Напоминание

Картотека игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста


Автор: Белова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 32
Населённый пункт: город Кстово, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека игр на развитие

художественно-творческих способностей

и творческого мышления

детей старшего дошкольного возраста

Мозаика

Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов (белые,

красные,

красно-белые)

составить

различные

двухцветные

картинки

по

приведенному

образцу.

При

рассмотрении

образцов

мозаики

с

детьми

обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки,

что способствует развитию фантазии и навыков пространственного анализа и

синтеза. Также можно предложить им зарисовать составленную из карточек

мозаику. При этом дети не только мысленно анализируют (разбивают на

элементы)

предложенную

для

работы

картинку,

а

затем

практически

синтезируют ее (собирают из элементов-карточек) на своем столе, но и,

проанализировав и сравнив с образцом предложенный результат, переносят

его

на

лист

бумаги,

параллельно

вновь

выполняя

фун к ц и ю

пространственного анализа и синтеза.

Сходство и различие

Детям предлагается сравнить между собой различные предметы и

понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия.

При выполнении этого задания педагогу следует обратить внимание детей на

следующее обязательное условие: необходимо называть сначала сходство, а

затем различие.

Найди отличия

Детям

раздают

по

две

картинки,

отличающиеся

некоторыми

деталями.

Необходимо

найти

все

отличия.

Картинки

могут

предъявляться

как

одновременно, так и последовательно. Кроме картинок, могут использоваться

также

последовательности

геометрических

фигур

или

числовые

ряды,

различающиеся, например, порядком расположения элементов.

Внимательный художник

Детям предлагается по памяти подробно описать внешность родственника,

друга, интерьер какого-либо помещения, подробности пути в садик и т.п.

Волшебный мешочек

Ребенку предлагается на ощупь (с закрытыми глазами) идентифицировать тот

или иной предмет, объяснив при этом, исходя из каких признаков было

принято решение.

Что перепутал художник?

Детям предъявляется изображение той или иной степени сложности, на

котором они должны выявить все специально допущенные ошибки. Для

самых маленьких детей используются картинки с явными несуразностями

(например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь, загорающий под

пальмой,

и

т.п.).

Для

более

старших

задание

может

быть

усложнено

необходимостью поиска логических ошибок (например, ветер несет дым от

костра в одну сторону, а ветви деревьев наклонены в другую), диспропорций

в изображениях тех или иных предметов или масштабных несоответствий.

Запутанные дорожки

Дети

должны, внимательно рассматривая в течение некоторого времени

рисунок, определить в сложном переплетении линий связи между теми или

иными предметами (лицами). Сюжеты могут быть самыми разнообразными

(например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идет в гости и

т.д.). А что у вас? Ведущий называет любое качество, свойство, особенность

поведения и т. д. и просит встать и поменяться как можно быстрее местами

тех детей, которым присуща эта особенность. Например, ведущий может

сказать так: «Поменяйтесь местами те, у кого дома есть кошка или собака!»

— или «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!» и др.

Свой дом

Дети рисуют свой автопортрет или то, что они больше всего любят. Во время

рисования ведущий подходит к каждому ребенку и тихо беседует с ним по

поводу рисунка. Это помогает лучше познакомиться с ребенком, узнать его

внутреннее состояние, его особенности. Затем ведущий показывает детям

изображенный

на

большом

листе

бумаги

дом

(лучше,

если

это

будет

сказочный теремок, дворец и т. д.). Ведущий говорит детям о том, что теперь

это будет «наш дом» — дом нашей группы. Сейчас дом еще пустой, но

совсем скоро в нем будут жить дети — каждый там, где ему нравится». Лист

прикрепляют на стену на уровень роста детей. Каждый ребенок выбирает, в

какой части дома он будет жить, — и его «автопортрет» прикрепляется

именно туда. Когда процесс «расселения» закончен, ведущий говорит, какой

прекрасный получился дом, как дружно мы будем в нем жить. Этот общий

дом остается на стене на протяжении всех занятий, и каждый ребенок может

подойти

к

нему,

что-то

дорисовать,

доработать,

изменить.

