Автор: Илаева Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей."
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие с родителями по воспитанию нравственно-патриотических
чувств у детей.
Меняются времена и люди, но вечным остается стремление человека к добру,
любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях,
заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и
умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и
нравственности.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на
которой живет он и его семья. В семье начинает «расти» будущий гражданин
своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу
способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям
и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто
кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки,
дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не
заботится столько о нём.
Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-
нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода
дошкольного возраста.
Основной целью сотрудничества педагогов и родителей по духовно-
нравственному воспитанию считаю возрождение лучших традиций духовно-
нравственного воспитания в процессе реализации социально-педагогических
проектов по взаимодействию детского сада и семьей.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все,
что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить
к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко использую в своей работе, как с
детьми, так и с их родителями.
Опыт работы показал, что необходимо систематическое конструктивное
сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и
преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду.
Одним из интенсивных методов социальной практики является
проектирование. С помощью проектной деятельности, которая основывается
на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,
развивала познавательный интерес к различным областям знаний,
формировала навыки сотрудничества.
Хочу отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей
генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных
корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей
родословной может помочь детям начать осмысление очень важных и
глубоких постулатов:
корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края
и страны;
счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Проведя, анкетирование среди детей – выяснилось, что не все дети знают о
своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из
детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и
традиции.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей
родителей, установления контакта с её членами, для согласования
воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать по данному
направлению проект «Про свою семью всем ребятам расскажу», целью
которого является: формирование у детей интереса к своей семье, сохранение
семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Задачи перед вами:
Этапы реализации проекта «Я и моя семья»:
На первом этапе, на основе проведенной диагностической работы
(анкетирование детей на тему «Моя семья», проективный тест «Рисунок
семьи»), разработан паспорт проекта, составлен план взаимодействия с
родителями, с педагогами, с детьми.
Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках
которого работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа
детей и родителей, работа педагогов и родителей.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в
форме родительского собрания «Счастливая семья. Какая она?»
Содержание работы в процессе реализации проекта обеспечивало развитие
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности
игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,
продуктивная и др. и охватывало следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Перспективный план группового проекта на экране
Результат проекта: Дети узнали больше о своей семье: о членах семьи,
традициях, о жизни бабушек и дедушек (наглядно родственные связи
отражены для каждого ребенка на «Семейном генеалогическом древе»).
Совместная деятельность способствовала укреплению детско – родительских
отношений.
В рамках нравственно-патриотического воспитания мы знакомим детей с
профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, значимостью
добросовестного отношения к любому делу.
В детском саду мы целенаправленно приобщаем детей к труду, а также
предлагаем понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во
время экскурсий, целевых прогулок.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и
общие родительские собрания, конференции, выставки; оформляются
информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера
вопросов и ответов, встречи за круглым столом;
беседы; консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности»,
«Как организовать труд детей дома»;
«Роль семьи в воспитании
патриотических чувств у дошкольников».
«Какие русские народные сказки
читать детям?»
"Черты толерантной личности".
Совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из
природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных
работ «Новогодние игрушки»; досуги, праздники: «День матери», «Папа,
мама, я – дружная семья», «Веселые старты»; поручения родителям; концерт
«Полянка»(народные песни и танцы); театральные представления «Волк и 7-
ро козлят»(сказка на новый лад), «О цыплёнке» и т.п.
Благодаря таким мероприятиям, и дети, и родители приобщаются к истокам
народного творчества, к истории своего народа, его традициям. В группе
создан мини музея «Куклы минувших лет», где дети могут познакомиться с
национальными костюмами, тем самым приобщиться к истокам народной
культуры(проводятся мастер классы по созданию кукол).
Одним из путей решения данной проблемы мы видим в создании
информационного издания для родителей дошкольного образовательного
учреждения в виде газеты. Выбор такой формы объясняется, прежде всего,
уверенностью в его эффективности, подтвержденной многолетней практикой,
а также открывающейся возможностью для сближения родителей и педагогов
вокруг интересов и потребностей самой семьи, сближения на основе
информированности, вовлеченности членов семьи в жизнь ребенка в детском
саду.
Газета выходит один раз в месяц (с сентября 2016 года)
Родительская газета - новая форма взаимодействия ДОУ и семьи.
Цель газеты «Для любознательных родителей»:
* обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;
* способствовать формированию нового менталитета родителей как
воспитателей и изменить саму сущность их взаимодействия сначала с
детским садом, а потом и со школой.
Организация работы по выпуску каждого номера газеты проходит в
следующем алгоритме:
* сбор информации по теме номера: высказывания детей, описание
возникших в группе педагогических ситуаций, рисунки детей и т. п.
* родители (если хотят) пишут заметки о своем опыте семейного воспитания,
приносят фотографии детей, если они выполнены в цифровом формате.
Таким образом, совместная деятельность с родителями стала основой для
формирования патриотических чувств у детей. Мы вместе стараемся научить
их искренне любить свой дом, проявлять сострадание, заботу, внимание к
родным и близким, друзьям и сверстникам. Дети учатся самостоятельно
решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это является предпосылкой,
способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны,
формированию нравственных ценностей.