Автор: Савченко Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Белово "Детский сад № 34" "Колосок"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: Статья
Тема: "Охрана и укрепление здоровья детей"
Раздел: дошкольное образование
«Охрана и укрепление здоровья детей»
Охрана и укрепление здоровья детей — одна из главных задач, стоящих
перед детским садом и семьей. Педагоги знакомят родителей с режимом дня
детей в дошкольном учреждении, дают рекомендации по организации режима
в семье. Важно не только сообщить распорядок дня и требовать его
выполнения, но и обосновать влияние правильного режима на физическое
развитие и здоровье малыша. Педагоги разъясняют необходимость
продолжать в семье работу по воспитанию у детей навыков
самообслуживания, рекомендуют эффективные методы, соответствующие
возрасту детей: показ, объяснение, личный пример близких, побуждение к
подражанию, применение игровых приемов.
В беседах с родителями воспитатели подчеркивают необходимость
соблюдения ими постоянной выдержки, терпения, уважения к личности
ребенка. Каждой семье рекомендуется создать ребенку условия, необходимые
для полноценного развития и воспитания, приобрести стол и стул по росту
малыша, выделить место для игр и занятий, завести вешалку для верхней
одежды, для полотенца. Вешалки должны быть красиво оформленными,
соответствовать росту ребенка.
Наблюдая за воспитанниками в детском саду, в семье, разговаривая с
родителями, педагоги выясняют уровень овладения детьми навыками
самообслуживания. Учитывая педагогическую подготовленность родителей,
отношение их к воспитанию детей, разным семьям даются различные советы.
В каждой группе обычно есть два-три малыша, страдающие плохим
аппетитом. Педагог ищет причины, внимательно относится к этим детям и
рекомендует родителям некормить сына или дочь насильно, терпимо
относиться к детским капризам, понимать, что они вызваны болезнью, а
потому — временны, советует чаще обращаться к лечащему педиатру,
создавать дома условия для полноценного отдыха малышей.
Многих двухлетних детей матери, бабушки кормят сами, развлекая
ребенка во время еды игрушками, чтением, показом картинок. Воспитатель
должен объяснить отрицательное влияние подобных методов на здоровье и
воспитание малыша. Некоторые родители, не понимая вреда от
злоупотребления сладким, с ранних лет приучают ребенка есть много
сладостей. Воспитатель тактично, но настойчиво добивается от родителей
прекращения подобной практики, рекомендует популярную медицинскую и
педагогическую литературу по данному вопросу. Некоторых матерей
целесообразно приглашать в детский сад для наблюдения за их детьми во
время завтрака, обеда, одевания, знакомить с методами, которые применяет
педагог в своей работе. Особенно важно это делать в первые недели
пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Не следует опасаться того,
что мать, прийдя в группу, будет ухаживать только за своим малышом.
Педагог тактично, вежливо привлекает ее к уходу за всеми воспитанниками,
давая точные указания, что и как надо делать. В то же время он предлагает ей
понаблюдать, как следует разговаривать с детьми, как осуществлять
воспитание в процессе ухода за ребенком.
Особенно полезна такая практика молодым матерям. Приглашение родителей
в детский сад диктуется не только педагогической необходимостью. Главное
— облегчить ребенку период адаптации, который, как известно, нередко
сопровождается заболеванием малыша.
Воспитатель, руководствуясь интересами ребенка, сохранением его
здоровья, может предложить матери, бабушке забирать малыша домой в
течение определенного периода раньше положенного времени, чтобы дать
ему возможность постепенно привыкнуть к новым условиям жизни;
посоветовать принести в детский сад любимую игрушку, книжку.
Если в дошкольном учреждении работает школа для молодых
родителей,воспитатель приглашает родителей посещать ее. Одной из тем
беседы с родителями должна быть тема адаптации ребенка к детскому саду.
Семья имеет все условия для закаливания ребенка, стремится к этому, но, как
правило, родители не имеютдостаточного опыта и знаний. Недостаточная
осведомленность родителей в вопросах охраны здоровья ребенка может быть
причиной его частых заболеваний. Поэтому необходима индивидуальная
работа с каждой семьей. Надо терпеливо, последовательно
разъяснять вред чрезмерного перегревания малышей. Воспитатель сам
глубоко изучает литературу, связанную с вопросами закаливания детей,
предлагает ее семьям, направляет родителей на консультацию к медсестре,
если ребенок настаивает на своем, нельзя обсуждать его поведение, пока он
не успокоится и т. п. Важно нацеливать семью на воспитание у детей
осознанного отношения к своим поступкам, т. е. родители должны
объяснять малышу, почему следует делать так, а не иначе. Следует разъяснять
родителям методологическое значение приобщения детей к общим
переживаниям, связанным с общественными праздниками: советовать, как
создать в семье праздничную атмосферу, и доступно рассказать ребенку о
значении праздника. На этой основе в дальнейшем формируются
гражданские чувства. Хорошими нравственными уроками оказываются
приготовления в семье к дню рождения кого-то из взрослых ее членов, если
малыш приобщен к предпраздничным хлопотам.
Воспитатель привлекает актив родителей к подготовке к праздникам в
детском саду, определяет содержание практической помощи сотрудникам
группы, организует посещения отцами и матерями утренников в дошкольном
учреждении. Задачи умственного воспитания детей родители решают, исходя
из своих знаний и умений. Одни, стремясь целенаправленно воспитывать
детей, но не зная содержания обучения, начинают
с двух лет обучать их чтению, письму, счету. В таких семьях во всем
воспитательном процессе доминируют задачи умственного развития.
Игра также используется преимущественно в целях развития
познавательных способностей. Детям покупают много игрушек, не
соответствующих возрасту: электрифицированных, настольно-печатных с
азбукой, фишками и др. Малышам много и без разбора читают. Некоторые
родители покупают ребенку карандаши, бумагу, но не руководят его
деятельностью. Важно направить усилия родителей на выполнение задач
обучения в соответствии с возрастом ребенка, познакомить с содержанием и
методами обучения в детском саду. Целесообразно рассказать о том, что
умственное воспитание дошкольников следует рассматривать в широком
педагогическом плане, в тесной связи со всесторонним воспитанием и
развитием. Нередко ребенок самостоятельно не справляется с заданиями,
которые предлагают родители. Поэтому мать (отец) должна не только
советовать: «порисуй», «вылепи», но и показывать, как это сделать, помогать
малышу. Чтобы содержание деятельности ребенка дома соответствовало его
возрасту, воспитатель интересуется, чем занят досуг малыша, дает советы,
подсказывает родителям методы, приемы обучения и воспитания.
Совместная работа детского сада и семьи позволит оптимальным образом
решить задачи гармонического развития детей