Расположение

рисунков

детей

в

«доме»,

их

доработка

могут

помочь

ведущему

проанализировать

взаимоотношения

детей

в

группе,

их

самооценку,

внутренние переживания.

Волшебные прямоугольники, круги, треугольники

Инструкция: перед тобой 6 прямоугольников. Подумай, на что они похожи.

Один прямоугольник, например, может быть похож на домик, другой — на

книжку и т. д. Дорисуй прямоугольники.

Придумай и дорисуй рисунки, которые могут получиться из 6 кругов, затем

из 6 треугольников.

Волшебный узор

Инструкция: перед тобой три ряда фигурок: в одном - линии, в другом -

скобки, в третьем - круги. Тебе нужно соединить фигурки в каждом ряду так,

чтобы получился красивый и интересный узор.

Любимая игрушка

Инструкция: нарисуй свою любимую игрушку. Подумай и расскажи, что

можно сделать, чтобы она стала более смешной, забавной.

Фантазируй

Инструкция:

посмотри

на

эту

картинку

на

ней

нарисована

красивая

бабочка. Представь, что это ты, ты тоже бабочка. Где бы ты тогда жил, что ел,

кто были бы твои друзья и родители? Расскажи про свою жизнь. Какой бы

она была?

Необычная улица

Инструкция:

придумай

и

изобрази

на

этом

листе

самую

красивую

и

необычную улицу, которую ты хотел бы видеть в своем городе (поселке).

Необычные кляксы

Детям предлагаются изображения различных клякс, они должны

придумать, на что они похожи.

Продолжи сказку

Инструкция: перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Пожалуйста,

придумай для одной сказки веселый конец, а для другой такое окончание,

которому все удивятся.

Фантазии о природных явлениях

Задание

1.

Нарисуй

и

расскажи,

что

может

произойти,

если

внезапно

исчезнет солнце?

Задание 2. Как ты думаешь, что бы случилось в природе, как чувствовали бы

себя животные, растения и люди, если бы весна не наступила?

Задание 3. Придумай как можно больше способов, где в лесу от дождя может

спрятаться божья коровка?

Задание 4. Как ты думаешь, из какого материала муравьи могут построить

кораблик, чтобы переплыть речку?

Фантазии о людях и животных

Задание 1. Что может случиться, если все взрослые станут детьми, а дети -

взрослыми?

Задание

2.

На

рисунке

изображен

портрет

фантастического

животного.

Опиши его: где оно живет, чем питается; какая у него семья, есть ли друзья;

какой у него характер. Если можешь, придумай ему имя.

Задание 3. Что может случиться, если все люди не смогут разговаривать? Как

в этом случае они будут общаться?

Рассказ

Инструкция: представь, что ты летишь на волшебном ковре-самолете над

фантастической, интересной страной. Расскажи, что ты можешь увидеть там

необычного, попробуй нарисовать это.

Узор

Ребенку предлагается набор «рассыпанных» на листе точек. Ему нужно

так соединить эти точки, чтобы получилось чье-то изображение или узор.

Веселый кондитер

Задание 1. Представь, что ты самый лучший кондитер на свете. Придумай

рецепт праздничного торта ко дню рождения Золушки. Нарисуй его.

Задание 2. Представь, что ты изобрел новые, очень вкусные конфеты. Какое

ты бы придумал для них название? Какой бы ты нарисовал для них фантик?

Кого в первую очередь ты угостил бы своими конфетами?

В гостях у сказки

Задание 1. Однажды Лягушка-Поскакушка, Ежик-Колючка и Петя-Петушок

отправились в лес за ягодами и грибами. На дороге нашли они четыре разных

колеса. Сначала друзья очень обрадовались — хотели построить телегу, но у

них ничего не получилось. Очень расстроенные, стали они думать, что же им

построить из этих разных колес. Помоги друзьям что-нибудь придумать и

нарисуй это.

Задание 2. Дюймовочка оказалась на гигантском цветке, растущем на воде.

