Напоминание

Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Морозова Елена Леонидовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: программа "Творческая мозаика"
Тема: Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного

возраста

Наше время — время перемен. Способность преодолевать запутанные

жизненные

коллизии,

умение

находить

новые,

нестандартные

решения

проблем

эти

важные

качества

стали

весьма

актуальны

в

условиях

современного мира. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой

изменения в работе дошкольных учреждений.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту

дошкольного

образования

художественно-эстетическое

развитие

предполагает

развитие

у детей

предпосылок

ценностно-смыслового

восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,

изобразительного),

мира

природы;

становление

эстетического

отношения

к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах

искусства;

восприятие

музыки,

художественной

литературы,

фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализацию

само стоятельной

творче ской

деятельно сти

д е т е й

(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

По

словам

замечательного

педагога

Василия

Александровича

Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, фантазии, сказки,

музыки,

рисунка,

творчества.

Творчество

форма

активности

и

самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового. Творчество

ребенка – не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить. Творчество

невозможно без усвоения определенных знаний и овладения навыками и

умениями.

Художе ственное

творче ство

в дошкольной

образовательной

организации

является

частью

воспитательно-образовательной

работы

с детьми

и несет

на себе

нагрузку

решения

задач

в первую

очередь

образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Важную

роль

при

этом

играет

развивающая

предметно-пространственная

образовательная

среда

и

организация

интересной

содержательной

жизни

ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего

мира,

общение

с

искусством,

материальное

обеспечение,

а

также

учет

индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и

результату детской деятельности, организация атмосферы творчества.

Наш детский сад работает по программе Т.Н. Дороновой «Радуга».

Решая

задачи

качественной

реализации

образовательной

области

«художественно-эстетическое

развитие»

нами

была

написана

программа

«Творческая

мозаика».

Программа

основана

на

идеях

отечественных

психологов: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова о воображении, как важнейшем

новообразовании дошкольника; А.В. Петровского, С.Л. Рубиштейна о видах и

функциях

воображения.

В

основе

программы

лежит

опыт

по

развитию

воображения О.М. Дъяченко, А.М. Страунинг, а также идеи ТРИЗ (теории

решения

изобретательских

задач)

о

закономерностях

познаваемости

и

управляемости процесса творчества, о формировании креативной личности;

также

мы

позаимствовали

из

программы

А.Э.

Симановского

игры

и

упражнения.

Название

программе

«Творческая

мозаика»

дано

не

случайно.

Программа состоит из двух блоков. Первый блок - ООД направлена на

развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста и

проводит эти занятия психолог; второй блок – занятия проводят воспитатели

данной группы и организованная образовательная деятельность направлена

на

художественно

творческое

развитие

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Цель программы: развитие творческого потенциала детей.

Задачи программы:

1.

Создать

условия

для

ежедневной

свободной

самостоятельной

деятельности детей с изобразительными, пластическими и конструктивными

материалами.

2.

Создать

развивающую,

п редм етн о- п ро ст ран ствен н ую

образовательную

среду,

направленную

на

эмоциональное,

социально-

коммуникативное развитие старших дошкольников.

3.

Развивать

эстетическое

восприятие

и

художественно-образное

мышление ребенка.

Данная

программа

разработана

для

детей

старшего

дошкольного

возраста

(5

7

лет),

рассчитана

на

два

года

обучения.

Организованная

образовательная

деятельность

проводится

два

раз

в

неделю

(по

одному

занятию из разных блоков). Такая периодичность позволяет детям накопить

знания и впечатления, осмыслить их, прочувствовать, получить большой

положительный эмоциональный заряд и находиться в ожидании радостной

встречи с очередным занятием.

Количество

детей

на

занятиях

не

превышает

10

человек.

Общая

продолжительность занятия составляет не более 35 минут.

Образовательная

деятельность

построены

таким

образом,

что

происходит частая смена видов деятельности, при этом соблюдается принцип

от

простого

к

более

сложному,

в

ходе

каждого

задания

проводятся

динамические паузы. Очень многие дети нуждаются в развитии сенсорики и

моторики, поэтому в ОД включены упражнения на развитие графических

навыков, мелкой моторики руки.

Рефлексия в конце ОД включает в себя обсуждение с детьми того, что

нового они узнали, что понравилось больше всего, какие задания вызывали

затруднения.

Основные принципы:

Создание атмосферы психологической безопасности, в которой,

безусловно, принимается ценность каждого ребенка.

Принцип безоценочной деятельности - т.е. освобождение детей от

страха

делать

ошибки

(для

этого

используются

задания,

в

которых

не

существует неправильных ответов).

Принцип мягкого соревнования, что побуждает детей не только к

большему количеству идей, но и к их оригинальности.

Во избежание обид, а также в качестве стимулирования детям

вручаются сюрпризы (звездочки, снежинки, календарики и др.)

Материально – техническая база:

Ковер, на котором может поместиться группа детей;

Игровые пособия для проведения подвижных и творческих игр;

Стимульный

материал

для

детского

творчества:

бумага,

фломастеры,

цветные

карандаши,

гуашь,

акварель,

пастель,

различный

бросовый материал.

