
существительные имеют
форму только единственного
или только форму
множественного числа.
IV.
Применение
теоретических знаний в
условиях выполнения
упражнений
Прослушайте текст, помогите решить спор
одноклассниц. Обоснуйте свой ответ.
В одном классе между одноклассницами
произошел спор. Катя утверждала , что
слово ЛИСИЧКИ –неодушевленное, а
Света говорит, что это имя
существительное одушевленное.
- Кто из них прав и почему?
-От чего зависит признак слова
ЛИСИЧКИ?
Составьте два предложения, используя
признак существительного:
одущевлённое, неодушевленное.
2)«Вымысел или факт».
-Читая книгу я увидела, что слово «ЛЕВ»
написано с маленькой буквы, а потом мне
встретилось это же слово, но оно было
написано с большой буквы.
- Это вымысел или факт?
-Какой признак существительного мы
Слово ЛИСИЧКИ имеет два
значения, гриб и зверь.
Составляют и записывают
предложения
нарицательные-
собственные.
Познавательные: логические –
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство.
выделим?
-Какие имена существительные
собственным?
Слайд 5
Записывают предложения
(Проверка)
V. Физминутка
Физминутка
Выполняют движения за
учителем
V Самостоятельное
использование ранее
сформированных умений
VI. Обобщение усвоенного
знания
VII. Рефлекия
Работа с карточками
Что такое имя существительное?
- Какие имена существительные относятся
к одушевленным, какие к
неодушевленным?
-Что такое собственные и нарицательные
имена существительные?
- Как изменяются имена существительные?
-Какое задание понравилось, почему?
Читают и выполняют
Подводят итог урока.
Подводят итог урока.
Самооценивание,
оценивание работы
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками –
определение цели, функций
участников, способов
взаимодействия;
постановка вопросов –
инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
формирование умения слушать и
понимать других; формировать
умение строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
способствовать формированию
собственного мнения и умений
правильно задавать вопросы.
Регулятивные:
целеполагание как постановка
учебной задачи на основе того,
что уже известно и усвоено
учащимися и того, что ещё
- Спасибо за работу.
товарищей.
неизвестно, контроль коррекция,
саморегуляция.
Познавательные (логические):
анализ, синтез, сравнение,
самостоятельное создание
способов решения заданий;
Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности
Личностные: самооценка на
основе критерия успешности,
адекватное понимание причин
успеха/неуспеха в учебной
деятельности.
Познавательные: рефлексия
способов и результатов действия,
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
VIII. Домашнее задание.
С. 65 упр.114