Придумай, как можно помочь ей спуститься с цветка, используя предметы,

изображенные под рисунком (гусеница, ласточка, хлеб, шарф, бабочка).

Задание 3. Перед тобой различные театральные маски. Как ты думаешь,

герои каких сказок могли бы их носить?

Помоги художнику

Один забывчивый художник не закончил свою картину. Как ты думаешь, что

он хотел изобразить на ней? Дорисуй незавершенную картину так, чтобы как

можно лучше отразить замысел художника.

Детская площадка

Придумай и нарисуй интересную и необычную детскую площадку, где бы ты

хотел играть со своими друзьями.

Профессии

Задание 1. Назови как можно больше профессий, которые ты знаешь.

Задание 2. Как ты думаешь, какую профессию выбрали, кем бы работали

сказочные герои, если бы жили в наши дни? Почему?

Раздели на группы

Раздели предметы, изображенные на листе, на возможные группы (виноград,

мышь, лимон, кукла, мяч, роза, арбуз, лиса, нитки, туфли, заяц, кот, грибы,

карандаши, куртка, мяч, торт, хлеб, ключи, платок, молоток, гвозди, пальто).

Дорисуй

Придумайте и изобразите как можно больше предметов, используя в качестве

составной фигуры круг, прямоугольник, треугольник и т.д.

Незаконченные рисунки

Завершите незаконченные рисунки, объединив их в единую композицию.

Прошлое, настоящее и будущее. Детям предлагается несколько картинок с

различными

по

темам

изображениями.

Необходимо

придумать

прошлое,

настоящее

и

будущее

того

предмета

или

живого

существа,

которое

изображено на рисунке. Дать название картине.

Четыре скрепки

Каждому выдаётся по 4 скрепки. Из них требуется составить различные

фигуры,

рисунки.

Каждое

изображение,

состоящее

из

условно

длинных

«огуречных» овалов, должно иметь своё название. Разгибать скрепки нельзя.

Клякса

На одной половине альбомного листа сделайте с помощью краски кляксу.

Сложите листок вдвое, разгладьте сгиб пальцем. Разверните и рассмотрите

причудливый рисунок. Дорисуйте его так, чтобы получился осмысленный

образ на определённую тему. Например: спорт, животные, космос, транспорт

и др. Можно кляксу наводить на кафельной плитке. Тогда оттисков может

получиться больше.

Рисунок в несколько рук

Один ребенок делает набросок, имеющий или не имеющий смысл. Второй

- непременно отталкиваясь от первоначальной наметки, использует ее

в

качестве элемента другого изображения, уже с иным значением. Третий, не

восполняя рисунок первых двух, меняет его направленность, трансформирует

замысел.

Конечный

результат

представляет

собой

чаще

всего

нечто

непонятное, поскольку ни одна из форм не завершена, одна переходит в

другую. Детей больше интересует сам процесс работы, борьба, возникающая

при попытке завладеть чужими формами, неожиданности, случающиеся на

каждом шагу.

Рисунок на листе в клетку

Задание

1.

Придумайте

и

изобразите

на

листе

в

клетку

стилизованных

животных, птиц, людей, деревья из квадратов и прямоугольников.

Задание 2. Придумайте и изобразите на листе в клетку симметричный и

асимметричный рисунки. Дайте им название.

Медаль

Придумайте

и

нарисуйте

несколько

вариантов

медалей,

которые

можно

вручать: а) во «Всемирный день …»; б) в «День фантазеров и выдумщиков»

и др.

Фантастическое изобретение

Задание

1.

Вам

предлагается

целая

пачка

изображений

с

различными

предметами. Каждый может вытянуть, не глядя, две карточки. Например, с

изображением корабля и сумки. Придумайте и нарисуйте «кораблесумку».

Затем защитите свое изобретение: почему оно именно такое. Где, по-вашему,

может пригодиться это умение соединять различные предметы в единое

целое.

Задание

2.