Тетради в крупную клетку 12 листов, простой карандаш.

Диагностика творческого мышления.

1. Методика «Дорисовывание фигур». Автор О.М. Дьяченко

Цель:

определение

уровня

воображения,

способности

создавать

оригинальные образы.

2. Методика «Сочинение с рисунком» Автор О.М. Дьяченко

Цель: определение уровня воображения.

3. Методика «Схематизация»

Цель: определение уровня наглядно – образного мышления.

4. Методика «Вопросы к картинкам». Автор И.А. Бурлакова

Цель: определение уровня познавательной активности детей.

5. Методика «Каков ваш творческий потенциал»

Цель: изучение творческого потенциала взрослого (для педагогов и

родителей)

Структура и содержание ООД первого блока:

l часть. Приветствие Продолжительность 1-2 минуты

Цель:

установление

контакта,

создание

положительного

настроя

на

совместную деятельность.

ll часть. Аутотренинг. Продолжительность 5 минут

Цель: снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения;

создание положительного внутреннего состояния.

Аутотренинг – мощное средство релаксации, которое позволяет быстро

отдохнуть, восстановить силы и работоспособность. Улучшает психические

функции, активизирует память, внимание, воображение, образное мышление.

Усиливает творческий потенциал детей. Кроме того, система аутотренингов

позволяет

решить

основную

задачу

сохранение

и

укрепление

психологического здоровья детей.

lll часть. Рефлексия. Продолжительность 1-2 минуты

Цель:

развитие

чувственной

основы;

организация

обратной

связи;

развитие самооценки.

После сеанса аутотренинга важно научить детей рефлексировать свое

состояние на уровне чувств и ощущений: что слышали, что видели, что

чувствовали. На данном этапе дети приучаются говорить о своих ощущениях,

о своем внутреннем состоянии после проведенного сеанса, что является

весьма полезным для развития детского самопознания и самооценки.

lV часть. Интеллектуальная зарядка. Продолжительность 5 минут

Цель: учить решать противоречия, развивать диалектику мышления.

Данная

часть

проводится

в

достаточно

быстром

темпе

в

форме

дискуссии.

Научить

ребенка

творить

берется

ТРИЗ

наука,

знающая

законы

управления талантливым мышлением, ТРИЗ учит детей думать, опираясь на

фундамент общих диалектических законов развития. Эта общефилософская

подготовка или интеллектуальная зарядка носит характер игры и называется

«Данетки».

V часть. Игровая терапия. Продолжительность 10-15 минут

Цели:

активизация

группы;

развитие

коммуникативных

навыков;

развитие произвольности; снятие агрессии, страхов,

сформировать следующие умения:

анализировать зрительный образ

узнавать объект на основе описания отдельных признаков

уметь находить общие и различающиеся признаки объектов

учиться делать логические выводы

совершенствовать координационные скоростные способности.

Vl часть. Учимся фантазировать. Продолжительность 8-10 минут.

Цель: учить детей формулированию и построению гипотез, упражнять

в фантазировании.

Задания,

предлагаемые

детям

в

этой

части:

решить

определенную

проблему,

выдвинуть

гипотезу,

продолжить

рассказ

или

сочинить

свой,

нарисовать

несуществующий

образ,

свои

эмоции,

чувства,

-

все

это

предполагает свободу мысли, оригинальность решений, отсутствие страха

быть неправильно понятым.

Vll часть. Подведение итогов. Продолжительность 2-3 минуты.

Структура и содержание ООД второго блока:

l часть. Организационный момент. Продолжительность 1- 2

минуты.

Цель: установление контакта, создание положительного настроя.

Игровые

формы

взаимного

приветствия, эмоционально-игровой

настрой

ll часть. Вводная часть. Продолжительность 8 - 10 минут.

Цель: смысловая завязка занятия.

Рассказ, фрагмент драматизации или сказки, загадка, дидактическая

игра, сюрпризный момент.

lll

часть.

Постановка

практического

задания

перед

ребенком.

Продолжительность 3 - 5 минут.

Цель: обыгрывание основных этапов предстоящей деятельности детей.

Доступность

содержательного

задания

педагогом,

демонстрация

наглядного материала.

lV

ч а с т ь.

Практическая

(самостоятельная)

работа

детей.

Продолжительность 10-15 минут.

Цель: оказание помощи педагогом ребенку в индивидуальной работе,

взаимодействие педагога с детьми (сотрудничество, сотворчество).

V часть. Заключительная. Продолжительность 3-5 минут.

Цель: организация итога.

Список литературы:

1.

Гурин Ю.В., Монина Г.В. Игры для детей от трех до семи лет. – СПб.:

Речь; М.: Сфера, 2008.

2.

Иванова

С.П.,

Манойлова

М.А.

Коррекционно

развивающие

программы для работы психолога с детьми дошкольного возраста.

2009. ISB N 978-5-87854-493-1

3.

Развитие творческих способностей детей 5 – 7 лет: диагностика,

система занятий/ авт-сост. С.Г. Королева. – Волгоград: Учитель, 2010.

4.

Стародубцева

И.В.,

Завьялова

Т.П.

Игровые

занятия

по

развитию

памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.:

АРКТИ. – 2008.



В раздел образования