Напоминание

Сущность и значение словарной работы в дошкольном образовательном учреждении


Автор: Калашникова Виктория Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с № 296
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Сущность и значение словарной работы в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сущность и значение словарной работы в дошкольном

образовательном учреждении

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания,

познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык

является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в

школьном и последующим образовании. На основе длительного изучения

процессов мышления и речи. Исследования отечественных психологов и

психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к

развитию

ребенка

и

перестраивает

всю

его

психику,

всю

деятельность.

Поэтому

большое

значение

в

педагогическом

процессе

дошкольного

образовательного

учреждения

отводится

речевому

развитию

детей,

среди

задач речевого развития дошкольников одно из центральных лист занимает

словарная работа.

В современной методике словарная работа рассматривается как

целенаправленная

педагогическая

деятельность,

обеспечивающая

эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря

понимается,

как

длительный

процесс

количественного

накопления

слов,

освоения

их

социально

закрепленных

значений

и

формирование

умения

использовать их в конкретных условиях общения.

Слово

обеспечивает

содержание

общения.

Свободная

устная

письменная)

речь

опирается,

прежде

всего

на

владение

достаточным

словарным запасом.

Для определения сущности и значения словарной работы с детьми, ее

места в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характeристике

слова, его роли в языке и речи.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак,

обозначающий результат познания, мышления. Язык как средство общения –

это, прежде всего язык слов.

Лингвисты

выделяют

такие

обязательные

свойства

слова,

как

фонетическая

выраженность,

грамматическое

оформление,

семантическая

валентность, т.е. наличие значения и способность слова сочетать с другими

словами,

таким

образом

овладения

словом

в

единстве

его

лексического,

грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической)

на основе активного использования в речи.

Главной особенностью слова является единство его лексического и

грамматического

значений.

Лексические

знания

сгустки

человеческих

знаний

об

определенных

сторонах

действительности,

без

их

усвоения

невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления.

Значение слова имеет сложное строение.

Во-первых, в нем можно выделить предметную относительность, т.е.

обозначение предмета, номинацию.

Во-вторых, систему абстракций и обобщений, которая скрывается за

словом, систему связей и отношений, которая всем выражается.

Соотношение

наглядных

образных

компонентов

слова

с

aбстрактными, обобщенными в разных словах разное. Человек пользуется

словами, выбирая одно из возможных значений.

С

физиологической

точки

зрения

слово

является

универсальным

средством

сигнализации,

которое

может

заменить

все

возможные

для

человека

раздражители.

Усвоение

слова

есть

образование

временной

нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Эти связи

образуются в коре головного мозга по законам открытым И.П. Павловым.

Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда его

основе есть конкретные представления.

С

психологической

точки

зрения

значение

есть

обобщение,

выражающее понятие. Значение слова есть «единство обобщения и общения,

коммуникации и мышление», «обобщение и значение слова суть синонимы».

Именно

в

знание

слова,

считает

известный

психолог

Л.С.

Выготский,

«завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».

Следует различать значение и смысл слова, смысл – это содержание

слова в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально –

экспрессивные

оттенки

в

зависимости

от

своего

сочетания

с

другими.

Большая

роль

в

изменении

смысла

слова

в

речи

принадлежит

также

интонации, с которой оно произносится.

Ребенок может освоить значение слова, когда оно будет употребляться

в

словосочетаниях,

предложениях,

связном

высказывании.

Формирование

словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи

детей.

Таким образом, словарная работа направлена на создание лексической

основы

речи

и

занимает

важное

место

в

общей

системе

по

речевому

развитию детей.

Развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному

обучению.

Дети,

не

владеющие

достаточными

лексическим

запасом,

испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для

выражения своих мыслей.

Таким образом, бедность словаря мешает полноценному общению, а

следовательно и общему развитию ребенка, и напротив, богатство словаря

является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня

умственного развития.

Содержание

словаря,

предполагаемого

дошкольникам,

конечно,

своеобразно,

оно

определяется

программой

детского

сада,

которая

регламентирует следующие задачи словарной работы:

1. Обогащение словаря.

2. Уточнение и закрепление словаря.

3. Активизация словаря.

4. Устранение из речи нелитературных слов.

Остановимся на характеристике названных задач.

1) Обогащение словаря: то есть усвоение новых, ранее неизвестных

учащимся

слов.

Осуществлять

эту

задачу

значит

способствовать

количественному

накоплению

слов,

необходимых

ребенку

для

речевого

общения

с

окружающими.

Основную

часть

лексики

составляют

знаменательные

слова

(существительные,

прилагательные,

глаголы,

числительные, наречия). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего

за счет знаменательных слов.

Обогащение речи детей числительными в основном происходит на

занятиях

по развитию элементарных математических представлений, по

закреплении и активизации этих слов должны быть специальным предметом

словарной работы на занятиях по развитию речи.

Важную

роль

играет

обогащение

речи

дошкольников

словами,

обозначающими

качества

и

свойства

предметов,

а

также

элементарные

понятия.

В

старшей

и

подготовительной

к

школе

группах

детей

приучают

дифференцировать

качества,

свойства

предметов

по

степени

их

выраженности (кисленький, кисловатый,

кисло-сладкий и т.д.), а также

усвоенные

ранее

понятия

(посуда

кухонная,

чайная).