Придумайте

и

изобразите

фантастическую

одежду,

обувь,

украшение, головной убор. Дайте им название. Картина по представлению

Давайте всей группой нарисуем воображаемую картину. Сначала опишем её

словами.

Первый

человек

начинает

рассказывать,

что

он

представляет.

Второй дополняет это описание. И так далее, пока воображаемая картина не

станет очень подробной. Затем все ребята в течение некоторого времени

пытаются

воспроизвести

ее

на

бумаге

с

помощью

цветных

карандашей

(красок). После этого рисунки рассматриваются и обсуждаются. Выбирается

изображение, которое включает наибольшее количество подробностей.

Игры на формирование у детей целостного образа предмета

Ребенок

учится

определять

пространственное

расположение

деталей

и соотносить их с другими частями целого. Можно использовать разрезные

картинки, пазлы, кубики с картинками, лото, головоломки на построение

образных изображений из геометрических фигур. Полезно рассматривать

оптические иллюзии. Классические примеры – ваза Рубина, картины Эшера,

лестница Шредера, иллюзии восприятия размера или движения. К этой же

серии можно отнести стереокартины и игры на распознавание образов. Все

это

веселые

и увлекательные

занятия,

отлично

тренирующие

зрительное

восприятие.

Игры и упражнения на совершенствование зрительного анализа,

осмысленности восприятия

– Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов (соотнести

изображение предмета и его тень).

– Узнавание

точечных

или

пунктирных

изображений

предметов

и геометрических фигур.

– Узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений.

– Поиск заданной фигуры в ряду других.

– Поиск отличий в изображениях.

– Поиск недостающих или лишних деталей в рисунках.

– Игра «Найди пару». Перед ребенком ставят несколько игрушек, предлагают

найти среди них две одинаковые (по форме, цвету, размеру).

Игры и упражнения на развитие зрительно-пространственного

восприятия и зрительной памяти

– Угадывание

предметов

на

незаконченных

рисунках,

узнавание

их

по

отдельным характерным деталям.

– Различение правильно и зеркально изображенных фигур.

– Выделение в предметах сходных деталей и группировка их на этой основе.

– Игра «Что было?» Перед ребенком размещают картинки или предметы для

запоминания,

после

чего

взрослый

что-то

незаметно

убирает,

а ребенок,

повернувшись, угадывает отсутствующий предмет.

– Игра

«Что

изменилось?»

(то

же

самое,

только

с запоминанием

расположения объектов).

Игры и упражнения на формирование зрительного образа

– Игра

«Волшебный

мешочек».

Взрослый

держит

перед

ребенком

непрозрачный

мешочек

с мелкими

предметами.

Ребенок

должен

ощупать

предмет, назвать его и охарактеризовать (шершавый, гладкий, деревянный,

округлый и тому подобное). Эту же игру можно проводить с предметами,

лежащими в миске с песком.

– «Что

бывает?»

Взрослый

предлагает

ребенку

вспомнить,

какие

ему

известны

предметы,

обладающие

определенным

качеством

(что

бывает

круглое, плоское, мягкое, желтое и так далее).

– «Назови пять». Нужно назвать пять предметов, которые больше заданного

(стола, комода, слона), или пять предметов, похожих по форме на заданный.

– «Что на что похоже?» В эту игру можно играть где угодно. Скажем, поток

мчащихся

под

мостом

машин

напоминает

реку.

Один

и тот

же

предмет

полезно представлять в разных образах. Взрослый может помогать ребенку

находить новые ассоциации, чтобы пошатнуть устоявшиеся стереотипы вроде

«дом похож на кубик».

Рисование орнаментов

С

помощью

орнамента

детям

предлагается

оформить

вещи,

которые

используются в быту: разрисовать закладку для книг или расписать посуду.

Раскрашивание вырезанных фигурок

Вместо того чтобы дать ребенку покупную раскраску, попросите его вырезать

что-нибудь из бумаги, а потом раскрасить получившуюся форму (например,

бумажную вазу). Если малыш еще не умеет вырезать, это делают взрослые.

