Напоминание

Развитие речевых умений детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой


Автор: Шепель Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Детский сад №107
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речевых умений детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речевых умений детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Цель ознакомления с художественной литературой дошкольников, по определению С. Я. Маршака - это формирование будущего большого талантливого читателя, культурного образованного человека. Художественная литература - важный проводник эстетической жизни ребенка дошкольного возраста. Чтобы понять сложную и влиятельную роль художественной литературы в развитии восприятия детей, необходимо понять то своеобразие детского мировосприятия, которое можно охарактеризовать, как детский мифологизм, который сближает детей с художником. Для ребенка слова художественного произведения вполне реальны, они имеют глубокую, таинственную связь с вещами, названием которых они являются: дети глядят на слова как на символы вещей, они боятся некоторых слов, верят в волшебную силу других. Мы имеем здесь дело с настоящей верой в волшебную силу слов. Можно сказать, что художественная литература всецело связана с работой фантазии, которая неотделима от чувства восприятия, именно как органа эмоциональной сферы: литературный мир объективирует у ребенка дошкольного возраста те или иные чувства и восприятия, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайна их влияния на детскую душу. Конечно, литературный мир открывается ребенку лишь тогда, когда он владеет всеми видами восприятий и речью - и эта связь художественной литературы с восприятиями и языком всегда остается тесной. Задача художественной литературы дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства, дать познавательную функцию, которая потом раскроет понимание действительности перед ребенком дошкольного возраста через восприятие окружающего мира.
В результате формируются нравственные, эстетические и речевые эталоны, происходит скачок в развитии фантазии ребенка, которые являются моделями для восприятия окружающего мира и регуляторами поведения ребенка. Художественная литература – один из источников обогащения знаний и словаря детей. Способы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с новыми словами, встречающимися в тексте, могут быть разными. Часть новых слов дети понимают из контекста, что необходимо проверить педагогу в беседе по содержанию, осознание другой части слов требует помощи со стороны педагога. Воспитатель может познакомить детей с новым словом предварительно, в ходе чтения, путём употребления рядом с неизвестным словом известного слова-синонима. Кроме новых, неизвестных ребёнку слов, при ознакомлении с художественной литературой объектом внимания следует делать и образность авторского или народного слова. С этой целью педагог может подчёркивать соответствующие слова, словосочетания. Излишние объяснение образности стиха, как предостерегают поэты и психологи, нарушают художественную целостность его. Содержательные рассказы, стихи, пословицы, загадки – оказывают исключительное воздействие на словарь; позволяют дошкольнику усвоить особенности жизни обитателей животного и растительного мира, постичь тайны природы. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений как для чтения, так и для рассказывания. В основе отбора - педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические, и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Ознакомление с художественной литературой дошкольников действительно занимает важное место во всей системе учебно- воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие речевых умений ребенка, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и обще ственных представлений, мировоззрения.


В раздел образования