Развитие речевых умений детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой
Автор: Шепель Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ Детский сад №107 Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: Развитие речевых умений детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Раздел: дошкольное образование
Развитие речевых умений детей старшего дошкольного возраста в
процессе ознакомления с художественной литературой.
Цель ознакомления с художественной литературой дошкольников, по
определению
С.
Я.
Маршака
-
это
формирование
будущего
большого
талантливого читателя, культурного образованного человека. Художественная
литература - важный проводник эстетической жизни ребенка дошкольного
возраста.
Чтобы
понять
сложную
и
влиятельную
роль
художественной
литературы в развитии восприятия детей, необходимо понять то своеобразие
детского
мировосприятия,
которое
можно
охарактеризовать,
как
детский
мифологизм, который сближает детей с художником.
Для ребенка слова художественного произведения вполне реальны, они
имеют глубокую, таинственную связь с вещами, названием которых они
являются: дети глядят на слова как на символы вещей, они боятся некоторых
слов, верят в волшебную силу других. Мы имеем здесь дело с настоящей
верой в волшебную силу слов.
Можно
сказать, что художественная литература всецело связана с
работой фантазии, которая неотделима от чувства восприятия, именно как
органа эмоциональной сферы: литературный мир объективирует у ребенка
дошкольного возраста те или иные чувства и восприятия, и в этом тайна
живучести в нашей душе сказочных образов и тайна их влияния на детскую
душу.
Конечно, литературный мир открывается ребенку лишь тогда, когда он
владеет всеми видами восприятий и речью - и эта связь художественной
литературы с восприятиями и языком всегда остается тесной.
Задача
художественной
литературы
дать
образы,
в
которых
выражаются, которыми питаются чувства, дать познавательную функцию,
которая
потом
раскроет
понимание
действительности
перед
ребенком
дошкольного возраста через восприятие окружающего мира.
В
результате
формируются
нравственные,
эстетические
и
речевые
эталоны, происходит скачок в развитии фантазии ребенка, которые являются
моделями
для
восприятия
окружающего
мира
и
регуляторами
поведения
ребенка.
Художественная литература – один из источников обогащения знаний и
словаря детей. Способы ознакомления детей старшего дошкольного возраста
с новыми словами, встречающимися в тексте, могут быть разными. Часть
новых слов дети понимают из контекста, что необходимо проверить педагогу
в беседе по содержанию, осознание другой части слов требует помощи со
стороны педагога. Воспитатель может познакомить детей с новым словом
предварительно, в ходе чтения, путём употребления рядом с неизвестным
словом известного слова-синонима. Кроме новых, неизвестных ребёнку слов,
при ознакомлении с художественной литературой объектом внимания следует
делать и образность авторского или народного слова. С этой целью педагог
может
подчёркивать
соответствующие
слова,
словосочетания.
Излишние
объяснение
образности
стиха,
как
предостерегают
поэты
и
психологи,
нарушают
художественную
целостность
его.
Содержательные
рассказы,
стихи,
пословицы,
загадки
–
оказывают
исключительное
воздействие
на
словарь; позволяют дошкольнику усвоить особенности жизни обитателей
животного и растительного мира, постичь тайны природы.
Для
решения
задач
всестороннего
воспитания
средствами
художественной
литературы,
формирования
личности
ребенка,
его
художественного
развития
существенную
роль
играет
правильный
отбор
произведений как для чтения, так и для рассказывания. В основе отбора -
педагогические
принципы,
разработанные
на
основе
общих
положений
эстетики.
Литературное
произведение
должно
нести
познавательные,
эстетические,
и
нравственные
функции,
т.е.
оно
должно
быть
средством
умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Ознакомление
с
художественной
литературой
дошкольников
действительно
занимает
важное
место
во
всей
системе
учебно-
воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие речевых
умений ребенка, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных
потребностей,
нравственных
идеалов,
личных
и
обще ственных
представлений, мировоззрения.