Закрашивание такой фигурки не навязывает ребенку шаблонный образ.

Раскрашивание объемных фигурок-оригами

Вместе с ребенком сложите из белой или цветной бумаги фигурки-оригами,

а затем раскрасьте их.

Что-то из чего-то

Предложите

детям

нарисовать

нечто

с помощью

маленьких

повторяющихся изображений (например, кота из цветочков).

Рисование тактильных ощущений

Попросите ребенка закрыть глаза и дайте ему в руки какой-нибудь предмет.

Ощупав его как следует, ребенок может ответить на вопросы. Что чувствуют

руки? Приятные ли ощущения вызывает этот предмет? Какой он? Завершите

упражнение

рисованием.

Пусть

ребенок

попытается

изобразить

не сам

предмет,

а графически

передать

его

качества

(мягкость,

жесткость,

шершавость, угловатость и так далее).

Настроение

Наше лицо сильно меняется от настроения. Спросите ребенка, можно ли

увидеть по лицу человека, радуется он или грустит, даже если он при этом

не говорит ни слова. Поговорите о том, как нарисовать одного и того же

человека в разном настроении. Пусть он выберет себе героя – себя или кого-

нибудь из родных – и попробует изобразить его, когда герой портрета грустит,

радуется,

скучает,

злится,

смеется.

Какие

еще

эмоции

можно

передать?

С помощью каких изменений в чертах лица и мимике?

Абстрактное настроение

Нарисовав

человека

в разных

эмоциональных

состояниях,

попробуйте

сделать с ребенком более абстрактное, фантазийное упражнение – нарисовать

сами настроения, а не выражения лица. Как это сделать? Начните с вопросов

о том, какими цветами передать радость. А скуку или злость? Отметьте, что

у каждого настроения свой цвет – притом в восприятии разных людей цвета

могут отличаться. Хотя, например, есть и совпадения – радость не нарисуешь

черным. Дайте ребенку задание: изобразить настроения только с помощью

цветов и фактур, как большие цветовые кляксы на листе, без фигурок и лиц.

Спросите, какие эмоции рисовать легко, а какие сложно, попробуйте взять

необычные состояния. Какого цвета любопытство?

Ракурсы, предмет с разных точек зрения

Посмотрите на чайную чашку сверху. А теперь – сбоку, в профиль. А снизу?

Попробуйте

вместе

с ребенком

взглянуть

так

на разные

предметы

и порисуйте

их

в трех

проекциях.

Возьмите,

например,

ботинок,

чайник,

грушу.

Попросите

ребенка

самостоятельно

подобрать

предметы,

которые

интересно рисовать с разных сторон.

Вариант

задания:

нарисовать

один

и тот

же

предмет,

представив

его

с различных точек обзора. Как видят дерево птица и кот, человек и обезьяна?

Перспектива

Выгляните вместе в окно. Обратите внимание ребенка на то, что машины

внизу кажутся маленькими. Объясните, что предмет кажется меньше, чем он

есть, если смотреть на него издалека. Предложите сделать пару рисунков

на перспективу с такими исходными данными. Есть машина и дом, которые

стоят далеко друг от друга. Попросите ребенка представить, что он стоит

рядом

с домом

и нарисовать

себя

у него,

а машину –

вдалеке.

Потом

«отправьте» его к машине, чтобы отобразить изменения в новом рисунке

(теперь дом будет маленький, а машина большая).

Еще одно задание на эту тему – вообразить вид с высокого дерева: скамейку,

цветы, собачку, человека. Картинки хорошо рисовать в паре (сверху вниз и на

уровне земли). Подумайте вместе, какие еще предметы можно нарисовать

вблизи и издалека.

Антонимы

Предложите детям нарисовать противоположные состояния и качетсва:

cчастливый – несчастный, доверие – подозрение, любить – ненавидеть.

Человек и объекты природы на разных стадиях развития

Дети

любят

рисовать

человека.

Однажды

они

задумываются

о том,

что

родители тоже были детьми, а они сами, когда вырастут, будут взрослыми.

