Автор: Сейпиева Рстэ Сандыбаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКООУ "Санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: г. Тарко-Сале, Пуровский район
Наименование материала: статья
Тема: "Трудовое воспитание"
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение
«Санаторная школа интернат», для детей, нуждающихся в длительном
лечении, города Тарко-Сале Пуровского района
Статья: «Трудовое воспитание»
Подготовила: воспитатель Сейпиева Р. С.
2017г.
"Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье
само вас отыщет" К.Д. Ушинский
Известно,
что
воспитание
не
только
организованный
процесс
в
рамках
учебно-воспитательного
учреждения.
Воспитание
-
это
и
социальная
функция,
то
есть
подготовка
молодежи
к
жизни
в
обществе.
Проблема
социализации личности стала особенно актуальной в наше время, так как
выросло число факторов, оказывающих влияние на формирование молодого
поколения, и это влияние стало многосторонним. Формирование трудовых
навыков у детей, трудовая занятость школьников - это основа успешности
будущей профессии человека, возможность самореализации, самовыражения
и
самоутверждения
личности,
средство
устойчивости,
социальной
самозащиты и адаптации человека в современных условиях. Труд ребенка,
включенный
в
систему
образования,
является
условием
разностороннего
развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности.
Что
такое
трудовое
воспитание?
Трудовое
воспитание
–
процесс
организации и стимулирования трудовой деятельности детей, формирование
у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к
выполняемой работе, стимулирование инициативы, творчества и стремления
к достижению более высоких результатов. Цель трудового воспитания –
формирование ценностного гуманистического отношения к труду как основе
нового духовного облика человека; как фактора формирования личности,
осознанию роли труда в жизни общества; включение детей и юношества в
трудовую
деятельность;
вооружение
трудовыми
навыками
и
умениями.
Сущность трудового воспитания: – выращивание в человеке определенных
знаний
и
представлений
о
ценностях
труда,
стремлений,
интересов,
личностных
позиций
в
отношении
к
различным
видам
труда,
создание
целостного
характера,
становление
его
гражданственности,
деловитости,
нравственно-волевых
черт,
творческого
начала,
развитие
экономического
мышления,
создание
инструментария
для
успешной
индивидуальной
и
коллективной трудовой деятельности.
В
условиях
общеобразовательной
школы
решаются
следующие
задачи
трудового воспитания учащихся, формирование положительного отношения
к
труду
как
высшей
ценности
в
жизни,
высоких
социальных
мотивов
трудовой
деятельности,
потребности
в
творческом
труде.
Стремления
применять
знания
на
практике,
подготовка
к
сознательному
выбору
профессии, формирование культуры труда, старания, трудолюбия, бережного
отношения к школе, воспитание высоких моральных качеств: трудолюбия,
чувства
долга
и
ответственности,
честности,
предприимчивости,
де -
ловито сти,
целеустремленно сти,
умения
планировать
свою
жизнедеятельность с учетом ближайших, средних и дальних перспектив.
Умений сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, соревноваться,
оказывать
взаимопомощь
и
взаимоподдержку,
–
вооружение
учащихся
разнообразными
трудовыми
умениями
и
навыками, Умственный
труд
является
наиболее
напряженным,
требует
больших
волевых
усилий,
терпения, усидчивости. Формы и методы его организации: элективные курсы
по выбору, лекции, беседы, тренинги,
практикумы, уроки и семинарские
занятия,
на
которых
формируются
умения
анализировать,
сравнивать,
обобщать, запоминать, слушать, сосредотачиваться, выделять главное и т.д.
Стандарт общего образования предусматривает физический труд на занятиях
в
учебных
мастерских
и
на
пришкольном
участке.
Физический
труд
характеризуется такими признаками как, полезность, производительность,
творческая
направленность,
удовлетворенность
результатами.
Формы
и
методы организации труда: коллективная организация выполнения заданий
(командные, групповые и т.д.). В процессе физического труда создаются
условия
для
проявления
детьми
нравственных
качеств:
коллективизма,
взаимопомощи, уважения к людям и результатам их трудовой деятельности.
Общественно полезный труд включает: – труд по самообслуживанию в школе
и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за
зелеными насаждениям и др.); Производительный труд предполагает участие
школьников
в
создании
материальных
ценностей,
вступление
в
производственные отношения. Участие в производительном труде развивает
у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде,
они
познают
смысл
экономики
и
хозяйствования. Привитие трудолюбия,
трудовых умений и навыков является важным направлением в организации
воспитательного процесса интерната. Трудовая деятельность представляет
собой
важную
сферу
самореализации
и
самовыражения
личности,
обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида.
Трудовому
воспитанию
отводится
существенная
роль
в
решении
воспитательных
задач
в
интернате.
Самым
элементарным
видом
труда
является
самообслуживание.