В

этих

группах,

особенно в подготовительной к школе, уделяется внимание ознакомлению

детей

с

образным

словарем,

синонимами,

антонимами,

эпитетами,

сравнениями.

Дошкольников

следует

знакомить

и

со

словарем,

используемым

в

фольклорных произведениях (пригожий,

дедушки,

травушка, матушка и

другие).

Ребенок дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать

воспринимать,

то

есть

слышать,

понимать

и

отчасти

запоминать

и

использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему

выражения из народно-разговорной

фразеологии, в том числе устойчивые

словосочетания, пословицы и поговорки.

Воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых

будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем

объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки и так

далее.

Педагогам

необходимо

систематически

обращаться

к

словарям,

используя наиболее ценные сокровища русского языка.

2) Закрепление и уточнение словаря, то есть словарно-стилистическая

работа,

овладение

точностью

и

выразительностью

языка

(напоминание

содержанием слов, известных детям и т.п.).

Эта задача понимается как помощь ребенку в освоении обращающего

значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова, трудные

для детей: собирательные существительные – обувь, транспорт и другие,

отвлеченные существительные – красота, тишина и другие, числительные,

относительные прилагательные – городской, пассажирский и т.д., а также

слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении тротуар, метро,

экскаваторщик.

Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение

смысла

слова,

углубление

его

значения.

Этот

процесс

происходит

на

протяжении всего дошкольного возраста.

С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится

выделять

и

обобщать

наиболее

существенные

признаки

предметов

и

обозначать их словом.

Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова, это

интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы

(ручка – принадлежит для письма, ручка фурнитура), привлекает внимание

детей, интерес.

3)

Активизация

словаря,

то

есть

перенесение

как

можно

больше

числа

Слов

из

пассивного

в

активный

словарь,

включение

слов

в

предложения,

словосочетания.

Активизация

словаря

важнейшая

задача

словарной

работы

в

детском

саду.

В

процессе

этой

работы

воспитатель

побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу

слова, Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка

внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи.

Активизация словаря – это увеличение количества используемых в

речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. К.Д. Ушинский

так писал об этой задаче: «…вызов слов и форм языка из детской памяти

очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал,

но они не умеют пользоваться этим запасом и вот этот – то навык отыскивать

быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из

важных условий развития дара слова».

Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющим

одинаковое

или

близкое

значение)

помогает

понимать

оттенки

значения

слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства.

Антоним заставляют вспомнить и сопоставлять предметы и явления по их

временным

и

пространственным

отношениям,

величине,

свойствам

(холодный – горячий, толстый – тонкий, утро – вечер).

4) Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь

просторечные,

диалектные,

жаргонные.

Своеобразной

задачей

словарной

работы

является

устранение

из

речи

детей

вульгаризмов,

просторечных слов (башня, телок, прется и т.д.).

Все

задачи

словарной

работы

решаются

в

единстве

с

другими

задачами развития речи. В то же время каждая из - них

имеет свою

специфику, а следовательно свои приемы и методы.

Усложнение содержания работы наблюдается в каждой возрастной

группе, оно идет по следующим направлениям:

1) Рост словарем за счет понимания слов, обозначающих качества,

свойства, детали предметов и явлений, их отношения, этот процесс требует

способности

к

расчлененному

восприятию,

овладения

такими

мыслительными операциями, как анализ, сравнение.

2) Овладение словарем в единстве с восприятием и явлений в целом.

3) Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия.

Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и

явления по существенным признакам.

Таким образом, при осуществлении словарной работы необходимо

единство

речевого

и

умственного

развития

детей.

Расширяется

круг

представлений детей об окружающем, ребенок как бы выходит за пределы

своей

групповой

комнаты,

детского

сада,

ближайшей

улицы

и

города

и

постепенно включается в общую жизнь страны. На шестом году словарь

ребенка пополняется обобщающими существительными, прилагательными,

обозначающими

материал,

свойства,

состояние

предметов.

К

концу

дошкольного

периода

речь

детей

должна

быть

точной.

В

это

время

становится

специальная

задача:

учить

ребенка

находить

точные

и

выразительные

слова,

особенно

для

обозначения

величины,

цвета,

расположения

в

пространстве,

например,

пользоваться

сложными

прилагательными – темно-синий, бледно-зеленый.

Наиболее

трудные

для

детей

слова

необходимо

предлагать

им

неоднократно, в течение длительного периода, т.е. эти слова должны быть

программным

материалом

многих

занятий

(по

родному

языку,

развитию

элементарных

математических

представлений

и

другие).

Решение

задач

словарной

работы

в

детском

саду

предполагает

работу

педагогов

по

расширению

количественного

и

качественного

состава

лексики

детей

дошкольного возраста. Словарная работа в ДОУ имеет важное значение, так

как она обеспечивает создание лексической основы речевого развития детей

дошкольного

возраста,

на

основе

чего

возможно

решение

других

задач

речевого развития ребенка дошкольника.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997 г.

2. Арушанова

А.Г.

Речь

и

речевое

общение

детей.

Формирование

грамматического строя речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

3. Белобрыкина

О.А.

Речь

и

общение.

Ярославль:

Академия

развития, 1998.



В раздел образования