Попробуйте порисовать вместе картинки на тему «когда я был маленьким»

или «когда я стану большим».

Можно развить это упражнение, сделав акцент на этапы. Сначала разберите

на словах,

а потом

предложите

ребенку

зарисовать

какой-либо

процесс

последовательно.

Например,

растение

прорастает

из

семечка:

семечко

в земле,

семечко

проклюнулось,

появился

росток,

на ростке

развернулись

первые листики, вытянулся стебель, выросли листья, почка, раскрылся цветок

и пр. Так же можно изобразить стадии строительства дома и себя в разном

возрасте на одном рисунке.

Общая картина

В игре участвуют два человека, которые рисуют на листе одну картинку,

заранее не договариваясь об ее сюжете: один начинает, второй продолжает,

стараясь угадать, что задумал первый. В варианте для нескольких игроков

каждый

рисует

на своем

листе,

а затем

ими

обмениваются

по

кругу:

нарисовали – передали, добавили свое – передали и так далее.

В еще одной коллективной игре каждый из участников по очереди рисует

на листе одну линию любой длины и в любом направлении. В итоге должна

получиться осмысленная картинка. Разговаривать и обмениваться знаками,

чтобы

объяснить,

что

хочется

изобразить,

нельзя.

Второй

вариант –

одновременно

рисовать

на общем

листе

с той

же

задачей –

добиться

появления в картинке сюжета.

В темноте

Детям

и впечатлительным

взрослым

предметы

в комнате

с выключенным

светом кажутся не похожими на себя. Свернутое на кресле покрывало может

прикинуться

чудовищем,

а цветок

на подоконнике –

гр иво й

л ь в а .

Придумывать или подсматривать, на что будут походить в темноте знакомые

предметы,

можно

и самим.

Выключите

свет

и пофантазируйте,

а потом

зарисуйте найденные образы.

Звуки

Попробуйте

нарисовать

то,

что

воспринимают

ушами:

тишину,

шум,

различные

звуки –

в виде

линий,

штрихов

или

фона.

Пример

задания –

зарисовать звук обычного хлопка в ладоши. Как его можно изобразить?

Явления природы

Предложите детям представить и нарисовать ощущения от различных

явлений природы: грозы, дождя, шторма, радуги.

Сказочный мир

Предложите детям нарисовать симпатичный им сказочный мир из какого-

нибудь

произведения.

Обратите

внимание

на проработку

мелких

деталей

рисунка и подробности устройства сказочного быта.

Лупа

Найдите

лупу

и поразглядывайте

какие-нибудь

предметы.

Сорвите

лист

цветка или дерева, рассмотрите вместе узоры, которые образуют прожилки,

видные вблизи. Возьмите лупу на прогулку и смотрите на все интересное, что

попадается

в парке

или

в лесу:

шишки,

камешки,

песок,

кусочки

коры,

росинки на траве. Зимой обязательно поглядите через увеличительное стекло

на снежинки. А затем порисуйте то, чего раньше ребенок не замечал, – не

весь

предмет,

а увеличенный

его

фрагмент:

рисунок

на коре

дерева

или

листке, на камне или ракушке – как будто вы рисуете под увеличительным

стеклом.

Дом рассеянного

Перечитайте стихотворение Маршака про рассеянного, который все делал

наоборот, а потом придумайте и нарисуйте для его героя необычный дом, где

вся

мебель

и предметы

интерьера

стоят

в необычных

местах.

Уговор –

не рисовать ни одной вещи на правильном месте, абсолютно все наоборот.

Может быть, у него вместо люстры висит чайник под потолком. А спит он

не на кровати, а на обеденном столе, заправленном одеялом. И одежду кладет

не в шкаф, а в холодильник и так далее.

Цвета

Как вы знаете, некоторые цвета называют «основными», и из них можно

получить все остальные. Это синий, красный и желтый. Если смешать синий

с красным, то получится фиолетовый, а если синий с желтым – то зеленый.