Воспитатели
стараются
привить
детям
привычку
к
самообслуживанию,
чтобы
это
стало
нормой,
естественным
процессом.
Дежурство
по
группе,
столовой;
уборка
спален
и
других
интернатных помещений; участие в субботниках по благоустройству и уборке
территории школы - формируют основы социально-адаптивного поведения и
предполагают
формирование
устойчивого
положительного
отношения
к
труду. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием
успешной
подготовки
детей
к
обучению
в
школе.
Дети,
воспитанные
с
ранних
лет
в
труде,
отличаются
в
школе
само стоятельно стью,
организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Великий педагог "В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим
воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает
радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность,
рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую
и
новую
красоту
в
окружающем
мир,
пробуждает
первое
гражданское
чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна
жизнь
человека.
Радость
труда
–
могучая
воспитательная
сила.
В
годы
детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для
народа
является
не
только
жизненной
необходимостью,
без
которой
не
мысленно
человеческое
существование,
но
и
сферой
многогранных
проявлений
духовной
жизни,
духовного
богатства
личности.
В
труде
распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к
труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В
трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения,
самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом.
Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства,
личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.
Целью трудового воспитания, осуществляемого в рамках семьи и школы
Российской
Федерации,
является
вооружение
учащихся
совокупностью
определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических
знаний,
умений,
навыков,
необходимых
для
участия
в
производительном
труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты. В прошлом
проблемой трудового воспитания занимались известные педагоги, такие как
Ян
Амос
Коменский,
И.Г.Песталоцци,
К.Д.
Ушинский.
Так
Ян
Амос
Коменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал
интерес, в том числе и к труду одним из главных путей создания этой светлой
и радостной обстановки обучения.
К.Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном
значении» указывает на большую роль труда в формировании личности. Он
бичует праздность и высоко ценит труд, говорит, что именно труд создает
ценности.
В
труде
воспитываются
личностные
качества
человека.
Он
отмечал, что труд является главным фактором для физического, умственного
и
нравственного
совершенствования
человека.
Он
необходим
для
человеческого
достоинства,
для
свободы
человека
и
его
счастья.
Труду
человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную
жизнь. Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная
гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком. Актуальны
слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Самое воспитание, если
оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а
приговорить его к труду жизни». Трудовое воспитание в семье закладывает у
детей основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного
трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивает он, как правило,
плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут
позволить
себе
роскошь
устраниться
от
трудового
во спитания.
Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности.
Многие
педагоги
связывали
трудовую
деятельность
с
развитием
гражданского
сознания,
патриотических
чувств,
и
понимания
своего
общественного
долга.
Одним
из
важных
качеств
которое
должно
быть
развито и сформировано у ребенка является трудолюбие.
Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение
к
труду,
проявляющееся
в
трудовой
активности,
старании
и
усердия
работника. Одно из средств самоутверждения личности. Труд, практическая
производственная
деятельность
оказывают
благотворное
влияние
на
физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают,
что
физический
труд,
связанный
с
движениями
и
мускульными
упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и
его здоровье, повышает его жизненную энергию. Творческий труд возможен
только
тогда,
когда
человек
относится
к
работе
с
любовью,
когда
он
сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда,
когда
труд
делается
для
него
основной
формой
проявления
личности
и
таланта.
Педагогическим
условием
совершенствующим
трудовое
воспитание в
современной семье является систематическая трудовая деятельность ребенка
дома,
которая
будет
способствовать
развитию
в
самом
ребенке,
таких
личностных качеств, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому
труду, которые разовьются в нем трудовое сознание, будут способствовать
появлению трудолюбия, а как следствие умений и навыков, необходимых в
дальнейшей трудовой деятельности. Перед ребенком всегда должна стоять
некоторая трудовая задача, которую он в силах разрешить. Эта задача может
иметь как краткосрочный, так и длительный характер. Например: можно на
долгое время поручить ребенку соблюдать чистоту в определенной комнате, а
как он это будет делать – предоставьте решать и отвечать за решение ему
самому.
Этим
вы
поставите
перед
ним
задачу
организационную.
Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем
лучше она будет в педагогическом отношении. В трудовом воспитании в
семье перед ребенком должна быть поставлена некоторая задача, которую он
может
разрешить,
применяя
то
или
другое
трудовое
средство.
Ребенку
должна быть предоставлена некоторая свобода в выборе средств, и он должен
нести некоторую ответственность за выполнение работы и за ее качество.
Ребенок должен принимать участие в трудовых делах семьи, не считая это
принуждением, а должен понимать это как осознанную необходимость.
Трудовое
участие
детей
в
жизни
семьи
должно
начинаться
очень
рано.