Если ты перемешаешь их все вместе, выйдет коричневый. Возьмите палитру

с ячейками (так удобнее) и проведите с ребенком несколько экспериментов по

смешиванию цветов. Это хорошо делать красками, а не карандашами или

мелками. Посмотрите, сколько новых цветов получается из трех красок.

Потом

сократите

число

цветов

до

двух –

например

желтого

и красного.

Придумайте

волшебную

страну,

в которой

есть

всего

два

этих

цвета,

и предложите нарисовать ее. Какие там будут деревья? Речка? Небо? Для

колеровки и создания оттенков используйте белый.

Перевертыши

Найдите

и распечатайте

несколько

картинок-перевертышей,

покажите

ребенку, как одно и то же изображение может выглядеть по-разному с двух

сторон.

Попробуйте

самостоятельно

придумать

такие

перевертыши

и нарисовать их.

Необычный дом

Вспомните с ребенком, из чего обычно строят дома: из бетонных блоков,

кирпича, дерева или камня. В сказках попадаются избушки на курьих ножках

или

сладкие

пряничные

домики

с леденцовыми

окошками.

Конечно,

по-

настоящему

таких

домов

не бывает,

но

и в

нашем

мире

существует

множество

необычных

жилищ:

люди

строят

хижины

из

соломы

или

пальмовых листьев, эскимосы – иглу, дома изо льда. Придумайте и нарисуйте

дома

из

необычных

материалов –

мха,

пластиковых

бутылок

из-под

минеральной

воды,

стекла.

Какие

самые

неподходящие

материалы

для

строительства самых невероятных домов вы изобретете?

Кривое зеркало

Если ребенок когда-нибудь видел кривые зеркала, а также обращал внимание

на искажения изображения в лужах с рябью, на машине, чайнике или даже

шланге для душа, предложите ему «поработать» кривым зеркалом самому.

Пусть попробует нарисовать что-то или кого-то так, как будто этот предмет

или

человек

отражается

в кривом

зеркале.

Рисунки

должны

получиться

смешными и позитивными.

Силуэт. Узнай по силуэту

Объясните ребенку, что такое силуэт. В качестве примеров можно показать

рисунки

Елизаветы

Бем.

Помогите

ребенку

рассмотреть

простые

окружающие предметы: стакан, чайник, цветок. Попросите его нарисовать их

силуэты. Поиграйте – по очереди рисуйте силуэты и отгадывайте, что это

были за предметы.

Вид из окна

Если у детей уже развита долговременная память, дайте им задание

нарисовать одно и то же место (вид из окна, да хотя бы дерево под окнами

садика) в разные времена года.

Предметный портрет

Помогите детям составить из разных предметов портрет человека – лицо

или фигурку. Используйте подручные средства – овощи и фрукты, игрушки,

мелкие предметы. То же самое можно не конструировать, а рисовать, как

на картинах Арчимбольдо.

Найди отличие

В пособиях для детей часто встречаются парные картинки, в которых нужно

найти несколько отличий. Решите пару таких задачек, а потом предложите

детям самостоятельно нарисовать для кого-нибудь картинки с разницей.

Удивительные растения

Возможно, вы уже читали книги о Нарнии или смотрели фильм по книге.

В этой сказочной стране в первый день росло все, что посадишь в землю.

Например, из золотой и серебряной монеток вырастали деревья с золотыми

и серебряными

листьями,

которые

звенели

на ветру.

Представьте,

что

вы

оказались в такой стране и теперь можете посадить в землю все, что угодно.

Зонт, лоскут ткани, магнит, книгу, чашку, бусинку, карандаши, лампочку.

Нарисуйте удивительные деревья, которые вырастают из ваших «семян» как

по волшебству. Пусть ребенок сам придумает, что ему было бы интересно

посадить и вырастит свой сказочный сад.

Снег

На прогулке хорошенько рассмотрите с детьми снег и немного поговорите

о ваших

ощущениях

и наблюдениях.

Как

снежинки

сцепляются

друг

с другом?

Какой

снег

на ощупь?

Пусть

подбирают

слова,

ищут

эпитеты.