Начинаться оно должно в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает
за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и
где он играет. Эту работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах:
должно быть чисто, не должно быть набросано, налито, на игрушках не
должно быть пыли. Некоторые приемы уборки можно ему и показать, но
вообще
хорошо,
если
он
сам
догадается,
что
для
вытирания
пыли
Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к
труду играет общественное признание. Это поднимает настроение ребенка,
выявляет
у
него
сознательное
отношение
к
необходимости
трудиться
на
общую пользу. Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ребенок
испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в
выполнении трудового задания. Столь же важно — в случае необходимости –
и
порицания.
В
процессе
педагогически
организованного
труда
вырабатывается
правильная
нравственная
и
эстетическая
оценка
каждой
личности. Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого
качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Не нужно поносить
ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно
сказать,
что
работа
сделана
неудовлетворительно,
что
она
должна
быть
переделана или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно
производить работу за ребенка силами самих родителей, только в редких
случаях можно проделать такую часть работы, которая явно не по силам
ребенку. Макаренко решительно не рекомендует применять в области труда
какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны
сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал
радость.
Признание
его
работы
хорошей
работой
должно
быть
лучшей
наградой за его труд. Но даже и таким словесным одобрением никогда не
нужно
злоупотреблять,
в
особенности
не
следует
хвалить
ребенка
за
произведенную работу в присутствии знакомых ваших и друзей. Тем более не
нужно ребенка наказывать за плохую работу или за работу непроизведенную.
Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была все – таки
выполнена.
Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до
повторения резкого и требовательного. Во всяком случае никогда не нужно
прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит
пользы
и
вызывает
у
ребенка
отвращение
к
трудовой
задаче.
Трудовое
воспитание есть процесс вовлечения ребенка в разнообразные педагогически
организованные виды общественно полезного труда с целью передачи ему
минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у
него творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего
человека. Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление
начального
профессионального
образования
и
профориентации,
формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к
целям, процессу и результатам труда. Эффективность трудового обучения,
воспитания
и
профориентации
возрастает
в
связи
с
участием
старших
подростков, юношей и девушек в производительном труде. Важное значение
имеют
производственные
экскурсии,
расширяющие
политехнический
кругозор
ребят,
позволяющие
им
уточнить
свои
интере сы
и
профессиональные
склонности,
формирующее
такое
нравственное
отношение, как уважение к чужому труду. Поэтому воспитателям в школе,
как
и
родителям
в
семье
необходимо
развить
у
ребенка
нравственное
отношение
к
труду,
понимание
своего
общественного
долга,
полезности,
необходимости трудиться, развить гражданское сознание, умение приносить
пользу
себе
и
людям.
В
связи
с
этим
Воспитатель
должен
обладать
педагогическими навыками в области развития трудовых способностей у
детей.
У
детей
разовьется
интерес
к
труду,
возможно,
кто-то
из
них
задумается о будущей профессии. Трудовое воспитание в семье и школе
лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного
воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности
и
продуктивности
в
учебной
деятельности,
в
физкультуре
и
спорте,
в
художественной самодеятельности, в верном служении Родине.
Заключение
Трудовое воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни
и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе
любой
педагогически
целесообразной
деятельности
с
ребенком.
Труд
–
главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник
развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к
активной
трудовой
и
общественной
жизни,
к
сознательному
выбору
профессии. Трудовое воспитание в семье – это целостная система. Участие
ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается
в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим
воспитанием
и
развитием.
Ребенок
познает
в
труде
окружающую
действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой
кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться
техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для
получения
новых
знаний.
Нужно
стараются
воспитать
у
ребенка
нравственное отношение к труду, вызвать у него интерес к работе, добиться
осознания
им
полезности
своего
труда
для
общества,
помочь
увидеть
перспективы его развития. Трудовое воспитание способствует пробуждению
любви к труду, возникновению потребности трудиться на общую пользу,
выработка
навыков
коллективной
деятельности,
зарождению
творческого
отношения
к
труду.
Труд
всегда
был
источником
красоты,
трудовое
воспитание в семье позволит ребенку непосредственно воспринять красоту
труда,
почувствовать
его
преобразующую
силу,
его
привлекательность.
Задача трудового воспитания в семье – сделать труд ребенка нравственно
значимым.
Очень
важна
подготовка
ребенка
к
труду
в
коллективе,
объединяющего
интересы,
где
развиваются
нравственные
черты:
дружба,
взаимопомощь,
коллективное
творчество
в
труде,
устанавливать
взаимозависимость
и
согласованность
в
труде,
атмосфера
высокой
моральной
и
материальной
ответственности, критики и самокритики.
Список литературы
1. А.С.Макаренко «Лекции о воспитании детей» пед. сочинения в 8т., т.4.
2. «Воспитание школьников в труде» под редакцией А.А. Шибанова: М.:
«Педагогика»; 1976
3. Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000
4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999
5. Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2004
6. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 2002
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М.,
2002
8. Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996 9.
Смирнов М.И.. Проблема трудового общения школьников. М.,2004