На что похож снег? Каким он бывает в разных состояниях и при разной

погоде –

когда

тает

на ладони,

скрипит

в морозный

день,

лежит

мокрый

и ноздреватый в оттепель, идет – пушистый или колючий, мелкий, как крупа,

или

мягкими

хлопьями

и пр.

Полепите

из

снега,

порисуйте

веточками

на гладком

снежном

покрове,

придумайте

небольшие

эксперименты,

например,

сдувайте

свежевыпавшие

снежинки

в мороз

и в оттепель,

рассуждая, почему что-то получается или не получается.

Посмотрите,

как

снег

искрится

на свету,

как

он

отражает

разноцветное

освещение от иллюминации, витрин, восхода или заката. Постойте во время

сильного снегопада, подняв лицо вверх – возникает ощущение кружения или

полета. Рассмотрите птичьи следы на снегу. Попробуйте оставить на снегу

разные

отпечатки

предметами

и руками.

Понаблюдайте,

как

снег

падает

с дерева, если его тряхнуть за ветку.

Возьмите немного чистого снега в группу, положите его в прозрачную посуду

и понаблюдайте,

как

он

тает.

Опустите

в снег

включенный

карманный

фонарик. Пропускают ли снежинки свет?

Пофантазируйте, что еще можно сделать со снегом, а потом приступайте

к рисованию. Приготовьте цветную и белую бумагу на выбор и предложите

ребенку

палитру

с тремя

основными

цветами

(синим,

красным,

желтым)

и белым.

Белого

цвета

нужно

намного

больше,

он

понадобится

для

колеровки.

Варианты заданий:

– Нарисуйте свое ощущение от снегопада, от метели. Покажите движения

снежных хлопьев пантомимой, руками, передайте это в рисунке.

– Нарисуйте ощущение от снега, когда вы его держите в руках.

– Нарисуйте, как через снег проходит свет от фонарика.

– Представьте себе предметы, которые занесло снегом. Изобразите сугробы,

в которых угадываются знакомые предметы: машина, скамейка, куст, забытая

на площадке игрушка…

– Нарисуйте, как выглядит одно и то же дерево (например, то, что вы видите

из окна) до и после снегопада. Как выглядит двор, дом, улица?

– Рассмотрите снежинку под увеличительным стеклом. Нарисуйте, как она

постепенно исчезает и превращается в капельку.

Камни

Наберите

камней,

лучше

с разными

качествами

поверхности:

гладких,

шершавых, легко крошащихся, прочных, блестящих, матовых и др. Затем

дайте детям рассмотреть разные камни и поиграть с ними. Спросите его, чем

они отличаются. Если ли у них общие свойства? Предложите детям выбрать

понравившийся камень и передать в рисунке его фактуру.

Птицы

За птицами можно понаблюдать прямо из окна (или повесить на окно

кормушку) или на участке. Рассмотрите, как птица клюет корм, оправляет

крылья,

поджимает

лапки,

понаблюдайте

за

поведением

птиц

в разных

ситуациях –

ухаживанием,

ссорами

из-за

корма

и т.

п.

Попросите

детей

повторить движения птицы и нарисовать ее в разных ситуациях.

Животные

Расскажите ребенку про игру «зеркало», когда игрок повторяет все движения

за тем, на кого смотрит. Предложите ему побыть «зеркалом» для домашнего

животного

(животного

в зоопарке,

на улице,

в гостях).

Попросите детей

показать вам, как кот умывается, «охотится» за игрушкой, насторожился,

лениво греется на солнышке. Попросите описать словами, какое ощущение

ребенок испытывает, когда гладит кота? Какая у него шерстка? Дайте задание

изобразить кота в разном настроении, в движении (следит за птицами за

окном, хватает лапками игрушку, умывается, подпрыгивает за солнечным

зайчиком). Абстрактно нарисуйте мягкость его шерстки. Попросите детей

изобразить, например, кухню так, как видит ее кот (неожиданный ракурс,

новый взгляд на очень знакомые предметы).



В раздел образования